Открытие памятника в г. Костроме Царю Михаилу Феодоровнчу и поселянину Ивану Сусанину.

Открытие памятника в г. Костроме Царю Михаилу Феодоровнчу и поселянину Ивану Сусанину.

 

14 марта, 1851 года, был тот многознаменательный день в истории церкви и отечества, в который совершилось открытие памятника Родоначальнику благополучно Царствующаго Дома Романовых а признательное потомство, торжественно, пред лицем целой России, выразило народную благодарность поселянину Ивану Сycaнину, за спасение Цаpя Михаила Феодоровича. В этот сугубо-священный день Православие, Самодержавие и народность, три краеугольные камня Русскаго Царства, слились в одно всерадостнейшее празднество.

Слишком шесть веков протекло с тех пор, как Господь даровал граду Костроме знамение всеблагагo Промысла – образ своея Матери, многоразличными чудесами прославленный.

Двести тридцать восемь лет протекло с тех пор, как пред сим чудотворным ликом Царицы Небесной, из этого храма изнесенным, Великий князь Михаил Феодорович принял скипетр Самодержавия.

Двести тридцать восемь лет минуло, как пролилась кровь Сусанина, первомученика за жизнь перваго Царя из Дома Романовых.

Но столетия не имеют никакого влияния на судьбы народа, среди коего Православие торжествует в чудотворном лике Феодоровской Божией Матери, Самодержавие под благосеннолиственным Царственным Древом Романовых укрывает и утешает наслаждением мира и благоденствия, народность верно хранит в памяти безсмepтный подвиг Домнинскаго крестьянина, и вот, по Высочайшему повелению, 14 марта, 1851 года, за два года до новой отечественной войны 1853 и следующих годов, во время которой народное чувство пробудилось и обнаружилось в столь обширнейших размерах, сколь необъятна Россия, открыть памятник Царю Михаилу Феодоровичу и поселянину Ивану Сусанину.

С самаго ранняго утра, 14 марта, начали появляться толпы граждан Костромских и деревенских жителей на обширной Сусанинской площади и с нетерпением ждали начатая торжества. Движущиеся массы народа невольно напоминают событие за 238 лет совершившееся в этот же самый день, в этом же Богоспасаемом граде, при подобном же стечении народа, и живо изображают ту народную жизнь и тревожную деятельность, соединенную со страхом и надеждою в сердцах о решении судьбы России, при виде в Московскаго посольства, прибывшаго в Кострому, от лица целой России. Как резко отделяются от толпы народной действующие лица!

Миниатюра. Избрание Михаила Федоровича на царство
Миниатюра.
Избрание Михаила Федоровича на царство

Вот бояре: Феодор Шереметьев, князь Владимир Бахтеяров-Ростовский, окольничий Феодор Головин и многие другие государственные сановники, с известительною грамотою об единодушном избрании Михаила на царство.

Вот Феодорит архиепископ Рязанский и знаменитый сподвижник Пожарскаго и Минина, келарь Свято-Троицкия Сергеевы лавры, Авраамий Палицын с Московскою Святынею: чудотворным образом Владимирской Божией Матери, избавительницы первопрестольнаго града от страшнаго нашествия Тамерлана, и иконою Московских трех святителей: Петра. Алексия и Ионы.

Вот все Костромское духовенство, от 34 церквей, под покровительством небесной Заступницы Феодоровския, в сопровождении безчисленнаго народа движется Крестным ходом к мирной обители Ипатия.

Вот на сретение святыни Московской и чудотворнаго лика Феодоровския Божия Матери из северных врат обители являема, удрученная летами и горестями, инокиня Марфа, в сопровождении юнаго Сына Михаила, свыше предъизбраннаго Провидением, отвратить гнев Божий, доселе столь Долго тяготевший над нашим любезным отечеством.

Минута, незабвенная в истории благочестиваго русскаго народа!.......................................................

