Логин:
Пароль:
15.02.2018

 В Костроме прошли мероприятия, посвящённые Дню памяти о россиянах, исполнявших воинский долг за пределами Отечества. Память героев почтили на мемориальном комплексе «Аллея памяти» и на городском кладбище на улице Костромской у мемориалов воинам, погибшим в Афганистане и на Северном Кавказе.

14.02.2018

Картинки по запросу В КОСТРОМЕ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА САМАРИНА. 12 февраля 2018 года в Костроме состоялись мероприятия, посвящённые 150-летию со дня рождения выдающегося российского государственного деятеля московского губернского предводителя дворянства, обер-прокурора Святейшего Синода, члена Императорского Государственного Совета Александра Дмитриевича Самарина (1868 -1932), похороненного в Костроме.

14.02.2018

Дорогие друзья! До 30 декабря 2018 года идёт голосование на сайте "ГОРОД РОССИИ. Национальный выбор".

Приглашаем всех принять участие в голосовании и отдать свой голос за нашу любимую КОСТРОМУ. Сейчас мы на ВОСЬМОМ месте. Голосуем каждый день!!! ПОДКЛЮЧАЕМ ВСЕХ ДРУЗЕЙ И ДЕТЕЙ!!!

13.02.2018

 В Костроме продолжаются работы по созданию культурно-выставочного комплекса в центральной части города «Музейное подворье». 

13.02.2018

 В Галичском районе эти выходные провели по-сказочному. Фестиваль «По щучьему велению» собрал гостей из всех сёл и деревень Галичского района. Их встречали хлебом-солью, песнями, а также горячей казачьей похлёбкой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ...

 

 

 


  

  

 

 



Информеры - курсы валют

* С. Виноградова. Возрождаемый собор.

Главная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / * С. Виноградова. Возрождаемый собор. 

 

Светлана Виноградова, 

главный хранитель Церковного
историко-археологического
музея Костромской епархии

 

ВОЗРОЖДАЕМЫЙ СОБОР.

 

 2 октября 2008 года в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре было по-особому празднично. В этот день состоялся чин закладки собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Многочислен-ным гостям и собравшимся костромичам была зачитана Благословенная Грамота Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на закладку храма1, которую затем в специальной капсуле заложили в основание будущей церкви Рождества Божией Матери.

 «Возрождаемый сегодня собор Рождества Пресвятой Богородицы вновь станет украшением монастыря, займет достойное место среди восстановленных святынь нашего Отечества»2 , – отметил в своей Грамоте при посещении Ипатьевского монастыря в мае 2008 года президент РФ Д.А. Медведев.

 Восстанавливаемый ныне Рождественский храм числится в трагическом списке утраченных духовно-культурных святынь Костромской земли. В этом перечне должен был значиться весь архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря, как объект «не представлявший культурно-исторической ценности». В марте 1930 года в газете «Северная правда» появилось сообщение о том, что «намечено снести не представляющие исторической ценности стены Ипатьевского монастыря и ряд церковных построек в нем»3. Но заступничество Матери Божией, освятившей своим явлением 700 лет назад это место, и молитвенное предстательство покровителей обители – Апостола Филиппа и священно-мученика Ипатия Гангрского, уберегли Ипатий. Из монастырских памятников в начале 30-х годов XX века спасти не удалось лишь церковь Рождества Пресвятой Богородицы, входившую некогда в главный соборный комплекс Ипатьевской обители.

 История этого храма не менее интересна и значима, чем Троицкого собора – основной святыни Ипатьевского монастыря. Трудности в изучении Рождественской церкви заключаются в малой освещенности её истории в литературе, особенно послереволюционной, да и в архивных докумен-тах тоже. В трудах наших духовных писателей-краеведов – П. Подлипского, М. Диева, П. Островского4 – данному собору уделяется значительно меньше внимания и строк, чем описанию достоинств Троицкого храма. История зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы, её убранство восстанавливаются на основе документальных источников центральных и местных ар-хивов, а также по монастырским документам, большая часть которых хранится в настоящее время в Церковном историко-археологическом музее Костромской епархии Русской Православной Церк-ви (ЦИАМ): «Книги описные Троицкому Ипатскому обретающемуся при Костроме монастыре 1736 г.»5, «Опись имущества Ипатьевского монастыря первой половины XIX в.»6 и «Опись Троицкого собора Ипатского монастыря XIX века»7.

 Последний документ, несмотря на свое название, почти полностью посвящен Рождественскому храму первой половины XIX века. Необходимо назвать ещё один важный документальный па-мятник – Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 г., известный по публикации М.И. Соколова 1890 года.

