Е.П. Вознесенский. Путешествие царя Михаила Феодоровича и матери Его Марфы Иоанновны в сентябре 1619 года.

Главная / * КОСТРОМА - КОЛЫБЕЛЬ ДОМА РОМАНОВЫХ / РОМАНОВЫ В КОСТРОМЕ / МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ / Е.П. Вознесенский. Путешествие царя Михаила Феодоровича и матери Его Марфы Иоанновны в сентябре 1619 года. 

 

Путешествие царя Михаила Феодоровича и матери Его Марфы Иоанновны на богомолье новопрославившемуся чудотворцу Макарию Унженскому в сентябре 1619 года.

 

Вознесенский Е.П. Воспоминания о путешествиях высочайших особ, благополучно царствующего Императорского Дома Романовых в пределах Костромской губернии. – Кострома: Типография П. Андроникова, 1859. - С. 1-25.


«Царствование Михаила Феодоровича, яко по облаце солнце, яко весна по зимней дряхлости, радости, утешению и покою виновно бяше».


Слова из летописнаго сказания Макариевскаго монастыря.

 

Михаил Федорович
Михаил Федорович

24 августа, 1619 года, было днем отшествия из Москвы Благочестивейшаго цари Михаила Феодоровича и инокини Марфы Иоанновны, в начале пути напутствуемых святейшим патриархом – родителем освященною просфорою и святою водою (*Письма русских Государей, изд. Археограф. Коммис. Том I, стр. 10.), на продолжении, по выражению родителя, царскаго путнаго шествия, – благоговейным повествованием о многоразличных чудесах преподобнаго Макария, засвидетельствованных особенною коммисиею и боярином князем Дмитрием Михайловичем Пожарским (**Письмо 18 патриарха Филарета, от 3 сентября, стр. 27). Царский путь лежал чрез Троицко-Сергиеву лавру, Переславль, Ростов и Ярославль.

Ксения Ивановна
Ксения Ивановна Романова

Вечером 10 сентября, царь Михаил Феодорович и инокиня Марфа Иоанновна, «Божиею милостию и поспешством молитв святейшаго патриарха Филарета, града Костромы дошли, и в соборней Апостольстей церкви у чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы, глаголемыя Феодоровския, всенощная пения и утренния и литургию и молебная благодарения», - как сам царь выразился в письме к своему родителю (*Письмо царя Михаила Феодоровича, от 12 сентября, сентября, стр. 32.), – «принести нас сподобил Бог; хощем же», - продолжает Венценосный Сын, - «аще Бог восхощет и твоя священныя молитвы поспешествуют, и в честней обители святыя и единосущныя Троицы (в Ипатиевской обители) и у Богоявления Господа нашего Иисуса Христа всенощная пения и благодарныя молитвы принести, и далечайшему пути ятися, и целбоносным мощем преподобнаго отца Макария поклонитися, аще повелит ваше святительство. А чаем, государь, с Костромы пойдем сентября 15 числа». Вот собственныя слова Державнаго Богомольца о пребывании Его в Костроме, с которою Он разлучился 19 марта 1613 года. Едва ли можно изобразить тот радостный восторг граждан костромских при виде Всероссийскаго Самодержца, и те чувствования, какия ощущал Венценосец при виде места, где сохранена была Его драгоценная жизнь и совершилось священное избрание Его на царство Русское.

Вечером 17-го сентября (это была пятница), Державные путешественники прибыли в село Домнино, отстоящее от Костромы около 70 верст, числившееся тогда в Шачебольском стану, костромскаго уезда, ныне в буйском, на правом берегу Шачи, впадающей в реку Кострому. Домнино - родовая отчина великой инокини Марфы Иоанновны, перешедшая к ней от ея родителя Ивана Васильевича и деда Василья Михайловича Шестовых, со времени воцарения Михаила Феодоровича соделавшаяся дворцовым селом. Из Домнина предположено двинуться к целбоносному гробу великого чудотворца Макария, в 20 день сентября (*Письмо 27, стр. 36).

