Логин:
Пароль:
08.08.2019

  В Костроме 6 августа 2019 года открылась выставка под открытым небом «Гербы Костромской области». Экспозиция расположилась на площадке в Мелочных рядах, недалеко от музея «Губернский город - Кострома». Здесь установлены 27 ярких стендов, рассказывающих о гербах и флагах всех муниципальных образований Костромской области. На открытии выставки приняли участие костромские краеведы, историки, литературоведы, музейные работники, представители общественности и жители города. 

18.07.2019
Школьники и студенты педагогического колледжа под руководством взрослых краеведов завершили большую исследовательскую работу. В городе Галич Костромской области состоялась презентация сборника лучших туристических маршрутов «Сплав поколений. Молодежное экскурсионное бюро».
18.06.2019
Сегодня молодые экскурсоводы-практиканты из МЭБ "Сплав поколений" провели несколько квест-экскурсий по городским достопримечательностям для гостей со всей Костромской области. Заглянули и в наш выставочный зал на фотоэкспозицию Михаила Смодора. Так появилось фото на память.
28.05.2019
28 мая состоялся финал областной сетевой квест-игры, организованный ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» совместно с ГБУ ДО КО «Эколого-биологический центр «Следово» имени Ю.П. Карвацкого». 
В номинации «Команда обучающихся» победила команда «Новаторы» МОУ «Гимназия № 1 имени Л. И. Белова» городского округа г. Галич. ПОЗДРАВЛЯЕМ! Особенно приятно, что участники команды - члены Молодежного экскурсионного бюро г. Галича.
Ребята активно участвуют в реализации нашего проекта "Сплав поколений. Молодежное экскурсионное бюро". А задачи нашего проекта и сетевой квкст игры почти полностью совпадают. Это популяризация исторического и культурного наследия Костромской области, развитие образовательного туриза, создание новых образовательных маршрутов.
01.04.2019

  В Костроме отметили День рождения Снегурочки. Поздравить её пришли сотни маленьких и взрослых костромичей. В этом году торжества прошли под девизом «Чудеса в переплёте» и были посвящены чтению. В полдень на Сусанинской площади состоялось театрализованное представление «Сказки в облаках». 

ЭТО ИНТЕРЕСНО ...

 

 

 


  

  

 

 



Информеры - курсы валют

* Д. Сидоров. Дворянский капитал и сословное образование.

Главная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / * Д. Сидоров. Дворянский капитал и сословное образование. 

 

Дмитрий Сидоров,

 

кандидат исторических наук,

заведующий отделом ГАКО

 

ДВОРЯНСКИЙ КАПИТАЛ И СОСЛОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 Вопрос образования занимал одно из центральных мест среди дел дворянского сословного правления. Для организации образовательного процесса требовался определённый капитал. По данным, собранным Особым совещанием через губернских предводителей и Министерство просвещения, общая сумма дворянских расходов на эти цели по 32 губерниям, в том числе и Ко-стромской губернии составила с начала XIX в. по 1898 г. около 21 млн. руб. единовременных вкладов и в среднем по 371,8 тыс. руб. ежегодных. Из этих сумм дворянские общества внесли единовременно 13,4 млн. руб. и около 278,8 тыс. ежегодно; остальное приходилось на долю пожертвований отдельных лиц1.

 Дворянские общества делали взносы при открытии того или иного учебного заведения, взамен дворяне пользовались преимущественным правом помещать своих детей в учебные заведения, большая часть которых обучалась и воспитывалась бесплатно, числясь дворянскими стипендиатами.

 Внутри дворянства особое предпочтение отдавалось закрытому типу заведений, среди которых были распространены кадетские корпуса. Почти при каждой гимназии были учреждены пансионы-приюты – сословные закрытые общежития со специальным штатом воспитателей. Предпринимались попытки организовать так называемые «дворянские институты» – сословные средние общеобразовательные учреждения. Пансион-приюты, дворянские институты находились в ведении предводителей дворянства и почётных попечителей, избиравшихся собраниями также на трёхлетие. Попечители входили и в состав педагогических советов тех учебных заведений, в учреждении которых дворянство участвовало своими капиталами.

 Составной частью капитала Костромского дворянства являлся воспитательный капитал или «капитал, имеющий исключительное назначение»2. Он состоял из следующих частей:

 – свободный воспитательный капитал;

 – воспитательный капитал В.А. Дурново;

 – капитал пансионеров и полупансионеров губернской гимназии;

 – капитал пансионерок Романовского института;

 – капитал пансионерок Нерехтского Мариинского училища3.

 Остановимся на характеристике каждого из них.

