Сказание Авраамия Палицына об избрании на царство Михаила Федоровича

Главная / * КОСТРОМА - КОЛЫБЕЛЬ ДОМА РОМАНОВЫХ / ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ДИНАСТИИ / Сказание Авраамия Палицына об избрании на царство Михаила Федоровича 

 

Авраамий (Палицын). Рисунок. XVII в. (ГИМ). XVII в. (ГИМ)
Авраамий (Палицын).
Рисунок. XVII в. (ГИМ).

Сказание Авраамия Палицына.

/Под ред. Л. В. Черепнина. Подготовка текста и комментарии О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. – М - Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - С. 230-236.

 

101

 

ИСТОРИЯ В ПАМЯТЬ ПРЕДИДУЩИМ РОДОМ, ДА НЕ ЗАБВЕННА БУДУТ БЛАГОДЕЯНИА, ЕЖЕ ПОКАЗА НАМ МАТИ СЛОВА БОЖИА, ВСЕГДА§ ОТ ВСЕА ТВАРИ БЛАГОСЛОВЕННАА ПРИСНОДЕВАА МАРИА, И КАКО СОВЕРШИ ОБЕЩАНИЕ СВОЕĶ К ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮĶ, ЕЖЕ РЕЧЕ, ЯКО НЕОТСТУПНА БУДУ ОТ ОБИТЕЛИ ТВОЕЯ. СПИСАНО БЫСТЬ ТОЯ ЖЕ ВЕЛИКИА ОБИТЕЛИ ЖИВОНАЧАЛЬНЫЯ ТРОИЦА СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ КЕЛАРЕМ ИНОКОМ§ АВРААМИЕМ ПАЛИЦИНЫМĶ ||

 

 

л. 8

И ныне всяк возраст да разумеет и всяк да приложит ухо слышати, како грех ради наших попусти господь бог наш праведное свое наказание от конец до конец всеа Росиа и како весь словеньский язык возмутися и вся места по России огнем и мечем поядены быша. Сему же сказанию начало сицево.

л.8 об.

 

 230

 

Глава 71[88]

О ИЗБРАНИИ БЛАГОВЕРНАГО И БЛАГОРОДНАГО ВЕЛИКОГО[89] ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА ВСЕА РУСИИ САМОДЕРЖЦА[90] НА МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРЬСТВО[91] И НАД ПРОЧИМИ ГОСУДАРЬСТВЫ РОСИЙСИА ДЕРЖАВЫ[92] И О ПОСТЕ И О МОЛИТВЕ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН

 Авраамий Палицын

Егда господь сокруши главы[93] прегордых змиев поляков и латин и христоненавистных русских изменников, в царствующем и превелицем граде Москве власть же тогда придержаху всея Росийскиа державы бояре и воеводы и прочии,

л. 208

                              иже от царского синклита суще и,   богу || спомогающу, поелику возможно им, воеводствоваху, судящее и обладающее, яко же лепо бе, поновляюще же и строяще в царском дому и во всем царствующем граде вся опроверженаа и разсеченааа. Храмы же святыя, оскверненыя от окаанных лютор, повелеша паки украшати комуждо по силе своей и освящати святым священием[94] и всяко безленостно и тщательно строящее во всей Росии. Лжи же ласкатели, иже и прежде от врага научившиися, и злу начинатели, тии и тогда мятуще в воиньстве и свар велик творящее, шепчущее неправедна во ушеса державствующих. И сего ради не бысть совета блага между

 

231

 

Воевод, но вражда и мятежь. Казацкого же чина воиньство

л.208 об.

                                                                                                       многочисленно тогда бысть и в прелесть || велику горше прежняго впадошя, вдавшееся блуду, питию и зерни, и пропившее и проигравшее вся своя имениа,[95] насилующее многим в[96] воиньстве паче же православному христианству. И исходящее из царствующаго града во вся грады и села и деревни, и на путех грабящее и мучащее немилостивно сугубейши перваго десяторицею. И кто может изглаголати тоя беды, тогда сотворшиася от них? Ни един бо от неверных сотвори толика зла, еже они творяху православным христианом, различно мучащее.

