Беляев И. 1863 г.

Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 7-10. 

Костромский, кафедральный, Успенский Собор.

Соборный летний храм каменный, о пяти золоченных главах, древней архитектуры; построен великим князем костромским и владимирским Василием Ярославичем, младшим братом св. благовернаго князя Александра Невскаго.

Василий Ярославич, по званию Квашня, был удельным князем костромским с 1259 года, а великим князем владимирским и костромским с 1272 года, и в течении шести лет великаго княжения жил в Костроме, где скончался и погребен в церкви св. Феодора в 1277 году. Неизвестно с достоверностью, в бытность ли сего Князя удельным князем костромским, или во время его великаго княжения во Владимире и Костроме, но не подлежит никакому сомнению то, что явление чудотворнаго Образа Пресвятыя Богородицы Феодоровския, в 16 день августа последовало сему князю, который тем великим и дивным событием после двух пожаров в непродолжительное время, один за другим последовавших и истребивших в Кремле города частныя здания и две деревянныя церкви — Троицкаго Собора и Феодора Стратилата, где находился явленный и чудотворный Образ Божьей Матери, но чудесно во время пожаров оставшийся невредимым, был наиболее расположен с благочестивою ревностью начать построение каменнаго, существующаго и в наше время храма, неоднократно впоследствии разширеннаго.

Олтарь сего храма первоначально состоял из двух частей, из коих в первой, с правой стороны, был устроен престол в честь св. великомученика Феодора Стратилата, во второй — в честь Божией Матери; а потому в летописях и других письменных документах храм сей и называется иногда храмом св. Феодора Стратилата, а иногда храмом Пресвятыя Богородицы. После же разобрания, по ветхости, каменнаго Троицкаго Собора по близости находившагося, а особенно после пожаров, истребивших в 1654 году деревянную церковь Троицкаго Собора, а в 1679 году все церкви и здания, находившияся в Кремле, каменный храм, устроенный великим князем Василием, в летописях и других актах стал называться Богородицким Успенским Собором. Кафедральным собором сделан в 1835 году. Когда было разширено здание храма чрез отнесение западной стены онаго на место, теперь тою стеною занимаемое, а потом и ко всему зданию приделана была крытая галлерея с двух сторон с пристройками для помещения ризницы и других принадлежностей церковных: то и самый олтарь с двумя престолами оказался тесным. Потому в линию с олтарем с левой стороны и пристроена третья часть; в следствие чего олтарь, сделавшись трехчастным, и доселе остается таковым. В последнюю часть олтаря, по ея yстроении, перенесен престол св. великомученика Феодора Стратилата в 1666 году, а прежнее место осталось предолтарием. В 1835 году и сей придел вновь распространен приделанною наружною стеною, продолженною к западу в линию со всем зданием храма.

Престолы в семь храме в честь: Божией Матери, празднования ея Успения, в приделе: св. великомученика Феодора Стратилата.

Зимний соборный храм каменный, крестообразный, новой архитектуры, с одною золоченою главою, построен в 1776-1791 годах в линию с каменною в четыре яруса колокольнею. Кресты на главах обоих храмов и колокольне и шпиц на последней вызолочены.

Престол в славу Богоявления Господня на Иордане.

Во время многократных пожаров, а особенно во время великаго пожара, бывшаго в 18-й день мая, 1773 года, утратились все сокровища Соборнаго храма и все письменные памятники древности. Чудесным образом сохранилась только древняя, неоцененная святыня — Явленный и чудотворный образ Божией Матери Феодоровския, в высоту мерою в 14 ¼, и в широту в 11 ¼ вершков, исключая ручки, как принадлежности Иконы Запрестольной, с изображением на противоположной стороне св. мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы. На лицевой стороне Образа золотая риза в 20 Фунтов 39 золотников, с золотым венцом; венец и риза украшены разными драгоценными каменьями; прочий же оклад кругом всего Образа и ручки серебряный, золоченый.

Древния принадлежности к сей Иконе: 1) Рясны, более двух четвертей аршина в длину и в вершок ширины, низанныя в решетку по золотой фольге крупным жемчугом, с золотыми колодками и кольцами, из коих первыя украшены цветными драгоценными камнями — изумрудами, яхонтами и бурмицкими зернами. На колодках рясн вырезана надпись: «Божиею милости Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович, всея России Самодержец и великая старица Марфа Иоанновна приложили сии рясны на Кострому в Соборную церковь к чудотворному Образу Пресвятыя Богородицы Феодоровския, в пятое лето государства своего». 2) Жемчужная накладная риза. На этой ризе по грунту мелкаго жемчуга низаны травы и разводы самым крупным жемчугом. Между звездами из восточнаго хрусталя устроены: эмалевый крест и золотыя скобы, украшенныя алмазами и яхонтами. Между многими цветными камнями считается достойным внимания лазоревый, с рельефным изображением святителя Николая.

Икона Божией Матери Феодоровския, шеатилистовая, в серебряном позолоченном окладе, с венцом и цатью. На цате вырезана следующая надпись «Ceй святый Образ пожалопал в кладу в Костромской Собор Успения Божией Матери Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России».

Икона св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с апокалипсийскими откровениями, писанными по золотому полю, с надписью: «Писан сей святых Откровений Образ при державе Великаго Князя Иоанна Васильевича всея России Самодержца, при Макарие Митрополите Московском, в лето от Р. Христова 1559». Высота иконы 2 арш. 10 вер., широта 2 арш. и 5 вершков.

