Е.П. Вознесенский. Путешествие Благовернаго государя Великаго Князя Михаила Павловича, в августе, 1817 года

Главная / * КОСТРОМА - КОЛЫБЕЛЬ ДОМА РОМАНОВЫХ / РОМАНОВЫ В КОСТРОМЕ / ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ / Е.П. Вознесенский. Путешествие Благовернаго государя Великаго Князя Михаила Павловича, в августе, 1817 года 

Путешествие Благовернаго государя Великаго Князя Михаила Павловича, в августе, 1817 года.

Вознесенский Е.П. Воспоминания о путешествиях высочайших особ, благополучно царствующего Императорского Дома Романовых в пределах Костромской губернии. – Кострома: Типография П. Андроникова, 1859. - C. 44-49

 

Великий князь Михаил Павлович
Великий князь Михаил Павлович

И се! отверсты пред Тобою те самыя врата, коими соименитый Тебе предок, Государь Михаил Феодорович, исшел отсюда устроить счастие умоляющих его сынов России. Гряди, вторый Михаил, порфироносный сын Павла перваго! Гряди в достопамятные врата сии: посети обитель, которую Екатерина Великая милостиво посетить благоволила, тамо узриши олтарь, на который древле юный Михаил первый возложил торжественный обет спасти Россию от бедствий и возвеличить паче всех царств земных.

(Из речи протоиерея Даниила Груздева)

19 августа, 1817 года, было тем радостным днем в ХIХ столетии, в который Кострома узрела царственнаго Внука Великой Императрицы Екатерины II, Благовернаго Великаго Князя юнаго Михаила II,. соименнаго своему царственному Родоначальнику и в том же юношеском возрасте, в каком находился Царь Михаил Феодорович в год своего воцарения. Успенский собор первый удостоился принять под своими вековыми сводами юнейшаго из царственных детей Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны. Ректор Костромской семинарии, архимандрит Август имел счастие у св. врат встретить Его Высочество и приветствовать речью.

Обитель преподобнаго Ипатия вторая узрела в своих стенах Великаго Князя Михаила Павловича, путешествовавшего по России в сопровождении знаменитаго героя Эриванскаго, князя Варшавскаго, Ивана Феодоровича Паскевича. Его Императорское Высочество был встречен с крестным ходом у тех священных врат, кои устроены в память двух знаменитых событий: исшествия Царя Михаила Феодоровича из мирнаго места своего спасения в царствующий град Москву и посещение Императрицы Екатерины, в 1767 году. Кафедральнаго Троицкаго собора протоиерей Даниил Груздев приветствовал Высокаго Посетителя красноречивою и весьма приличною обстоятельствам речью (*Сия речь напечатана в описании Костромскаго Ипатиевскаго монастыря. Москва, 1832 года, стран. 93).

«Быстрая молва – предтеча шествия твоего, всюду по счастливым брегам Волги разливает жажду зреть, Великий Князь, а пришествие Твое и грады и веси наполняет веселием. Но ни-едино место в пространной Империи не имеет столь справедливых причин радоваться при воззрении на Тебя, Высокий наш Посетитель, как град наш, а наипаче cия древняя обитель, смирению и молитвам посвященная. При имени Михаила она сотрясает дряхлость свою, юнеет и препоясуется веселием. Все сердца сущих здесь трепещут от радости, воскрешая в памяти те времена, когда не столько крепость сих стен, сколько крепость верных сердец предков наших хранили в ней последнюю надежду бедствующаго отечества нашего – отрасль фамилии Романовых, предопределенных судьбами Превечнаго царствовать в России, и назидать ея славу и благоденствие. И се! отверсты пред Тобою те самыя врата, коими соименитый Тебе Предок, Государь Михаил Феодорович, изшел отсюду устроить счастие умолявших Его сынов России. Гряди вторый Михаил, Порфирородный сын Павла перваго! гряди в достопамятныя для нас врата cии; посети обитель, которую Екатерина Великая милостиво посетить благоволила. Тамо узриши олтарь, на который древле юный Михаил возложил первый торжественный обет – спасти Россию от бедствий и возвеличить паче всех царств земных. А мы, в сердечном умилении взирая на Тебя, Высокаго Потомка его, возложим на оный же олтарь жертву благодарения, за исполнение обетов энаменитаго предка славным и великим потомством Его».

По случаю наступления вечерняго времени, Его Высочество, выслушав в Троицком соборе обычное молебное пение и. после многолетия, приложившись с Xpистианским смирением и благоговением к святым иконам, поспешил возвратиться в Кострому.

