ПУЛОВ Григорий Иванович

 

Пулов Г.И.- 

Пулов Григорий Иванович
5 (18) января 1918 - 26 декабря 2005 гг.

 

Родился в селе Подолец ныне Юрьев-Польского района Владимирской области. Русский. Он был пятым ребёнком в семье, где было 7 детей. Семья жила небогато.  Учился в Юрьев-Польском, а потом Владимирском педагогических техникумах. Потом один год работал учителем начальной школы. Да еще полгода — в неполной средней школе (учителем географии).

В 1937 году  поступил во Владимирский аэроклуб и в том же году закончил его. А в 1938 году закончил Херсонское авиационное училище по подготовке лётчиков - инструкторов для аэроклубов ОСОАВИАХИМа. Летали на самолётах У-2 и УТ-2 днём и ночью. Пулов был прилежен в учёбе, за что командование школы дважды поощряло его денежной премией.

После окончания школы Пулову было присвоено воинское звание "Младший лейтенант запаса". Он  гордился своим званием, потому что заслужить его было нелегко: учёба трудная, и отсев у нас среди курсантов был немалый - по здоровью, за проступки. И физических сил нужно было много, и воля требовалась железная.

С 1939 года по март 1942 года он проработал в Костромском аэроклубе инструктором - лётчиком. Жизнь его вроде была уже обустроена неплохо, если не считать тяжкого для всех военного времени и его долгих, бесплодных попыток попасть на фронт. Но, лётчиков - инструкторов, обучавших молодёжь, крепко держали "на броне". Подготовил он за эти годы более 50 лётчиков первоначального обучения.

Именно из той молодёжи, которая училась в Костромском аэроклубе в последние предвоенные годы, в годы войны выросла целая плеяда бесстрашных соколов - асов, когорта Героев Советского Союза. Среди них - Владимир Семёнов, Николай Пургин, Николай Тараканов, Олег Малов, Александр Рыбаков, Валентин Зайцев, Владимир Люсин и многие другие.

Лишь в июле 1942 года после расформирования аэроклуба Григория Пулова направили в действующий 959-й истребительный авиационный полк Ярославского дивизионного района ПВО, который прикрывал такие стратегические объекты, как города  Рыбинск (где находился моторостроительный авиационный завод) и Ярославль с его знаменитым шинным заводом. По этим объектам фашистская бомбардировочная авиация наносила неоднократные ночные удары. Пулову пришлось учиться летать ночью. В ночных условиях летчиками авиационной эскадрильи, в которой служил Пулов, было уничтожено два бомбардировщика.

pulov3

В апреле 1943 г. Пулов  был назначен командиром эскадрильи. К этому времени летный состав был полностью подготовлен к боевым действиям ночью. Весной 1944 г. 959-й истребительный авиаполк был переброшен на Западный фронт и действовал по прикрытию железнодорожного узла Смоленск, через который шла интенсивная передислокация наших войск перед стратегической операцией «Багратион» — для освобождения Белоруссии. При отражении ночных бомбардировочных ударов авиации по железнодорожному узлу Смоленска летчиками нашей эскадрильи было уничтожено два бомбардировщика немцев. Лично командир эскадрильи сбил один самолет (Хе-111).

В июле 1944 года приказом по войскам Северного фронта противовоздушной обороны лейтенант Пулов награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Да, количество сбитых самолётов в полку было небольшое. Но противник летал на бомбёжку в ночное время, и это затрудняло поиск. Радиолокационное обеспечение в то время было слабое. Как правило, поиск проводился визуально, при лунном освещении. Лунная, ясная ночь - это было счастье для нашего лётчика и несчастье для экипажа вражеского бомбардировщика.

Неоднократно приходилось, составом всей эскадрильи, прикрывать наши транспортные Ли-2. То были самолёты "особой важности", которые следовали к линии фронта, на малой высоте - в район Орши, Витебска, Минска и других "горячих точек" на фронте.

Всего за годы Великой Отечественной войны Пулов, по его словам произвёл более 100 боевых вылетов (на сайте «Красные соколы» утверждается, что на его счету 54 боевых вылета).

После окончания войны Григорий Иванович остался в кадрах Военно-Воздушных Сил и в 1945 году был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию (Монино). В 1949 году, после окончания академии был назначен заместителем командира 523-го истребительного авиационного полка войск ПВО, дислоцированного в г. Ярославль (по всей видимости пос. Туношна). Полк переучивался на самолеты МиГ-15.

25 июня 1950 г. началась война в Корее. 523-й истребительный авиаполк в составе 303-й истребительной авиационной дивизии по тревоге скрытно перебазировался на Дальний Восток для прикрытия объектов Приморского края.

19 апреля 1951 года заместитель командира полка, он же лётчик - инспектор по технике пилотирования и теории полёта 523-го истребительного авиационного полка капитан Г. И. Пулов был назначен на должность командира 17-го истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиационной дивизии 64-го истребительного авиационного корпуса.

Это была первая для нас и притом очень ожесточенная война на реактивных самолетах. Как правило, нашим лётчикам приходилось воевать при численном превосходстве с американской стороны в 2— 2,5 раза. С нашей стороны воевали главным образом МиГ-15 «бис», с американской — самолеты Р-86 (Сейбор), Р-84, Р-80 и бомбардировщики Б-29. Воздушные бои проходили на скоростях 1000 км в час и более, с большими перегрузками. Вскоре господство в воздухе американской авиацией было утрачено.

 pulov2

За десять месяцев боевых действий Пулов совершил 120 боевых вылетов и лично сбил восемь американских самолетов. Полком, которым он командовал, было уничтожено 103 американских самолета. За время боевых действий Пулов досрочно получил воинские звания майор и подполковник и был награждён орденом Красного Знамени. Кроме того за мужество и героизм, провяленные при выполнении воинского долга, подполковнику Пулову Григорию Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1952 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№10858).

После возвращения из Кореи продолжал службу в авиации Противовоздушной обороны (ПВО) на командных должностях. В 1960-1968 годах командовал 24-й дивизией ПВО (на Сахалине), в 1968-1972 годах – 15-м корпусом ПВО (в Бакинском округе ПВО). С 1972 года – заместитель командующего Бакинским округом ПВО. С 1975 года генерал-майор авиации Г.И.Пулов – в запасе.

Жил в Москве. Работал ведущим инженером в ОКБ имени А.И.Микояна. Умер 26 декабря 2005 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Кроме перечисленных выше наград был награждён двумя орденами Красного Знамени (1957, 1968 гг.),  орденом Отечественной войны 1-й степени (1985 г), орденом Красной Звезды (1956 г.), медалями.

В дни празднования 70-летия Великой Победы имя Пулова Г.И. занесено на памятные доски, размещённые на Монументе Славы на площади Мира в Костроме.

  

Источники:

 

  • Быков М. Ю.  Все Асы Сталина 1936—1953 гг. М.: ООО «Яуза-пресс», 2014. стр. 981
  • Всем смертям назло - Москва. Знание 2000
  • Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988
  • Голубев Е.П. Боевые звезды. 2-е изд., перераб. и доп. Ярославль, 1972. / стр. 83—86.
  • Голубев Е.П. Боевые звёзды. Кострома 2009 стр. 63-65
  • Сайт «Красные соколы»
  • Сайт «Герои страны»
  • Сайт «Подвиг народа»

 

Заведующий военно-историческим отделом

Костромского Государственного историко-архитектурного

и художественного музея-заповедника

Белоус Михаил Александрович.