Целый народ, как душа едина, единодушно провозглашает Царем, по слову Пророка Исаии, Отроча мало, которое поведет я, и на пещеры аспидов возложит руку свою (Ис. XI, 6, 8). Вот живое красноречивейшее проявление одной из главных добродетелей Русскаго народа! Десятилетния страдания убедили Россию, что престол есть Святыня, доступная только тому, кого изберет и благословит сам Бог.

Так, целая Россия жаждет иметь Царем Михаила; но сын и мать отрекаются от Престола и Царства. После шести-часового моления, просьб, слез, земные послы Русскаго народа становятся безмолвными и уступают месго ходатаям и посланникам небесным в лице Божией Матери и Московских чудотворцев. «Повинуйтесь», сказали Феодорит и Палицын «воле Божией и Пречистой Его Матери. Сии святыя иконы притекли поведать вам определение ваше: не народом, а ими Вы избраны на великое дело, ими умудритесь в предстоящих трудах и подвигах! Преклонитесь же пред ними и повинуйтесь!»

Мать царева, упав в слезах, первая произнесли свое согласие: «кто против Бога, возлюбленный мой? Свет очей моих, повинуйся воле Его».

Михаил умолял мать не соглашаться.

«Нет, – отвечала Марфа, «се дело Божие! не смею противиться».

Михаил в слезах упал пред образом небесной заступницы: «Боже! – говорил он, «твоя есть воля, я раб твой, спаси и соблюди мя». Встав, обратился к послам и народу, и изрек торжественно: «аще на то воля Божия, да буди тако». (*Собран. Государ. Грам. Т. I. Стр. 630).

Мать земная, взяв Державнаго Сына, и, подведя к образу Богоматери Феодоровской, поручила своего возлюбленнаго покровительству небесной Матери-заступницы всех скорбящих: «буди святая воля твоя, Владычица! в твои пречистыя руки предаю чадо свое, настави его на путь истины на благо себе и християнству». (**Сказание Авраама Палицына, стр. 298).

Царствование Михаила Феодоровича и его благословеннаго свыше потомства представляет множество событий, при обзоре коих ясно открывается, что пламенные молитвы матери услышаны, и сладостное предчувствие России, чтобы «она, подобно солнцу, сияла, чтобы окрест ея все было в подданстве и послушании, а внутри царствовали мир, тишина и православие», исполнилось. С воцарением царственной Династии в лице Михаила, многие грады и веси, объятые духом мятежей, как пещеры аспидов, обратились в жилище мира; потрясенная Россия на самых крайных ея пределах, подобно океану после бури, являла вид ангельскаго спокойствия младенца, и, в течении двух столетий под самодержавною сению Романовых, достигла возраста мужа совершенна.

От умилительно-трогательной картины прошедшаго в избрании на царство Родоначальника ныне благополучно Царствующей Династии, из дому Святыни Господней, перенесемся к настоящему, времени торжественнаго открытая памятника.

Памятник Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину
Памятник Михаилу Федоровичу
и Ивану Сусанину

В девять с половиной часов, 11 марта, 1851 года, в присутствии гг. военнаго губернатора И. В. Каменскаго, губернскаго предводителя дворянства Ф.Ф. Чагина, Ярославскаго губернскаго предводителя А. А. Волкова, нарочно прибывшаго для участвования в сем торжестве, военных и гражданских чиновников, дворян, купечества, потомков Сусанина – Коробовских белопашцев (*Потомки Сусанина происходят от дочери Ивана Сусанина. Они поселены в селе Kopoбове, Костромскаго уезда, в 50 верстах от Костромы. В настоящее время открыта церковь во имя Иоанна Крестителя, причисленная к штату загородных, придворных церквей), одновотчинных с Сусаниным крестьян села Домнина и других) приглашенных к торжеству лиц, начата Божественная литургия в Костромском Кафедральном Успенском соборе преосвященным Леонидом, епископом Костромским и Галичским, с соборным духовенством, в конце коей я имел счастие произнести, в ceй незабвенный день слово об особенных путях Промысла Божия, явленных в избрании на царство Русское юнаго Михаила Феодоровича и тех благотворных последствиях для нашего отечества от сего избрания. По окончании литургии, на руках служителей олтаря Господня, были подняты святыя иконы: чудотворный образ Феодоровской Божией Матери и образ Тихвинския Божией Матери, принесенный из Ипатьева монастыря, с коими из собора начался крестный ход к памятнику, в сопровождении всех вышеозначенных лиц. (*Описание заимствовано из 12 № неофициальной части Костромских губернских ведомостей, за 1851 год, стр. 90, 91 и 92).