 Свободный воспитательный капитал назначался и контролировался на собрании предводителей дворянства. Этот капитал, не был закреплён ни за каким учебным заведением, он предназначался для оказания денежной помощи в деле образования бедным дворянам губернии.

 Воспитательный капитал В.А. Дурново.

 Василий Акимович Дурново (1780-1834) – типичный мелкопоместный дворянин Костромской губернии. От отца унаследовал только небольшую деревеньку Стан в Чухломском уезде, в которой проживало всего 16 душ. Десятилетним мальчиком отдан родителями в Морской корпус. Окончив его, В.А. Дурново гардемарином ходил в плавания из Архангельска в английские порты и обратно, а в начавшейся войне с Францией, в 1799-1800 годах, принимал участие в экспедиции адмирала Макарова к берегам Голландии. Возвратившись из этого плавания, Василий Акимович в 1801 г. Получает перевод на Каспий, и вся его дальнейшая служба, с 1801 по 1807 г., проходит на Каспий-ском море. Вскоре он сделался вместе с богатейшим человеком того времени, князем Борисом Николаевичем Юсуповым, владельцем рыбных промыслов на Каспийском море. С 1817 года Дурново живёт в Москве, где покупает большие каменные доходные дома, выстроенные после пожара 1812 г. Позднее он приобретает две роскошные подмосковные усадьбы, имение в Тульской губернии у княгини Волконской. Незадолго до своей кончины в 1834 г. В.А. Дурново составил завещание, по которому большую часть своих капиталов и недвижимого имущества завещал в пользу беднейших дворянских детей Костромской губернии4.

 Большая часть его недвижимой собственности была продана и весь капитал в размере 169 477 руб. 8 коп.5, состоявший из ценных бумаг, долговых документов, наличных денег – составили «ка-питал Дурново», и вплоть до революции 1917 г. на проценты от этого капитала ежегодно обучались 24 дворянских сына Костромской губернии. 12 – в Петербургском морском и 12 – в Московском кадетском корпусах. С каждым годом процент от суммы капитала возрастал, что позволило в 1865 г. «…употреблять на содержание пансионерами при губернской гимназии тех воспитанников, которые изъявят желание… продолжать специальное военное и морское обучение в означенных заведениях…»6. Ежегодно на содержание каждого мальчика, 10-14 летнего возраста, в Петербургском морском корпусе тратилось 300 руб., а на содержание в Московском – 200 руб. из сумм капитала Дурново. Стипендиаты назначались на собрании пред-водителей дворянства, так же помимо стипендиатов могли назначаться и кандидаты, которые ввиду своего возраста могли поехать учиться только на следующий год.

 Губернский предводитель дворянства не только контролировал состояние воспитательного капитала, его приход и расход, но и был вынужден реагировать на изменения в системе народного образования.

 В связи с принятием новых правил поступления в кадетские корпуса, утверждённых 20 января 1864 года, по которым «от поступающих требуются такие познания, какие приобретаются последовательно в 1, 2, 3, 4, 5, классах общего курса гимназии»7, собранием предводителей дво-рянства принимается решение об обучении избранных стипендиатов Дурново первоначально при пансионе Костромской гимназии на средства капитала, а затем уже и в военных корпусах.

 В 1869 году был упразднён 2-ой Московский кадетский корпус, поэтому по распоряжению Министра внутренних дел дворянские дети Костромской губернии стали обучаться на средства капитала Дурново в Нижегородской военной гимназии и Ярославской военной прогимназии.

 Капитал пансионеров и полупансионеров губернской гимназии. Дети дворян Костромской губернии могли получать образование и в Костромской мужской гимназии, основанной в 1804 г. Гимназическое образование давало возможность поступления в высшие учебные заведения.

 В 1837 г. при губернской гимназии был учреждён пансион, в котором могло обучаться и жить 30 пансионеров на средства дворянства. В 1857 г. вводится полупансионное содержание для 10 мальчиков, т.е. дворянство оплачивало только половину за обучение и проживание в пансионе, другую половину – родители воспитанника. Вообще обучение в пансионе было очень удобной формой получения образования, особенно для уездного дворянства.

 Главным в вопросе образования дворянских детей был момент зачисления в пансион при гимназии. На имя губернского предводителя дворянства поступало письмо от директора гимназии, в котором он указывал количество свободных пансионерских и полупансионерских вакансий. Так же на имя предводителя поступали прошения от дворян о зачислении их детей в пансион на дворянское содержание. На собрании предводителей дворянства рассматривался «… предварительно список допускаемых к баллотированию малолетних дворян и подлежащие к тому сведения и документы, и исключая из списка тех, которых родители, по собранным справкам, имели возможность воспитывать детей своих без пособия дворянства, баллотировали остальных по жребию, посредством закрытых билетов. Старшие по жребию поступали на имевшиеся вакансии, младшие оставались кандидатами и поступали в пансион на вакансии в продолжение года»8. Обучаться на средства дворянства могли только дети бедных дворян губернии, внесенные в родословную книгу.

