+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
Костромичи в часы досугаГлавная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / Л.А.Колгушкин. «КОСТРОМИЧИ - ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ». / Костромичи в часы досуга
Леонид Колгушкин КОСТРОМА НАЧАЛА XX ВЕКА КОСТРОМИЧИ В ЧАСЫ ДОСУГА Чем же жили люди того времени, каковы были их интересы, как они развлекались, проводя свой досуг и праздничные дни? В зимнее время буржуазия, купцы, чиновники, офицеры вечерами любили посещать клубы и так называемые собрания, где устраивались благотворительные и прочие вечера и концерты. Или, собираясь там запросто, они играли в карты и в настольные игры, например в бильярд, читали газеты, журналы и прочую литературу, обменивались новостями, коллективно или одиночно ужинали, политиканствовали. Иногда там устраивались банкеты и отмечались всевозможные юбилеи. Такими местами были: Дворянское собрание на Павловской улице, Общественный клуб на Русиной улице (Дом офицеров), офицерское собрание и несколько сословных клубов. Жёны костромской элиты в обычные дни занимались визитами друг к другу или хлопотали по части благотворительности. 3-х этажное здание Дворянского собрания на Павловской улице. Фото нач. XX в. Люди попроще: мещане, ремесленники, рабочие - свободное время больше всего проводили дома, занимаясь хозяйством, какой-нибудь подработкой. А те, кто помоложе, иногда посещали Народный дом (позднее клуб «Красный ткач»). Народный дом губернского комитета попечительства о народной трезвости. ул. Симоновского (Власьевская). Фото нач. XX в. Учащиеся и молодёжь устраивали вечера в своих учебных заведениях. Совершали прогулки на лыжах за город или катались на коньках на Медном, Боровковом и Козьмодемьянском прудах (пруды позднее были засыпаны). Другие предпочитали лёд рек Волги, Костромы и Запрудни.
Малый бульвар. Нач. ХХ в. Богачи и разгулявшиеся купчики свои прогулки совершали на тройках до трактира «Капернаум» по Галичскому тракту или до деревни Поддубное - по Кинешемскому. Существовали в то время в Костроме и публичные дома - в конце улицы Павловской и на улице Смоленской. Процветала и свободная проституция - как порождение униженного морального и материального положения женщины того времени. Узаконение этой профессии проводилось полицией, выдававшей таким женщинам «жёлтый билет» (паспорт на твёрдой жёлтой бумаге). Что касается традиций отдыха дворянского сословия, то летом костромские дворяне выезжали в свои деревенские усадьбы. Буржуазия и богатое купечество тоже имели собственные летние дачи, преимущественно в живописных уголках вниз по Волге, на Покше или Сендеге. Дачи были в Витове, Пушкине, Троице, Орлеце, Гомонихе и, конечно, в Густомесове и Плёсе. Те же, у кого не было собственных дач, снимали крестьянские дома в Становщикове, Качалове, Катине, Подольском и в других прибрежных деревнях. К услугам дачников всегда были пригородные пароходы Набатова: «Муравей», «Пчёлка» и другие. Последние дачники. Пригородный пароход. Нач. ХХ в. Основное же большинство костромичей оставалось в городе, дыша пылью и изнывая от жары. Привычным удовольствием для большинства было выйти к вечеру во двор с самоваром, в который обязательно накладывали сосновые или еловые шишки: дым от самовара отгонял комаров и прочих мошек. А чай казался особенно вкусным и затягивался до позднего вечера. Некоторые любили посидеть на скамейках на улице или завалинках у домов, наблюдать за жизнью города в вечернее время и побеседовать с соседями. А ещё в праздничные дни ходили гулять за Волгу, за реку Кострому на стрелку или в ближайший лес, беря с собой покушать, и тоже иногда прихватывали самовары.
