+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
Фотограф из "электрички". А. П. Любимцев.Главная / * КОСТРОМСКИЕ ФОТОГРАФЫ / ** КОСТРОМСКИЕ ФОТОГРАФЫ - СТАТЬИ / Фотограф из "электрички". А. П. Любимцев.
Андрей АНОХИН Фотограф из "электрички". А.П. Любимцев.
Если открыть семейные альбомы костромичей и пролистать их страницы с наклеенными ивставленными фотографиями, то перед нами предстанут люди разных поколений, связанные родством, их друзья и знакомые. Снимки сделаны в разное время разными фотографами в моменты значимых для изображаемых лиц событий, семейных и общественных. Среди любительских снимков без труда найдём выполненные в городских фотографиях. На фоне традиционных драпировок и рисованных задников изображения людей всяких возрастов, сделанные в разные годы и собранные под единой крышкой, составляют основу альбомов. Они, став неотъемлемыми семейными атрибутами, бережно сохранялись, передавались по наследству, со временем обретая статус фамильных. Младшие поколения, продолжатели рода, хорошо знали фотографические изображения своих предков, дополняли их своими фотографиями, обогащая тем семейную хронику, и, казалось бы, процесс этот должен был идти бесконечно. Но на известном временном отрезке растеряли мы эти традиции. Причин тому немало. Быть может, одна из них – упадок домашней культуры и наша лень, настойчиво не дающая продолжать иллюстрировать родословное древо. А потому ныне уж редко встретишь настоящий фамильный альбом со снимками зачинателей и продолжателей рода, да и обычный простенький семейный застанешь вовсе не вкаждой семье. Уходят люди-хранители, а вслед им и семейные альбомы. Их бытование переносится в лучшем случае в сараи, чуланы, чердаки, а то и в мусорные ямы, в огонь – они попросту уходят в небытие. А, между тем, по определению академика Д.С. Лихачева, домашний альбом есть наглядное пособие морального воспитания детей, да и взрослых. Сегодня стоит вспомнить тех, чей фотографический труд заполнял страницы наших семейных альбомов павильонными портретами,создавая наглядные пособия для будущих поколений. Я расскажу об одном таком человеке – Алексее Павловиче Любимцеве, чей путь в фотографии был начат еще в довоенную пору.
Синематограф "Современный театр". Слева калитка, которая вела к зданию "электрички". Нач. XX в. Родился он в Костроме в семье служащих, а первое прикосновение к фотографии случилосьу него ещё в детстве. Семилетним мальчишкой, раздобыв руководство по фотографическим самоделкам, построил свой фотоаппарат. Правда, был он из фанеры и обыкновенного очкового стекла, но первые снимки получились вполне сносными. На них были изображены родители, уличные мальчишки-соседи, школьные товарищи. Учился тогда Алексей в школе им. Н. И. Бухарина на углу улиц Пятницкой и Первого Мая, но, не окончив последнего класса, из-за тяжелого материального положения в семье оставил учебу и начал свой ранний трудовой путь. Мать определила его, тринадцатилетнего мальчишку, к кроватных дел мастеру, мастерская которого находилась по соседству с их домом, на Рабочей улице. Здесь, в мастерской, он проработал молотобойцем два с половиной года. В 1932 году счастливый случай привел его в фотографию, где юный фотограф-лаборант навсегда выбрал для себя профессию. Фотография находилась на Советской улице, в доме № 21, и была в ведении Деткомиссии. Основана она была в 1900 году под вывеской «Большая Московская фотография Г. П. Куракина». В 1930 году старый мастер закрыл своё дело в связи с отъездом, а помещение вместе с обстановкой и аппаратурой передал городу. К приходу Любимцева фотографией заведовал М.И. Милецкий, отличный фотограф и ретушер, который взял на себя заботу о начинающем фотографе. Под наблюдением Милецкого Любимцев прошёл все стадии обучения фотографической науке. Начал лаборантом. Промывал негативы, фотографии, отделывал готовые снимки, раскладывал по заказам. Затем освоил ретушь. Прежде чем усадить ученика за ретушерный станок, Милецкий его сфотографировал. Затем тот на собственном изображении постигал технологию ретуши. Приём этот с успехом использовали старые мастера при обучении новичков, и он считался наиболее эффективным. Изменяя и искажая свой лик, Любимцев много часов потратил, пока не добился требуемых результатов. Закрепив полученные навыки на заказах клиентов, он был допущен в павильон, где для него начались главные практические занятия. Весь интерьер заведения в то время целиком сохранял тот вид, что и при его владельце-основателе. Павильон располагался в дворовой пристройке второго этажа (сейчас жилая квартира) и имел застекленный потолок-фонарь с занавесями для регулировки освещения. Оснащение павильона – куракинское: фоны с изображением времен года, шкуры животных, всевозможная мебель, в том числе и бутафорская. Главным предметом обстановки был, конечно, старый, громоздкий аппарат – гордость любой фотографии. Он покоился на массивной дубовой подставке-штативе, которая в основании имела кол¸са для передвижения. Здесь же для удобства клиентов стояло зеркало огромных размеров, которое с окончанием рабочего дня использовалось служащими для глянцевания фотоснимков. Первые ученические часы в павильоне Любимцев только наблюдал за действиями и манипуляциями наставника. Учился управлять светом «во всякую погоду» посредством занавесей потолочного фонаря и установкой экранов, регулируя боковой оконный свет.
