Галичский клад

 

ГАЛИЧСКИЙ КЛАД

 

 

Костромския находки. (Письмо Преосвященнаго Павла, Епископа Черниговскаго, на имя Секретаря Общества). // Русский исторический сборник, издаваемый Обществом истории и древностей российских. / Редактор Профессор Погодин. – Т. I. – М.: Университетская типография, 1837. – С. 101-105.

 

Село Туровское
Село Туровское

Сего 1836 года Июня 22 дня, по случаю обозрения мною Костромской Епархии, бывши в селе Туровском, что близь города Галича, в доме Г-жи Натальи Ивановны Челеевой, получил от ея племянника Дмитрия Сергеевича Бестужева несколько металлических вещей, весьма любопытных, потому что напоминают собой языческий быт предков наших. Г. Безстужев сказывал, что сии вещи найдены осенью прошлаго 1835 года в берегу речки Лыкшинки, протекающей под высокою горою, на коей стоит село Туровское, крестьянами их копавшими землю для плотины; и что по оплошности довольно сих вещей побросано ими в речку, а из уцелевших также довольно отправлено им в Москву к родственникам своим, и особенно все старинныя монеты. Подаренныя мне Г. Безстужевым вещи следующия:

Медные предметы из Галичского клада (ок. 13 в. до н. э.) и фрагменты ямочно-гребенчатой керамики
Медные предметы из Галичского клада
(ок. 13 в. до н. э.)
и фрагменты
ямочно-гребенчатой керамики
  • Небольшой языческий идол, вылитый из красной меди,
  • Медный нож, довольно изоржавевший, вероятно жреческий,
  • Небольшое медное животное,
  • Медная голова небольшаго идола,
  • Значительной величины медное кольцо,
  •  Небольшая медная вещица,
  • Несколько серебряных вещиц также разнаго вида,
  • Два небольшия черепа глинянаго горшка, в котором находились означенныя вещи.

(Рисунки приложены будут в следующей книжке).

Не благоугодно ли будет вам означенныя любопытныя вещи принять, и представить в Общество Истории и Древностей Российских; - при сем еще, и для того же, прилагаю любопытный печатный отрывок из Новаго Завета, печатанный при Государе Петре Первом на Славянском и Голландском языках, и еще несколько разных монет.

С совершенным почитанием и преданностию честь имею быть и проч.
 

Павел, Епископ Черниговский.
Москва.
2 ноября 1836 года

 


 

 Краткая записка о древностях, найденных близ Галича.

 

 

Фигурка из Галичского клада 2
Фигурка идола из Галичского клада

Крестьяне Г-жи Челеевой, поправляя мельничную гать на речке Лыкшинке, впадающей в Галичское озеро, вырыли большой глиняный сосуд, наполненной разными металлическими вещицами: к сожалению, любопытный обращик ваяния Галицкой древности разбился от удара железнаго лома, и несколько вещиц, выпавших из него, утонули в воде. Остальныя, вместе с несколькими черепками, принесены были к Г-же Челеевой, владетельнице села Туровскаго, которая приказала значительнейшия из первых положить в квасную гущу, а потом вычистить их песком и кирпичем на уксусе, от чего они потеряли зеленоватость свою, столь драгоценную для антиквариев.

Не смея сделать решительнаго определения сам любопытным древностям, без строгаго розыскания и сличения их с подобными обращиками, находящимися в Музеуме Академии наук, можно однако с правдоподобием положить, что оне суть свидетельства язычества древних обитателей сей страны Мери, народа самобытнаго, известнаго в нашей Истории многими событиями, как то: союзом с прочими народами, согласившимися призвать Рюрика на царство Русское, походом к Царьграду, упорством в принятии Христианской веры, побегом за реку Оку, где одна часть их соединилась с Мордвою, а другая так слилась с Русскими племенами, что исчезла с лица земли, и совершенно потеряла свою народность. (*Мерю Ходаковский почитает Славянским племенем. Вопреки Нестору. Когда-нибудь предложится его мнение. Ред.) Только в Галиче удержался язык Меричей, известный под именем Елманскаго (*Точно ли язык Меричей называется Елманским? Общество просит Гг. Учителей истории и Словесности в Костромской гимназии и училищах уездных доставить сведения об этом наречии, - хотя словарь слов и выражений. Ред.), и некоторыя урочища, села и города в Костромской губернии носят еще названия, данныя первобытными обладателями сих стран. (*Общество также просит о подробном исчислении собственных имен. Ред.).

Фигурка из Галичского клада
Фигурка идола
из Галичского клада

К сожалению, я никак не мог открыть ни из летописей, ни из преданий, как называлось в первобытные времена Туровское: ибо сие последнее название явно дано Славянами, вероятно в воспоминние того, что на этой, конусом возвышающейся горе над всем Галичским озером, существовал храм, посвященный Туру, известному богу северных язычников. – Догадку сию можно основать и по сравнению кургана с подобными урочищами, находящимися по рекам Вексе и Темзе:два меньшие кургана, называющиеся заячьими горками, служили ему как бы подножием, или вратами, чрез кои только можно было достигнуть чела сего святилища. Язычники, оставляя места сии, без сомнения зарыли в средину одного из сих курганов священные предметы своего верования. И я нахожу в некоторых вещицах сходство с подвесками, которыми обременяют Сибирские Шаманы свои облачения, когда приносят жертвы, или когда совершают волхвования. Известно, что подвески их, как то: змеи. Мыши, гребешки и т.п., имели символические значения. – Серебряныя пуговки и винтики, может быть, принадлежали к украшению самаго идола.

Потеряв следы первобытной своей знаменитости, Туровское известно сделалось в последствии в числе увеселительных замков Галицких Князей, которые имели здесь свои дворцы, и провожали летние месяцы, забавляясь разнаго рода охотами в дремучих лесах и глубоких водах здешних. Из древнейшей описи города Галича видно, что Туровское называлось иначе селом мыльным, (без сомнения, по мыльным заводам), и в нем было девять церквей. С упадком сей промышленности, опустело и Туровское до такой степени, что единственная церковь, во имя Василия Великаго, остававшаяся в нем, переведена в рыбную слободу.

Павел Свиньин.

Богородское.
10 Января 1837 г.