Иконописец Корнилий Уланов

 

Сказания о. протоиерея Макарьевской Христорождественской церкви о Тихвинской Божией Матери, обратившей особенное внимание Государя Наследника, навело меня на мысль, при обзоре городских церквей и обителей на моем пути лежащих, собрать сведения как о самом иконописце игумне Корнилии Уланове, так и благочестивых произведениях его кисти, – произведениях, кои могут утратиться и кои, сделавшись известными, могут послужить прекрасными образцами в деле православнаго иконописания.

Кривоезерский монастырь на Волге
Кривоезерский монастырь на Волге

При обозрении моем Кривоезерской Троицкой пустыни, на левом берегу Волги, против самаго г. Юрьевца Поволгскаго, я удостоился поклониться чудотворному образу Иеpycaлимской Божией Матери, первому произведению Корнилия Уланова, и ознакомиться с его жизнию из летописнаго сказания игумна этой обители Леонтия, а с 1714 года игумна обители преподобнаго Макария, современника Корнилиева, коему тот же игумен Леонтий поручил написать икону Тихвинской Божией Матери в Макарьевскую Христорождественскую церковь.

В генваре месяце, 1709 года, прибыл в Кривоезерскую пустынь один Москвич, придворный иконописец Корнилий Уланов, в том же году принявший монашество и нареченный именем Корнилия. Он преемствовал в игуменстве Леонтию, с 1714 года, переведенному в обитель преподобнаго Макария; в 1720 году принял схиму и наименован Карионом; в 1731 году скончался в той же обители и погребен под западною стеною Троицкаго храма.

Местная икона Иерусалимския Божия Матери, во время пожара 22 декабря, 1781 года, чудесно сохранившаяся и на левой ручке сохраняющая следы опустошительной стихии, прославившаяся многими чудесами, и совершенно подобная такой же иконе, находящейся в Московском большом Успенском соборе за правым столбом, написанной святыми Апостолами в 15 лето, по вознесении Господнем, была первым благоплодным приношением в Кривоезерскую обитель постриженника ея, Корнилия Уланова.

Игумен Леонтий повествует о самом себе, что во время пребывания его в Перервинском Николаевском монастыре родилась благочестивая мысль написать верное подобие иконы Иерусалимския Божия Матери для Кривоезерской пустыни лучшими живописцами в Москве, обратившаяся, по собственному его сознанию, в душевную болезнь; в таком состоянии многократно посещал Успенский Московский собор и пред чудотворным ликом преблагословенной Девы возсылал теплую молитву о том, чтобы заступница наша Богородица умилосердилась и благоволила свой Божественный лик такой же, как и в Успенском Московском соборе, даровать обители Кривоезерской.

По воле Промысла Божественнаго, эта святая мысль была забыта преподобным Леонтием и даже на ум не приходила.

Кривоезерская Иерусалимская икона Божией Матери
Кривоезерская Иерусалимская
икона Божией Матери

В 1709 году, один из Юрьевецких граждан встречается с Леонтием в Перервинском монастыре и разсказывает ему о прибытии в Кривоезерскую обитель Корнилия и о написании местной иконы Иерусалимския Божия Матери, по обещанио Юрьевецкаго гражданина Кевалова, прежде сносившагося по сему предмету и с братиею Николо-Перервинской обители, а в особенности с Леонтием, весьма благолепной и чудной, удивления достойной и немного менее подлинной, находящейся в Московском Успенском соборе.

При столь радостной вести дли Леонтия об исполнении святаго его желания, хотя и неприведеннаго им самим в исполнение, Леонтий поспешил в Московский Успснский собор излить чувствование благодарности Сыну Ея и Ей, Христианской Предстательнице, за Божественное их благоутробие обители Кривоезерской.

Леонтий, не имея намерения быть в этой обители и не имея надежды видеть новописанную икону Божией Матери, по воле Господней и по благословению местоблюстителя патpиapшаго престола, Стефана Яворского, сподобился управлять не только обителию Кривоезерсксю, но и освятить, новописанную икону инока Корнилия, в 20-й день августа, 1711 года, и таким образом положить основаниe празднику, доныне совершаемому в сей обители.

Не могу не привести келейной исповеди Корнилия игумену Леонтию о тех благочестивых приготовлениях, с какими сей благоговейный художник приступил к сему святому делу.

«По пострижении моем вскоре, поведал Корнилий: – начал писать всечестный сей образ преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и с нею на Божественных руках Ея превечнаго младенца, Сына Ея и Бога Господа нашего Иисуса Христа, и как прилично новоначальным монахам велие тогда имел иноческое благоговение, опасение и воздержание, сколько возможно по уставу св. отец, всю четыредесятницу, чacтию ради иноческаго чина, частию ради написания иконы Богородичныя, и столько даровал мне Бог предстательством Пречистыя Богородицы умиления и слез, что непрестанно плакал, зря на Божественное и пресладчайшее начертание превожделеннаго образа пренебесныя Царицы Божия Матери и Сына Ея и Бога сладчайшаго Ииcyсa; и когда писал икону cию, опасаясь всякия с кем либо беседы, умом же непрестанно молился заступнице нашей Пресвятей Богородице, да помилует мя и труд мой сей произведет на спасение и радость мне и всей Святей пустыне сей Троицкой, так равно и в правиле моем нощнем и дневнем о сем молился со умилением, и таким образом помощию Божиею и Пресвятой Богородицы окончивши Божественную cию икону столко добре и изрядне, что сам удивляюсь и в ужас прихожу». Да послужит cия келейная беседа художника-христианина назидательным примером для всех, занимающихся сим священным искуством!