И бысть во всей Росии мятежь велик и нестроение злейши перваго; бояре же и воеводы, не ведуще[97] что сотворити, зане множество их зело и в самовластии[98] блудяху, но положившее все свое упование на содержащаго всяческаа все ||

л. 209

                                          силнаго[99] в торицы славимого бога и собраша вся митрополиты и архиепископы и епископы, архимариты и игумены и весь освященный собор, и все народное множество православных христиан; и заповедавшее первее в царствующем граде Москве, посеем послашя во вся грады Росийскиа державы от всегоосвященнаго собора, да постятся три дни вси православнии христиане и да молят прещедраго[100] и многомилостиваго владыку и бога и пречистую его матерь о устроении всея Рускиа земли, и дал бы господь бог царя и государя всея Руси и над прочими государьствы Росийскиа державы и устроил бы полезна всему православному христианству.

По всей же России вси православнии христиане молухяся богу о сем прилежно, постящееся три дни, не ядуще ни ||

л. 209 об.

                                                                                пиюще,[101] с женами и з детми и ссущими млеко младенцы. О колика[102] благость господня и колико суть к нам милосердие его и неизреченна милость! Егда в скорбех наших от всея душя возопихом к нему, тогда  [103]господь бог[104] умилосердися над Московским государьством и призре милостию на весь христианский род Росийскиа державы, иже и всегда близ есть всем, призывающим его истинною. И услыша молитву и воздыхание убогих раб своих и, яко некое дарование духовно, в совет подаст рабом своим. И сперва убо начашя помышляти о благоверном и богохранимом сем государе, и глаголющее койждо к ближнему своему, яко достойно во истину быти царем и государем всея Руси братаничю

232

[105]блаженнаго и [106] великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всея Русии, сыну || Феодора Никитича

л. 210

                                                           Романова, благочестивому и благородному великому государю Михаилу.K  Господь же той совет их благий и в дело произведе. И прежде убо написавше о избрании царском великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси самодержца койждо своего чину писание, таже приходят в Богоявленской монастырь на подворье святыя живоначальныя Троица Сергиева монастыряK х келарю старцу Авраамию Палицыну многие дворяне и дети боярские  и гости многих розных городов, и атаманы, и казаки, и открывают ему совет свой и благое изволение. Принесошя же и писаниа своя избрании царском и молят его, да шед[107] возвестит о сем державствующим тогда бояром и воеводам. Старец[108] же ||

л. 210 об.

                                                                                                      о сем возрадовался и много похвалив благий совет их и от радости многих слез исполнився и вскоре шед, возвещает всему освященному собору, и бояром и воеводам, и всему царскому синьклиту. Они же, слышавше, благодариша бога о преславном начинании.[109]

Заутра же  снидошяся митрополиты и архиепископы и епископы, и весь освященный собор, и бояре, и воеводы, и весь царский синьклит и, советовавше, избрашя царем государем на все Московское государьство благовернаго и благороднаго великого государя Михайла Федоровича и о избрании его царском  [110] тако же [111] написаша.[112] Потом же посылают на Лобное место  рязанского архиепископа Феодорита, да троицкого келаря старца Аврамиа,[113]да Новово Спасского

л. 211

                  монастыря архимарита Иосифа, ||  да боярина Василья Петровича Морозова. И послаша их на Лобное место к вопрошению всего воиньства и [114]всего народа,[115] K о избрании царском. Собрану же тогда к Лобному месту всему сонму Московского государьства бесчисленно множество народа всех чинов, дивно же тогда сотворися. Неведующим бо народом, чесо ради собрани, и еще прежде вопрошениа во всем народе, яко от единех уст вси возопишя: «Михаил Федоровичь да будет царь и государь Московскому государьству и всеа Рускиа державы». Божиим изволением и умолением всего освященного собору и от всего царского синьклиту и всего воиньства, и от всенародного множества всех чинов и всех православных христиан избран бысть на Московское государьство царем и государем благоверный и благородный, богом избранный и

 

л. 211 об.