 Изучение всех документальных материалов позволяет говорить о том, что в истории данного памятника сейчас начинается новый, шестой по счету, строительный период. Архитектурная история церкви Рождества Пресвятой Богородицы намного богаче, даже по сравнению с Троицким собором, пережившим всего три строительных периода.

 Строительство первоначального храма связано, вероятно, с основателем Ипатьевского монастыря Четом – Захарией. Поскольку письменных документов этого периода не сохранилось, трудно говорить не только о внешнем облике храма, но и о том, деревянный он был или каменный.     Большинство дореволюционных авторов склоняются к тому, что первые храмы в Ипатьевском монастыре были из дерева.

 Летопись Рождественского собора в камне начинается в середине XVI века при покровительстве Годуновых родовой обители, именуемой во вкладных надписях на иконах «Преименитой лаврой Святой». Годуновы возводят в 1564 году рядом с главной соборной церковью во имя Живоначальной Троицы (1560 г.) и одностолпной Трапезной палатой (1559 г.) каменный теплый храм Рождества Пресвятой Богородицы, а близ алтаря этого храма – две каменные усыпальные палаты.

 Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года не дают описания внешнего вида церкви Рождества Пресвятой Богородицы, дожившей в первоначальных формах до середины XVIII века. Поэтому для решения вопроса можно привлечь Описную книгу Ипатьевского монастыря 1736 года, в которой церковь описывается, как каменная теплая, с одной главой. Крест и глава обиты белым железом, церковь и трапеза покрыты тесом8. Годуновская теплая Рождественская церковь была одноглавой, а таковыми на Руси XVI века, чаще всего, строились шатровые храмы, которые в начале века получили распространение, и вплоть до реформы Никона были любимы на Руси. Тем более, что шатровое завершение храма было не единственным в Ипа-тьевском монастыре: позже, в 1597 году, над Святыми восточными воротами – главным въездом на территорию обители, устремились ввысь два шатра надвратной церкви во имя великомучеников Феодора Стратилата и Ирины, святых покровителей царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны.

 Именно у этой надвратной восточной церкви изображена историческая встреча будущего царя Михаила Федоровича и матери его 14 марта 1613 года с Великим Московским посольством на известной миниатюре из «Книги избрания на царство Великого государя, царя и Великого князя Михаила Федоровича». Но найти среди множества куполов, изображенных художниками в 70-е гг. XVII века – время создания этой книги, главу интересуемой нас церкви очень трудно. Потому эта миниатюра и не может служить подспорьем в вопросе о внешнем облике Рождественского храма с середины XVI по середину XVIII вв.

 Шатровая зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы на подклетах, хоть и небольшая по размерам, была вторым по значимости после Троицкого собора, храмом. При нем был устроен придел во имя святого Иоанна Златоуста. Церковь и придел украшали иконостасы.

 Придельный Иоанна Златоуста иконостас был 2-х ярусный – Деисусные и Местные образы, как отмечено, в большинстве своем, «прибылные», т.е. вкладные Годуновские. В Трапезной палате иконы располагались по стенам и на столпе.

 Документы называют большинство икон этих храмов, как Годуновское «данье». Они входили в общее число 288 образов, вложенных, согласно Переписной книге 1595 года, Дмитрием Ивановичем и Борисом Федоровичем в храмы Ипатьевской обители9.

 Неоднозначно решается вопрос о названии теплого храма. Освящение его в честь Рождества Пресвятой Богородицы не вызывало сомнений у всех авторов до 1917 года. Однако, в 2004 году известный искусствовед С.С.Каткова, ссылаясь на исследование начала XX века, высказала мнение, что «первоначально оба храма монастыря были посвящены Троице. Теплый храм до 1595 года был переосвящен во имя Рождества Богородицы»10.

 В XVII-начале XVIII вв., несмотря на то, что внешний облик теплого собора, придельного храма и трапезной не изменялись, интерьер их, согласно Описным Книгам 1736 года, существенно преобразился.

 В церкви Рождества Пресвятой Богородицы иконостас остался 2-х ярусным – с Деисусным и Местным рядами деревянный, «выкладеном флямами золоченом», но состав икон изменился. Согласно церковному регламенту середины XVIII века, справа от Царских врат в Местном чине поставлена икона с изображением Господа Вседержителя, слева – образ Богородицы Смоленской. Вторая икона, справа от Царских врат, храмовая – Рождество Пресвятой Богородицы с чудесами образа.

