Е.П. Вознесенский. Путешествие Великих Князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича, в августе, 1850 года, в Нижний-Новгород.

Главная / * КОСТРОМА - КОЛЫБЕЛЬ ДОМА РОМАНОВЫХ / РОМАНОВЫ В КОСТРОМЕ / ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ / Е.П. Вознесенский. Путешествие Великих Князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича, в августе, 1850 года, в Нижний-Новгород. 

Путешествие Благоверных государей и Великих Князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича, в августе, 1850 года, в Нижний-Новгород. 

(Вознесенский Е.П. Воспоминания о путешествиях высочайших особ, благополучно царствующего Императорского Дома Романовых в пределах Костромской губернии. – Кострома: Типография П. Андроникова, 1859. - С. 107-115.)

 

Автографы Великих князей Михаила и Николая Николаевичей

С душевным удовольствием, по прибытии в Кострому, Мы осмотрели древнюю обитель Ипатиевскую и сохраняемыя в ней достопримечательныя вещи, в особенности те смиренныя келлии, где некогда любезнейший предок Наш – юный Михаил Феодорович с материю своею, инокинею Mapфою Иоанновною, обитал.

В память чего, Мы оставляем, за собственноручным нашим подписом, ceй лист. 8 августа 1850 года.

(*Сей лист, как незабвенный памятник, хранится в царских покоях Ипатиевской обители).

8 августа, 1850 года, в 9 часов утра, большой колокол Костромскаго кафедральнаго собора возвестил гражданам радостную весть о прибытии в наш град Августейших Посетителей и повторял свои стройные звуки до 2¼ по полудни,– до времени прибытия Их Императорских Высочеств. Время весьма благоприятствовало. Народу было безчисленное множество; целыя тысячи поселян, бросивших свои сельския занятия, собрались и наполняли весь левый берег Волги, Сусанинскую площадь и площадь между бульваром и собором.

Великий князь Михаил Николаевич
Великий князь Михаил Николаевич

Августейшие Братья прямо подъехали, в сопровождении своего руководителя, генерала Философова, и начальника губернии И. В. Каменскаго, к святым вратам кафедральнаго собора, где были встречены преосвященным Леонидом, с соборным и градских церквей духовенством, с Крестом и святою водою. После приложения ко Кресту и окропления пути Их Императорских Высочеств, в предшествии духовенства и архипастыря, чрез трапезу летняго, замечательнаго по своей древности и византийскому зодчеству, собора, взошли во внутренность его и изволили слушать обычную эктению и многолетие Царствующей Фамилии, у праваго столба храма, с поразительным для всех очевидцев благоговением и юношескою скромностию. После целования Креста, возносили теплыя молитвы пред чудотворным ликом Феодоровския Божия Матери, коей копии преосвященный имел счастие поднести Их Императорским Высочествам, как памятник и залог того особеннаго покровительства Приснодевы, которое она явила первому Их Родоначальнику.

Из собора Их Императорския Высочества изволили отправиться в приготовленную для Их Высочеств квартиру, в дом действ. стат. совет. А. П. Шипова.

Великий князь Николай Николаевич старший
Великий князь Николай Николаевич
старший

Здесь Костромский преосвященный Леонид (ныне Екатеринославский) имел счастие представиться Их Императорским Высочествам и представить членов Духовной Koнсистории. Благоверные Великие Князья благосклонно изволили спрашивать каждаго порознь: кто при какой церкви служит? Какия проходит особыя обязанности? Когда кто определен? Представление продолжалось около 20 минут. Bеликие Князья изъявили особенное удовольствие, что Господь привел их в Кострому.

Кроме Успенскаго соборнаго храма, Благоверные Великие Князья посетили обитель преподобнаго Ипатия и приходскую церковь Воскресения Христова, находящуюся на Дебринской улице, идущей по берегу Волги, весьма, замечательную по своей оригинальной архитектуре XVII века и внутренним украшениям и древней церковной утвари (*Сведения о посещении Их Императорских Высочеств заимствованы из рапорта настоятеля сей церкви,протоиерея П. Аскаринскаго, от 10 августа на имя преосвященнаго Леонида).