233 

богом || помазанный великий государь Михаил Федорович, братаничь[116] блаженнаго великого царя государя[117] Федора Ивановича всея Русии в лето 7120-го[118] (1612 г.)

Но и сие всем известно бысть, яко неот человек, но воистину от бога избран великий сей царь и государь. Егда убо писаньми о избрании его царском утвержающеся, и, койждо чин себе написавшее, снесоша же общее свидетельство, и не обретеся ни в едином словеси разньствиа, но, яко во едино собравшееся написашя. От Колуги же и от северских градов о избрании царя государя Михаила Федоровича всеа Руси принесен о бысть писание к Москве в то же время колуским гостем Смирным СудовщиковымK с товарыщи, и тако же не

л. 212

                                                                                                                 разньствоваху[119] ни в едином словеси. Сие же бысть по || смотрению единого всесилнаго бога.

 

 

 

[Глава ] 72[120]

О ПОСЛАНИИ К ГОСУДАРЮ Х КОСТРОМЕ С МОЛЕНИЕМ

И О НАРЕЧЕНИИ ЦАРСКОМ

 Великое посольство в Костроме.

По исторгнутии из уст змиевых [121]  у поляков [122] и латин [123] царствующаго града Москвы благоверному и благородному государю Михаилу Федоровичу пребывающу на Костроме, с ним же мати его, благовернаа государыня инока Марфа Ивановна,K в царствующем же граде Москве сотворишя собор и от освященного собору избравшее пресвященнаго архиепископа Рязаньского Феодорита, да Чюдова монастыря архимарита Аврамиа, да Троицкого Сергиева монастыря келаря старца архимарита Иосифа, от царьского же синьклита

л. 212 об.

                                                                                                                             избравше боярина Федора ивановича Шереме||тева, а с ним околничие и столники, дворяне и дети боярские, и атаманы и казаки и всех чинов множество людей и отпустиша их х КостромеK со образом преблагословенныя владычица нашея богородица и приснодевы Мариа, юже  написал Петр митрополитK и со образом великих чюдотворцев Петра и Алексея и Ионы бити челом благоверной государыне иноке[124] Марфе Ивановне и сыну ея, благоверному и благородному государю Михаилу Феодоровичю, чтобы благовернаа великаа государыня инока Марфа Ивановна благословила сына своего благороднаго

233

Государя Михаила Феодоровича царем государем на Московское государство. И тако шествию пути емлются и достизают преименитаго града Костромы. И не дошедше града за едино

л. 213

                                          поприще, селище[125] Новоселки имену||емо, из града же приидошя к ним[126]  градодержатели со множествомнарода.

Заутра же архиепископ Феодорит со всем освещенным пришедшии с ним, учредившее чины по достоянию и вземше честный крест и вышепомянутый чюдотворный образ [127]пресвятыя богородица[128] и прочаа святыя иконы, поидошя ко обители святыя[129] живоначалныя Троица в Ыпацкой монастырь.K И егда приедоша на устье реки Костромы весь же церковный чин града того[130] облекошяся во священныя ризы и вземше честныя кресты и чюдотворныя иконы, изыдошя из града со множеством народа, с женами и з детми, и поидошя вкупе в той же Ипатцкой монастырь. ||

л. 213 об.

Благоверный же и благородный государь Михаил Федоровичь, богом избранный царь и государь, и мати его благовернаа государыня инока Марфа ивановна изыдоша во сретение за святые ворота; и вземше благословение от архиерея и знаменавшеся к честным иконам, и тако поидоша [131] соархиеписком и со освященным собором и с царским синклитом[132] в церковь святыя живоначальныя Троица. Вшедшим же в церковь, архиепископ же Феодорит принесе пред государыню и пред государя многомолебное писание от всего освящаннаго собору и от боляр и от всего воиньства и от христоименитаго народа Росийскиа державы, чтобы государыня пожаловала, благословила сына своего благороднаго  государя Михаила Федоровича царем и государем на Московское государьство и над

л. 214

                                   прочими государьствы Росийскиа || державы; тако же бы и благоверный великий государь михаил Федоровичь милость показал, прошениа их пожаловал, не презрел. Благовернаа же государыня инока Марфа Ивановна  ни слышати того не восхоте. Архиепископ же Феодорит со освященным собором и боярин Федор иванович и весь царский синклит со многими слезами молящее государыню на многи часы. Государыне же на милость не положила. От очию же ея источницы слез изливахуся.

