+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
МОШКОВ Борис Николаевич
Мошков Борис Николаевич Родился в городе Юрьевец Иваново-Вознесенской губернии (ныне Ивановской области) в семье рабочего. В 1940 году окончил 8 классов Юрьевской средней школы № 1, в следующем году – Кинешемский аэроклуб. Работал сортировщиком леса в Унженской сплавной конторе. В апреле 1941 года призван в Красную Армию Кинешемским райвоенкоматом. Был направлен в Поставскую авиационную школу пилотов бомбардировщиков г. Поставы Полоцкой области Белорусской ССР (ныне Витебская область Белоруссии). С началом Великой Отечественной войны в составе школы эвакуирован на восток, в город Чкалов (Оренбург). Продолжил учебу в 1-й Чкаловской военной авиационной школе пилотов им. К.Е. Ворошилова. В декабре 1941 форсировано окончил программу обучения на бомбардировщике СБ, затем освоили штурмовик Ил-2. В июле 1942 года с отличием окончил учебу и в звании сержант направлен на фронт. Был зачислен летчиком в 431-й штурмовой авиационный полк. В составе полка прошел весь боевой путь до Победы. К боевым вылетам приступил не сразу, в августе 1942 полк, потерявший под Сталинградом все самолеты, был выведен в тыл на перевооружение. Сержант Мошков успешно закончил программу переучивания на Ил-2, затем перегонял с заводов самолеты для полка. В мае 1943 года стал офицером. В том же году был принят в ряды ВКП(б).
С 5 июля 1943 года участвовал в сражении на Курской дуге. За 7 дней с 5 по 11 июля совершил 8 боевых вылетов. В первом же вылете 5 июля его самолёт был подбит зенитной артиллерией противника, а затем был атакован двумя истребителями противника. Отражая атаки на подбитом самолёте Мошков всё таки перелетел линию фронта и посадил самолёт на своей территории. 9 июля воздушном бою группы штурмовиков с 30-ю истребителями противника сбил один МЕ-109. За высокую отвагу и мужество, проявленные в этом бою приказом по 299-й штурмовой авиационной дивизии от 12 июля 1943 г. младший лейтенант Мошков был награждён орденом Красной Звезды. Таким образом первой боевой награды он был удостоен через 8 (!!!) дней с начала его участия в боевых действиях. Только за месяц боев с июля по август 1943 года произвел 23 успешных боевых вылета в которых лично уничтожил 9 танков, свыше 30 автомашин, 4 зенитные точки, сбил лично истребитель Ме-109, и два самолет сбил его воздушный стрелок. 5 августа в боевом вылете в районе города Орла был ранен, в кабине разорвался зенитный снаряд. Не смотря на ранение, продолжил выполнение боевого задания и затем привел машину на свой аэродром. Через короткое время вернулся в строй. За проявленные в этих боях мужество и мастерство приказом по 16-й воздушной армии от 24 августа Мошков был награждён орденом Красного Знамени. В дальнейших боях группы Ил-2 ведомые Мошковым активно действовал по боевым порядкам противника в боях за украинские города Новогород-Северский, Конотоп, Бахмач, Нежин, обеспечивали форсировании рек Сож, Днепр, Припять. В боях за освобождение Белоруссии, на Гомельском, Жлобинском и Ковельском направлениях штурмовики Мошкова производил по 4-5 заходов на цель, нанося противнику большой урон в живой силе и технике.
К концу ноября 1943 года он совершил 62 успешных боевых вылета. В ходе боёв под Гомелем в отдельные дни совершал по 3 боевых вылета. Кроме уничтожения живой силы и техники на земле он продолжил успешную борьбу с истребителями противника, своими умелыми действиями создал условия для уничтожения истребителя противника своим воздушным стрелком. За самоотверженное выполнение боевых заданий приказом Командующего 16-й Воздушной Армией от 20 декабря 1943 года старший лётчик лейтенант Мошков награждён вторым орденом Красного Знамени.
К 5 апреля 1944 года теперь уже заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Мошков совершил 94 успешных боевых вылета в ходе которых уничтожил более 20 танков, около 50 автомобилей, 30 орудий полевой и зенитной артиллерии, до 1500 человек живой силы противника. Приказом Командующего 6-й Воздушной Армии от 14 апреля 1944 года он был награждён третьим орденом Красного Знамени.
