** Провинциальный фотограф (г. Солигалич)

Главная / * КОСТРОМСКИЕ ФОТОГРАФЫ / ** КОСТРОМСКИЕ ФОТОГРАФЫ - СТАТЬИ / ** Провинциальный фотограф (г. Солигалич) 

   Провинциальный фотограф.

 

   Первые  фотографии в Солигаличе появляются в 70-х годах 19 века. Автор неизвестен. Ясно одно, что это фотографии. Сняты Солигалический курорт и ссыльные В.И. Засулич и Болеслав Корсак. Снимки хранятся в нашем музее.

   Состоятельные солигаличане пользовались услугами фотографа Перепелкина Александра Ивановича, имевшего заведения во многих уездных городах Коостромской губернии. Привлекает внимание оформление фотографий. Например, лицевая сторона фото, на которой изображена купеческая семья Сергеевых, представляет собой визитку, небольшое паспарту (специальная картонаая рамка или подклейка под фотографический снимок), внизу визитка-реклама с надписью: «Кабинетный портрет», еще ниже «Русская фотография  А.Перепелкина, в городе Чухломе», в центре вензель «П», украшенный вязью, увенчанный короной. На обороте – стилизованный герб Чухломы, надпись по кругу «Русская фотография А.И.Перепелкина» ниже «В городах Галиче, Чухломе, Солигаличе, Буе, Кологриве, Макарьеве, Кинешме, Юрьевце, Ветлуге, Варнавине».

 

                                        Перепелкин Кострома Чухлома 4

   Хранится в нашем музее и фотоальбом купцов Мироновых, где представлены работы А.И.Перепелкина, С.А.Орлова, В.Иванова, И.И.Хохрякова, М.Д.Дмитриева.

   К концу девятнадцатого века фотография прочно вошла в жизнь солигаличан. В начале двадцатого века в уезде открывается несколько павильонов. В конце девяностых годов минувшего века  начинает осваивать фотодело солигалический мещанин, владелец часового магазина Дмитриев Михаил Дмитриевич (1854 – 1912), выходец из Торопца. Его жена, Анна Степановна Гусева, имела в Солигаличе лавку в торговых рядах «в один раствор» (с одной дверью), торговала красным товаром (мануфактурой). Михаил Дмитриевич арендовал небольшое помещение под часовой магазин в доме Собенниковых на улице Горка, 8 (ныне Советской). Дом был в двух уровнях, внизу (около калитки) в одно окно помещался магазин. Михаил Дмитриевич хорошо разбирался в разных механизмах. Прекрасной  рекламой были механическая кукла и часы с боем  в витрине, устроенной единственном окне магазина. Дмитриева называли в городе «Кулибин», потому что первые механические новинки появлялись у него – фотограф, граммофон, мотоцикл, от шума которого бежали не только куры, но и жители города.

   В этом маленьком магазинчике Михаил Дмитриевич открыл фотографию. Первый его снимок датируется 1990 годом. К фотоделу он приобщил и сына Павла. Павел Михайлович (1882-1952) в десятые годы двадцатого века открыл собственную мастерскую по ремонту часов и фотографию на улице Горка, дом 23. Человек он был увлеченный, принимал участие в постановке спектаклей. Фотографию использовал для их рекламы. В музее имеются его работы, где запечатлены командиры и солдаты Солигаличского гарнизона, служащие казначейства у здания присутственных мест начала 20 века. На обороте реклама – программа спектакля, комедии И.И.Мясницкого «Ни минуты покоя», поставленного обществом любителей драматического искусства. Когда из-за непомерных налогов Павел Михайлович не смог содержать мастерскую, он стал работать корректировщиком у фотографа В.М.Черепанова. Семьи он не имел.