Видев же архиепископ и иже с ним, яко не успеша ничто же и толик труд подъяшя, желаемаго же не получишя, и взем на руце свою чюдотворную икону образ пресвятыя [133]  бого –

235

родица юже написал Петр митрополит, а троицкой келарь

л. 214 об.

                                                                                                       Старец Аврамей взем образ великих чюдотво||рцов Петра и Алексея и Ионы, и принесошя пред государыню. И рече архиепископ и келарь Аврамей: «Виждь, благовернаа велика государыня Марфа ивановна и [134] благоверный и  [135] благородный великий государь Михаил Феодоровичь, виждь, что ради шествова с нами толик путь пречестнаа и чюдотворная сиа икона богоматере[136] и велицыи святителие! И аще на милость не положили есте,[137] но сего радичудотворнаго образа всех царицы богоматере и великих ради святителей не мозите преслушати, но сотворите повеленное вам [138] от бога:[139] во истину бо от бога избрания есте; и не прогневайте всех владыку и бога».

 Тогда благовернаа государыня инока Марфа ивановна многи слезы пред образом пречистые излиа и вземлет[140] благо -

л. 215

роднаго сына своего благовернаго и благо||честиваго великого государя Михаила Федоровича, пред всеми со слезами рече: «Се тебе, о богомати, пресвятаа[141] богородице, и в твои пречистеи руце, владычице, чадо свое предаю и, яко же хощеши, устроиши ему полезна, и всему православному христианьству». Многа же и ина пред образом со многими слезами государыня изрече и тако дарова царем и государем на Московское государьство благовернаго и благороднаго сына своего великого государя Михаила Федоровича. Вси же ту сущии возрадовашяся радостию великою зело; такоже и множество народа з женами и з детми от великиа радости многи слезы испущаху. И в той час возложишя на государя пречестный и животворящий крест, и жезл царский приим в руку свою и седее на

л. 215 об.

стуле царском || и наречен бысть богом избранный[142] благородный и благоверный великий князь Михаил Федоровичь, всея Русии самодержец, в церкви пресвятыя живоначалныя  Троица в Ыпацком монастыре в лето 7121 (1613 г.), марта в 14. И совершивше святую литоргию и молебны о царском его многолетном здравии, исходит же от церкви святыя живоначалныя троица богом дарованный государь и самодержец, нося в руку своею царский жезл, почитаем от всего царьского синклита и от всего воиньства и от множества народ всех чинов.

И пребыв на Костроме[143] немноги дьни, и поиде благоверный[144] великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всея Русии и с матерью своею, благоверною

 

л. 216

236

государынею, великою старицею Марфою Ивановной || и со всем его царским синьклитом и с воиньствы к царствующему граду. [145]

Во граде же Ярославле тогда съехашяся на поклонение государю от всех градов многое множество дворян и детей боярских и гостей, и торговых всяких людей, сретающе государя со кресты и с честными иконами. Исхождаху [146] же во сретение[147] з женами и з детми своими, радостно поклоняхуся государю. В Ярославле же пребысть неколико дней, а в Ростове и в Переславле Залеском немного пребысть, обходящее честныя монастыри, знаменающеся[148] к чюдотворным иконам и ко многоцелебным мощем святых.

И прииде в великую лавру преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа чюдотворца. Архимарит же Деонисей и

л. 216 об.

