+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
Е.П. Вознесенский. Путешествие царя Михаила Феодоровича и матери Его Марфы Иоанновны в сентябре 1619 года.Главная / * КОСТРОМА - КОЛЫБЕЛЬ ДОМА РОМАНОВЫХ / РОМАНОВЫ В КОСТРОМЕ / МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ / Е.П. Вознесенский. Путешествие царя Михаила Феодоровича и матери Его Марфы Иоанновны в сентябре 1619 года.
Путешествие царя Михаила Феодоровича и матери Его Марфы Иоанновны на богомолье новопрославившемуся чудотворцу Макарию Унженскому в сентябре 1619 года.
Вознесенский Е.П. Воспоминания о путешествиях высочайших особ, благополучно царствующего Императорского Дома Романовых в пределах Костромской губернии. – Кострома: Типография П. Андроникова, 1859. - С. 1-25.
24 августа, 1619 года, было днем отшествия из Москвы Благочестивейшаго цари Михаила Феодоровича и инокини Марфы Иоанновны, в начале пути напутствуемых святейшим патриархом – родителем освященною просфорою и святою водою (*Письма русских Государей, изд. Археограф. Коммис. Том I, стр. 10.), на продолжении, по выражению родителя, царскаго путнаго шествия, – благоговейным повествованием о многоразличных чудесах преподобнаго Макария, засвидетельствованных особенною коммисиею и боярином князем Дмитрием Михайловичем Пожарским (**Письмо 18 патриарха Филарета, от 3 сентября, стр. 27). Царский путь лежал чрез Троицко-Сергиеву лавру, Переславль, Ростов и Ярославль.
Вечером 10 сентября, царь Михаил Феодорович и инокиня Марфа Иоанновна, «Божиею милостию и поспешством молитв святейшаго патриарха Филарета, града Костромы дошли, и в соборней Апостольстей церкви у чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы, глаголемыя Феодоровския, всенощная пения и утренния и литургию и молебная благодарения», - как сам царь выразился в письме к своему родителю (*Письмо царя Михаила Феодоровича, от 12 сентября, сентября, стр. 32.), – «принести нас сподобил Бог; хощем же», - продолжает Венценосный Сын, - «аще Бог восхощет и твоя священныя молитвы поспешествуют, и в честней обители святыя и единосущныя Троицы (в Ипатиевской обители) и у Богоявления Господа нашего Иисуса Христа всенощная пения и благодарныя молитвы принести, и далечайшему пути ятися, и целбоносным мощем преподобнаго отца Макария поклонитися, аще повелит ваше святительство. А чаем, государь, с Костромы пойдем сентября 15 числа». Вот собственныя слова Державнаго Богомольца о пребывании Его в Костроме, с которою Он разлучился 19 марта 1613 года. Едва ли можно изобразить тот радостный восторг граждан костромских при виде Всероссийскаго Самодержца, и те чувствования, какия ощущал Венценосец при виде места, где сохранена была Его драгоценная жизнь и совершилось священное избрание Его на царство Русское. Вечером 17-го сентября (это была пятница), Державные путешественники прибыли в село Домнино, отстоящее от Костромы около 70 верст, числившееся тогда в Шачебольском стану, костромскаго уезда, ныне в буйском, на правом берегу Шачи, впадающей в реку Кострому. Домнино - родовая отчина великой инокини Марфы Иоанновны, перешедшая к ней от ея родителя Ивана Васильевича и деда Василья Михайловича Шестовых, со времени воцарения Михаила Феодоровича соделавшаяся дворцовым селом. Из Домнина предположено двинуться к целбоносному гробу великого чудотворца Макария, в 20 день сентября (*Письмо 27, стр. 36). В субботу, 25 сентября, вечером царственные путешественники прибыли в село Спасское, откуда 26 намерены продолжать путешествие. Последний ночлег царственных путешественников был в Спасской обители (ныне село Спасское), на правом крутом берегу реки Унжи, в 20 верстах от Макарьева, откуда утомленным взорам благочестивых путешественников открывается величественный вид на смиренную обитель преподобнаго отца Макария, – это святое место, прославленное строгостию жития иноческаго и невольно влекущее под свой кров словами Спасителя: приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вас.
Михаил Феодорович, переночевав в обители Спаса и выслушав раннюю литургию, слагает с себя царственное величие и своему синклиту, Его окружающему, по примеру равноапостольнаго Константина, являет высокий образ царскаго смирения и христианскаго благочестия и 20 верстный путь идет пеший (**От села Спасскаго, которое называется Красногорское, или Спас – красная гора, находящегося на правом берегу Унжи, глинистом и возвышенном, находятся следующия деревни с часовнями на тех местах, где царь Михаил Феодорович изволил иметь отдохновение на пути к Преподобному Макарию: 1) Коробаниха 2) Новоселки 3) Ивакино 4) Григорьевское 5) Заречье (за рекою Неею)) на благодарное поклонение угоднику Христову за спасение и умиротворение отечества и церкви, за свое избрание и спасение святейшаго своего родителя. Первые сановники двора: князь Феодор Иванович Мстиславский, Иван Никитич Романов, дядя государев, князь Дмитрий Иванович Шуйский, родной брат царя Василья Ивановича и инии мнози от благородных и славных последовали прекрасному образу христианскаго благочестия. Царь, пеший, ускоряет свой путь к Унженскому чудотворцу. В то же время жители Поволжья и Унженской стороны, по выражению местной летописи о чудесной помощи и спасении, явленной им тем же угодником Божиим, сподобльшиися милость Божию в беде суще видети, совокупльшеся с окрестных весей жительми, начали созидать молитвенные храмы преподобному Макарию. В Юрьевце, в монастыре Богоявленском, (ныне приходская церковь), заложили придел в честь преподобнаго Макаpия за cпасение града Юрьевца от нашествия поляков; в весях Елнатской и Березнитской устрояются храмы преподобному Макарию; в Коряковской – на правом берегу Немды, в 10 верстах от Юрьевца, в Решме и Пурехе, созидаются обители в честь преподобнаго Макария.