Ворота церкви Воскресения на Дебре
Ворота церкви Воскресения на Дебре

Церковь Воскресения Христова, что в Дебре, отличающуюся своим древним зодчеством времен Царя Алексея Михайловича, посетили Их Императорския Bыcoчества, Великие Князья, Николай Николаевич и Михаил Николаевич, и с глубоким богоговейным вниманием обозревали имеющиеся в ней памятники древности:

1) Евангелие, напечатанное в четверь листа, в Кутене, в 1651 году, вместе с апокалипсисом.

2) Два напрестольные креста. Первый – с мощами, 8 вершков, серебреный, позолоченный, обнизанный жемчугом; на нем надпись: лета 7190 (1682) декабря построися сей честный крест ко храму Воскресения Христова, зовомым на Дебре, подаянием приходских людей, за повелением пресвитера Антипы Павлова, тщанием иepoмонaxa Афанасия, Чудова монастыря, что на Москве; на другой стороне подпись: мощи зде присутствующия храма Благовещения Богородицы; сверху: духовник государев, протопресвитер Никита Васильев приложил. Вторый крест, – 1645 года.

3) Потир, серебряный и позолоченный, сделан в 1552 году и украшен по рукояти четырьмя изумрудами и двумя яхонтами; ручка сделана яблоком; вверху и внизу колонки, нижняя часть потира окаймлена мелкой, ажурной работы, изящною решеткою в три яруса.

4) Старинное массивное кадило, которое Августейшие Братья брали в руки, для узнания тяжести кадила, и изволили спросить: «употребляется ли кадило и когда?» равно о святом Евангелии изволили спросить тоже.

В левом приделе трех святителей, царския врата резныя, с такими же колоннами и прекрасным верхом, поддерживаемым двумя руками, вырезанными из дерева, покрытыя разных цветов красками и золотом, обратили внимание Высоких Посетителей, как прекрасный образец древности, достойный подражания в настоящее время.

В настоящем храме древния иконы были предметами внимания Их Императорских Величеств.

По правую сторону царских врат:

1) Древнейший образ Воскресения Христова, написанный в половине XVI века.

2) Уверение Апостола Фомы в действительности Воскресения Христова.

По левую сторону:

3) Икона Феодоровской Божией Матери, пожертвованная создателем храма, купцом Исаковым, высокой работы; замечательна по изящным украшениям в древнем вкусе, в настоящее время не имеющем соперников.

4) Успение Пресвятыя Богородицы.

5) Неопалимая купина.

По исшествии из храма, Их Высочества соизволили лично благодарить настоятеля церкви.

Вечер 8 августа останется незабвенным в сердцах Костромских граждан. Их Императорския Высочества приняли участие в народном гулянье устроенном на Костромском бульваре. Погода благоприятствовала; площади, улицы, оба бульвара были наполнены народом, в особенности при–волгский бульвар, когда Августейшие Гости появились в беседке, устроенной на берегу Волги, откуда представился Их Высочествам один из лучших, при-волгских видов, при восходе луны, посеребрившей благотворныя воды широкой Волги, против которой на возвышенности древняго Городища, может быть, современнаго древним Мерячам, устроена была фантастическая иллюминация, в виде древняго замка, а правый берег Волги, от слободы Никольской к деревне Пантусову, освещен был горящими смоляными бочками.

Народ гулял далеко за-полночь.

 

Александр Павлович Шипов
Александр Павлович Шипов

Утром, 9 августа, хозяин квартиры Их Императорских Высочеств, был осчастливлен особенною милостию Благовернаго Государя Великаго Князя Николая Николаевича, который воспринимал новорожденнаго сына А.П. Шипова, в святом крещении нареченнаго Сергием.

Совершение таинства Крещения назначено было в зале г. Шипова. В 10 часов, пред самым выходом Его Императорскаго Высочества, Великаго Князя Николая Николаевича, прибыл в зал состоящий при Их Императорских Высочествах, Великих Князьях, Николае Николаевиче и Михаиле Николаевиче, генерал–адьютант г. Философов, который, при обозрении всех принадлежностей для предстоящего крещения, обратился к хозяину дома с вопросом: «вероятно, крестик приготовлен для возложения на крещаемаго?» На утвердительный ответ г. Шипова сказал: «крестик для сего приготовлен собственный у Его Императорскаго Высочества и освящен в здешнем Успенском соборе».