 Прошений от дворян о зачислении детей на пансионное содержание поступало с каждым годом всё больше и больше, ввиду этого на Дворянском собрании от 11 декабря 1871 г. были приняты правила, «определяющие порядок допущения недостаточных дворян губернии к пользованию воспитательными капиталами сословия…»9.

 По решению губернского дворянства пользоваться воспитательным капиталом могли только дети, чей доход составляет менее 200 руб., «… разделяясь на 2 разряда: 1-й – с доходом до 150 руб.; 2-й – с доходом от 150 до 200 руб. Второй разряд по жребию допускается лишь на вакансии, оставшиеся незамещёнными первым разрядом, и преимущественно на половинное содержание. Дети дворян, записанные по родословной книге губернии после реформы 1861 года, и не владевшие до того времени имениями в губернии, а потому нисколько не участвующие в образовании воспитательных капиталов, по всей справедливости, пособием не пользуются»10.

 23 июня 1870 г. на собрании предводителей дворянства была рассмотрена записка губернского предводителя Н.П. Карцова о назначении стипендий бедным дворянским детям из сбережений воспитательного капитала.

 В ней говорилось, что «по воспитательным фондам дворянства для содержания пансионеров при гимназии и в специальных заведениях, каждый год остаются сбережения…, я полагаю бы возможным и крайне полезным из указанных сбережений назначить ежегодно сумму до 1000 руб. в подотчётное распоряжение губернского предводителя, для вспоможения лучшим ученикам из числа недостаточных дворян… в нем я вижу единственное пока средство хоть несколько пробить дорогу нашим бедным и даровитым дворянам к высшему образованию и приготовить в них признательных и способных деятелей на пользу нашего сословия»11.

 Таким образом, на собрании было принято решение о выделении суммы в размере до 500 руб. для назначения стипендии учащимся гимназии в составе от 15 до 40 руб., и суммы в размере до 1000 руб. для начисления пособия при поступлении дворянина в высшее учебное заведение.

 Но не всегда в бюджете дворянства оставались деньги, на трёхлетие с 1874 по 1877 гг. оказалась большая недоимка от поступления сумм штатного капитала. Ввиду такого положения было созвано три губернских чрезвычайных собрания, одно из которых 15 января 1875 г. было посвяще-но предмету закрытия дворянского пансиона при Костромской мужской гимназии. 18 ноября 1875 г. было принято решение: «большинством 27 голосов против 10 утверждено заключение комиссии о закрытии пансиона и основании взамен его стипендий…»12.

 Данное постановление дворянства губернатором было расценено как ходатайство и направлено на имя Министра внутренних дел. Министр не признал возможности вступления в силу решения костромского дворянства ввиду того, что « согласно с §4 ст. 136 св. зак. о сост., который требует, чтобы отмена постановлений о добровольных складках была утверждена числом голосов не меньшим против того, коим принято первое постановление…»13.

 От Министра народного просвещения пришло уведомление о том, чтобы «… прилагать возможное старание о поддержании существующих при гимназии пансионов и открытии новых…»14.

 Капитал пансионерок Романовского института.

 В 1850 г. костромское дворянство приняло решение о строительстве Романовского института, сословного учебного заведения для дочерей дворянства, для этой цели начался сбор средств от дворянства, владеющего имениями на территории губернии. Но в 1860 г. строительство института было отложено. В этом же году на съезде дворянства от Почётного попечителя гимназии Александра Николаевича Григорова поступило предложение «об отделении для Романовского института части здания, строимого им для женской гимназии, с готовностию сделать пристройку к тому зданию для 50 воспитанниц…»15. Предложение А.Н. Григорова было радушно принято на собрании.

 В 1862 г. училище А.Н. Григорова было преобразовано в женское училище первого разряда с 6-ю классами, и только в 1870-м г. получило статус гимназии с 7-летним курсом обучения.

 3 июня 1865 г. в доме дворянства были приняты первые воспитанницы Романовского пансиона. 20 девочек были зачислены на полное содержание губернского дворянства и 20 девочек «на половинное содержание дворянства с доплатою  от себя по 100 рублей»16.

