А. Анохин. Костромской парфюм.

Главная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / А. АНОХИН - СТАТЬИ / А. Анохин. Костромской парфюм. 

 Андрей АНОХИН

Костромской парфюм.

 По утверждению исследователей, костромички XIX века взяли от старины «страсть к белилам и румянам, которыми в праздничные и торжественные дни без всякого милосердия» натирали молодые крестьянские свои и без того белые и румяные лица. Это если говорить о сельском женском населении. Горожанки этими «косметическими продуктами» не пользовались, поскольку арсенал косметических и гигиенических средств русских и иностранных фабрик в изобилии предлагался аптеками и аптечными магазинами.

 В XIX веке на русской парфюмерно-гигиенической почве более всего обрёл места  Генрих Брокар. Его благовонные продукты – одеколоны, духи, мыло – первенствовали на рынке России. Сорт «Народное мыло» по цене 1 копейка имел спрос вплоть до самой революции.

brokar_1.jpg

 Из местных производств в Костроме в 1888 году имелся всего один завод по приготовлению одеколона, духов и разных душистых вод. Судя по стоимости акцизного сбора (2 руб.), предприятие было маломощным. Однако среди действующих провизоров имелись попытки расширить костромской гигиенический рынок. Но они по причине новизны дела успеха не имели.

 В этом смысле одним из первых был провизор Англин, служивший в аптеке макарьевского купца Михалёва. В 1886 году он испросил разрешение у губернского правления на выработку «разных косметических средств: одеколона, духов, зубных эликсиров, зубных порошков и пр.» Но ввиду непредставления им во врачебное отделение губернского правления образцов для химического исследования на предмет определения «как минеральных, так и растительных ядов», дело не состоялось.

Реклама парфюмерных фабрик. Нач. ХХ в.

Реклама парфюмерных фабрик. Нач. ХХ в.

 Шёл 1912 год. Приближались юбилейные торжества. Всякий аптекарь хотел насытить свой ассортимент новыми товарами и, если бы случилось возможным, выбросить на рынок собственно изготовленные препараты гигиенического и косметического свойства.

 В мае того же года аптекарский помощник Л. Шкляринский представил во врачебное отделение Костромского губернского правления образец косметического средства под названием «Зубной порошок “Чистоль”». После исследования компетентными лицами оказалось, что порошок не содержит в составе своём вредных для здоровья веществ и потому может приготовляться для продажи. Эксперты не давали заключения о пользе и действенности порошка (это не входило в их функцию), и «Чистоль» явился на костромской рынок. Каковы были о нём отзывы обывателей, нам сие неизвестно.

 Кроме того, аптека Шкляринского предложила покупателю юбилейное мыло «Аида», которое посвящалось «городу Костроме и юбилею 1913 г.» «Аида», представленная шестью сортами, имела разную стоимость – на разный кошелёк. Было ли произведение местного парфюма собственным сочинением г. Шкляринского, или это был обычный рекламный трюк?..

1248856014_36_1883_1917.jpg

 В том же 1912 году помощник аптекаря по фамилии Кролик получил от  правления размещение на производство и реализацию крема-рекорда «Метаморфоза», впервые произведенного в условиях местного рынка. По цене он был доступен даже простолюдинкам, а потому недавнее – «щёчку клюковкой намажу, бровки углём наведу» - постепенно поменяло косметическую культуру.

preyskurant.jpg

 Увы, в производстве «личной помады» фармацевту отказали. В большом количестве в ней «содержались свинцовые белила, которые хотя и не принадлежат к ядовитым веществам, но всё же не принадлежат и к совсем безвредным». В планах г-на Кролика имела место мысль об организации большой собственной «Северной Костромской лаборатории», которая возможно, могла бы конкурировать с компанией г-на Брокара. По этому предприятию случиться было не суждено, так как Кролик не представил губернскому начальству соответствующих бумаг.

 Самым популярным местом народных гуляний в Костроме был городской бульвар. Здешнее общество, прогуливаясь в отдохновениях, старалось привести себя в соответствующий вид как в одеждах, так и в косметическом отношении. Букет ароматов, исходивших от публики, был соткан из всевозможных одеколонов и душистых вод. Как заметил очевидец подобных променадов, «пахнет потом и духами на бульваре нашем пыльном…».

kmz_nv_8818_1_reklama.jpg