+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
16.09.2024
Х Фестиваль льна «Костромская Льняница» состоится 20 сентября!
В юбилейном фестивале примут участие как индивидуальные мастера, так и целые коллективы. 11.09.2024
В Костроме 11 сентября прошел практический семинар «Возможности участия и победы в конкурсах Фонда президентских грантов». Встреча состоялась в МЦ "Пале". Участники смогли подготовиться к подаче заявки на ближайший конкурс Фонда президентских грантов и получили актуальные ответы на вопросы. 15.04.2024
На этом гербе изображен один из древнейших символов человечества. А город, для которого разрабатывалась эмблема – находился в другом месте. О гербе Кологрива – новый выпуск программы «Загадки костромской геральдики».
13.04.2024
Новый выпуск программы «Загадки костромской геральдики» посвящен древнему Галичу. Старейший герб Костромской области, признан одним из красивейших эмблем России, не смотря на то, что его современная версия лишилась большинства исторических цветов. Выражаем огромную благодарность за поддержку проекта Сергею Полякову и Татьяне Венковой.
02.02.2024
2 февраля 2024 года в Государственном архиве Костромской области с огромным успехом прошло представление первого в России «Словаря иппонимов русского языка». Автор-составитель Романец П.В.
ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...
Заказать экскурсию в музей "Губернский город Кострома" можно по телефону: +7-960-744-18-33 (Ольга) Музей "Губернский город Кострома" расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.
|
НовостиГлавная / Новости
« Все новости
Кострома и Плес в справочнике-путеводителе «Наш Север» 1896-1897 гг. 14.12.2014 06:16
Автор заметок очень красочно рисует образ Костромы, который предстает перед глазами человека, впервые оказавшегося в нашем городе: «Насколько красива Кострома издали, настолько она вблизи непривлекательна туристу, в первый раз в нее приехавшему на волжском пароходе, — особенно после осмотра Ярославля. Отсутствие комфорта в общественном благоустройстве сразу кидается в глаза, едва пароход причалил к берегу: неустройство пристаней, неустройство набережной, плохие спуски и всходы, грязь или пыль на подъеме в город, невылазные лужи на низинах и сыпучий песок «в гору». Очень широкая — до 30, местами впрочем только до 17 саж. — Екатеринославская улица, обстроенная народными трактирами, постоялыми дворами, торговыми помещениями, грязными жилыми домами, и, летом, вся насыщенная душною, зловонною атмосферою, ведет вас кверху, вступаете вы на площадку и вот вы в районе местных отелей для «порядочных» туристов и почти что в самом центре — и географическом, и культурном центре — города Костромы. А между тем, в расстоянии нескольких минут езды от этого центра по одной из бойких улиц (Павловской), тонет в грязи Сенная площадь, обстроенная кузницами и запущенными домами и домишками непривлекательной наружности… Замощение города нельзя признать достаточным. Даже в таком центральном месте, где стоит гостиница «Кострома», часть площади, прилегающая к церковному зданию, не мощена вовсе, a потому в дождливое время покрывается невылазной грязью и лужами. Береговые откосы также неудовлетворительны: их непременно следует укрепить и одеть на всем протяжении берега от одной крайней пароходной пристани до другой, считая и пристань, от которой довольно беспорядочно производится выгодное антрепренеру сообщение между городом, и противоположным ему берегом Волги (антрепренер Бычков держит на этой линии старый, плохо ремонтированный пароход, который часто ломается и тогда публика перевозится на лодках; на лодках же ее переправляют в ночное время в тех случаях, когда, при наличном числе собравшихся пассажиров, Бычкову невыгодно отправлять пароход; замечу при этом, что утвержденная городом пароходно-перевозочная такса отличается большими нелепостями). Места причала лодок невозможно оставлять в их нынешнем положении, не рискуя здоровьем публики, лодками пользующейся; также следует обратить серьезное внимание и на подъезды и спуски к пристаням (особенно «Бычковской»). Тротуары хороши только на главных улицах. Извозчиков довольно. Освещение города очень скупо. Водоснабжение также требует улучшений: устроенный в 1870 году водопровод питается водою нечистою и приемники иногда затягиваются илом, так что, временами, водопровод перестает действовать и воду