Алексеевская церковь

 АЛЕКСЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Алексеевская церковь  

Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 21:

33. Преподобнаго Алексия, человека Божия.

Каменная, двухэтажная, построена вместо ветхой деревянной, бывшей в Гашееве переулке, в1759 году; верхний же этаж устроен в 1762 году, с каменною колокольнею.

Престолы в честь Святителей: Василия Великаго, Димитрия, Митрополита Ростовскаго, и преподобных: Алексия, человека Божия, Зосимы и Савватия Соловецких.

Причта состоит: священник, диакон и пономарь.

Земли при церкви 276 кв. саж., и после упраздненной в Гашееве переулке церкви десятина 1,060 кв. саж. Два плана и две межевыя книги на обе земли имеются. Прихожан муж. пола 170, жен. 248, дворов 44. Проценты с капитала 607 руб. 14 коп. поступают в пользу церковнаго причта, а с капитала 107 руб. 14 коп. в пользу церкви.

**************************************************

 

Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. – 407 с.  - С. 9-10:

Алексеевская г. Костромы, каменная двухэтажная, с каменной колокольней. Устроена с разрешения и благословения преосв. епископа Дамаскина священником Иоанном Федоровым с приходскими людьми на средства прихожан и жертвователей - нижний этаж в 1763 г., а верхний - в 1775 г. Вокруг церкви деревянная ограда. В нижнем этаже один престол во имя Алексия, человека Божия, и св. Василия Великого, в верхнем этаже один престол во имя святит. Димитрия Ростовского и преп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.

Из икон замечательны:

1) большой деревянный крест осьмиконечный с изображением распятия Спасителя в медной позолоченной ризе; вверху его написан Господь Саваоф, на котором риза, а равно и на распятом спасителе венец серебряные вызолоченные без пробы, крест древняго письма

2) икона в серебряной позолоч. ризе с 42-мя частицами мощей разных св. угодников Божиих, в том числе вмч. Пантелеймона; в 1795 г. перенесена из упраздненной Васильевской церкви, считается чудотворною;

3) икона Алексия человека Божия, очень древняго письма в ризе и венце серебряных вызолоч. 84 пр., перенесена из упраздненной деревянной Алексеевской церкви;

4) икона Зосимы и Савватия в серебряной 84 пр. довольно ценной ризе, местными жителями особенно чтимая.

В церкви имеется капитал 2224 р. 84 к. При церкви имеется Никольское общество трезвости.

Ближайшие церкви: Златоустовская и Троицкая.

Причт: священник и в сане диакона псаломщик. Жалованья от казны не получают. Общий капитал причта 7043 р. 33 к.; от аренды огородной земли в количестве 1 д. 1561 кв. саж. причт получает 120 р. Доходу от богослужения на долю священника с поручными приходится 895 р., а на долю диакона-псаломщика с поручными 290 р. Помещения – церковныя для священника и диакона-псаломщика. В пользовании причта 1 десятина 1561 кв. саж. огородной земли. Планы и межевыя книги имеются.

Прихожан муж. п. 348, ж.п. 366. Прихожане всех сословий и различных занятий. В приходе раскольников и сектантов нет, а в соседстве есть раскольники австрийцы и поморы.

При церкви существует одноклассная церковно-приходская школа, смешанная.

**************************************************

 

Памятники архитектуры Костромской области:

 

Церковь Алексеевская, втор. пол. XVIII в.; перв. пол. XIX в.

Катушечная, ул, д. 14, лит. А

Кирпичная, оштукатуренная двухэтажная церковь, решенная в сдержанных формах барокко, интересна своей необычной объемной композицией и внутренней структурой. Она сооружена в бывшей Гашеевой слободе, вместо обветшавшего деревянного храма, на средства прихожан. Строительство осуществлялось в два этапа: собственно храм возведен в 1759-1762 гг., а трапезная и нижний ярус колокольни — предположительно в 1770-х гг. Верхние два яруса колокольни, а также западное крыльцо относятся к первой половине XIX в. Эти части церкви, как и барабан храма с главой, были сломаны в советское время и восстановлены в ходе реставрационных работ 1988-1992 гг. (арх. И.Ш. Шевелев).

Продольно-осевая композиция церкви состоит из вытянутого в направлении “запад-восток” четверика храма, ориентированной поперечно трапезной со скругленными углами и трехъярусной колокольни. Четверик храма с равной ему по ширине полукруглой апсидой завершен глухим восьмигранным барабаном, фигурной восьмидольной кровлей и луковичной главкой. Квадратный двухэтажный нижний ярус колокольни несет два цилиндрических яруса. С запада примыкает крыльцо в виде открытой двухмаршевой лестницы с палаткой на верхней площадке. Основным элементом наружного декоративного убранства являются рамочные наличники окон с ушами, зрительно объединяющие фасады всех частей церкви. Фасады четверика в три оси окон и апсиды выделяются своеобразным мотивом верхней части объема, решенной в виде аттика. Расположенные здесь над окнами второго этажа полукруглые арочки воспринимаются, как сандрики, которые завершают наличники, и одновременно, как традиционные кокошники, восходящие к допетровской архитектуре. Центральный проем первого этажа на южном фасаде четверика, который ориентирован на переулок, соединяющий церковь с ул. Лавровской, первоначально имел арочную форму и служил входом в нижний храм. Фасады трапезной, в отличие от храма, расчленены междуэтажным карнизом. Двухосевая средняя часть выделена пилястрами, охватывающими оба этажа. По-другому решено и завершение стен: грубовато профилированный антаблемент трактован аналогично трапезной. Верхние ярусы с арочными проемами звона, обработанные пилястрами, выдержаны в стиле позднего классицизма. Круговой балкон третьего яруса и главка в виде короны сообщают колокольне индивидуальный характер.

Особенностью внутренней структуры церкви являются единое пространство храма и апсиды (разделяющая их стенка на первом этаже поставлена недавно). Благодаря этому свод алтаря играет активную роль в формировании пространства самого храма. На первом этаже храм перекрыт коробовым сводом со щековыми распалубками над окнами, который замыкается с востока над алтарем. На втором этаже свод храма имеет необычную в сечении кривизну, близкую к стрельчатой.

Бесстолпная трапезная в обоих этажах перекрыта лотковым сводом с крупными распалубками над западной и восточной стенами. Художественное убранство интерьера сохранилось частично, только в верхней церкви на сводах и люнетах, оказавшихся на чердаке после приспособления храма под жилье в советское время, когда по уровню пят сводов был устроен плоский потолок. Росписи выполнены в технике клеевой живописи. Изображения небесных сил сгруппированы по склонам свода. В подножье — кучевые облака, на фоне — розовощекие херувимы. Монументальные фигуры ангелов, архангелов и прочих небесных сил изображены в рост, их одежды нарядны, орнаментированы растительным узором. Сюжетный состав росписи свода и стиль письма характерны для стенописи конца XVIII — начала XIX веков. В тимпане над алтарем — “Тайная вечеря”. Композиция написана на основе гравюры с известной росписи Леонардо да Винчи в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие. Живопись масляная, письмо академичное, но грубоватое по цвету, возможно, это следствие перерождения красок под воздействием температуры, так как рядом проходили трубы дымохода печей. На сводах трапезной фрагментарно сохранились орнаментальные композиции в стиле гризайли, имитирующие лепной растительный узор. Фриз, выполненный в этой же технике и проходящий на уровне пят сводов, зрительно объединяет пространство храма и трапезной. Росписи свода и композиция “Тайная вечеря” реставрированы в 1994 году художниками Г.Б. и А.Г. Губочкиными.