   Его сестра Мария Михайловна была замужем за потомственным купцом второй гильдии Николаем Дмитриевичем Пятышевым. Образование  они получили в Солигаличе. Мария окончила гимназию, а Николай – реальное училище. Он снимал (арендовал) лавку в торговых рядах «в два раствора». По наследству от отца ему достался большой особняк в два этажа, по семь окон на каждом располагалось  по улицу дома. Хозяйственный двор с сараем, сеновалом, амбаром, конюшней (под одной крышей) был не меньшего размера, чем дом. После революции дом на Пятницкой (ныне Карла Маркса) за неуплату налогов был продан. Семья Пятышевых жила по разным квартирам. Материально помочь брату Мария Михайловна не могла. С конца 20-х годов материальные затруднения у Павла Михайловича становятся все сильней, ухудшается здоровье. Умирает он всеми забытый.

   ПЕРВЫМ фотографом на селе был Орлов Сергей Александрович (1867-1919), сын корцовского отходника из деревни Сандоба. Он и сам ходил в отход на заработки в Санкт-Петербург с ранних лет. Обучался малярному ремеслу, специализировался на исполнении росписей. Не всегда отхожий сезон заканчивался удачно, бывали годы, что заработок был маловат, не хватало средств даже на дорогу. Приходилось и зимой подрабатывать. Однажды пришлось ему идти в услужение к питерскому фотографу. Дело его увлекло. Через несколько лет, закончив ученический курс, он стал фотографом. Работал по найму у разных владельцев ателье.

   В 1902 году Сергей Александрович открывает фотографию в селе Корцове. Он женится, покупает дом, к которому пристаивает стеклянный павильон. Декорации и вывеску пишет сам. Поситителей желающих оставить свой образ на память, оказалось много. В отличие от М.Д. Дмитриева Сергей Александрович не был обременен торговыми делами.

   Совершенствуя свое мастерство мастер много путешествует по родному краю. Его интересуют памятники архитектуры, культовые здания и их интерьер, быт, занятия, «типы» крестьян. Он составляет большую коллекцию стеклянных пластинок.

    ОРЛОВ С.А. 2   ОРЛОВ С.А.  в своей мастерской 3                                               ОРЛОВ С.А. 3

   В предреволюционные годы семья переехала в Галич. После смерти Орлова его дети Анна и Николай частично смогли сохранить архив отца. В последние годы он хранился у галичанина Е.А.Шилова, часть этой коллекции сейчас хранится в Галичском музее. И наш музей располагает небольшой коллекцией фотографий работы С.А.Орлова, на них запечатлены культовые здания города и уезда. Часть фотографий хранится в фондах музее-заповедника (быт крестьян, памятники).

   В 1911 году в Солигалич приехала семья Хохряковых. Иван Иванович купил дом на улице Кузнечной. Фотоателье он оборудовал во дворе дома под навесом. Сам расписал задник зала для съемки. Пейзаж был примитивный – два деревца. Мастер работал на дому и по заказам земства. В ателье можно было заказать фотооткрытку, потрет, открытку с видами Солигалича, почтовые открытки с видами окрестностей города. Фотографии Хохрякова по всей вероятности, работала до 1914 года. Период от 1914 до 1922 года в его творчестве не отражен. Это дает нам возможность предполагать, что он был призван в армию.

  В годы нэпа фотография Хохрякова пользовалась большим успехом. В семье было четверо детей, один из мальчиков работал с отцом в 1925-1927 годах. Постепенно налоги «задушили» мастера. Он продал дом и уехал с семьей в 1927 году, в Ленинград. Как сложилась судьба фотографа дальше, нам неизвестно. В фондах музея его творчество представлено фотокопиями и открытками с видами города, любезно представленными сыном Борисом музею в 1978 году: фотооткрытка, потрет И.В.Шумского, первого директора музея (1918г), фотокопии с открыток, славная избушка, г.Солигалич (около 1914г), Солигаличский курорт (1913). Никольский храм – вид с Макарьевского вала (1913), окрестности Солигалича – вид реки Славянки (около 1914г.) пригородная лесная зона «пестерюга», Солигаличский курорт – вид с Макарьевского вала (1924 – 1925г.г), открытое письмо с видами Солигалича: духовное училище, городская площадь, водолечебница, церковь Макарьевская (начало 20 века).