В субботу, 25 сентября, вечером царственные путешественники прибыли в село Спасское, откуда 26 намерены продолжать путешествие. Последний ночлег царственных путешественников был в Спасской обители (ныне село Спасское), на правом крутом берегу реки Унжи, в 20 верстах от Макарьева, откуда утомленным взорам благочестивых путешественников открывается величественный вид на смиренную обитель преподобнаго отца Макария, – это святое место, прославленное строгостию жития иноческаго и невольно влекущее под свой кров словами Спасителя: приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вас.

патриарх Филарет
патриарх Филарет

Михаил Феодорович, переночевав в обители Спаса и выслушав раннюю литургию, слагает с себя царственное величие и своему синклиту, Его окружающему, по примеру равноапостольнаго Константина, являет высокий образ царскаго смирения и христианскаго благочестия и 20 верстный путь идет пеший (**От села Спасскаго, которое называется Красногорское, или Спас – красная гора, находящегося на правом берегу Унжи, глинистом и возвышенном, находятся следующия деревни с часовнями на тех местах, где царь Михаил Феодорович изволил иметь отдохновение на пути к Преподобному Макарию: 1) Коробаниха 2) Новоселки 3) Ивакино 4) Григорьевское 5) Заречье (за рекою Неею)) на благодарное поклонение угоднику Христову за спасение и умиротворение отечества и церкви, за свое избрание и спасение святейшаго своего родителя. Первые сановники двора: князь Феодор Иванович Мстиславский, Иван Никитич Романов, дядя государев, князь Дмитрий Иванович Шуйский, родной брат царя Василья Ивановича и инии мнози от благородных и славных последовали прекрасному образу христианскаго благочестия.

Царь, пеший, ускоряет свой путь к Унженскому чудотворцу. В то же время жители Поволжья и Унженской стороны, по выражению местной летописи о чудесной помощи и спасении, явленной им тем же угодником Божиим, сподобльшиися милость Божию в беде суще видети, совокупльшеся с окрестных весей жительми, начали созидать молитвенные храмы преподобному Макарию. В Юрьевце, в монастыре Богоявленском, (ныне приходская церковь), заложили придел в честь преподобнаго Макаpия за cпасение града Юрьевца от нашествия поляков; в весях Елнатской и Березнитской устрояются храмы преподобному Макарию; в Коряковской – на правом берегу Немды, в 10 верстах от Юрьевца, в Решме и Пурехе, созидаются обители в честь преподобнаго Макария.

Преподобный Макарий Желтоводский Унженский
Преподобный Макарий Унженский

С какою верностию оправдалось предсмертное, прощальное с братиею предречение святаго Макария, сохраняемое доселе в молитвенной Его хартии:
«Бpaтиe, не скорбите, но по сему образу разумейте, аще имате дерзновение к Богу, то, по отшествии моем, обитель сия не оскудеет».

Народное предание сохранило и освятило царственный путь, от Спасской обители к обители отца Макария сооружением в селениях пяти часовен на тех местах, где Державный богомолец, утомленный путем и осеннею погодою, изволил отдыхать.

Наконец, вечером, 29 сентября, во обитель святыя, единосущныя, пребезначальныя Троицы и великаго в чудесех преподобнаго отца Макария Унженскаго и Желтоводскаго чудотворца пришли, как сам царь выразился в одном из своих писем к родителю Патриарху, дал Бог, здорово (*Письмо 36, от 30 сентября, стр 46). «Во обители пребезначальныя Троицы, у целбоноснаго гроба великаго в чудесех преподобнаго отца Макария всенощная пения и утренняя и литургии и молебная благодарения, по обещанию нашему, сподобил нас Бог совершити».

Вот собственныя слова Державнаго богомольца к Его родителю (**Письмо 36, от 30 сентября, стр. 46) о Его пребывании и занятиях в мирной обители великаго чудотворца Макария. Эта благочестивая краткость речи красноречиво напомннает о подобной скромности всех благочестивейших царей востока и смиренных паломников земли русской от дней Даниила игумена и преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, до позднейшаго времени.

Трудно определить время отбытия царя Михаила Феодоровича из обители преподобнаго отца Макария и примирить разногласие царскаго письма с местным сказанием о сем событии.

