+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
Е.П. Вознесенский. Путешествие Благовернаго государя Великаго Князя Михаила Павловича, в августе, 1817 годаГлавная / * КОСТРОМА - КОЛЫБЕЛЬ ДОМА РОМАНОВЫХ / РОМАНОВЫ В КОСТРОМЕ / ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ / Е.П. Вознесенский. Путешествие Благовернаго государя Великаго Князя Михаила Павловича, в августе, 1817 года
Путешествие Благовернаго государя Великаго Князя Михаила Павловича, в августе, 1817 года. Вознесенский Е.П. Воспоминания о путешествиях высочайших особ, благополучно царствующего Императорского Дома Романовых в пределах Костромской губернии. – Кострома: Типография П. Андроникова, 1859. - C. 44-49
И се! отверсты пред Тобою те самыя врата, коими соименитый Тебе предок, Государь Михаил Феодорович, исшел отсюда устроить счастие умоляющих его сынов России. Гряди, вторый Михаил, порфироносный сын Павла перваго! Гряди в достопамятные врата сии: посети обитель, которую Екатерина Великая милостиво посетить благоволила, тамо узриши олтарь, на который древле юный Михаил первый возложил торжественный обет спасти Россию от бедствий и возвеличить паче всех царств земных. (Из речи протоиерея Даниила Груздева)
19 августа, 1817 года, было тем радостным днем в ХIХ столетии, в который Кострома узрела царственнаго Внука Великой Императрицы Екатерины II, Благовернаго Великаго Князя юнаго Михаила II,. соименнаго своему царственному Родоначальнику и в том же юношеском возрасте, в каком находился Царь Михаил Феодорович в год своего воцарения. Успенский собор первый удостоился принять под своими вековыми сводами юнейшаго из царственных детей Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны. Ректор Костромской семинарии, архимандрит Август имел счастие у св. врат встретить Его Высочество и приветствовать речью. Обитель преподобнаго Ипатия вторая узрела в своих стенах Великаго Князя Михаила Павловича, путешествовавшего по России в сопровождении знаменитаго героя Эриванскаго, князя Варшавскаго, Ивана Феодоровича Паскевича. Его Императорское Высочество был встречен с крестным ходом у тех священных врат, кои устроены в память двух знаменитых событий: исшествия Царя Михаила Феодоровича из мирнаго места своего спасения в царствующий град Москву и посещение Императрицы Екатерины, в 1767 году. Кафедральнаго Троицкаго собора протоиерей Даниил Груздев приветствовал Высокаго Посетителя красноречивою и весьма приличною обстоятельствам речью (*Сия речь напечатана в описании Костромскаго Ипатиевскаго монастыря. Москва, 1832 года, стран. 93). «Быстрая молва – предтеча шествия твоего, всюду по счастливым брегам Волги разливает жажду зреть, Великий Князь, а пришествие Твое и грады и веси наполняет веселием. Но ни-едино место в пространной Империи не имеет столь справедливых причин радоваться при воззрении на Тебя, Высокий наш Посетитель, как град наш, а наипаче cия древняя обитель, смирению и молитвам посвященная. При имени Михаила она сотрясает дряхлость свою, юнеет и препоясуется веселием. Все сердца сущих здесь трепещут от радости, воскрешая в памяти те времена, когда не столько крепость сих стен, сколько крепость верных сердец предков наших хранили в ней последнюю надежду бедствующаго отечества нашего – отрасль фамилии Романовых, предопределенных судьбами Превечнаго царствовать в России, и назидать ея славу и благоденствие. И се! отверсты пред Тобою те самыя врата, коими соименитый Тебе Предок, Государь Михаил Феодорович, изшел отсюду устроить счастие умолявших Его сынов России. Гряди вторый Михаил, Порфирородный сын Павла перваго! гряди в достопамятныя для нас врата cии; посети обитель, которую Екатерина Великая милостиво посетить благоволила. Тамо узриши олтарь, на который древле юный Михаил возложил первый торжественный обет – спасти Россию от бедствий и возвеличить паче всех царств земных. А мы, в сердечном умилении взирая на Тебя, Высокаго Потомка его, возложим на оный же олтарь жертву благодарения, за исполнение обетов энаменитаго предка славным и великим потомством Его». По случаю наступления вечерняго времени, Его Высочество, выслушав в Троицком соборе обычное молебное пение и. после многолетия, приложившись с Xpистианским смирением и благоговением к святым иконам, поспешил возвратиться в Кострому. 20 Августа было посвящено на исторический обзор всех достопримечательностей Ипатиевской обители. Царское место – дар Царя Михаила Феодоровича, ризница и библиотека, заключающая в себе целую коллекцию драгоценных вкладов дома Годуновых, обратили особенное внимание и возбудили любопытство Великаго Князя. В особенности два рукоцисныя Евангелия и две псалтири обратили преимущественное внимание Великаго Посетителя обители. Евангелие, по преданию, написано рукою несчастной княжны Ксении Борисовны Годуновой, на александрийской бумаге, в коем начальные буквы отделаны золотом и цветными красками. В этом Евангелии св. Евангелисты нарисованы искусною кистью списательницы свящ. Евангельскаго текста. Родословие Спасителя росписано и украшено бордюром, не уступающим иллюстрированным изданиям настоящаго времени, самым изящным.