С какою верностию оправдалось предсмертное, прощальное с братиею предречение святаго Макария, сохраняемое доселе в молитвенной Его хартии: Народное предание сохранило и освятило царственный путь, от Спасской обители к обители отца Макария сооружением в селениях пяти часовен на тех местах, где Державный богомолец, утомленный путем и осеннею погодою, изволил отдыхать. Наконец, вечером, 29 сентября, во обитель святыя, единосущныя, пребезначальныя Троицы и великаго в чудесех преподобнаго отца Макария Унженскаго и Желтоводскаго чудотворца пришли, как сам царь выразился в одном из своих писем к родителю Патриарху, дал Бог, здорово (*Письмо 36, от 30 сентября, стр 46). «Во обители пребезначальныя Троицы, у целбоноснаго гроба великаго в чудесех преподобнаго отца Макария всенощная пения и утренняя и литургии и молебная благодарения, по обещанию нашему, сподобил нас Бог совершити». Вот собственныя слова Державнаго богомольца к Его родителю (**Письмо 36, от 30 сентября, стр. 46) о Его пребывании и занятиях в мирной обители великаго чудотворца Макария. Эта благочестивая краткость речи красноречиво напомннает о подобной скромности всех благочестивейших царей востока и смиренных паломников земли русской от дней Даниила игумена и преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, до позднейшаго времени. Трудно определить время отбытия царя Михаила Феодоровича из обители преподобнаго отца Макария и примирить разногласие царскаго письма с местным сказанием о сем событии. Государь извещает своего родителя, что Они намерены оставить обитель 1 октября; – 7 числа того же месяца, прибыли в село Красное, в 30-ти верстах от Костромы. Летописное сказание говорит, что благоверный царь прибыл 2 числа октября, вечером. А праздновал святому чудотворцу Макария 4 октября, со всенощным бдением и свою царскую милость и щедроты премногия ко игумену Зосиме и ко братии показал и монастырь одарствовал всякими церковными вещьми, и вотчины пожаловал. Если при издании писем Русских государей ошибочно, вместо добро, не прочитано аз, то трудно объяснить происхождение повсеместнаго празднования преподобному отцу Макарию 4 числа октября, совершаемаго в память благополучнаго отшествия Государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича и ежегоднаго совершения в тот те день панихиды по нем, Великом Государе.
Мирная обитель преподобнаго отца Макария позаботилась увековечить в памяти потомства царское ея посещение. Вскоре по отбытии царя, игумен Зосима (1613–1625) с братиею устроил деревянный храм во имя Его ангела, преподобнаго Михаила Малеина при храме Благовещения Пресвятыя Богородицы. Та и другая церковь существовала до 1669 года, в который обе сгорели. В настоящее время при теплом храме преподобнаго Maкария, с левой стороны, устроен придел в честь преподобнаго Михаила Малеина, ангела царя Михаила Феодоровича. По указу царя Михаила Феодоровича, до прибытия Его в обитель преподобнаго Макария, были устроены с западной стороны внутри монастыря, близь рва, деревянныя кельи, для временнаго жития Державнаго Богомольца. Оне стояли до пожара 1669 года. В 1735 году, в царствование Императрицы Анны Иоанновны, была построена на месте царских келлий каменная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, с больничными келлиями, в незабвенную и вечную память боголюбезнаго во святой сей обители бытия свято почившаго, православнаго Государя, царя и Великого князя Михаила Феодоровича: да во блаженном месте блаженне поминается, и свято почившийн и праведный Царь, в род и род святолетне и праведне, церковию Божиею во век почитается, яко да и на нем Государе Царе исполнится Пророка и Царя реченное слово: в память вечную будет праведник» (*Рукописная «История о пришествии Великаго Государя и Великаго Князя Михаила Феодоровича во святую Унженскую обитель», хранящаяся в библиотеке монастыря). Ныне на месте храма Успения Пресвятыя Богородицы существует храм Преображения Господня. Не об одном Михаиле Феодоровиче сохраняется незабвенная и вечная память в обители преподобнаго Макария, но и о всем благочестивом доме Романовых. Царственные Богомольцы, чрез село Красное, прибыли в Кострому вечером, 10 октября, а из Костромы благополучно отправились по пути к Ярославлю, 12 октября. «Мы идем», писал Царь сын к своему родителю, «мешкотно, потому что дожжи и снеги идут многие и грязи великие, и мы идем, лготя людем нашим» (*Письмо царя Михаила Феодоровича, от 12 октября, № 42). Так совершилось путешествие Государя Михаила Феодоровича с инокинею материю, с многочисленною свитою, к Унженскому чудотворцу Макарию, по Костромской губернии, в течение одного месяца и двух дней. Обители: преподобнаго Maкаpия, Унженскаго чудотворца, преподобнаго Ипатия, Богоявления Господня в Костроме, и преподобнаго Иaкова, в Железном борку, Буйскаго уезда; соборы: Костромский Успенский, Галичский Преображенский, Кинешемский Успенский, доселе сохраняют, как святыню, вклады и другия благочестивыя приношения Царя Михаила Феодоровича, которыя им сделаны, по благополучном возвращении в столицу, как памятники, свидетельствующие об Его пламенной любви к тем местам, где совершались главнейшия события в Его жизни.
|