+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
Костромские извозчикиГлавная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / Л.А.Колгушкин. «КОСТРОМИЧИ - ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ». / Костромские извозчики
Леонид Колгушкин КОСТРОМА НАЧАЛА XX ВЕКА КОСТРОМСКИЕ ИЗВОЗЧИКИ На площадях и углах центральных улиц находились биржи извозчиков, среди которых были так называемые «лихачи», которые отличались от обычных извозчиков тем, что имели лошадей рысистой породы, да ещё с нарядной их упряжью. Медвежьи шкуры - зимой и блестящая кожа - летом дополняли общий антураж экипажей, которыми правили извозчики в красивых кафтанах и лакированных шляпах.
Биржа извозчиков на Воскресенской площади. Фото М.Ф.Риттер 1901-1916 гг. Такса за проезд у них была, конечно, выше. На Молочной горе ожидали пассажиров «ваньки» - это были крестьяне близлежащих деревень, выезжающие в город на сезонные заработки по извозу. Они отличались от коренных извозчиков слабыми рабочими лошадёнками, бедной экипировкой транспорта, а также и дешевизной. Чаще ими пользовались в ночное время и для дальних деловых разъездов по городу. Извозчики на Сусанинской площади. Нач. ХХ в. Современного ребёнка удивило бы то, что в городе нет ни одного автомобиля, не слышно звука самолёта или радио. Но его бы оглушил стук колёс экипажей и телег по булыжной мостовой, поразило огромное количество конного транспорта. На каждом шагу он видел бы легковых и ломовых извозчиков, пары и тройки земских и почтовых лошадей, блестящие одиночные и парные выезды костромских богачей. Изредка можно было видеть кареты в дышловой русской и английской упряжках, различные ландо с кучерами, одетыми в бутафорские кафтаны и замысловатые шляпы, и то, как тысячные рысаки доставляют удовольствие небольшой кучке «прожигателей жизни». Ломовой извозчик. Нач. ХХ в. Неудивительно, что на улицах города встречалось такое большое количество конного транспорта, ведь других средств передвижения не существовало. Вся связь с близкими и отдалёнными уездами и населёнными пунктами, а также доставка почты проходила на конной тяге. Так, один только предприниматель Загаров, говорят, имел на всех трактах губернии не менее 300 троек лошадей, а был ещё Кудряшов, а также конный транспорт земской почтовой станции. Главный «штаб» Загаровской станции помещался на Русиной улице, дом № 7, а конюшни её выходили на улицу Никольскую (Свердлова). Русина улица от церкви Воскресения на Площадке до Богословского переулка. Фото нач. XX в. Бородатые мужички-крестьяне в армяках или полушубках из овчин, крестьянки, одетые в домотканые костюмы особого покроя, с непременными фартуками и ситцевыми платками на головах, сновали тут и там. На ногах почти у всех были лапти. Городская толпа у Торговых рядов была достаточно пёстрой. Здесь можно было встретить и городского франта в цилиндре или котелке с тросточкой в руках, в костюме особого покроя, и дам в платьях со шлейфами, в огромных шляпах со страусовыми перьями или цветами, и разночинцев в тёмных сатиновых косоворотках.
Биржа извозчиков в начале Павловской ул. Фотограф М. Ф. Риттер. 1915 г. |