Государь извещает своего родителя, что Они намерены оставить обитель 1 октября; – 7 числа того же месяца, прибыли в село Красное, в 30-ти верстах от Костромы. Летописное сказание говорит, что благоверный царь прибыл 2 числа октября, вечером. А праздновал святому чудотворцу Макария 4 октября, со всенощным бдением и свою царскую милость и щедроты премногия ко игумену Зосиме и ко братии показал и монастырь одарствовал всякими церковными вещьми, и вотчины пожаловал. Если при издании писем Русских государей ошибочно, вместо добро, не прочитано аз, то трудно объяснить происхождение повсеместнаго празднования преподобному отцу Макарию 4 числа октября, совершаемаго в память благополучнаго отшествия Государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича и ежегоднаго совершения в тот те день панихиды по нем, Великом Государе.

Макарьево-Унженский монастырь
Макарьево-Унженский монастырь

Мирная обитель преподобнаго отца Макария позаботилась увековечить в памяти потомства царское ея посещение. Вскоре по отбытии царя, игумен Зосима (1613–1625) с братиею устроил деревянный храм во имя Его ангела, преподобнаго Михаила Малеина при храме Благовещения Пресвятыя Богородицы. Та и другая церковь существовала до 1669 года, в который обе сгорели. В настоящее время при теплом храме преподобнаго Maкария, с левой стороны, устроен придел в честь преподобнаго Михаила Малеина, ангела царя Михаила Феодоровича.

По указу царя Михаила Феодоровича, до прибытия Его в обитель преподобнаго Макария, были устроены с западной стороны внутри монастыря, близь рва, деревянныя кельи, для временнаго жития Державнаго Богомольца. Оне стояли до пожара 1669 года.

В 1735 году, в царствование Императрицы Анны Иоанновны, была построена на месте царских келлий каменная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, с больничными келлиями, в незабвенную и вечную память боголюбезнаго во святой сей обители бытия свято почившаго, православнаго Государя, царя и Великого князя Михаила Феодоровича: да во блаженном месте блаженне поминается, и свято почившийн и праведный Царь, в род и род святолетне и праведне, церковию Божиею во век почитается, яко да и на нем Государе Царе исполнится Пророка и Царя реченное слово: в память вечную будет праведник» (*Рукописная «История о пришествии Великаго Государя и Великаго Князя Михаила Феодоровича во святую Унженскую обитель», хранящаяся в библиотеке монастыря). Ныне на месте храма Успения Пресвятыя Богородицы существует храм Преображения Господня.

Не об одном Михаиле Феодоровиче сохраняется незабвенная и вечная память в обители преподобнаго Макария, но и о всем благочестивом доме Романовых.
В синодике, устроенном Хитрово, находится род Романовых:
Ивана Юрьича Захарьина,
Baсилия,
Долмата Романова,
Василья Яковлича,
Петра Яковлича,
Романа Юрьевича,
Якова Захарьича,
Зaxapия Петровича Яковлева,
Никиты Романовича Юрьева,
Даниила Романовича Юрьева,
Окольничего Михаила Васильича Яковлева Захарьина,
Петровой жены Анны, в инокинях Анастасии.

Царственные Богомольцы, чрез село Красное, прибыли в Кострому вечером, 10 октября, а из Костромы благополучно отправились по пути к Ярославлю, 12 октября. «Мы идем», писал Царь сын к своему родителю, «мешкотно, потому что дожжи и снеги идут многие и грязи великие, и мы идем, лготя людем нашим» (*Письмо царя Михаила Феодоровича, от 12 октября, № 42).

Так совершилось путешествие Государя Михаила Феодоровича с инокинею материю, с многочисленною свитою, к Унженскому чудотворцу Макарию, по Костромской губернии, в течение одного месяца и двух дней.

Обители: преподобнаго Maкаpия, Унженскаго чудотворца, преподобнаго Ипатия, Богоявления Господня в Костроме, и преподобнаго Иaкова, в Железном борку, Буйскаго уезда; соборы: Костромский Успенский, Галичский Преображенский, Кинешемский Успенский, доселе сохраняют, как святыню, вклады и другия благочестивыя приношения Царя Михаила Феодоровича, которыя им сделаны, по благополучном возвращении в столицу, как памятники, свидетельствующие об Его пламенной любви к тем местам, где совершались главнейшия события в Его жизни.