Рабочие не имели времени для частого отдыха и только в большие праздники: Пасху, Троицу, Иванов день или же в Семик и Яриловку - обязательно отдыхали за городом по Кинешемскому тракту или за Лазаревским кладбищем (закрытом в 1930-х годах) и военным стрельбищем, а то отправлялись на прогулку по Молвитинскому тракту за фабрику Брунова (ныне «Красная Маёвка»). Другими любимыми местами отдыха были заречье за Волгой, Костромой и Запрудня. Туда выезжали торговцы квасом, пивом, водами и всевозможными сластями и закусками. На досуге. Нач. ХХ в. Иногда устраивались народные гулянья на городском бульваре, где проводились аттракционы в виде бега в мешке, бега с завязанными глазами и яйцом в деревянной ложке на вытянутой руке, устраивались лазанья по гладкому шесту или проверки своей силы на различных силомерах, тир и торговля мороженым. На бульваре ежедневно играл военный духовой оркестр. Учащаяся молодёжь разгуливала по главной аллее бульвара, а солдаты и рабочие - по боковым. Прохаживались по набережной, по пристаням или катались на собственных лодках, а также могли их брать и на прокатной станции, которую содержали частные предприниматели. Были в то время и платные купальни. Большинство же костромичей предпочитало естественный пляж на правом берегу Волги, против города, где песчаные косы доходили почти до самого фарватера. Конечно, дело не обходилось без несчастных случаев, так как специальных спасательных лодок на том берегу не было.
Лодки на Волге. Нач. ХХ в. Одним из самых весёлых праздников была Масленица, её отмечали все - от малых детей до стариков, от богатых до бедных. Конечно, каждый отмечал её по своему достатку. Этот языческий праздник крепко укоренился в народе как праздник начала весны и проводов зимы. Он всегда был приурочен к последней неделе перед Великим постом. Настоящий праздник начинался со среды Масленичной недели. К этому дню на плацу, где всегда проводились ярмарки, а также на льняной площадке устраивались увеселительные предприятия: карусели, качели, балаганы, зверинец и популярный театр с Петрушкой. Иногда приезжал и цирк.
Зазывалы у масленичных каруселей. Фотограф Н.А. Карякин. 1908 г. Среда - это был праздник и для крестьян окрестных деревень. Существовал обычай в этот день приезжать в Кострому «молодым», с ними обязательно приезжали и родители. «Молодой», как правило, всегда надевал чёрные чёсанки с подвёрнутыми голенищами и обязательно новые глубокие калоши. «Молодая» всегда была в бархатной или плюшевой шубе, в новых валенках и в шёлковой или шерстяной светлой шали. Некоторые первый и единственный раз в жизни в этот день надевали шляпы, которые часто не соответствовали сезону и не гармонировали с костюмом, что вызывало искренний смех у горожан. «Молодые» всегда катались вдвоём на двухместных лёгких саночках. Лошадь была украшена праздничной, с блестящими безделушками, сбруей, а в гриву и хвост вплетались разноцветные ленты. На шею её обязательно надевался хомут с бубенцами. «Молодой» правил лошадью, всегда выставив одну ногу за борт саночек, отвернув полу шубы и выставляя напоказ чуб, лихо заломив шапку на самый затылок. «Молодая» же непрестанно лущила семечки.
Во второй половине дня крестьяне семьями шли в чайные и трактиры пить чай с баранками. Некоторые заказывали порцию традиционных блинов, которые в эти дни в изобилии выпекались во всех пищевых торговых предприятиях, и даже раскошеливались на «косушку» водки. За праздничным столом. Фотограф Н. А. Карякин. 1912 г. С четверга все учебные заведения прекращали занятия до Чистого понедельника, и учащиеся гуляли по праздничным улицам города. Извозчики, и в первую очередь слободские татары, готовили своих лучших лошадей, специальную масленичную сбрую, возки, новые розвальни и выезжали на биржу к Торговым рядам. Самые богатые и красивые тройки были у Маметевых и Женодаровых, а из городских предпринимателей - у Загарова и Кудряшова. Вместительные сани, окрашенные в белый цвет и отделанные ковровой обивкой, сытые, вычищенные лошади, украшенные бубенцами и разноцветными лентами в предварительно завитых, а потом расчёсанных хвостах и гривах, - всё ласкало взор и у каждого вызывало страстное желание прокатиться, но по цене это было доступно далеко не каждому.
