ЕЛЬКИН Леонид Ильич
ЕЛЬКИН ЛЕОНИД ИЛЬИЧ
(6 марта 1916 - 29 февраля 1944 гг.)
Родился 6 марта 1916 года в деревне Малый Завраг Вохомского района Костромской области. Здесь в Израилихинской сельской школе его родители учили крестьянских детей.
В 1926 году семья Елькиных переезжает в Москву. Отец Илья Алексеевич становится директором авиационного техникума. Леонид, окончив семилетку, поступает в этот техникум. В 1935 году по комсомольскому набору он уезжает в военную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА имени Сталина, которая в это время дислоцировалась в г. Ейск Краснодарского края.
После окончания в 1938 году школы молодой младший лейтенант по собственной просьбе был направлен для прохождения службы в авиации Северного флота. В это время в составе ВВС Северного флота была всего одна воинская часть – 45-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья. По всей видимости, именно в ней и начал свою службу Елькин. Естественно авиации не хватало и 16 сентября 1939 года эскадрильи с добавлением 18 самолётов с экипажами 15-го авиаполка Балтийского флота был сформирован 118-й морской ближнеразведывательный авиационный полк ВВС Северного флота.
|
Ближний морской разведчик МБР-2 |
Полк принимал участие в советско-финской войне 1939 – 1940 годов. Лётчики вели разведку коммуникаций противника до Тана-фьорда и Варангер-фьорда, побережья Баренцева моря, фотографировали территорию Финляндии, обеспечивали переброску войск морем в Петсамо, выполняли специальные задания штаба флота. Лётчик Елькин за время войны совершил 85 вылетов на разведку военно-морских баз и коммуникаций противника. В 1939 году Елькин стал членом ВКП(б).
В начале Великой Отечественной войны Л.И. Елькин - командир звена 4-й эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка. В задачи полка входили в частности поиск кораблей, поиск и уничтожение подводных лодок и мин противника, противолодочная оборона кораблей (включая противоминную и противолодочную оборону конвоев) и подходов к военно-морским базам, спасение на воде сбитых экипажей самолётов, переброска разведчиков в тыл, разведка арктической кромки льда и многие другие задачи.
По свидетельству сослуживца, Героя Советского Союза Селезнёва Е.П. Леонид Ильич Елькин был бесстрашный и в высшей степени талантливый лётчик. Летал он на 7 или 8 типах самолётов-разведчиков, от МБР-2 до "Киттихауков", каждый новый самолёт осваивал быстрее всех в полку. За годы войны произвёл более сотни боевых вылетов на бомбежку войск противника, на дальнюю и ближнюю разведку коммуникаций и военно-морских баз врага. Все боевые вылеты Л.И. Елькина были успешными и отличались высокой эффективностью. По его разведывательным данным торпедоносная авиация Северного флота потопила большое количество вражеских кораблей и транспортов. Летал Л.И. Елькин и на выполнение заданий по перевозке раненых, по доставке боезапаса и продовольствия спецгруппам, находившимся в глубоком тылу противника. Необходимо отметить ещё один немаловажный факт: самолёт-разведчик вылетал на задание без оружия, оснащённый только фотоаппаратурой и необходимо иметь выдающееся лётное мастерство и мужество, чтобы без оружия залетать далеко в глубь территории противника.
|
Морской патрульный бомбардировщик
и разведчик «Каталина»
|
При выполнении задания командующего Северным Флотом по изысканию новых аэродромов в районе Новой Земли 27 июля 1942 года в губе Малые Кармакулы самолёт Л.И. Елькина был обстрелян немецкой подводной лодкой. Лётчик получил тяжёлые ранения в голову. В результате ранения он ослеп на один глаз. Естественно, что после госпиталя он не был допущен к лётной работе. Но Елькин вернулся в свой полк и добился разрешения продолжать полёты.
По свидетельству ещё одного сослуживца на лётную работу Елькин вернулся благодаря вмешательству командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко. Подтверждением высокого доверия командующего служил и тот факт, что Леонид Ильич был практически единственным из лётчиков полка, которые лично докладывали о результатах своих полётов командующему флотом.
С именем Елькина связано одно малоизвестное в нашей стране и широко известное на западе страницей 2-й Мировой войны. Дело в том, что для борьбы с конвоями, которые доставляли вооружение, передаваемое нашей стране по Ленд-Лизу, в Мурманск, германское командование перевело на север Норвегии свой сильнейший линкор «Тирпиц». Командование союзников стремилось вывести его из строя. Для этого в конце августа 1943 года из Англии в порт Мурманск, на эскадренном миноносце прибыло подразделение британской воздушной разведки. Тройка самолётов «Спитфайр", выделенная в его распоряжение, вскоре приземлилась на аэродроме под Мурманском. Самолёты были оборудованы для ведения фоторазведки.
|
Британский истребитель и разведчик «Спитфайр» |
Но спецгруппа британской авиаразведки никак не могла выполнить поставленную задачу и доставить снимки Альтен-фьорда, где находился «Тирпиц». Все вылеты оказались безрезультатными. Низкая облачность и постоянные снежные заряды не позволяли сделать снимки. Операция оказалась на грани провала. В Лондоне перешагнули через гордыню, и тогда британская военная миссия в Полярном обратилась за помощью к командованию Северного флота.
В 14.30 на разведку Альтен-фьорда вылетел капитан Елькин. Нижняя кромка облачности висела на высоте 200-300 метров, местами ниже. Лысые вершины сопок скрывались за сплошным пологом туч. Чтобы не потерять ориентировку, лётчику приходилось вести самолёт на бреющем. Снежные заряды несколько раз вызывали обледенение самолёта. Множество раз лётчик рисковал разбиться о склоны гор. Через 2 часа 45 минут разведчик достиг цели.