В десять часов с четвертью изволил прибыть Благоверный Великий Князь Николай Николаевич, в зал с своим совоспитанником г. Шуваловым, для восприятия от святыя купели младенца. Восприемницею с Его Императорским Высочеством была вдова, полковница, Павла Яковлевна Сытина, теща г. Шипова. Когда началось совершение таинства, в это время прибыл и остановился в дверях гостиной смежной с залом, Его Императорское Высочество, Великий Князь Михаил Николаевич с своим совоспитанником г. Трубецким.

Когда Великий Князь, по принятии на свои руки младенца, совершил хождение вокруг купели два раза, Boсприемница просила у Его Высочества позволения принять младенца на свои руки, для несения его в третий раз вокруг купели. Его Императорское Высочество изволил сказать: «младенец – мальчик, по этому и в третий раз я должен нести воепринятаго мною младенца». Совершавший таинство крещения, протоиерей городской Спасской Церкви В. Малиновский, поднося Св. крест для целования Августейшему Восприемнику, по его собственному cознанию, oт избытка душевной радости, что Господь сподобил его лично зреть Сына Царева, позабыл осенить Св. крестом новокрещеннаго младенца и хотел уже положить крест, как Благоверный Великий Князь изволил сказать eму: Батюшка! позвольте поцеловать Св. крест новопросвещенному».

Тотчас после крещения, сделан был августейший подарок матери новокрещеннаго, К. Г. Г-же Шиповой, – фермуар в 650 руб. серебр. чрез г. Философова, а совершившему таинство крещения священнослужителю свидетельство о том, что восприемником младенца Cepгия г. Шипова соизволил быть Его Императорское Высочество, за подписом г. Философова и приложением печати Канцелярии Их Императорских Высочеств.

Дом А.П. Шипова
Дом А.П. Шипова

После сего крестивший причт едва успел выдти из залы, как Великие Князья со всею свитою явились в дорожном платье. Лошади стояли у крыльца. Августейшие Путешественники, при колокольном звоне всех Костромских церквей и безчисленном собрании граждан и поселян окрестных деревень, по преимуществу, государственных крестьян, отправились по Кинешемскому тракту, чрез Кинешму и Юрьевец, в Нижний-Новгород.

Того же числа Их Императорския Высочества, проезжая чрез Кинешму, посетили Кинешемский Успенский собор, в 4½ по полудни (*Сведения заимствованы из рапорта шт. смотрителя Кинешемских училищ, от 10 августа 1850 года за № 237). Из собора, после краткаго молебствия и многолетия всему Августейшему Дому, Их Императорския Высочества посетили дом купца Поленова, коего отец в звании градскаго главы имел счастие встречать Августейшаго Их Родителя, блаженныя памяти Государя Императора Николая Павловича, где изволили кушать. После обеденнаго стола, посетили историческую часовню, находящуюся на Кинешемской площади, при Крестовоздвиженской церкви, устроенную над телами Кинешемских граждан, убиенных паном Лисовским, в 1609 году, 26 мая, во время его похода от Юрьевца к Костроме, с следующею надписью: в 1609 году раззорена Кинешма, при воеводе Федоре Бабарыкине, паном Лисовским, и cия часовня устроена над избиенными. Начальная сшибка была в 2-х верстах от города, где и водружен крест, над которым ныне устроена часовня, в 26 день маия; в этот день ежегодно совершается в часовне панихида, по преданию предков.

В день Вознесения Господня, накануне коего Кинешма в 1609 году потерпела поражение от Лисовскаго, крестьянки приходят на всенощное бдение и обедню в Вознесенскую приходскую церковь, в серых кафтанах и темных платках; по окончании обедни, переодеваются в цветныя платья. Это – вековый обычай, для выражения скорби об убиенных за веру и отечество.

В 6 часов вечера, 9 августа, Августейшие Путешественники отправились в дальнейший путь – по тракту в Юрьевец.