 В алтаре за престолом двусторонняя икона Богоматерь Смоленская, с одной стороны, и Три святителя, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, с другой. Здесь же в алтаре в киоте иконы: О тебе радуется, Архистриг Михаил, Архидиакон Стефан да великомученик Георгий, «оклады басемные медные ветхи», Всемилостивый Спас «венцы серебряные резные». Близ горнего места11 в алтаре иконы: Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем «в кайме подпись около риз Достойно есть», Пресвятая Богородица Смоленская «венец и цата серебряные резные, убрусец низан мелким жемчугом, оклад серебряной басемной с трубами золочен».

 На горнем месте в алтаре иконы: Всемилостивый Спас «оклад и венец серебряной басемной», Пресвятая Троица «венцы сканые», Воскресение Христово и Богоявление Господне «оклады басемные серебряные, у Воскресения венчики резные»12.

 Обращают на себя внимание иконы в трапезной палате церкви Рождества Пресвятой Богородицы. На них изображены святые – покровители Ипатьевской обители и новые, канонизированные в царствование Михаила Федоровича по инициативе Патриарха Филарета: преподобный Михаил Малеин, мученица Евдокия, Алексий Человек Божий и Иоанн Златоуст в молении перед Пресвятой Троицей; Богоматерь Воплощение с предстоящими Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским; преподобные Варлаам Хутынский, Петр Митрополит, Макарий Унженский и Авраамий Чухломский в молении перед Пресвятой Троицей.

 Третий строительный период в истории Рождественского собора пришелся на время, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году была учреждена Костромская и Галичская епархия, а Ипатьевский монастырь назначен местом жительства епископа. Преосвященные Архиереи, вплоть до Манифеста Екатерины II 1764 года о полной секуляризации монастырских владений, в условиях частичного наполнения казны от вотчинных доходов, имели все-таки возможности вести благоустройство монастырских построек.

 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была перестроена при 4-м епископе Дамаскине (Аскаронском), проявлявшем особую заботу о благоустройстве памятников. В 1760-1764 гг. годуновский небольшой каменный храм, не соответствовавший по размерам кафедральному Троицкому собору середины XVII века, был перестроен как каменный пятиглавый, с южной и северной сторон окруженный каменными галереями, северная галерея которого примыкала к паперти Троицкаго собора с юго-западной стороны. При устроении новой церкви пришлось нарушить две древние усыпальницы Годуновых, которые препятствовали расширению храма. Он составлял «в длину16-ть при ширине 6-ть сажень»13. Как пишут костромские краеведы, могилыбыли перекопаны и обращены под основание храма, а кости же из захоронений были пере-ложены в одну общую могилу под Троицким собором.

 За правым и левым клиросом в киотах стояли древние годуновские иконы – Пресвятая Троица на кедровой доске вклада Д.И. Годунова 1586 года с двумя сударями Пресвятая Троица и Отечество в силах, приложенными в 1622 и 1626 гг. Ириной Никитичной (в девичестве Романовой, родной теткой по отцу царя Михаила Федоровича) по мужу своему Ивану Ивановичу Годунову; и Успение Пресвятой Богородицы с житием Иоакима, Анны и Богоматери, вкладная И.М. Годунова по своей матери Параскеве 1567 года.

 Второй Праздничный чин включал 8 образов Двунадесятых праздников, над ними – «писаны Апостолы и Пророки» 20 святых лиц на 8 иконах. Над Царскими вратами с правой стороны был помещен «Ковчег на кипарисовой доске, в нем часть Ризы Господней и мощи многих русских святых, на нем оклад во всю доску серебряный чеканный золоченый». Хранение святой реликвии в Рождественской церкви говорит о том, что монастырское описание составлено в осенне-зимнее время, поскольку на лето она переносилась в летний Троицкий собор на свое постоянное место. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был расписан: «По потолку, на стенах 19 клейм, [...] писа-но Сошествие Святого Духа на Апостолов, на трех стенах в трех клеймах писаны разные Евангельские притчи»14.

 К сожалению изображений внешнего облика и внутреннего убранства храма, возведенного при епископе Дамаскине, не сохранилось. П.П. Свиньин на своем рисунке «Ипатьевский монастырь» начала XIX века и Н. Чернецов на рисунке 1834 года «Троицкий собор и колокольня Ипатьевского монастыря», изображают Рождественскую церковь уже перестроенной, одноглавой.