   В те годы существовали небольшие фотографии (павильоны) М.М.Храмцова в Солигаличе и В.Иванова в деревне Соколово Корцовской волости (требуется исследовательская работа). Первый имел видимо , фотографию на Никольской (ныне имени Островского) улице. Два фото семейного архива Л.М.Белоруссова имеют визитку М.М.Храмцова. Фото мастера Григорьевцевской ремесленной школы (начало 20-го века) из альбома Мироновых выполнено фотографом В.Ивановым.

   В годы нэпа солигаличане посещают павильон В.М.Чеепанова на улице Петропавловской, 5. Василий Макарович (1890-1975 г.г.) – сын крестьянина-отходника из деревни Борисовское Гнездинской полости. С 12 лет работал в Питере рассыльным мальчиком в Гостином дворе, затем – наборщиком в типографии Сойкина. По вечерам он посещал вечерние курсы графини Папиной, пользовался ее библиотекой. В 1913 году его призвали в армию, где определили в фельдшерскую школу.

  На фронте он получил первые уроки фотографии. В 1918 году с частями Красной Армии сражался в отряде латышских стрелков под Петроградом. На фронте он женился на латышке Христине Иоган Лацис, сестре милосердия.

  Гражданскую войну семья Черепановых закончила в городе Осташкове (ныне Тверская область). В конце войны у них умерла дочь Свобода. Чтобы поправить здоровье Христины, они поехали на родину Василия Макаровича. Он работает фельдшером в деревне Слободское, затем Троице Зашугомской волости.

   В 1925 году семья переехала в город, купила дом. Хозяин стал работать в больнице, аптеке, а жена на дому – фотографом. Жена – домохозяйка, четверо детей требовали внимания и заботы. Вдвоем с женой развели чудесный сад, выращивали семена редкостных растений, дарили солигаличским огородникам.

  Василий Макарович увлекся работой краеведа, совершил этнографические экспедиции по многим волостям уезда. С рюкзаком за спиной отправился в экспедиции с изыскателями, землеустроителями, краеведами. Итог его путешествий – фото первых коммун, землеустроителей, краеведов, гончаров, кожевников, лесорубов, продавцов.

   В 30-е годы частное ателье закрывается, Черепанов работает фотографом в артели инвалидов. Запечатлел Василий Макарович первые годы войны (фото последнего футбольного матча в Солигаличе 22 июня 1941 года, учителя физкультуры, тренера футболистов В.А.Крутикова, его проводы на фронт в июле 1941 года, проводы учеников на фронт в 1942-1943 годах, сад педучилища).

   В войну и после войны Черепанов работает в педучилище, которому он посвятил несколько фотоальбомов (на снимках запечатлены выпуски с 1935 по 1945 годы). Однако временно работает по 3-4 часа в день фотографом на улице Островского, 4.

   В 1947 году пришел к нему молодой Борис Александрович Шахов (после курсов). Дела было много (а работали – только световой день), фронтовики получали новые паспорта, зашумели свадьбы, рождались дети. Люди спешили жить отметить знаменательные события. В 1950 году Василий Макарович по состоянию здоровья уходит на заслуженный отдых, оставив хорошую память о себе, запечатлев историю Солигалича, и еще продолжая работать изредка по заказам.

Анализируя развитие фотографии в провинции, можно сделать вывод, что отход на заработки сыграл положительную роль в жизни Солигалича, его жителей, почти всех фотографов, о которых шла речь в статье. Фотография позволяет нам заглянуть в прошлое края, увидеть жизнь, быт солигаличан в прошлом.

 

 

   

   Т. Солдовская , директор краеведческого музея им Г.П. Невельского.

Газета "Солигалические вести", 21 февраля 1995 года.