+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
Подарок краеведа. Г. И. Лебедев.Главная / * КОСТРОМСКИЕ ФОТОГРАФЫ / ** КОСТРОМСКИЕ ФОТОГРАФЫ - СТАТЬИ / Подарок краеведа. Г. И. Лебедев.
Андрей АНОХИН. Подарок краеведа. Г. И. Лебедев.
Имя чухломского краеведа Георгия Ивановича Лебедева известно далеко за пределами нашей области. Он стоял у истоков основания Солигаличского музея. Более сорока лет возглавлял Чухломский музей, целиком посвятив себя делу изучения своего края. В 1919 году в Чухломе образуется отделение Костромского научного общества по изучению местного края, где председателем стал Л. Н. Казаринов, который привлёк Лебедева к работе в отделении.
Г. И. Лебедев. 1920-е гг. В этом же году краеведы организовали свой музей местного края – первый уездный музей в Костромской губернии. Экспонаты добывались усилиями членов общества. Фотографические материалы – старые снимки и стеклянные негативы – начали поступать из помещичьих усадеб и от владельцев частных фотографий в Чухломе. Тогда же Л. Н. Казариновым было положено начало созданию фотографического архива музея. В начале 20-х годов в Чухлому на раскопки стоянки первобытного человека приезжает В. И. Смирнов, председатель Костромского научного общества. «И мне, – вспоминал Лебедев, – дарит фотоаппарат «Кодак», фотокамеру ящичного типа на 12 пластинок. Радостям и восторгам не было предела – своя фотокамера в те годы была доступна человеку обеспеченному, а тут мне, получающему мизерное жалование, привалило эдакое счастье». Став обладателем аппарата, он принимается за основательное изучение приёмов фотосъёмки и техники обработки материалов. В то время приобрести какую-либо фотолитературу не представлялось возможным, и он обращается к местному фотографу, обучавшемуся фотографии в Москве и Петербурге, владельцу собственного фотоателье Д.П. Июдину. Дмитрий Павлович и стал фотографическим педагогом молодого краеведа, уроки которого Лебедев пронёс через всю жизнь. Объектив фотокамеры Лебедева фиксирует уходящий быт, социалистическое строительство в городе и уезде, выполняет научные съёмки памятников истории родного края. Во всяких походах, экскурсиях – а их множество, камера сопровождает краеведа. Отснятый и обработанный материал он передаёт в свой Музей местного края. В 1926 году СНК принял постановление «О сдаче фотоснимков в архивы…». В постановлении говорилось: «передать в архивы все негативы фотоснимков и кинофильмов, отражающих общественно-политические явления и имеющие историко-революционный интерес…». Тогда члены Чухломского отделения научного общества Л. Н. Казаринов, Г. И. Лебедев и фотолюбитель Н. Н. Лапкин, сделавший немало фоторабот для нужд общества, разобрали негативы частных фотографий в Чухломе. Из работ А.И. Перепёлкина, А. Н. Щебрен¸ва отобрали шестьдесят негативов исторического и этнографического содержания, а из архивов фотографов Д. П. Июдина и А. М. Попова приобрели восемьдесят два негатива снимков историкореволюционных событий. А «кодак» продолжал служить верой и правдой краеведу, фиксирующему окружающую жизнь теперь уже в Солигаличе, куда в 1923 году назначен был он директором местного музея. Фотографического архива здесь не было, имелось лишь несколько стёкол-негативов да десятка полтора снимков – портретов неизвестных лиц. Новый директор быстро свёл знакомство с местными фотографами- профессионалами И. И. Хохряковым, В. М. Черепановым и И. И. Шестаковым. По его просьбе фотографы поначалу неохотно, не сразу, но передали в музей негативы – убедил их Лебедев – и открытки с видами города, выпущенные разными издательствами в 1900–1915 годах по негативам фотографов М. Д. Дмитриева и И. И. Хохрякова. В 1934 году Г. И. Лебедев возвратился в родную Чухлому, стал там директором краеведческого музея. Вновь снимал родные места, столь близкие и знакомые с детства. Снимал много. Вероятно, от частого употребления в походных условиях аппарат начал сдавать и уже однажды отказал, но оживлённый руками местных умельцев вновь заработал. «Меня охватило беспокойство, – вспоминал Г. И. Лебедев, – как бы не остаться без фотокамеры. Я предпринимал попытки приобрести второй, запасной, но безуспешно. Аппараты предлагал мне Д. П. Июдин, но его камеры были больших размеров и меня не устраивали, да и дороже обходился к ним фотоматериал. И как раз в это время появились “обязательства”». В 1931 году увидел свет первый массовый фотоаппарат «Фотокор», но обеспечить новой техникой всех желающих не было возможности, и Совнарком СССР выпустил постановление «о фотообязательствах», которое предусматривало приобретение фотоаппаратуры через сберкассы. Владелец «фотообязательства» ежемесячными взносами в течение определенного времени отчислял через сберкассу сумму, равную стоимости аппарата. По накоплении необходимой суммы вкладчик получал извещение с указанием срока и места получения аппарата. Свой «фотокор», который и заменил испортившийся вскоре «кодак», Г. И. Лебедев получил в Костроме, а уже изрядно пот¸ртая в походах кожаная «кодаковская» сумка-футляр продолжала сопровождать фотолюбителя-краеведа в научных путешествиях по району, наполненная стеклянными пластинками теперь уже для новой камеры. Позднее Г. И. Лебедев работал самыми разнообразными фотоаппаратами советского производства от «туриста» до многочисленного семейства «зенитов».
Г. И. Лебедев с участниками фотокружка при Доме пионеров. Чухлома. 1957 г. В годы Великой Отечественной войны фотосъёмка приостанавливается, но фоторабота продолжается. Лебедев ездит по селениям района и собирает фотографии и материалы о чухломских участниках войны, награждённых орденами и медалями. Через «избачей» (сельских культработников) или просто людей, посещавших Чухлому по собственной надобности, он узнаёт о таких людях и пешком (редко удавалось устроиться на попутной телеге) добирается до самых отдалённых деревень, где записывает нужные сведения, прикладывая к ним фотографию владельца награды. Шла война, и какой-нибудь деревенский парень, отличившийся при защите Родины, даже подумать не мог, что его фотография вместе с биографической справкой уже хранится в местном музее. Сколько сёл и деревень обошёл он так, Г. И. Лебедев уже не помнил. «Сбился со счёта», – говорил он. После войны работа с фотокамерой, «вылазки на съемку» возобновились. Они закончились в 80-х годах, а причиной тому было ослабевшее зрение.
А. А. Анохин и Г. И. Лебедев. 1986 г., январь За три года до смерти, в 1985 году, Лебедев вместе с рукописями, краеведческими трудами передал в фонд Государственного архива Костромской области и свой личный фотоархив, насчитывающий более двенадцати тысяч негативов послевоенных съёмок. Труд краеведа-фотолюбителя по отысканию, съёмке, систематизации фотографий стал значительным вкладом в изучение края посредством фотографии, который, конечно же, не останется без внимания краеведов-последователей, историков местного края. А началось всё с подарка главного краеведа… |