Акватория Альтен-фьорда была закрыта мощным зарядом дождя и мокрого снега. Елькин снизился до высоты 50 метров и прямо по мачтам прошёл над кораблями, чтобы определить, кто где стоит. Разглядеть не удалось, фотографировать тем более было бесполезно. Елькин с чистой совестью мог улететь, но он продолжал крутиться над фьордом. Самое поразительное заключается в том, что по нему не стреляли. Единственное объяснение этой странности: гитлеровцы не могли определить, что за самолёт носится в непроницаемой мгле над самыми головами зенитчиков. Не стреляли, чтобы не сбить своего.
Спустя 25 минут (!) снежный заряд ослабел, видимость улучшилась. Береговые зенитки и корабельные орудия, давно изготовленные к стрельбе, немедленно открыли огонь. Теперь-то звёзды на крыльях самолёта были видны хорошо! Что Елькин? Он трижды (!) на бреющем прошёл над фьордом, засняв стоянки всех крупных кораблей, и только после этого счёл дело сделанным. Когда фотографии будут отпечатаны, на них окажется видна каждая пушка, бившая по "спитфайру" только что не в упор... На аэродроме прикрытия стояли истребители, но ни один гитлеровский лётчик не рискнул подняться в воздух в такую погоду.
Елькин приземлился на свой аэродром, пробыв в воздухе шесть часов и совершив практически невозможное. "Когда Елькин представил фотографии, - говорится в отчёте, который хранится в ЦВМА, - англичане были до крайности удивлены и откровенно признавались, что в такую погоду у них не найдется охотников на столь сложный полёт. Англичане ниже 5000 метров на разведку не летают". Радиограмма о местонахождении "Тирпица" срочно ушла в британский военно-морской штаб а фотоснимки Альтен-фьорда срочным порядком "вылетели" в Лондон на гидросамолёте "каталина". В результате их дешифровки фотографий английским подводникам удалось нанести повреждения «Тирпицу» и на полгода вывести его из строя.
|
М.И. Калинин вручает капитану Елькину
орден Ленина и медаль
"Золотая Звезда Героя Советского союза"
|
К середине сентября 1943 года капитан Елькин Л.И. совершил 120 боевых вылетов с начала Великой Отечественной войны, на груди его сияли два ордена Красного Знамени и орден Красной Звезды. 15 сентября 1943 года командир 118-го разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота подполковник Павлов подписал представление на присвоение ему звания Герой Советского Союза.
22 января 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за доблесть и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за умелое воспитание подчиненных и образцовое руководство эскадрильей, капитан Елькин Леонид Ильич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
19 февраля 1944 г. Елькин был командирован в Москву, где получил высшую государственную награду из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина. Но носить это высокое звание ему долго не пришлось. 29 февраля 1944 года самолёт капитана Елькина не вернулся с боевого вылета.
В дневнике адмирала Головко под той же датой записано: "Не вернулся с разведки Елькин. Ходил на "спитфайре" до Нарвика. Видимо, не хватило горючего. Мог встретить на высоте ветер. У него на самолёте запас продовольствия на 1,5 месяца. Хочется верить, что Елькин сможет добраться до своей территории. Во всяком случае, думаю, что он жив".
Но надежды флотоводца не оправдались. Лётчик так и не вернулся в свою часть, а причина и место его гибели так и остались неизвестными.
|
Танкер «Леонид Елькин» |
Но память о нашем земляке, выдающемся летчике-североморце свято хранится на его малой родине и на Северном флоте. Бюст Л.И. Елькина в числе 6-и лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов (малой), открытой 14 августа 1982 года на улице Панина в посёлке Сафоново-1 ЗАТО город Североморск Мурманской области (скульптор Э.И. Китайчук; архитектор В.В. Алексеев). Фамилия Елькина Л.И. выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, - в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота погибших в море в 1941-1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново (скульптор Э.И. Китайчук, архитектор В.В. Алексеев).
Решением Вохомского Совета народных депутатов от 6 мая 1965 года одна из улиц районного центра пос. Вохма Костромской области переименована в улицу имени Елькина. Есть улица Елькина и в пос. Павино Костромской области, здесь на доме №3 установлена памятная доска. Кроме того имя героя носил танкер Северного морского пароходства.
В дни празднования 70-летия Великой Победы имя Елькина Л.И. занесено на памятные доски, размещённые на Монументе Славы на площади Мира в Костроме.
Источники:
- Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
- Головко А.Г. Вместе с флотом. - М.: Воениздат, 1960
- Голубев Е.П. Боевые звёзды. Кострома 2009 стр. 186 - 190
- Ткачёв А. Охота на "Тирпица": Документ. повесть. ("Честь имею", 1994, №№ 7-10)
- Голубев Е. Сын неба. Газета Северная правда от 29 июля 1964
- Кокошкин П. Мужественный защитник Заполярья. Газета Вохомская правда №55 1975
- Кривенко А. Присвоено звание Герой Советского Союза. Газета Вохомская правда №100 1979 и газета Северная правда 10 августа 1979
- Мы вправе им гордиться и чтить его память. Газета Вохомская правда №41 1965
- Решение исполнительного комитета Вохомского районного Совета народных депутатов от 6 мая 1965 г. Газета Вохомская правда №56 1965
- Материалы из фондов Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
- Материалы Вохомского районного военкомата Костромской области.
- Сайт «Герои страны»
- Сайт «Мемориал»
- Сайт «Память народа»
Заведующий военно-историческим отделом
Костромского Государственного историко-архитектурного
и художественного музея-заповедника,
Белоус Михаил Александрович
|