+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
![]() 14.01.2025
Советуем посетить экспозицию «Донбасский уголь» в Центре русского искусства (площадь Мира, 2), состоящую из серии портретов современных героев России - участников специальной военной операции, которые, рискуя жизнью, рассказывают правду о военных действиях. Все они написаны углем на бумаге, что символично перекликается с темой Донбасса - крупнейшего месторождения угля. Новая экспозиция открывает цикл областных мероприятий «Кострома. Время героев», посвящённый участникам специальной военной операции и предстоящему 80-летию Победы. Вглядываясь в лица изображенных людей, можно увидеть все оттенки эмоционального состояния и разные человеческие чувства. Автор работ— руководитель документального вещания телеканала RT Екатерина Яковлева, начала писать портреты под обстрелами ВСУ. 14.01.2025
Старый Новый год отмечают в ночь с 13 на 14 января. В 2025 году праздник выпадает на вторник. Появление этого праздника связано со сменой летоисчисления, которая произошла в 1918 году. По старому стилю, который использовался до этого, Новый год отмечался 1 января, но после реформы он сместился на 14 января. С тех пор 14 января в России стали отмечать Новый год по старому стилю — или же старый Новый год. Вскоре этот праздник прочно вошел в народный календарь. И хотя официально он не является выходным днем, россияне с удовольствием устраивают еще одно новогоднее застолье в кругу семьи. Также старый Новый год отмечают те, кто не смог встретить Новый год из-за работы или по другим причинам. После праздника череда новогодних гуляний подходит к концу, с елок снимают украшения и выносят из дома, а искусственные деревья убирают на антресоли до следующего года. Самой же традиции устраивать пышные торжества по случаю Нового года мы обязаны Петру I. Своим указом царь перенес праздник с 1 сентября на 1 января. Тогда же появилась традиция украшать дома еловыми или сосновыми ветвями и устраивать новогодние маскарады. 09.01.2025
В Костромской области Святки и колядки отмечают, начиная с Рождественского Сочельника и до Крещения Господня, то есть с 6 по 19 января. Одна из традиций в период Святок — колядование. Ряженые ходят по домам, исполняют колядки, танцуют или же разбрасывают зерно, поздравляют с праздником хозяев дома. Колядующих нужно встретить угощением и небольшими подарками (например, мелкой монетой). Кроме того, 13 января в Костроме отмечают проводы старого года: в этот день рекомендуют выбрасывать старые вещи и прощать давние обиды, чтобы войти в Новый год только с хорошими эмоциями. 14 января у предков было принято обходить дом с тремя свечами: считалось, что это помогает прогнать из дома все беды. Считалось, что во время Святок главная традиция — проводить время с семьёй, не ссориться и радовать друг друга даже по мелочам. 18 января отмечают Крещенский сочельник, а 19 января — Крещение Господне. В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост. 07.01.2025
Поздравляем с Рождеством Христовым! В этот светлый праздник желаем мира и добра, любви и счастья, благополучия, успеха и крепкого здоровья. Пусть ангел-хранитель оберегает всех вас от бед, а в душе воцарятся вера, покой и благодать! 31.12.2024
С Новым годом, дорогие друзья! Пусть новый год принесёт много новых достижений, крепкого здоровья и любви, пусть все задуманное сбудется. Пусть счастьем и добротой будет наполнен каждый дом. Пусть вдохновение и любовь сделают жизнь светлее и ярче. Пусть год идущий будет светлым, приносящим много положительных эмоций, здоровья, достатка и улыбок на лицах родных и близких людей. ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...
Заказать экскурсию в музей "Губернский город Кострома" можно по телефону: +7-960-744-18-33 (Ольга) Музей "Губернский город Кострома" расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.
|
* Н. Басова. Начало, воспитывающее чувство...Главная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / * Н. Басова. Начало, воспитывающее чувство...
Нина Басова, заведующая сектором краеведческой литературы Костромской научной библиотеки.