 Открытие Романовского пансиона состоялось 30 августа 1865 г. в присутствии губернатора, губернского предводителя, директора гимназий, родителей и самих воспитанниц.

 В 70-е годы в гимназии появляется 8-ой педагогический класс, успешное окончание которого давало право на звание домашних наставниц и учительниц.

 С 1872 г. почётным попечителем Григоровской женской гимназии был избран бывший губернский предводитель Н.П. Карцов, он же был председателем попечительского совета гимназии и Романовского дворянского пансиона. Именно попечительский совет запрашивал необходимые средства от губернского предводителя и предоставлял отчёт об их расходовании.

 Но не всегда средства из сумм дворянского капитала на содержание пансионеров поступали вовремя, об этом свидетельствует письмо на имя предводителя «от председателя попечительского совета Григоровской гимназии Н.П. Карцова о высылке денег за содержание пансионерок за 1-ое полугодие 1873 г.»17. На собрании предводителей дворянства и депутатов заявление Н.П. Карцова было рассмотрено и высказано возмущение: «…будь-то бы дворянство уплачивает за содержание своих воспитанниц по полугодиям не вперёд, как требуется 8 учебным заведениям, а назад, т.е. по окончании полугодия содержания пансионерок»18.

 Девочки также могли получить образование за счет сумм дворянства и в Нерехтском Мариинском училище. В отличие от воспитанниц Григоровской гимназии девочки в училище были только на пансионном содержании. Плата за пансион составляла 200 рублей (не считая платы за обучение дополнительным предметам). «Если пансионерок набиралось более 10, то каждая третья могла рассчитывать на бесплатное содержание, если их родители могли официально засвидетельствовать свою бедность»19.

 Таким образом, следует отметить, что дело образования дворянских детей носило очень важный аспект в вопросе организации дворянского самоуправления. Существовал специальный воспитательный капитал, из фонда которого отчислялись средства для обучения детей «недостаточного» дворянства, как в учебных заведениях Костромской губернии, так и других губерниях Российской империи. Помощь беднейшему дворянству губернии в пореформенный пе-риод занимает центральное место в рамках сословного правления. Этот вопрос, прежде всего, решался через Дворянскую опеку и при помощи пособий на мелкопоместные имения, явившиеся последствиями Крестьянской реформы 1861 года.

Примечания

1 Корелин А.П. Дворянство в пореформенный период России 1861-1904 гг. Состав, численность, кор-поративная организация. – М., 1979. – С. 170.

2 Отчёты к очередному Костромскому губернскому дворянскому собранию. За трёхлетие с 1860 по 1863 гг. – Б.м., б.г.

3 Отчёты к очередному Костромскому губернскому дворянскому собранию 1871 г. За трёхлетие с 1-го ноября 1868 г. по 1-е ноября 1871 г. – Кострома, 1871.

4 Григоров А.А. Из истории Костромского дворянства. / Сост., вступ.ст. и примечание Н.А. Зонти-кова. – Кострома, 1993. – С. 273-274.

5 Отчёты к очередному Костромскому губернскому дворянскому собранию. За трёхлетие с 1860 по 1863 гг. – Б.м., б.г.

6 Отчёты к очередному Костромскому губернскому дворянскому собранию 1871 г. За трёхлетие с 1-го ноября 1868 г. по 1-е ноября 1871 г. – Кострома, 1871.

7 Отчёты к очередному Костромскому губернскому дворянскому собранию. За трёхлетие с 1863 по 1866 гг. – Б.м., б.г.

8 Там же.

9 ГАКО. Ф. 1314. Оп. 1. Д. 4. Л. 7.

10 Там же.

11 Отчёты к очередному Костромскому губернскому дворянскому собранию 1871 г. За трёхлетие с 1-го ноября 1868 г. по 1-е ноября 1871 г. – Кострома, 1871.

12 Отчёты к очередному Костромскому губернскому дворянскому собранию 1878 г. За трёхлетие с 1-го ноября 1874 г. по 1-е ноября 1877 г. – Кострома, 1878.

13 Отчёты к очередному Костромскому губернскому дворянскому собранию 1878 г. За трёхлетие с 1-го ноября 1874 г. по 1-е ноября 1877 г. – Кострома, 1878.

14 Там же.

15 Отчёты к очередному Костромскому губернскому дворянскому собранию. За трёхлетие с 1860 по 1863 гг. – Б.м., б.г.

16 Там же.

17 ГАКО. Ф. 122. Оп. 1. Д. 3852.

Л. 4.

18 Там же.

19 Сизинцева Л. Девичье учебное заведение. // Губернский дом. – 2000. – № 1. – С. 68.