При появлении церковных хоругвей, выстроенные у святых врат баталион внутренней стражи, с военною музыкою 3-го учебнаго Карабинернаго полка, и взвод конных жандармов, отдали подобающую честь Святыне. Когда духовная процессия дошлa до леваго фланга баталиона, то парад перестроившись в колонну справа, двинулся вслед за прецессиею, церемониальным, маршем, на Сусанинскую площадь, предшествуемый взводом жандармов. По прибытии на площадь, войска построились вокруг памятника с трех сторон, а на четвертой передней стороне памятника, обращенной к Волге, на устроенной нарочно эстраде, остановился крестный ход и все почетныя лица, в процессии участие принимавшия.

Вид площади в эти минуты был великолепный. Крыши окружающих площадь гостинных дворов и других зданий, балконы, окна, унизаны были зрителями, число коих простиралось до 30 тысяч человек. По окончании построения войск, поданному г. военным губернатором знаку, мгновенно упал с памятника покров, и взору изумленных зрителей предстал величественный памятник, на четыреугольном гранитном пьедестале, обнесенном чугунною решеткою, с гранитною на нем колонною, на верху которой бронзовый бюст юноши – Царя Михаила Феодоровича, поразительно сходный с портретом; у подножия ея; с левой стороны – молящийся Сусанин, вылитый из бронзы, а с правой – родословная и две грамоты потомству его Всемилостивейше дарованныя; в барельефе, на лицевой стороне пьедестала, – последний момент смерти Сусанина, чрез спасение Михаила, Богом избраннаго, спасающего счастие целой Poccии и себе созидающаго памятник безсмертия, показавшего любовь свою к Царю до самых крайних пределов – до положения, по слову Спасителя, души своея. В позе Сусанина весьма много чистаго русскаго типа: на лице его отражаются благочестие и кротость: он, коленопреклоненный, погрузился в молитву. Момент ли молитвы мученика за Царя пред совершением великаго подвига, или его предсмертный последний молитвенный вздох, художник изобразил, трудно угадать: но вся фигура трогательна и прекрасна.

Барельеф с изображением гибели Сусанина
Барельеф с изображением гибели Сусанина

В барельефе: лица убийц и вообще положение лиц, умирающий Сусанин, самая местность, – вся обстановка события столь отчетливо передана бронзе, что вполне воспроизводит самое событие и патетическую сцену в опере Глинки: «Жизнь за Царя». Вверху колонны – герб государства; на половине ея – герб Костромской губернии. На задней стороне пьедестала надпись: Ивану Сусанину, за Царя, – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство. На двух боковых противуположных сторонах пьедестала годы: 1613 и 1851. Высота памятника с основания 21 аршин; вес его 17000 пудов, а с фундаментом 140000 пудов. Войска отдали памятнику честь, и все присутствовавшие, войско и народ, огласили площадь: «ура!» По второму знаку г. военнаго губернатора, радостно-торжественное «ура» умолкло; нижние чины, сделав на молитву, сняли кивера и началось молебствие с водосвятием и возглашением многолетия Императорскому Дому, во время котораго, как бы по чудному мановению, воздух в одно мгновение огласился дружным русским «ура», непрерывавшимся во все время возглашения многолетия. Преосвященный Леонид, в сопровождении духовенства, освятил памятник окроплением святою водою, и произнес краткую, но обильную мыслями и чувствованиями, речь, живо напомянувшую о великом подвиге Сусанина и высоком значении этой жертвы дли потомства. После речи началась панихида. Все, участвовавшие в сем торжестве, с умилением сердца возносили теплую молитву за упокой души юнаго избранника на царство Русское, Царя Михаила Феодоровича, и поселянина Иoaннa Сусанина.