Масленичные гуляния в Костроме. Фото нач. ХХ в. Парная упряжка была дешевле, а ещё доступнее - одноконная, в розвальнях, покрытых ковром. Самым же доступным для катания транспортом были «ваньки», которые стояли на бирже вверху Молочной горы. За один рубль они катали часа два компанию в 3-4 человека. К полудню количество катающихся всё прибывало, и они образовывали сплошной круг, который двигался в одном направлении от Воскресенской площади по Русиной, Смоленской и Павловской улицам, выезжая снова на Воскресенскую площадь. В кругу лошади шли только шагом, а кому такая езда надоедала, они выезжали из круга и ездили по свободным улицам, как им хотелось. Биржа извозчиков на Воскресенской площади. Фото нач. ХХ в. Богачи также выезжали на собственных «танцующих» рысаках, но долго в кругу оставаться не любили, предпочитая быструю езду на свободных улицах. Учащаяся и рабочая молодёжь гуляла сплошной стеной по Русиной улице, в рядах и около зрелищных предприятий. А в это время в ресторанах, гостиницах, трактирах, кухмистерских и чайных пеклись стопки румяных блинов, которые подавали на столы с различной рыбной закуской, икрой, сметаной и топлёным маслом, так как церковным уставом употребление мясной пищи в масленичные дни не разрешалось. Не было в Костроме ни одной семьи, где бы в эти дни не пекли блинов, в богатых же семьях блины превращались в настоящее «обжорство», вплоть до болезней. Помнится один случай, когда именитый костромской купец Ст-н, отличающийся высоким ростом, отменным здоровьем и весом свыше десяти пудов, чуть-чуть не погиб от злоупотребления блинами. Он в одном ресторане на спор съел свыше ста блинчиков. Спор выиграл, но с сильными болями в желудке упал на пол. Друзья хотели вызвать врача, но он приказал везти себя домой прямо на конюшню, где его кучер Тихон знал средство от такого «заболевания». Кучера и конюхи положили его на солому и пудовой дугой мяли ему живот. Такой «массаж» оказал положительное действие - на другой день Ст-н был здоров и продолжал справлять «широкую Масленицу». В первые годы XX века ещё практиковались в Костроме и кулачные бои. Они происходили чаще всего на льду р. Костромки между жителями заречья и городской фабричной окраины, но они вскоре были запрещены, так как получалось много увечий и даже смертельных случаев. К проводам Масленицы заблаговременно запасались смолевые бочки, ящики, дрова и различный древесный лом. Со дворов тащили всё, что попадало в руки. Если хозяева своевременно не убирали годный горючий материал, он попадал в масленичный костёр. Масленицу жгли около Городища по ту сторону Волги, за рекой Костромкой и на Запрудне. С наступлением темноты зажигали огромный костёр, вокруг которого устраивались пляски, пение специальных масленичных песен, всевозможные игры. На этом и заканчивалось масленичное гулянье. Город шумел, в особенности в базарные дни по понедельникам, средам и пятницам. В эти дни съезжались сюда многие сотни крестьянских подвод, которые располагались на Воскресенской площади, вокруг высокой водокачки, находившейся против Гостиного ряда или же позади Льняных рядов. Масленичные гуляния в Костроме. Нач. ХХ в. Стук окованных железом колёс, ржание лошадей, гудки фабрик, заводов и пароходов, а также колокольный звон многочисленных церквей - всё сливалось в общий гул, который был важной приметой мирной жизни приволжского губернского города. В эти дни в городе появлялись цыгане, монахи и монахини, всевозможные юродивые, калеки, профессиональные нищие, бродяги музыканты, «марафетчики» (т.е. игроки в «контейку», «шнурок», в «орла и решку», они всегда были в выигрыше благодаря ловкости рук) - аферисты всех сортов и рангов, которые разными способами обманывали приехавших неопытных и доверчивых крестьян.
Масленичные гуляния в Костроме. Нач. ХХ в. |