 Дело в том, что в конце XVIII века храм дал усадку, повредился деревянный потолок и главы. Епископ Евгении (Романов) для поддержания потолка устроил 10 деревянных колонн, а снаружи – двускатную кровлю и новое навершие, в виде ротонды с небольшой луковичной главкой, заменив ею пятиглавие XVIII века. В 1810 году при церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в братской Трапезной палате, был возобновлен придельный храм во имя святителя Иоанна Златоуста, вместо разобранной больничной в Новом городе с тем же названием церкви. 11 декабря состоялось освящение нового придела, усердие в «украшении благовидном» которого проявили многие ко-стромские жители и особенно купец I-ой гильдии Василий Иванович Стригалев. На собранную среди прихожан сумму были сделаны в 1811 году полы чугунные в теплой Рождественской церкви и кафедральном Троицком соборе. В 1820 году при епископе Самуиле (Запольском-Платонове) в церкви Рождества Пресвятой Богородицы деревянные колонны, устроенные для поддержания потолка Преосвященным Евгением, были заменены на каменные, под желтый мрамор. В 1822 году храм был заново освещен.

 Строительные переустройства церкви начала XIX века не помогли. К началу 40-х годов храм Рождества Пресвятой Богородицы покрылся сквозными трещинами, просели углы. Продольная трещина проходила по сводам подклета, южная стена отходила от вертикали – все это было след-ствием подмыва основания церкви грунтовыми водами.

 Следующий, пятый этап перестройки Рождественского собора был связан с указаниями Николая I, посетившего Кострому и Архиерейский дом в Ипатьевском монастыре в октябре 1834 года. Император, увидев бедственное положение монастыря и ветхость многих построек в нем, повелел Костромскому губернатору Приклонскому привести обитель в лучшее состояние и придать ему «наружное величие и благолепие». По императорскому указу на «Высочайше дарованные средства» начались реставрация и перестройка памятников Ипатьевского монастыря. Важное место, в составленном профессором Академии Художеств К.А. Тоном архитектурном проекте, занимало строительство новой теплой церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

 Но в конце 50-х гг. XIX века, уже при императоре Александре II, руководителем работ был назначен известный архитектор, директор Дворцового архитектурного училища в Москве, Ф. Ф. Рихтер. Проект нового храма был разработан губернским архитектором Н.П. Григорьевым.

 3 февраля 1858 г. был прислан Указ Священного Синода о том, «что производство работ утверждено за костромским купеческим сыном Николаем Маянским»15.

 К маю 1860 года одноглавая старая церковь с приделами и террасой была разобрана. 12 мая при участии духовных и гражданских властей состоялась торжественная закладка нового храма с крестным ходом со святыней Костромы чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери и водосвятием. В 1860-63 гг. были выполнены следующие работы: построены стены церкви и алтаря, столпы с арками внутри церкви, парусные своды и главы над ними с установлением крестов; выведены своды под церковью, в церкви, в алтарях, устроены террасы со сводами, сделаны крыши и покрыты железом; церковь была отштукатурена внутри, выполнены декоратив-ные работы, настланы полы, устроена под церковью духовая печь, выполнены ступени крылец, пол на террасе устлан чугунными плитами; стены церкви, террас и крылец снаружи отштукатурены.

 Новый пятиглавый храм с медными вызолоченными крестами был построен в византийско-русском стиле. В храм с северной и западной сторон вели два широких открытых крыльца, с чугунной и каменной лестницами. Рождественская церковь имела соединение с Троицким собором через паперть в юго-западном углу. Внутри храм был выложен искусственным мрамором. Украшением церкви явился позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Софонова, он же, позднее, расписал церковь.В храме был устроен придел во имя святителя Иоанна Златоуста, а в 1863-1864 гг. на пожертвования вдовы полковника Н. С. Зинович в подцерковье устроен придел во имя Смоленской-Шуйской Божией Матери.

 1 ноября 1864 года Преосвященный Платон, епископ Костромской и Галичский, освятил церковь. Этот храм был знаменит тем, что в нем особо поминались российские государи и их близкие: «В сей церкви, с самого дня освящения, совершается чтение неусыпаемой псалтири с поминовением царственных благодетелей», – написано в «Летописи Ипатьевского монастыря»16.