                                                             cвященницы облекошяся во вся свяще||нныя ризы и келарь старец Аврамей со всею братею стретили государыню и государя с честным крестом за Святыми вороты, и вшедше в церковь святыя живоначальныя Троица и совершившее молебное пение о царсокм его многолетном здравии. [149]  Благоверный же великий государь царь и великий князь Михаил Федоровичь всея Русии и благовернаа велика государыня инока Марфа Ивановна, [150] знаменавшеся ко образу святыя живоначалныя троица и у цельбоносных мощей великих чюдотворцев Сергиа и Никона и седьмицу дней во обители препочивше и братию доволно учреди, поиде изо обители со множеством воиньства на царский свой престол

И егда бысть за 30 поприщь от царствующего града

л. 217

                                                                                          в селе в БратошинеK, [151] от Мо||сковского же государьства,[152]от всего освященного собору и от боляр стретили государя с здоровьем пресвященный митрополит ростовский Кирил да боярин князь Иван Михайлович Воротынской,K а с ним околничие и столники и дворяне, и всех чинов многие люди и атаманы и казаки. Оттоле даже и до царствующаго града непрестанно вси людие от всех чинов с челобитьем и с хлебы с радостию сретающе государя. Егда же достигшу[153] близ царствующаго града Москвы, пресвященный же архиепископ Суздальский ГерасимK да пресвященный архиепископ галасунской Арсений со [154] освященным собором, и вси князи, и бояре, и воеводы со всеми чинми и с воиньствы, и вси народи  Московского государьства изыдошя во сретение госу-

л. 217 об.

                                                                                                  дарю во мнозе радости и в веселии со кресты и с че||стными иконами честно и похвалы достойно и умилениа исполнено сретение творящее. Множество же бесчисленно народа з женами и з детми радостныя слезы от очию, яко реки, испущаху, и руце горе воздеюще, хвалу и благодарение господеви воздааху. Вшедшу же государю в царствующий град в бесчисленном множестве народа, и вшед в великую соборную церковь пресвятыя влвдычица нашея богородица и приснодевы Мариа,  [155] честнаго и славнаго ея успениа,[156] и знаменавшуся к честным иконам и к цельбоносным мощем великих святителей[157] Петра[158] и Ионы и по молебнем пении исходит в церковь святаго архистратига Михаила,K идеже лежат сродницы его, прежепочившия государи цари и великие князи владимирскиа

л. 218

                                                                                                           И московскиа и всея Русии. Потом же поиде || в пречестный храм пресвятыя владычица нашея богородица, честнаго и славного ея благовещаниа,K  и молебная пениа совершивше, и возведен бысть в царский дом в лето 7121 (1613 г.).

Мати же его, благовернаа велика государыня инока Марфа Ивановна изволи пребывати в велицей лавре Вознесениа господа бога и спаса нашего Иисуса Христа в Девиче монастыре.K Бысть же тогда в царьствующем граде Москве радость велика,[159] яко от велика скорби утешение приашя.

л. 218 об.

 



  • Авраамий на Памятнике 1000-летие России в Великом Новгороде
    Авраамий на Памятнике
    "1000-летие России"
    в Великом Новгороде
    § Нет У.

Ķ Комментарий к л. 8«КАКО СОВЕРШИ ОБЕЩАНИЕ СВОЕ». События описываемые автором, рассматриваются им в плане его общего церковного мировоззрения. Имеется ввиду выполнение обещания, данного матерью Христа Сергию Радонежскому, согласно легенде в житии последнего. 

Ķ Комментарий к л. 8«ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ» Сергий, прозванный Радонежским (умер  25 сентября 1392 г.), - видный политический и церковный деятель XIV в., поддерживавший в интересах укрепления позиций церкви московских князей в их политике объединения Русского государства и в борьбе за независимость против монголо-татарского ига.

  • § старцем ЕУ.

Ķ Комментарий к л. 8: «АВРААМИЕМ ПАЛИЦЫНЫМ». В первоначальной редакции первых шести глав «Сказания» (стр. 250) в заглавии нет упоминания об авторе произведения – Авраамии Палицыне. Нельзя ли из этого заключить, что он не был автором первых шести глав, а лишь использовал их, обработав и отредактировав при составлении своего труда чужое сочинение? (см. об этом подробнее стр. 32 – 37).