20 Августа было посвящено на исторический обзор всех достопримечательностей Ипатиевской обители. Царское место – дар Царя Михаила Феодоровича, ризница и библиотека, заключающая в себе целую коллекцию драгоценных вкладов дома Годуновых, обратили особенное внимание и возбудили любопытство Великаго Князя. В особенности два рукоцисныя Евангелия и две псалтири обратили преимущественное внимание Великаго Посетителя обители. Евангелие, по преданию, написано рукою несчастной княжны Ксении Борисовны Годуновой, на александрийской бумаге, в коем начальные буквы отделаны золотом и цветными красками. В этом Евангелии св. Евангелисты нарисованы искусною кистью списательницы свящ. Евангельскаго текста. Родословие Спасителя росписано и украшено бордюром, не уступающим иллюстрированным изданиям настоящаго времени, самым изящным.

Ксения Годунова и Лжедмитрий I
Ксения Годунова
и Лжедмитрий I

При Евангелисте Марке изображены двенадесятые праздники. При Евангелисте Луке родословие Спасителя.

Евангелист Иоанн представлен на обнаженных скалах таинственнаго Патмоса, передающим Божественное учение о Богочеловеке ученику Прохору.

При сем Евангелисте изображены главныя чудеса, описанныя сим Евангелистом.

В конце Евангелия следующия изображения священныя из последних минут Господа нашего Иисуса Христа:

1) Тайная Вечеря, на которой отдельно преподает Свое Тело и Свою Кровь св. своим ученикам.

2) Вечеря в дому Симона.

3) Умовение ног.

4) Pacпятиe Господне.

5) Просьба Иосифа Аримафейскаго у Пилата о погребении тела Иисусова.

6) Снятие со креста.

7) Положение во гроб.

8) Воскресение Христово.

9) Вознесение Христово.

Второе Евангелие рукописное писано в 1605 году, при Царе Борисе Феодоровиче, и пожертвовано болярином Дмитрием Иоанновичем Годуновым.

Родословие у Евангелиста Матфея.

На полях Евангелия находятся изящныя изображения главных событий в жизни Спасителя.

Символическое изображение Евангелиста Марка. Сцены из искушения Спасителя.

Символическое изображение Евангелиста Луки. Благовещение и рождество Иоанна Крестителя.

Символическое изображение Евангелиста Иoaннa. Господь окружен девятью чинами ангелов. Сотворение Адама и его падение.

Псалтири пожертвованы Дмитрием Иоанновичем Годуновым и писаны: первая в 1591 году, с картинами на каждый псалом, объясняющими содержание каждаго псалма, вторая – в 1594 году.

Желательно бы было, чтоб кто-либо из предприимчивых книгопродавцев сделал иллюстрированное издание Богодухновенных псалмов, по образцам, хранящимся в ризнице Ипатиева монастыря.

Покров на гробницу Сергия Радонежского. Работа, приписываемая Ксении Годуновой
Покров на гробницу Сергия Радонежского.
Работа, приписываемая Ксении Годуновой

Из утвари: – шитая жемчугом плащаница и образ Живоначальныя Троицы, по преданию, работы Княжны Ксении Борисовны. Святительския и священническия ризы, украшенныя жемчугом. Золотые сосуды, украшенные яхонтами и изумрудами, в 1599 году, принесенные в дар обители, Димитрием Годуновым, весом в 9 фунтов и 24 золотн.; при них лжица с рукоятью, украшенною бурмитским зерном и изумрудом, копие и звездица с такими же украшениями. Работа столь отчетлива и изящна, что легко может соперничать с лучшими произведениями Сазикова и других мастеров.

Слюдяный фонарь с приличными на верху башенками и запрестольный крест, принесенные посольством из Москвы, прибывшим в Кострому, по случаю избрания на царство Михаила Феодоровича.

При посещении келлий своего царственнаго Родоначальника, в коих Царь Михаил Феодорович и матерь Его инокиня Марфа Иоанновна укрылись от козней своих врагов и обрели спасение, поражен был их крайнею простотою и свое изумление выразил в следующих словах: «вот какие были царские чертоги!» Его Высочество, заметя на сводах келлий щели, исправление их приказал отложить до прибытия в Кострому Императора Александра Благословеннаго, имевшаго намерение посетить Кострому и Ипатиевскую обитель, по выражению г. А.Н. Муравьева, первоначальное гнездо, отколе с такою славою воспарил птенец opлий и крылами осенил разросшееся под ним царство Русское во все страны света». (* Мысли о православии, А.Н. Муравьева. стр. 127).