Вы смотрите фотографию с сайта Забытая Кострома ... - чтобы вернуться на него перейдите по ссылке starina44.ru

1913 год. Д.Лебедев. История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме.

Протоиерей Д.И. Лебедев. История соборных храмов Феодоровскаго и Успенскаго в городе Костроме (в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древняго города). Историко-археологический очерк. – Кострома: Костромское книгоиздательство,  1913. – 181 с.; ил.

Это издание студенческой диссертации (1912 г.) отца Дмитрия (Д.И. Лебедева), которая заслужила самых высоких оценок по научному уровню работы и степени ее исторической значимости. Судьба книги трудна и драматична, поэтому она не могла быть опубликована в свое время. Книга содержит богатый материал по истории государства и Костромского края. Бережно сохраняя авторский материал, коллектив составителей проиллюстрировал книгу уникальными изображениями старой Костромы. Книга будет интересна не только для профессиональных краеведов и историков, но и внесет свою лепту в воспитание молодого поколения на основе многовековых национальных традиций.

 О Г Л А В Л Е Н И Е

 ВВЕДЕНИЕ

Краткий очерк начальнаго периода г. Костромы (до княжения Ярослава Всеволодовича)

Географическое положение г. Костромы. Первые поселенцы Костромского края / Меряне. Славянизация края. Начало г. Костромы. Происхождение и смысл названия города. История Костромы в XIII в. до княжения Ярослава Всеволодовича.

 ГЛАВА I

Древняя топография г. Костромы и древний соборный храм св. Феодора Стратилата

Возстановление г. Костромы после нашествия Батыя (в 1237 г.) великим князем Ярославом Всеволодовичем. Неосновательность мнения некоторых историков о первоначальном местоположении Костромы на правой стороне р. Волги. Преимущество положения города при слиянии двух рек / Костромы и Волги. Укрепление Костромы Ярославом Всеволодовичем. Княжение Василия Ярославича. Соборный храм Феодора Стратилата: его построение Ярославом Феодоровичем. Местоположение этого храма в древнем кремле между рр. Сулой и Костромой.

 ГЛАВА II

Повесть о Феодоровской иконе Божией Матери (в разных ея редакциях)

Феодоровская икона Богоматери. Первоначальное ея пребывание в Городце Нижегородской губернии. Повесть о явлении сей чудотворной иконы в г. Костроме князю Василию Ярославичу. Три редакции повести. Списки первой редакции повести, ея характер и краткое содержание. Служба Феодоровской иконе Богоматери, как рукописный источник для составителя повести о явлении в г. Костроме чудотворной иконы. Время написания службы. Черты содержания ея, относящияся к явлению чудотворной иконы в Костроме и вошедшия в повесть об этой иконе. Анализ второй редакции повести: более известныя ея списки; составитель повести в этой редакции; отличительный характер ея изложения и содержания. Первыя три чуда от иконы по описанию повести во второй ея редакции. Третья редакция повести. Ея списки. Отличие этой повести по форме изложения и объему содержания от первых двух редакций. Вопрос о времени, лице и месте явления чудотворной иконы Богоматери. Значение повести как источника для истории древних храмов Феодора Стратилата и Успенскаго собора.

 ГЛАВА III

Свидетельства повести и иконографических памятников

о древнем храме Феодора Стратилата в связи с топографией г. Костромы

Что говорит повесть о древнем храме св. мученика Феодора Стратилата. Значение упоминания об этом храме как соборной церкви. Спасо/Запрудненский монастырь. Значение княжения в г. Костроме великаго князя Василия Ярославича. Иконографические памятники Феодоровской Божией Матери с деяниями, как выразители народного предания о древнем храме св. Феодора Стратилата, и его местоположение в древнем храме. Смерть великаго князя Василия Ярославича и погребение его в храме св. Феодора Стратилата. Пожар храма в 1304 г., его возобновление и бракосочетание в нем князя Михаила Тверскаго в 1320 г. Пожар храма в 1413 г. Сравнение__ летописнаго сказания об этих пожарах со сказанием повести. Дальнейшия события, имевшия отношение к истории храмоздательства в г. Костроме. Значение пожара 1413 г. в истории Феодоровскаго собора. Заключительный вывод.

  УСПЕНСКИЙ СОБОР В КОСТРОМЕ

 ГЛАВА IV

Первоначальная история Успенскаго собора до XVII века

и отношение к нему за это время храма св. Феодора Стратилата

Современный вид костромских соборных храмов. Отсутствие исторических свидетельств о первом периоде существования Успенскаго собора; повесть о явлении Феодоровской иконы Богоматери как единственный исторический документ, смутно упоминающий о времени постройки этого храма. Печальныя историческия обстоятельства в конце XIII и XIV вв., препятствовавшия росту и красе города Костромы. Археологическия данныя для решения вопроса о времени постройки Успенскаго собора. Архитектура подвальной части соборнаго храма. Решение вопроса о времени постройки основного ядра собора чрез техническое сравнение кладки его стен с другими древними храмами в г. Костроме. Перенесение Костромского кремля после пожара 1413 г. на другое место. Первое  основание в новом кремле Каменнаго Успенскаго собора в 1415/1416 гг. Зависимость архитектуры Костромского собора от архитектуры Московских (а не Владимирских) храмов. Основная часть собора, сохранившаяся от начала постройки до настоящаго времени. Первое помещение в Успенский собор перенесенной сюда Феодоровской иконы Божией Матери. Значение для топографии Костромы и для судьбы древняго храма св.Феодора Стратилата постройки Успенскаго собора после пожара 1493 г. Несудимая грамота царя Феодора Иоанновича от 1586 г. Древний образ св. Феодора Стратилата с изображением местности, прилегающей к древнему храму в честь этого св. угодника.

 ГЛАВА V

Успенский собор и храм св. Феодора Стратилата

в XVII/XIX вв. в связи с топографией г. Костромы за это время

Костромской кремль и Успенский собор по Писцовым книгам 1628/30 гг. Значение Успенскаго собора и его чудотворной святыни в истории Костромы, особенно со времени воцарения в 1613 г. Михаила Феодоровича Романова на всероссийский престол, и установление в память этого события праздника на 14 день марта. Составление на этот день в 1678 г. особой службы Феодоровской иконе Богоматери. Паломничество Государя Лебедев. История соборных храмовМихаила Феодоровича в Успенский собор в 1619 г. Обновление Феодоровской иконы Богоматери в 1636, 1677 и 1745 гг. Попечение Михаила Феодоровича о благоустройстве г. Костромы. Город Кострома и кремлевские храмы к концу царствования Михаила Феодоровича. Кострома в церковно/археологическом отношении во второй половине XVII в. Постройка при Успенском соборе крытой каменной галереи и придельного храма св. Феодора Стратилата. Успенский собор в XVIII в. Древний соборный храм Феодора Стратилата и Симеоновский монастырь в XVII и XVIII вв. Уничтожение древняго Феодоровскаго храма и построение на месте его новой каменной церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Пожары Костромы 1773, 1779 и 1789 гг. Новые постройки к Успенскому собору и новая распланировка города по плану 1781 г.

Скачать можно здесь.



1913 год. Д.Лебедев. История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме.

© Забытая Кострома ...