Принадлежности Собора, в последствии времена приобретенныя и достойныя внимания:

1) Золотой напрестольный крест, в котором 250 золотников. 2) Напрестольный крест серебряный, золоченный, в котором веса 3 Фунта 10 золотников, с вырезанною на нем надписью: «построен сей крест 1786 года, июня 25 дня, в Соборную церковь Пресвятыя Богородицы Феодоровския, что в городе Костроме, рачением доброхотных дателей при Преосвященном Павле». 3) Напрестольный серебряный, золоченный крест, обнизанный по лицевой стороне жемчугом, с резною надписью: «сделан сей крест в Костромской Успенский Собор по бывшем пожаре 1773 года, мая 18-го дня, из сгоревшаго и имевшагося в том Соборе креста вкладу Государя, Царя и великаго князя Михаила Феодоровнча всея России Самодержца и найденнаго серебра. А делан 1774 года, по благословению преосвященнаго Епископа Симона Костромскаго и Галицкаго церковными вкладными деньгами. А в нем весу 124 золотника с половиною». 4) Золотые сосуды с принадлежностями, в которых золота 10 Фунтов и 24 золотника. 5) Сосуды серебряные, золоченные, с аниксовою чашею потира, весом в 9 Фунтов и 53 золотника. 6) Сосуды серебряные, золоченные, в коих веса 10 Фунт, и 30 золотников; устроены в 1776 году костромским мастером Григорием Ратьковым. 7) Напрестольное Евангелие, в высоту аршин с полувершком, в широту 12 ½ вершков, в серебряном золоченном окладе. Веса во всем Евангелии 2 пуда 2 фунта. Печатано при Елисавете Петровне в 1759 году, в феврале. 8) Напрестольное Евангелие, печатанное на александрийской большаго формата бумаге в 1698 году при Петре I, в серебряном золоченном окладе. Под изображениями каждаго из Евангелистов подписано славянским почерком: «Построил сие святое Евангелие в святую соборную и апостольскую церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения, еже во граде Костроме, костромитянин же, посацкой человек, Трофим Алексиев, сын Ботников, желая душе своей вечнаго блаженства и родителям своим поминовения вечно». 9) Величественный ковчег, серебряный, золоченный, высотою в 1 арш. 9 ½ верш., изображающий собою круглую ротонду, коей верхняя часть поддерживается 8 колоннами на четырех пьедесталах, на которых предстоят четыре Евангелиста для охранения гроба Господня, осеняемаго символическим изображением Св. Духа. 10) Царския врата в летнем Соборном храме серсбряныя, чеканной работы.

Вес серебра 2 пуда, 37 фунтов и 53 золотника. 11) Серебряное паникадило в том же летнем храме. Вес серебра 5 пудов, 15 Фунт, и 46 золот. Сделано в 1802 году. 12) В обоих храмах на всех местных иконах серебряные, золоченные ризы; и пред всеми местными иконами подсвечники и лампады серебряные.

Причта, по штату третьеклассной епархии, при кафедральном Соборе положено: Протоиерей, ключар, священников 2, протодиакон, диаконов 2 и иподиаконов 2, псаломщиков 4, сторожей 3, звонарей 4 и просфорня.

На содержание соборнаго причта получается из казны жалованья каждогодно 1,357 руб. 95 коп. С капиталов, — внесенных разными лицами и в разныя времена навсегда в государственныя кредитныя учреждения, для поминовения их рода при Богослужениях церковных, — состоящих из 5,373 руб. 33 коп., получаются в пользу соборнаго причта законные проценты. В пользу соборных церквей получаются проценты с капитала 2,733 рубля 91 копейка, обращающегося в тех же кредитных учреждениях.

Здания, принадлежащия Собору, в черте квадратом устроенной каменной ограды с железными решетками: 1) каменный двухэтажный дом для временнаго помещения Епархиальнаго Преосвященнаго; 2) каменный двухэтажный дом, в котором временно помещаются: духовная семинария и духовное уездное училище; 3) каменный флигель, служащий для помещения соборнаго причта.

Земли, принадлежащей Собору, под соборными церквами и означенными зданиями вместе с церковною площадью, состоит 1,400 кв. сажен; а вне церковной ограды, с южной стороны, земли принадлежащей Собору имеется 2,408 кв. сажен.

Здания принаддежащия Собору и состоящия в городе: 1) двухэтажный каменный дом и такой же флигель, устроенные в 1821 году для помещения соборнаго причта. Земли под сими зданиями и при оных 1,600 кв. сажен. 2) Каменная часовня в гостином дворе, с лавочкою в нижнем этаже 3) каменная полулавка в том же гостином дворе.

В 1797 году причислено к Собору, две десятины земли, прежде принадлежавшей упраздненному Троицкому Собору. На все земли планы и межевыя книги при Соборе хранятся.

Из числа колоколов, находящихся на Соборной колокольне, 1-й весом в 1,160 пудов, 2-й в 500, 3-й в 300, 4-й в 200, 5-й в 100 пудов. Более перваго из сих по весу во всей Костромской Епархии нет.

Крестные ходы кругом города совершаются каждогодно, в три воскресные дни поста св. Апостолов Петра и Павла.