 В 1909 году, в преддверии важных исторических событий, связанных с 300-летием Дома Романовых, в Костроме прошел IV Областной Историко-археологический съезд, который собрал краеведов и любителей древностей из Москвы, Петербурга, Ярославля, Владимира и других древних по происхождению городов. Специально к съезду в Ипатьевском монастыре в теплом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы была устроена выставка церковных древностей. Осмотрев обитель, стенопись в Троицком соборе, монастырскую ризницу и новую выставку, ученые гости сделали вывод: «Собрание древностей Ипатьевского монастыря принадлежит к числу самых крупных в России»17. Опыт и успех выставки церковных древностей в Ипатьевском монастыре был использован в 1913 году при организации Древлехранилища во Дворце царя Михаила Федоровича для осмотра его Государем императором Николаем II.

 Судьба храма Рождества Пресвятой Богородицы, как уже отмечалось, сложилась трагично. После закрытия Ипатьевского монастыря, в Рождественской церкви в 1927 году был открыт антирелиги-озный музей.В местной газете восторженно комментировали это событие: «Только свободная творческая мысль пролетариата, освободившаяся от религиозного дурмана, могла создать здесь, в Ипа-тьевском монастыре – твердыне русского самодержавия и «благочестия», главной опоре православной веры, именно антирелигиозный музей»18.

 В 1930 году, когда над древней Ипатьевской обителью возникла реальная угроза разрушения и первым решено было уничтожить собор Рождества Пресвятой Богородицы, экспонаты антирелигиозного музея перенесли в церковь Спаса в Рядах. Храм был взорван. В течение нескольких лет на этом месте оставались неразобранные руины. Было разграблено, а затем уничтожено старинное монастырское кладбище, располагавшееся рядом с храмами.

 Новая страница в истории собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы началась вместе с возрождением Ипатьевского монастыря, как величайшей святыни русского православия. Проведены значительные реставрационные работы. Началось восстановление погибшего храма Рождества Пресвятой Богородицы.

 В 2008-2009 гг., после проведения историко-культурной экспертизы, инженерно-геологических изысканий и охранных археологических раскопок, был подготовлен котлован для устройства фун-дамента храма, выполнен монолитный цокольный этаж, на основе которого в настоящее время ведутся работы по возведению кирпичных стен храма, его столбов и сводов.

 Будем надеяться, что новый собор украсит Ипатьевский монастырь, будет любим и посещаем костромичами и гостями города Костромы.

Примечания

1 Грамота патриарха Московского и всея Руси Алексия II в благословение на воссоздание собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре города Костромы. Сентябрь 2008 г. // ЦИАМ ВП 9.

2 Копия Грамоты Президента РФ Д.А. Медведева в память посещения Костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря 15 мая 2008 г. // ЦИАМ ОФ 50.

3 Газета «Северная правда». 1930 год. Март.

4 Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Федорович Романов умолен знаменитым посольством Московским на царство Русское. М., 1832. Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря. Соч. Протоиерея Михаили Диева. М., 1858. П. Островский. Историко-статистическое описание первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. Кострома. 1870.

5 Книги описные Троицкому Ипатскому, обретающемуся при Костроме, монастырю 1736 года // ЦИАМ НВ-ВХ 92, КМЗ ВХ 119. (Далее – Опись 1736 г.)

6 Опись имущества Ипатьевского монастыря. Первая половина XIX века. // ЦИАМ БВП 256, КМЗ КОК 24766.

7 Опись Троицкого собора Ипатского монастыря XIX века. // ЦИАМ ОФ 255, КМЗ КОК 24658.

8 Опись 1736 г. Лл. 29 об. – 31 об.

9 Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. / Сообщил М.И. Соколов. М.: Университетская типография, Страстной бульвар. 1890. С. 38-39, 54.

10 Костромская икона XIII-XIX веков: Свод русской иконописи/ Авт.-сост. Н.И. Комашко и С.С. Каткова. М.: Гранд-Холдинг, 2004. С. 468.

11 Горнее место — часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола.

12 Опись 1736 г. Лл. 30 – 30 об.

13 П. Островский. Историко-статистическое описание первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. Кострома. 1870. С. 45.

14 Опись Троицкого собора Ипатского монастыря XIX века. // ЦИАМ ОФ 255, КМЗ КОК 24658. С. 1 – 12 об.

15 Докладной реестр Временной строительной комиссии, учрежденной при Костромском Ипатьевском монастыре на 1858год. // ГАКО. Ф.712, оп. 3, ед.хр. 126.

16 Летопись Ипатьевского монастыря. // ГАКО. Фонд 712, оп. 1. ед.хр. 51, к. 22. л. 1 – 6.

17 Известия IV Областного историко-археологического съезда в городе Костроме. Кострома, 1913. №.3. С. 4,7.

18 Газета «Северная правда». 1922 год. Декабрь.