+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
А. Анохин. Гонщик «Чёрная смерть».Андрей АНОХИН Гонщик «Чёрная смерть». В 1890-х годах в Костроме появились первые ревнители велосипедного спорта. Когда число их достигло трёх десятков, они пожелали составить общество с целью возбудить обывательский интерес к новому механическому виду спорта, заботясь при этом и о собственном физическом совершенстве. В декабре 1891 года члены предполагаемого общества выработали его устав. А в январе 1892 года, находясь в ожидании его утверждения Министерством внутренних дел, лидер энтузиастов Алексей Александрович Зарайский уже хлопотал перед городской управой о сдаче «места городской земли за Павловской заставой… для устройства на ней циклодрома и необходимых при этом помещений». Утверждение устава Костромского общества велосипедистов последовало 17 апреля 1892 года. Председателем его стал А. А. Зарайский. Членскую годовую плату назначили в шесть рублей. Члены общества имели право на ношение собственного нагрудного знака. Кроме основной деятельности – насаждения интереса к велосипедному спорту – устав общества предполагал «рысистые бега, катания на тройках и верхом, гонки на тройках и конькобежство».
Сильвестр Иогансон, член Костромского общества любителей спорта. Нач. ХХ в. Первый праздник спортсмены отпраздновали весьма оригинальным способом: «Взят был небольшой пароходик, и господа велосипедисты с небольшим количеством гостей отправились с музыкою вниз по Волге до Чернопенья. Здесь велосипедисты прокатились по окрестностям. Затем устроены были танцы, и общество в весьма весёлом настроении под звуки марша при бенгальском освещении и массе фонариков, освещавших пароход, возвратилось в Кострому … во втором часу ночи». Последующие совместные прогулки мало чем отличались от приведённого описания и больше носили вид развлекательный: обозревали местности, пили чай, танцевали, избирая на то пригородные живописные уголки. Собственно спортивной ездой – накатыванием вёрст, тренировками на дальность – каждый спортсмен занимался отдельно. Велосипедное дело в спортивном отношении расцвело, когда открылся собственный циклодром общества. Хлопоты Зарайского увенчались успехом: городские власти, понимая полезность затеянного предприятия, на льготных условиях передали в пользование просимый обществом участок земли, на котором прежде имели место конские бега. К лету 1893 года гоночный трек с длиной круга в 362 сажени (771 м) и павильон-клуб открылись для всех желающих постичь искусство езды на стальных конях. Такую возможность предоставили собственными машинами члены велосипедной корпорации. В ту пору велосипед при стоимости от 100 руб. был далеко не всякому по карману. Здесь же за небольшую плату «ежедневно велись ученья и практическая езда». С членов общества, не имевших собственных велосипедов, плата не взималась, как не взималась она с детей и воспитанников учебных заведений. Еженедельно по средам господа велосипедисты устраивали упражнения на быстроту. С началом летних сезонов на циклодроме проводились грандиозные праздники, где кроме обычных катаний по треку можно было видеть езду на велосипедах с препятствиями, лазание на мачту, бег в мешках. К услугам публики имелись площадка для игры в кегли, тир, чайный буфет. Нередко бывали и лекции с «туманными картинами» (слайдами). В праздничные дни здесь жгли обязательный фейерверк и приглашали «оркестр музыки».
Костромские любители спорта. Сидит первый слева А. Касаткин, на переднем плане – С. Иогансон. Нач. ХХ в. К концу века стальных коней в городе заметно прибавилось. Дела в первом велосипедном представительстве торгового дома «Жорж Блок», коим управлял А.А. Зарайский, шли весьма неплохо (в 1894 году им было продано до сорока велосипедов). Кроме дорогостоящих машин обывателю явилась возможность приобретать подержанные экземпляры ценой до 40 рублей. Число велосипедовладельцев год от года росло, а вот желающих циклировать спортивно становилось всё меньше и меньше. Циклодром с великолепным парком и полным спортивным обустройством опустел. В 1909 году, видя участок городской местности оставленным, гласные думы приняли решение о распланировании и сдаче его в арендное содержание. Спортивная жизнь в городе с утратой циклодрома, однако, не замерла: циклисты проводили состязания прямо на городских улицах или пригородных трактах. Неорганизованные «спортсмэны», не желая терять времени даром, совершали не только привычные вылазки до загородного трактира «Капернаум», что располагался в нескольких верстах по Галичскому тракту (один из любимейших маршрутов), но и пускались в самые отдалённые путешествия. Любителей многовёстных велосипедных предприятий находилось немало. 25 июня 1913 года два местных велосипедиста – Романов и Алый – отправились на велосипедах в Петербург. Добравшись до Ярославля на пароходе, они через Москву покатили к столице и благополучно прибыли туда 1 июля. Наконец летом 1914 года группа спортсменов и лиц, сочувствующих спортивному делу, взяла в аренду сад на окраине города, назвавшись товариществом «Нескучный сад». Благодаря энергичным усилиям арендаторов-энтузиастов садовая местность ожила по-циклодромовски, по праву став преемницей утраченной спортивной площадки за Павловской заставой. Состязания циклистов приобрели регулярность. На гонки вновь стали приглашать иногородних спортсменов. Забытая система призов, заведённая на заре костромского циклизма, возродилась с новой силой. Когда-то в качестве призов назначали специальные жетоны, большие и малые, из серебра и золота, дорогостоящие вещи, ленты с надписью «Лучший ездок города Костромы», мы своего товара и жертвовали для награждения «ценныя серебряныя вещи». Губернаторы дозволяли учреждать призы своего имени. От публики женское общество назначало дамский» приз. Всё это вновь вошло в спортивный обиход, только вместо жетонов учредили переходящий приз - бокал весом в один фунт серебра, который вручали по окончании сезона лучшему гонщику.
Жетон члена Костромского общества велосипедистов. Нач. ХХ в. Для усиления зрелищных эффектов вечерами устраивали «огненные гонки». К стальным коням прикрепляли бенгальские снаряды, и заворожённые потрясающим действом зрители имели удовольствие наблюдать летящих в искрах по кругу циклистов.
Гонщик Сыромятников. 1910-е гг. В Нескучном саду впервые состоялись гонки мотоциклета и велосипеда. Заметим, кстати, что победу одержал велосипедист, ибо езда на мотоцикле по садовому треку с его крутыми виражами не представлялась лёгкой. Чтобы возбудить интерес публики, многие заезды объявлялись анонимно: гонщик-маска «Чёрная смерть», «Чёрная маска» и т.п. Обыкновенно гонщик, скрывающийся под маской, представлялся публично на следующий день. Выдающийся садовый сезон остановила Первая мировая война. На другой год сад возобновил работу, но гулянья и гонки назначались уже не так часто. Цель празднеств была теперь одна – сбор средств в пользу воинов и их семей, помощь больным и раненым в костромских госпиталях.
|