[88] (III, 88 – т.е. ссылка 388) 73 Е.

[89] Нет Е.

[90] Нет Е.

[91] Нет Е; Нет ЕУ.

[92] Нет Е; Нет ЕУ.

[93] враги У.

[94] свещенником Е.  

[95] Доб. грабяху У.

[96] во всем У.

[97] могуще У.

[98] самовольствии Е.

[99] Нет ЕУ.

[100] Доб. и благого и долготепеливаго У.

[101]  (IV, 1 –  т.е. ссылка 401)  Доб. Со кресты и с образы по церквам ходящее, молебная творящее со слезы и Е.

[102] велика У.

[103] Нет ЕУ.

[104] Нет ЕУ.

[105] Нет Е.

[106] Нет Е.

K Комментарий к лл. 210 – 210 об.: «быти царем и государем всея Руси...благородному великому государю Михаилу». Михаил Федорович Романов, тогда 16-летний юноша, был сыном Филарета Никитича Романова (см. прим. «в» к л. 9). Романовы не принадлежали к  княжеской знати, в то же время они были связаны родством с прежней династией, хорошо известны и дворянам и казакам, между прочим и тем, которые находились в Тушинском лагере, где Филарет жил в качестве «нареченного патриарха. Таким образом, кандидатура Михаила Романова оказалась наиболее приемлемой для ряда социальных слоев, участвовавших в Земском соборе 1613 г. 

K Комментарий к  лл. 210 – 210 об.: «Богоявленский монастырь на подворье святыя живоначальныя Троица Сергиева монастыря».  Палицын и в данном случае стремится подчеркнуть свою роль в событиях: он выдвигает себя на первое место в таком важном деле, как избрание царя (О Богоявленском монастыре см. прим. «б» к л. 52.)

[107] Нет ЕУ.

[108] Келарь У.

[109] наречении У.

[110] Нет Е.

[111] Нет Е.

[112] Доб. писание У.

[113] Доб. Палицына Е.

[114] всенародного  множества Е.

[115] всенародного  множества Е.

K Комментарий к л. 211: «посылают на лобное место...к вопрошению всего воиньства и всего народа». Автор стремится показать, что Михаил Романов был избран на царство всенародно, причем объясняет это божественной волей и божественным внушением.

[116] племянник сии речь брату чадо Е.

[117] Доб. великаго князя Е.

[118] Доб. сие первое избрание государю бысть ЕУ.

K Комментарий к л. 212: «колуским гостем Смирным Судовщиковым». Выборный человек Смирной Судовщиков был послан Земским собором в числе других лиц, отправленных по городам, в Калугу – узнать «во всяких людех мысли их про государское обиранье». После того, как вернулись посланные и все вызванные бояре приехали в Москву, 21 февраля Михаил Романов был официально провозглашен царем. (С. Ф. Платонов. Очерки истории Смуты, стр. 533).

[119] Доб. в писании Е.

[120] 74 Е.

[121] Нет Е.

[122] Нет Е.; Нет У.

[123] Нет Е.; Нет У.

K Комментарий к л. 212 об.: «благоверная государыня инока Марфа Ивановна» - жена Филарета Никитича Романова, мать михаила Федоровича, урожд. Ксения Ивановна Шестова, в монашестве Марфа. Была пострижена одновременно с мужем при Борисе Годунове (в июне 1601 года) и сослана в один из заонежских погостов. Когда при Лжедмитрии I Филарет был сделан митрополитом ростовским, Марфу вернули из ссылки, и она вместе с сыном Михаилом жила в Ипатьевском монастыре близ Костромы (см. прим. «а» к л. 213 об.).

K Комментарий к л. 212 об. - 213: «от освященного собору избравшее... и отпустиша их х Костроме». Посольство в Кострому к новоизбранному царю было составлено из наиболее влиятельных лиц. Среди духовенства палицын называет архиепископа рязанского Феодорита, архимандрита московского Чудова монастыря Авраамия, себя и архимандрита Иосифа из Московского Ново-Спасского монастыря. Из светских лиц упомянут только боярин Федор Иванович Шереметев. Посольство в Кострому выехало из Москвы 2 марта 1613 года.