При Евангелисте Марке изображены двенадесятые праздники. При Евангелисте Луке родословие Спасителя. Евангелист Иоанн представлен на обнаженных скалах таинственнаго Патмоса, передающим Божественное учение о Богочеловеке ученику Прохору. При сем Евангелисте изображены главныя чудеса, описанныя сим Евангелистом. В конце Евангелия следующия изображения священныя из последних минут Господа нашего Иисуса Христа: 1) Тайная Вечеря, на которой отдельно преподает Свое Тело и Свою Кровь св. своим ученикам. 2) Вечеря в дому Симона. 3) Умовение ног. 4) Pacпятиe Господне. 5) Просьба Иосифа Аримафейскаго у Пилата о погребении тела Иисусова. 6) Снятие со креста. 7) Положение во гроб. 8) Воскресение Христово. 9) Вознесение Христово. Второе Евангелие рукописное писано в 1605 году, при Царе Борисе Феодоровиче, и пожертвовано болярином Дмитрием Иоанновичем Годуновым. Родословие у Евангелиста Матфея. На полях Евангелия находятся изящныя изображения главных событий в жизни Спасителя. Символическое изображение Евангелиста Марка. Сцены из искушения Спасителя. Символическое изображение Евангелиста Луки. Благовещение и рождество Иоанна Крестителя. Символическое изображение Евангелиста Иoaннa. Господь окружен девятью чинами ангелов. Сотворение Адама и его падение. Псалтири пожертвованы Дмитрием Иоанновичем Годуновым и писаны: первая в 1591 году, с картинами на каждый псалом, объясняющими содержание каждаго псалма, вторая – в 1594 году. Желательно бы было, чтоб кто-либо из предприимчивых книгопродавцев сделал иллюстрированное издание Богодухновенных псалмов, по образцам, хранящимся в ризнице Ипатиева монастыря.
Из утвари: – шитая жемчугом плащаница и образ Живоначальныя Троицы, по преданию, работы Княжны Ксении Борисовны. Святительския и священническия ризы, украшенныя жемчугом. Золотые сосуды, украшенные яхонтами и изумрудами, в 1599 году, принесенные в дар обители, Димитрием Годуновым, весом в 9 фунтов и 24 золотн.; при них лжица с рукоятью, украшенною бурмитским зерном и изумрудом, копие и звездица с такими же украшениями. Работа столь отчетлива и изящна, что легко может соперничать с лучшими произведениями Сазикова и других мастеров. Слюдяный фонарь с приличными на верху башенками и запрестольный крест, принесенные посольством из Москвы, прибывшим в Кострому, по случаю избрания на царство Михаила Феодоровича. При посещении келлий своего царственнаго Родоначальника, в коих Царь Михаил Феодорович и матерь Его инокиня Марфа Иоанновна укрылись от козней своих врагов и обрели спасение, поражен был их крайнею простотою и свое изумление выразил в следующих словах: «вот какие были царские чертоги!» Его Высочество, заметя на сводах келлий щели, исправление их приказал отложить до прибытия в Кострому Императора Александра Благословеннаго, имевшаго намерение посетить Кострому и Ипатиевскую обитель, по выражению г. А.Н. Муравьева, первоначальное гнездо, отколе с такою славою воспарил птенец opлий и крылами осенил разросшееся под ним царство Русское во все страны света». (* Мысли о православии, А.Н. Муравьева. стр. 127).
|