1 мая 1944 года при выполнении ответственного задания в районе города Ковель штурмовик Мошкова был подожжен над вражеской территорией. Благодаря отваге, выдержке и мастерскому управлению самолетом летчику удалось на искалеченной машине перетянуть через линию фронта в расположение своих войск. К маю 1944 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Мошков совершил 106 успешных боевых вылетов, в результате которых лично уничтожил 22 танка, 70 автомашин, 34 орудия полевой и зенитной артиллерии, несколько складов с боеприпасами, пароход с военными грузами, 2 крупных моста, свыше 700 гитлеровцев. Провел 14 воздушных боев сбил лично 2 вражеских самолетов и 2 сбил его воздушный стрелок. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Мошкову Борису Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 19 Августа 1944 года штурмовики вылетели бомбить скопление вражеской техники. Уже в воздухе ведущий по радио получил известие о присвоении Борису Николаевичу Мошкову звания Героя Советского Союза и сейчас же передал ему эту радостную весть. Все экипажи, летевшие вместе с ним, сердечно поздравили своего товарища. В этот день, как и всегда, он отлично выполнил задание. Летом 1944 года принял командование эскадрильей. Руководимая им эскадрилья за период и июня по октябрь 1944 года произвела 350 успешных боевых вылета на Бобруйском, Любомльском и Варшавском участках фронта, уничтожив при этом 27 танков, 7 самоходных орудий, свыше 150 автомашин, подавлен огонь 17 батарей полевой и 12 батарей зенитной артиллерии, 14 миномётных батарей, взорвано 10 складов горючего и боеприпасов. В 5 воздушных боях эскадрильей сбито 2 самолёта противника. За умелое руководство эскадрильей приказом по 16-й воздушной армии от 15 ноября 1944 года капитан Мошков награждён орденом Александра Невского. До конца войны гвардии капитан Мошков совершил еще несколько десятков боевых вылетов в ходе Варшавской, Лодзинской и Берлинской операциях. Только в Берлинской операции его эскадрилья провела 132 успешных боевых вылета. Ко дню Победы на счету летчика-штурмовика Мошкова было 140 успешных боевых вылетов, из них 82 в качестве ведущего групп штурмовиков. Лично уничтожил 27 танков, 107 автомашин, 40 орудий, 7 складов с боеприпасами, 2 моста, речной пароход, много живой силы противника. Провел 22 воздушных боя, в которых сбил 5 самолетов врага. После Победы остался в армии, но военную карьеру прервал несчастный случай. В конце мая 1945 года при катастрофе автомобиля получил тяжелую травму – сложный перелом ноги. Врачебной комиссией был признан ограничено годным для работы в невысотной и нескоростной авиации. В марте 1946 года гвардии капитан Мошков уволен в запас. Приехал на родину в город Юрьевец. Работал в лесном хозяйстве заведующим гаражом, лесничим. В 1948 году вернулся в небо, в гражданскую авиацию. Работал летчиком-инструктором Краснокутского авиационного училища пилотов гражданского воздушного флота. С января 1949 года – в гражданской авиации Коми АССР. Работал начальником аэропорта города Ижма, пилотом-инструктором УТО-20 Сыктывкарского отдельного авиационного отряда, командиром корабля 75-го авиаотряда. Летал пилотом самолета Ан-2, командиром корабля Ли-2, Ил-14, Ан-10. За его плечами 13000 часов, проведенных в воздухе, три миллиона километров небесного пути. В 1955 году окончил школу высшей летной подготовки в Ульяновске. В 1961-1970 годах работал командиром корабля на Горьковском авиационном заводе им. Серго Орджоникидзе. С 1970 года вернулся на родину, жил в городе Юрьевец Ивановской области. Скончался 24 июня 1984 года. Похоронен на кладбище города Юрьевец. В дни празднования 70-летия Великой Победы имя Мошкова Б.Н. занесено на памятные доски, размещённые на Монументе Славы на площади Мира в Костроме.
Источники:
|