В Кривоезерской пустыни, кроме чудотворной Иepyсалимской Божией Матери, находятся 7-мь икон, кисти Корнилия Уланова, уцелевшия от страшнаго пожара 1781 года, опустошившаго все деревянныя здания обители.

В левом приделе, во имя святителя Николая чудотворца, при Троицком соборе:

1) Икона святителя и чудотворца Николая, весьма искуснаго греческаго письма, написанная в 1709 году.

2) На северных дверях изображение св. архидиакона Стефана, – в 1718 году.

3) В соборе Иерусалимския Божия Матери, над царскими дверьми, икона Иерусалимския Божия Матери, в лист.

В больничной церкви св. священвомученика Антипы:

4) Знамение Пресвятыя Богородицы.

5) Истинное изображение чудотворнаго образа и меры Пресвятыя Богородицы Знамения, что в Великом Нове-граде, на Ильине улице, 1713 года, месяца декабря.

6) Святцы на месяц декабрь.

7) Образ Иерусалимския Божия Матери, находящийся в часовне, находящейся на площади г. Юрьевца и принадлежащей Кривоезерской обители.

В градских церквах города Юрьевца-поволгскаго.

В настоящей Сретенской (бывшем женском монастыре, упраздненном в 1764 году и перенесенном в Белбаш), на самом берегу Волги, иконы Корнилия Уланова:

8) Местной образ Спасителя.

9) Местной образ Тихвинской Божией Матери.

В градской Богоявленской церкви (бывшем Богоявленском монастыре), устроенной в 1620 году, иконостас пятиярусный, украшенный благолепными святыми иконами, кисти Корнилия Уланова.

11) Во 2-м ряду – двунадесятые праздники.

12) В 3-м ряду – святые Апостолы.

13) В 4-м ряду – Пророки.

14) В 5-м ряду – отечество, знамение Пресвятыя Богородицы, Господь Вседержитель, сидящий на престоле, распятие.

15) Местный образ Вседержителя.

16) Четыре Евангелиста и Благовещение, в царских дверях настоящаго храма.

В правом приделе, по левую сторону, северных дверей:

17) Икона всех скорбящих Божией Матери.

18) За жертвенником, икона Тихвинской Божией Матери.

 

Троицкий Белбажский монастырь
Троицкий Белбажский монастырь

Семь святых икон Корнилия Уланова находится в открытом, при жизни его, по указу в Бозе почивающего Государя Петра Великаго, преосвященным Питиримом, архиепископом Нижегородским и Алатырским, Троицком Белбажском монастыре, где находился тогда преосвященный Питирим, для обращения раскольников к православию Кафолической церкви (*Сообщено игумению монастыря, от 13-го сентября 1856 г. № 155).

 

В Троицкой церкви Белбажскаго монастыря местныя иконы, трех–аршиннаго размера:

19) Святая Троица.

20) Воскресение Христово.

21) Преображение Господне.

22) Рождество Богородицы.

23) Икона Вседержителя.

24) Вознесение Господне.

25) Иоанна Предтечи.

В Кинешемском соборе:

26) Икона св. Николая чудотворца,

27) Св. Илии пророка.

28) Иоанна Предтечи.

В доме священника Кинешемской Вознесенской церкви К. Херсонскаго находятся, кисти Корнилия Уланова, три иконы: Спаситель с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Предтечею, перешедшия от тестя его и предшественника, коему завещаны были Кинешемским мещанином Скорняжниковым.

Богородицкая церковь на ул. Московской в Костроме
Богородицкая церковь на ул. Московской в Костроме

В Костромской Богородицкой церкви, на Московской улице, есть, прекрасной работы, местная икона Спасителя, имеющая большое сходство с кистию Корнилия Уланова, написанная 1683 года, марта 25 дня, изографом Царскаго Величества, Михаилом Милютиным.

Пошиб иконописнаго искуства Корнилия Уланова столь оригинален, что я, увидавши икону Тихвинской Божией Матери в Макарьеве, мог безошибочно, без предварительнаго указания, узнавать художническую его кисть, в особенности по ликам святых изображений, коим сообщена печать Божественности.

Я буду вполне награжден, если сообщенныя мною сведения о благочестивом художнике – иноке Корнилии Уланове и его трудах вызовут других заняться описанием его произведений, кои написаны им в монашестве, так равно и тех, кои написаны им, во время пребывания его при Дворе, в Москве, – произведений, может быть, в большом количестве сохранившихся в Московских обителях и приходских храмах.