+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
** СМОДОР М.М. - ТВОРЧЕСТВО (Часть 2.)Главная / * КОСТРОМСКИЕ ФОТОГРАФЫ / ** КОСТРОМСКИЕ ФОТОГРАФЫ - СТАТЬИ / ** СМОДОР М.М. - ТВОРЧЕСТВО (Часть 2.)
Часть II Мужской портрет в творчестве М.М. Смодора
При создании мужских портретов, как и женских М. Смодор использовал все свои профессиональные приёмы, чтобы выявить характер, изображаемого на фотопортрете человека, показать его внутренний мир. Вот два фотопортрета стариков. Один сделан в павильоне, а другой в естественных декорациях Рыбной слободы. Какие же они разные.
В начале I Мировой войны в фотопавильон М. Смодора стали приходить галичане, призванные на эту войну. Это были люди, которые уже участвовали в Русско-Японской войне и имели награды, так и новобранцы. И Смодор с большим удовольствием делал их фотопортреты. Хочется сказать несколько слов о фотопортрете молодого Льва Эфраимовича Акима (портрет справа). Этот молодой человек только что окончил первый курс химического факультета университета в Дрездене и приехал в Галич в свой родительский дом. Но началась война и Лев Аким был мобилизован на войну. В дальнейшем Лев Аким был Председателем Совнаркома в Галиче в первые годы Советской власти. Очень много сделал для развития города. В последствии Лев Эфраимович стал учёным-химиком, учёным с мировым именем.
Павильон М. Смодора посещал весь «цвет» Галича – поэты и писатели, городские чиновники и просто интересные люди. На следующем портрете мы видим галичского поэта Соловьёва-Нелюдима (он слева) со своим товарищем по перу.
На следующих фотопортретах запечатлены галичский предприниматель Эфраим Нафтальевич Аким и его сын Лазарь, который впоследствии стал крупным специалистом в Наркомземе и отцом двух замечательных сыновей: Якова Акима, классика детской литературы и Эфраима Акима, выдающегося учёного-математика с мировым именем.
Фотографировал Смодор и первых после Октябрьского переворота 1917 года руководителей Галича. На фотографиях представлены портреты Долматова и Леднева.
М.Смодор любил фотографировать галичан, композиционно ставя их в какие-то театральные позы.
И всё же для М. Смодора, для его творчества, был простой человек с его характером и внутренним миром.
Сохранилось около 10 фотопортретов друга М.Смодора, галичского художника Ивана Ивановича Каликина. С ним Михаил Маркович совместно работали по созданию Галичского краеведческого музея. На этих портретах Смодор пытался передать весь внутренний мир И.И. Каликина.
В заключении главы «Мужской портрет в творчестве М. Смодора» хочется сказать, что М.Смодор вначале принял Октябрьский переворот 17 года, ждал от него каких-то положительных изменений в жизни, но вскоре сильно разочаровался в нем, поскольку увидел, что новая власть всеми силами начала уничтожать всё хорошее, что было в Галиче до переворота. Поскольку ему пришлось делать фотопортреты всех новых чиновников в Галиче, он сделал фотоколлаж, где на фоне дореволюционного Галича поместил портреты всех новых одиозных чиновников, которые были причастны к новым переменам, причём, чем большее влияние они имели, тем больше был их портрет. А внизу этого коллажа поместил надпись, как на могильном камне, думая, что новая власть продержится не долго.
Оставил галичанам М. Смодор и фотопортрет людей, которые утверждали Советскую власть в Галиче и весь их арсенал для достижения этой цели, а также заседание пресловутой «тройки», деливших галичан по сословиям.
|