А. Анохин. Этот безумный XIX век, или циклисты в городе.

Главная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / А. АНОХИН - СТАТЬИ / А. Анохин. Этот безумный XIX век, или циклисты в городе. 

Андрей АНОХИН

         Этот безумный  XIX век, или циклисты в городе.

 В 80-х годах XIX века внимание горожан все чаще и чаще стали привлекать мелькающие на улицах необычного вида механические экипажи. Их седоки производили ногами «крутильные» действия. Занимательная двухколёсная машина, по внешнему виду весьма хилая, к удивлению публики, не только не падала, но и двигалась с порядочной скоростью, уверенно преодолевая дорожные неровности. Механический экипаж с прозрачными колесами, пневматическим ходом, «ночным глазом» на руле воспринимался как нечто фантастическое.

 Несмотря на дороговизну, машин-велосипедов в городе мало-помалу прибывало. В 1852 году местные любители велосипедных передвижений образовали Костромское общество велосипедистов. С началом его деятельности и устройством специальной площадки для спортивных состязаний – циклодрома – велосипедовладельцев стали называть «циклисты».

kmz_kok_31367_pedagogi_smolyaninovskoy_gimnazii_ne_rayee_1908_g_vtoraya_sprava_yunitskaya_sa.jpg

Велосипедисты-преподаватели Смольяниновской женской гимназии. Нач. ХХ в.

 Циклисты-пионеры, объявившись в городских улицах на «стальных конях», вели себя достаточно вольно, демонстрируя прохожим свое исключительно привилегированное положение на проезжей части. Из-за них в более или менее спокойную, отлаженную жизнь улиц вошла неразбериха: участились бывшие редкостью сшибки экипажей, лошади пугались резких звонков, обгонов, становились неуправляемы, несли. Наезды на обывателей стали обычным делом. Падали, получая травмы, и сами циклисты. Городское начальство, видя такое нетерпимое положение, приняло обязательное постановление «О порядке езды в г. Костроме на велосипедах».

 Документ являл собой попытку создания правил уличного движения и состоял из запретов и предписаний, относящихся к поведению циклистов на дорогах. Один из пунктов постановления звучал так: «В случае беспокойства лошадей от появления едущего на велосипеде последний обязан остановиться и сойти с велосипеда». С введением постановления каждый велосипедист должен был уплачивать в городскую управу установленный денежный сбор, получая взамен номерной знак для прикрепления его позади седла.

 Жестяной «нумер» заставил циклистов быть более осмотрительными и аккуратными. Прежде, если по вине циклистов случалось какое-либо недоразумение, то большинство их прихода полиции не дожидалось – исчезало в неизвестном направлении. Изловить виновника представлялось делом несбыточным. Теперь присутствие на машине номера, различимого даже издали, удерживало седоков от скорых, необдуманных действий. Скрывшись с места дорожного происшествия, педалирующие лица благодаря номерам без труда отыскивались и подвергались наказанию.

 Одной из причин частых аварий было неумение начинающих ездоков должным образом управлять велосипедной машиной. С 1902 года члены городской управы устраивали экзамены велосипедистам на право езды по городу. На площадке при управе выкладывались поленья, и экзаменующийся должен был объехать их, не задевая, также «проехать доску, под серединой которой было положено тоже полено». Выдержавшим испытания выдавался номер.

 Вообще следует заметить, что город для развития обывательского циклизма имел в смысле оснащённости все. В магазинах предлагался патентованный велосипедный товар всяких фирм как отечественных, так и заграничных. Торговля по велосипедной части латыша Л. Ф. Демме на Русиной улице считалась выдающимся заведением. Среди услуг, предлагаемых им, клиенты имели «годовой ответственный уход и надзор за машинами, велосипедами. Хранение на зиму велосипедов». Горожане, не имеющие возможности приобрести велосипеды в собственность, брали их за плату в прокат.

 Для любителей лёгкой наживы велосипеды всегда были привлекательными предметами, кражи их в городе не были редкостью. Заботливый хозяин, оставляя машину в людных местах, непременно пристегивал её к чему-либо цепными замками и дорогими патентованными запорами.

 Число велосипедовладельцев год от года росло, и весьма часто случалось так, что городская управа не успевала заготавливать номерные знаки и выдавала вместо них свидетельство об уплате велосипедного сбора (1 руб. 50 коп.). В 1913 году в городе числилось более 800 машин. Наступала пора протоколов, объяснений, наказаний. Циклисты, блистая никелированными частями машин, вольно педалировали по тротуарам и скверам, предпочитая «неосторожную езду» вопреки всяким постановлениям и запрещениям. 

19_20.jpg

«Циклист»-любитель у Сусанинского сквера. Нач. ХХ в.