По окончании духовной церемонии, крестный ход возвратился в собор, во время котораго военная музыка играла гимн: «Боже, Царя храни!», вторимый целым баталионом.

В конце народнаго гимна, баталион свернувшись в густую колонну, имея впереди взвод жандармов, стройно прошел повзводно, церемониальным маршем, вокруг памятника и разошелся по казармам.

По окончании всей торжественной церемонии, г. военный губернатор с губернскими и уездными предводителями дворянства, дворянами и чиновниками, отправился к приготовленному от дворянства для потомков Сусанина – Коробовских белопашцев обеденному столу, в дом купца Первушина, бывший Борщева, где в блаженной памяти Государь Император Николай Павлович имел ночлег, в октябре 1834 года, и милостиво принимал белопашцев с хлебом и солью и излил на них свои щедроты. По прибытии преосвященнаго Леонида и по благословении им приготовленных яств, г. военным губернатором провозглашен был тост за здравие Государя Императора и всего Августейшаго Дома Его. Прекрасный зал, в котором белопашцы участвовали в торжестве своего знаменитаго предка, привлекшего на них взоры Монархов, был украшен портретами и сложенными из оружия вензелями Государя Императора и Царя Михаила Феодоровича и картиною, изображающею, подвиг Сусанина. В углах залы установлены были в пирамидах заказанныя от дворян, на память сего торжества, для потомков Сусанина бархатныя шапки, опушенныя мехом, с серебряным позументом, на котором вышит день открытия памятника: «14 марта 1851 года». Пред окончанием обеда, староста белопашцев произнес: «миряне мои, встаньте и молитесь!» Потом, обратясь к портрету Государя Императора, возгласил следующие тосты: 1) за Его Императорское Величество многия лета 2) за его превосходительство г. военнаго губернатора многия лета и 3) за всех Костромских дворян многия лета. При каждом тосте белопашцы восклицали «ура!» Староста провозгласил: «вечная память Царю Михаилу Феодоровичу и прадеду Ивану Сусанину».

Посуда на этом обеде была вся русская, деревянная; чашки, тарелки, стаканы, кружки, стопы были окрашены пунцовою краскою с позолоченными коймами; ложки и черенки у ножей и вилок были вызолочены. По окончании обеда, каждому белопашцу, на память, были даны бархатныя шапки, посуда, из которой они пили и ели, и по кульку, сшитому из малиноваго бархата, с золотыми звездами, наполненному разными сластями.

Всем нижним чинам, находившимся в строю, коммиссионером Костромскаго питейнаго откупа, полковником Шиповым, отпущено было по фунту рыбы и по две чарки вина на человека.

В 4 часа, по полудни, от Костромскаго дворянства дан был обед на 250 кувертов, по особому приглашению. Во время обеда, г. губернским предводителем дворянства провозглашены были тосты: за здравие Государя Императора, Государыни Императрицы, Государя Наследника и Супруги Его и всего Августейшаго Дома. Угощение было вполне роскошное и, по русскому обычаю, самое радушное. Народ ликовал целый день, как-бы сочувствуя в этом случае своим прадедам, кои за 238 лет, в этот самый день и в этом же городе, праздновали воцарение Михаила Феодоровича. Вечером, памятник и город прекрасно были иллюминованы усердием городскаго общества.

Во весь день продолжался колокольный звон во всех церквах. Погода весьма благоприятствовала сему торжеству, которое совершилось в отличном порядке во всех отношениях. Невозможно изобразить восторга и умиления, проявлявшихся во всех возрастах и состояниях Костромскаго населения.

Так совершилось заветное торжество в память достославнаго события 1613 года, даровавшего России столько Великих, Благословенных, Незабвенных и мудрых Венценосцев. С тех пор прошло два слишком столетия и Россия, возвеличенная Ими, достигла ныне высокой степени благоденствия, среди, всеобщаго к ней в целой почти Европе недоброжелательства и зависти.