НАЧАЛО, ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ЧУВСТВО…
Издательская деятельность КНО. В самом начале своего существования правление Костромского научного общества по изучению местного края (КНОИМК) разослало текст обращения с призывом вступать в члены вновь обра-зованной краеведческой организации, оказывать ей посильное содействие и помогать достижению поставленных задач. «Работа в самых разнообразных областях изучения местного края, посильная всякому вдумчивому человеку значительна не только тем, что будет иметь большое культурное значение, но важна и с другой стороны, как начало, воспитывающее чувство искренней и глубокой любви к Родине, чувство самоуважения, как начало, пробуждающее духовные интересы жизни страны и народа, а также интересы экономические».1 К сожалению, на первом этапе формирования КНО-ИМК, из 3000 обращений, адресованных будущим потенциальным его членам, положительные ответы прислали лишь 10 человек, живущих за пределами Костромской губернии. К 1917 году численность КНОИМК возросла до 387 действительных членов и 54 кандидатов.2 Издательская деятельность КНОИМК, предусмотренная Уставом, началась со второго года его существования, когда на очередном заседании правления от 29 сентября 1913 года решено было создать редакционную комиссию в составе: В.И. Болотова, Е.Ф. Дюбюка, А.А. Ширского, В.И. Смирнова и А.А. Языкова.3 Но еще до появления редакционной комиссии, правление приступило к разработке и распространению пособий и руководств по сбору рукописных материалов: «Этнографической программы», «Программы для собирания произведений народной словесности», «Программы для собирания сведений, необходимых для составления диалектологической карты русского языка» и др. В 1914 году были изданы «Предварительные указания к изучению Костромской губернии», состоящие из нескольких разделов. Один из них был посвящен изучению материального и духовного быта костромского крестьянства. Здесь же давались рекомендации по сбору сведений о народных обычаях крестьян, особенностях религиозных воззрений, нравах, играх, средствах, употребляемых в народной медицине и т. д. Анкеты, руководства и программы рассылались на места в течение нескольких лет, что обеспечило систематическое поступление ответов. Корреспондентами, как правило, были учителя школ, священники, агрономы, врачи. В 1913 году в архив общества поступили ответы на диалектологическую программу от 24 человек. Ценность присылаемых ответов заключалась в том, что в них содержались наблюдения не сторонних зрителей, а людей, которые изнутри знали жизнь, быт, традиции населения. Эти корре-спонденции положили начало созданию архива КНОИМК.4 Кроме рассылки анкет, программ и других информационных изданий, члены правления с первых шагов своей деятельности мечтали о выпуске «Трудов». «Развитие своего печатного органа составляет одну из главных задач Общества. Это необходимо для того, чтобы Общество завоевало себе позицию в ученом мире, чтобы внушило местным учреждениям и публике веру в его солидность. До сих пор Кострома не имела у себя центрального органа помещения научных исследований о крае».5 Несмотря на весьма скромный бюджет Общества, пополняемый за счет членских взносов и частных пожертвований, правление смогло наладить регулярный выпуск «Трудов», «Отчетов» и различных краеведческих изданий. Первый выпуск «Трудов» вышел в 1914 году. В предисловии указано было, что в трудах КНОИМК будут печататься работы и сообщения членов Общества, собранные ими материалы, переписка, материалы для биографий выдающихся местных деятелей и уроженцев, библиография местного края и «вообще все, что может иметь отношение к изучению края». Этот выпуск содержал сведения о рыбном промысле на Галичском озере, о текстильной, кожевенной и химической промышленности в губернии, о малярном промысле крестьян Галичского уезда, о произведениях устного народного творчества. Второй том, вышедший в том же году, посвящен ботаническим исследованиям в крае. Следующие два выпуска рассказывали об истории и этнографии Костромского края. Всего издано с 1914 по 1929 год 43 выпуска «Трудов» КНО-ИМК на самые разнообразные темы: четыре «Этнографических» сборника, четыре «Естественно-исторических, три «Исторических», три «Лесных», два «Экономических», один «Литературный» и один сборник был посвящен работам Биологической станции КНОИМК. В качестве приложений издавалась «Библиотека общественного движения». «Отчеты» выходили с 1913 по 1929 год. Периодический орган КНОИМК «Известия» начал издаваться в 1930 году, в самом конце деятельности Общества. В общей сложности за 1914-1930 годы КНОИМК издало 74 сборника статей, из которых 25 подготовлены уездными филиалами в городах Галиче, Чухломе, Солигаличе, Нерехте, Буе, Кологриве. Подавляющее большинство «Трудов» увидело свет в 1920- х годах. Они были различны по объему: от ста и до трехсот страниц. Тираж тоже был разным: от одной тысячи и больше. Печатались издания КНО-ИМК, как в Костромской губернской типографии, так и в типографии газеты «Северный рабочий» и в частных типографиях М.Ф. Риттер и А.Н. Чемоданова. Дороговизна типографских услуг, отсутствие бумаги и недостаток средств на издательскую деятельность заставляли членов Правления изыскивать какие-либо резервы на стороне, а иногда и выделять средства на эти нужды из своих более чем скромных семейных бюджетов. Все закончилось в 1929 году, когда начались повсеместно гонения на краеведов и тотальные аресты. Василий Иванович Смирнов – один из учредителей КНОИМК, его руководитель, секретарь, редактор, корректор, автор многих работ по истории, этнографии, археологии, пу-бликовавшихся в «Трудах» Общества, вынужден был не по своей воле покинуть Кострому. Некоторое время он жил и работал в г. Иваново, а затем был арестован и сослан в г. Архангельск, где и умер в 1941 году. С его отъездом закончилась активная работа КНОИМК, в том числе и издательская. Но костромичи получили в наследство от Костромского научного общества по изучению местного края несметное богатство в виде огромного количества книг, музейных и архивных коллекций, находящихся в распоряжении библиотек, музеев и архивов, хранящихся не только в областном центре, но и в районах Костромской области. Примечания 1 Отчет о деятельности КНО-ИМК за 1912 год. Кострома, 1913. С. 5. 2 Флейман Е.А., Шипилов А.Д. Краеведческие организации в Костромской губернии в конце XIX – начале XX века: монография. Кострома, 2010. С.83. 3 Отчет о деятельности КНОИМК за 1913 год. Кострома, 1914. С. 23-24. 4 Флейман Е.А., Шипилов А.Д. Указ. соч. С. 90-91. 5 Отчет о деятельности КНОИМК за 1914 год. Кострома, 1915. С. 5. |