Подарок краеведа. Г. И. Лебедев.

 

Андрей АНОХИН.

Подарок краеведа. Г. И. Лебедев.

 

 Имя чухломского краеведа Георгия Ивановича Лебедева известно далеко за пределами нашей области. Он стоял у истоков основания Солигаличского музея. Более сорока лет возглавлял Чухломский музей, целиком посвятив себя делу изучения своего края. В 1919 году в Чухломе образуется отделение Костромского научного общества по изучению местного края, где председателем стал Л. Н. Казаринов, который привлёк Лебедева к работе в отделении. 

л 44

Г. И. Лебедев. 1920-е гг.

 В этом же году краеведы организовали свой музей местного края – первый уездный музей в Костромской губернии. Экспонаты добывались усилиями членов общества. Фотографические материалы – старые снимки и стеклянные негативы – начали поступать из помещичьих усадеб и от владельцев частных фотографий в Чухломе. Тогда же Л. Н. Казариновым было положено начало созданию фотографического архива музея.

 В начале 20-х годов в Чухлому на раскопки стоянки первобытного человека приезжает В. И. Смирнов, председатель Костромского научного общества. «И мне, – вспоминал Лебедев, – дарит фотоаппарат «Кодак», фотокамеру ящичного типа на 12 пластинок. Радостям и восторгам не было предела – своя фотокамера в те годы была доступна человеку обеспеченному, а тут мне, получающему мизерное жалование, привалило эдакое счастье».

 Став обладателем аппарата, он принимается за основательное изучение приёмов фотосъёмки и техники обработки материалов. В то время приобрести какую-либо фотолитературу не представлялось возможным, и он обращается к местному фотографу, обучавшемуся фотографии в Москве и Петербурге, владельцу собственного фотоателье Д.П. Июдину. Дмитрий Павлович и стал фотографическим педагогом молодого краеведа, уроки которого Лебедев пронёс через всю жизнь.

 Объектив фотокамеры Лебедева фиксирует уходящий быт, социалистическое строительство в городе и уезде, выполняет научные съёмки памятников истории родного края. Во всяких походах, экскурсиях – а их множество, камера сопровождает краеведа. Отснятый и обработанный материал он передаёт в свой Музей местного края.

 В 1926 году СНК принял постановление «О сдаче фотоснимков в архивы…». В постановлении говорилось: «передать в архивы все негативы фотоснимков и кинофильмов, отражающих общественно-политические явления и имеющие историко-революционный интерес…». Тогда члены Чухломского отделения научного общества Л. Н. Казаринов, Г. И. Лебедев и фотолюбитель Н. Н. Лапкин, сделавший немало фоторабот для нужд общества, разобрали негативы частных фотографий в Чухломе. Из работ А.И. Перепёлкина, А. Н. Щебрен¸ва отобрали шестьдесят негативов исторического и этнографического содержания, а из архивов фотографов Д. П. Июдина и А. М. Попова приобрели восемьдесят два негатива снимков историкореволюционных событий.

 А «кодак» продолжал служить верой и правдой краеведу, фиксирующему окружающую жизнь теперь уже в Солигаличе, куда в 1923 году назначен был он директором местного музея. Фотографического архива здесь не было, имелось лишь несколько стёкол-негативов да десятка полтора снимков – портретов неизвестных лиц.

 Новый директор быстро свёл знакомство с местными фотографами- профессионалами И. И. Хохряковым, В. М. Черепановым и И. И. Шестаковым. По его просьбе фотографы поначалу неохотно, не сразу, но передали в музей негативы – убедил их Лебедев – и открытки с видами города, выпущенные разными издательствами в 1900–1915 годах по негативам фотографов М. Д. Дмитриева и И. И. Хохрякова.

 В 1934 году Г. И. Лебедев возвратился в родную Чухлому, стал там директором краеведческого музея. Вновь снимал родные места, столь близкие и знакомые с детства. Снимал много. Вероятно, от частого употребления в походных условиях аппарат начал сдавать и уже однажды отказал, но оживлённый руками местных умельцев вновь заработал.

 «Меня охватило беспокойство, – вспоминал Г. И. Лебедев, – как бы не остаться без фотокамеры. Я предпринимал попытки приобрести второй, запасной, но безуспешно. Аппараты предлагал мне Д. П. Июдин, но его камеры были больших размеров и меня не устраивали, да и дороже обходился к ним фотоматериал. И как раз в это время появились “обязательства”».

 В 1931 году увидел свет первый массовый фотоаппарат «Фотокор», но обеспечить новой техникой всех желающих не было возможности, и Совнарком СССР выпустил постановление «о фотообязательствах», которое предусматривало приобретение фотоаппаратуры через сберкассы. Владелец «фотообязательства» ежемесячными взносами в течение определенного времени отчислял через сберкассу сумму, равную стоимости аппарата. По накоплении необходимой суммы вкладчик получал извещение с указанием срока и места получения аппарата.

 Свой «фотокор», который и заменил испортившийся вскоре «кодак», Г. И. Лебедев получил в Костроме, а уже изрядно пот¸ртая в походах кожаная «кодаковская» сумка-футляр продолжала сопровождать фотолюбителя-краеведа в научных путешествиях по району, наполненная стеклянными пластинками теперь уже для новой камеры. Позднее Г. И. Лебедев работал самыми разнообразными фотоаппаратами советского производства от «туриста» до многочисленного семейства «зенитов». 

П-2354

Г. И. Лебедев с участниками фотокружка при Доме пионеров. Чухлома. 1957 г.

 В годы Великой Отечественной войны фотосъёмка приостанавливается, но фоторабота продолжается. Лебедев ездит по селениям района и собирает фотографии и материалы о чухломских участниках войны, награждённых орденами и медалями. Через «избачей» (сельских культработников) или просто людей, посещавших Чухлому по собственной надобности, он узнаёт о таких людях и пешком (редко удавалось устроиться на попутной телеге) добирается до самых отдалённых деревень, где записывает нужные сведения, прикладывая к ним фотографию владельца награды.

 Шла война, и какой-нибудь деревенский парень, отличившийся при защите Родины, даже подумать не мог, что его фотография вместе с биографической справкой уже хранится в местном музее. Сколько сёл и деревень обошёл он так, Г. И. Лебедев уже не помнил. «Сбился со счёта», – говорил он. После войны работа с фотокамерой, «вылазки на съемку» возобновились. Они закончились в 80-х годах, а причиной тому было ослабевшее зрение. 

л 46

А. А. Анохин и Г. И. Лебедев. 1986 г., январь

 За три года до смерти, в 1985 году, Лебедев вместе с рукописями, краеведческими трудами передал в фонд Государственного архива Костромской области и свой личный фотоархив, насчитывающий более двенадцати тысяч негативов послевоенных съёмок.

 Труд краеведа-фотолюбителя по отысканию, съёмке, систематизации фотографий стал значительным вкладом в изучение края посредством фотографии, который, конечно же, не останется без внимания краеведов-последователей, историков местного края. А началось всё с подарка главного краеведа…