доставляют бочками. По мнению многих врачей, городская вода в сыром виде нездорова и потому от употребления ее следует воздерживаться особенно в те дни, когда, под влиянием дождей, таяния снега и т. п., вода делается мутною и даже грязною. Что касается воды городских прудов (в городе 4 общественных пруда и 8 частных), то пить ее не следует ни под каким видом. Уличной поливки не организовано правильно. Подметание бойких площадей производится арестантским трудом, но собранная пыль не убирается как бы следовало. Вывозка нечистот первобытная, а об уборке снега едва ли кто и заботится, предоставляя его даровому попечению весеннего солнца. Полицейская организация удовлетворительна. Замечательно, что в Костроме полиция пользуется лучшим материальным положением, чем, например, в Ярославле и других губернских городах; кроме того, в Костроме и число полицейских постов, и число самих полицейских совершенно достаточно, — чего нельзя сказать о других городах. Костромичи — народ тихий, даже и под пьяную руку спокойный, хотя бы и в минуту праздничнаго разгулa, а потому хроника городских происшествий очень скупо снабжает местную периодическую печать хотя сколько нибудь интересным материалом. Жизнь в Костроме дешевая, если устроиться хозяйственно, но даже и приезжему она не покажется дорогою сравнительно, например, с ярославскою оплатою житья-бытья. Склад жизни простой, — как это можно заметить летом «на бульваре»», где «молвитинский картуз» сидит на одной скамейке со столичным цилиндром, а сапоги бутылкою гуляют рядом с лакированными ботинками петербургского франта. Даже и на этом единственном летнем гулянье полное преобладание остается на стороне демократического элемента, — особенно по праздникам, когда на одну костромскую модницу в столичной шляпке придется больше городских мещанок в платочках. Родовитаго барства живет в Костроме немного, богатых помещиков тоже водится очень мало, а скромная кокарда на государственной пенсии и губернский чиновник на ничтожном содержании не могут заправлять общественной жизнью, не могут давать тона всему обществу. Не дает этого тона и местное купечество, всецело погруженное в торгашеския заботы, - не говоря уже о многочисленном духовенстве с его специфическим запахом необычайной алчности и корыстолюбия на душеспасительной подкладке. Существует, правда, довольно обшрный круг всесословной интеллигенции, но семинарская профессура, гимназическое учительство, офицерство, судебныя корпорации и местныя либеральныя профессии недостаточно обладают средствами, чтобы стать во главе губернскаго общества и создать так называемую общественную жизнь на широких началах. Удовольствия остаются: купанье в Волге, охота, удочка, лодка или хорошия ноги для экскурсий по окрестностям. Зимою – прогулка по Русиной улице, театр, музыка, танцы и винт. Винтят преимущественно и всесословно в «Общественном»; дворяне же упражняются в картах в своем сословном клубе; танцуют и музицируют преимущественно в «Общественном» и в военном собрании. Которое впрочем держится довольно замкнуто. Для развития приватнаго лицедейства и доморощеннаго музыкантства служит «Костромское общество любителей музыкальнаго и драматическаго искусств». Вот кажется и все по увеселительной части для туристов и для «светскаго общества» Костромы. Не светские элементы городских сословий отводят душу на другой почве. В числе почтенных добродетелей костромича первое место принадлежит его несомненной религиозности, усердия к храму, почитанию церковных обрядов. Многочисленныя церкви Костромы и ея монастыри, считая в том числе и Ипатьевский, и множество крестных ходов и храмовых праздников как в самом городе, так и в его окрестностях, дают набожному горожанину, чуждающемуся исключительно-светской жизни, немало духовной услады. Уже одно церковное пение служит ему источником высшаго наслаждения, а потому во многих церквах обращено на певческие хоры и вообще на пение серьезное внимание и дело это совершенствуется и поддерживается не только при материальном, но и при личном участии граждан. Затем не-светскому горожанину остаются как удовольствия: летняя ярмарка, базарная толчея, трактир, поездка «к Макарию», шашки, трынка и горка; кроме того, много любителей совершенно приватнаго спорта: хороший рысак, породистый голубь и даже (как уверяют нас по секрету) драчливый петух-боец – в большом почете у этих костромичей. |