Памятник В. И. Ленину готов к открытию. Автор снимка неизвестен. Весна 1928 г. Умело подобранное освещение – залог успеха любого портрета вообще, а поиск нужного освещения в фотографии, работающей только на естественном освещении, задача вдвойне сложная. Чтобы лучше понять «мягкий восточный свет», по выражению учителя, приходилось до открытия фотографии едва ли не каждый день очищать наружные стекла фонаря и окон от грязи и пыли, а в зимнее время убирать снег. Любимцев наблюдал все кажущиеся мелочи, без которых, по убеждению Милецкого, нет фотографа. А потому немало времени было потрачено на освоение искусства «принять» клиента: коротко на ходу выспросить его о желаемом портрете и, возможно, не согласиться с ним и предложить свой вариант, при этом ни в коем случае не ошибиться. Дальше, следуя практическим советам учителя, необходимо: грамотно разместить свет вокруг модели, уйти от резких световых переходов или смягчить их, дать жизнь портрету хотя бы едва ощутимым движением лица, рук. Милецкий учил работать над собой, развивать вкус портретиста, овладевать фотографической культурой поведения, без которой, по его убеждению, «немыслима работа подлинного фотографа». Любимцеву пригодились занятия живописью – он неплохо копировал картины русских художников. Страстное желание учиться и работать самостоятельно, а также атмосфера самого заведения, жившего еще укладом старого фотографа-частника, которую поддерживал Милецкий, – все это положительно сказалось на ученике. Начались обычные павильонные будни – работа с клиентом, поиск света, перемежающиеся с работой «на выходах». На выходах случалось быть Любимцеву свидетелем трагических событий – исчезновения городских храмов: он по заявке соответствующих учреждений фотографировал их до и после разрушения. В память того «культурного переустройства» сделал он макет-копию соборного ансамбля, что прежде украшал волжский берег города.
Мы не знаем имени этого костромского фотографа 1920-х гг. Автор, вероятно, знал... В 1936 году Любимцева переводят помощником заведующего в «электрофотографию». Её открыли весной 1933 года. Это деревянное здание по соседству с кинотеатром «Современный» (позже «Малый», разобран в 1963 году), поставленное на бойком месте, фасадом выходило на улицу Бульварную. Оборудованная по типу лучших московских ателье, она быстро завоевала расположение публики и утвердила репутацию лучшей фотографии города. Работала она только на электроосвещении, о чем и сообщала приходящим броская вывеска при входе, а потому и служащие, и клиенты любовно называли её «электричка». «Работать приходилось много, – вспоминает Любимцев, – вероятно, людям нравился удобный график работы – до 10–11 часов вечера – и отменное обхождение с клиентом. Заказами мы были завалены, но качество держали». С приходом в «электричку» для Любимцева начался новый творческий этап, связанный с работой на электроосвещении. Пришлось переучиваться. «В те времена при бедности наших ворческих возможностей, – говорит Любимцев, – сделаться мастером фотопортрета в условиях довлеющего над тобой плана и нескончаемого потока клиентов было непросто. Но желание быть настоящими фотографами или хотя бы приблизиться к этому высокому званию, жило во мне и в моих товарищах. Каждая съёмка – эксперимент, поиск нового, а прежде всего себя. Ведь твоя работа над портретом, в конечном итоге, отражение себя самого...». В заключение он добавил: «Насколько хороши или неудачны мои работы, сделанные мною за всю жизнь – судить не мне. Но кое-какие снимки – их немного –вспоминаю неравнодушно и сейчас». В «электричке» проработал Любимцев до 1939 года. В 1936 году его должны были призвать в армию, но не призвали, а как отличного стрелка оставили при Осоавиахиме, где он руководил подготовкой «ворошиловских стрелков» из числа призывников города. В это время, не прерывая работы в фотографии, он заканчивает курсы танкистов и в 1939 году призывается в армию. За отличную службу его направляют в полковую школу младших командиров, которую он заканчивает с присвоением ему звания сержанта. А дальше война… О ней он рассказывает скупо, в общем, будто не было контузии, ранения в штыковом бою, боевых наград. Войну закончил под Берлином. В 1946 году старшина Любимцев вернулся домой. В военное время и к моменту его возвращения по окончании службы «электричка» не работала, и он устроился в фотографию, принадлежавшую комбинату им. В.И. Ленина. Работа была неинтересная – делали снимки для пропусков, и через полгода он ушёл оттуда, получив приглашение во вновь открывавшуюся «электричку». Любимцев рассказывает: «За годы войны она обветшала, фотографическое хозяйство растащено. Исчезли софиты освещения, мебель, из фотокамер чудом сохранился старый дореволюционный аппарат. Помещение не отапливалось, пропиталось сыростью, отвыкло от людей. Требовался ремонт. Начали всё сначала, укомплектовали штат, подремонтировали, заказали осветительное оборудование. Я по памяти сделал эскизы бывшей куракинской мебели, и нашелся мастер за рекой Костромой, который по ним и сделал ее из ивняка». Фотография начала работать, постепенно укрепилось ее хозяйство, начали поступать новые аппараты. Она восстанавливала былую репутацию, а вот название «электричка» потерялось, и называли её так только фотографы да сотрудники других фотографий. Сменилась и вывеска на обычную – «Фотография». В годы работы в «электричке» Любимцев всегда считался одним из ведущих её мастеров, и в 1957 году областная газета поместила его фотографию, сопроводив подписью «Лучший фотограф города». Летом 1963 года «электричку» закрыли, и он перешел на работу в КБО, где и прослужил фотографом до выхода на пенсию в 1976 году. За честный, добросовестный фотографский труд к военным наградам Любимцева прибавились медали «За трудовое отличие», «Ветеран труда», а в 1974 году он был награжден орденом «Трудового Красного знамени». Костромичи! Сегодня, в год 150-летия фотографии, откройте Ваши семейные альбомы и вспомните тех, кто создавал Вашу зримую память: костромских служителей светописи, где почётное место занял и А.П. Любимцев – фотограф из «электрички».
|