K Комментарий к л. 213: «со образом преблагословенныя владычица... юже написал Петр митрополит». Митрополит Петр (умер в 1326 году; см. прим. «а» к л. 27) написал несколько икон Богородицы: одна из них изображала «успение» и была написана еще в то время, когда Петр был игуменом Ратского монастыря; другая, по имени художника, называлась петровской, третья – копия с Владимирской иконы, которую привез во Владимир из Вышгорода князь Андрей Боголюбский. Все три иконы хранились в московском Успенском соборе. Палицын, по-видимому, имеет ввиду третью икону – копию Владимирской.

[124] великой старице ЕУ.

[125] в село У.

[126] Доб. в стретение У.

[127] Нет У.

[128] Нет У.

[129] Нет У.

K Комментарий к л. 213 об.: «поидошя....в Ыпацкой монастырь». Ипатиевский Троицкий монастырь находится вблизи города Костромы, на правом берегу Волги, при впадении в нее реки Костромы. Монастырь основан предками Бориса Годунова и в первый раз упоминается в летописях под 1443 годом. В настоящее время монастырь превращен в музей.

[130] тогда У.

[131] вкупе У.

[132] вкупе У.

[133] пречистыя ЕУ

[134] Нет У.

[135] Нет У.

[136] Нет ЕУ.

[137] зде Е. 

[138] Нет Е.

[139] Нет Е.

[140] Доб. родного У.

[141] пречистая У.

[142] НЕТ ТАКОЙ ССЫЛКИ В КНИГЕ!

[143] ту Е.

[144] Доб. и благородный и У.

[145] Доб. Москве ЕУ.

[146] Нет ЕУ.

[147] Нет ЕУ.

[148] поклоняющеся Е.

[149] Нет ЕУ.

[150] Нет ЕУ.

K Комментарий к л. 217 об.: «в селе Братошине». – село Братошино, или Братовщино, находилось на половине дороги от Троицкого монастыря к Москве.

[151] Нет ЕУ.

[152] Нет ЕУ.

K Комментарий к л. 217 об.: «митрополит ростовский Кирил да боярин князь Иван Михайлович Воротынской». Кирилл царем Федором Ивановичем в 1594 г. был вызван из Антониева Новгородского монастыря в Троице-Сергиев монастырь и поставлен здесь в архимандриты монастыря. Имя его имеется в избирательной грамоте царя Бориса Годунова (1 августа 1598 года). В 1605 году Кирилл посвящен был в архиепископы и занял кафедру в Ростове, но в следующем 1606 году должен был уступить ее Филарету Никитичу Романову. Когда последний в 1610 году отправился послом к Сигизмунду III, Кирилл снова занял Ростовскую кафедру и управлял ею до 1616 года.

Князь И. М. Воротынский – представитель старинного княжеского рода, выехавшего на Русь из Литвы. Во время осады Москвы войсками второго ополчения он находился в месте с польским гарнизоном в Кремле и был выпущен оттуда накануне сдачи вместе с другими боярами. При Михаиле он несет придворную службу и выполняет дипломатические поручения.

[153] Доб. государю ЕУ.

K Комментарий к л. 217 об.: «архиепископ суздальский Герасим». Герасим с 1596 – 1605 г. был архимандритом Архангельского монастыря в г. Юрьеве – Польском. В 1605 г. переведен в Спасо-Евфимиев Суздальский монастырь, в 1612 г. назначен архиепископом Суздальским, остается на этом посту до 1615 г. (П. Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви).

[154] Доб. всем У.

[155] Нет У.

[156] Нет У.

[157] Доб. московских У.

[158] Доб. и Алексея Е.

K Комментарий к л. 218: «в церковь святаго архистратига Михаила» - Архангельский собор в Кремле, где хоронили русских великих князей и царей. Древняя деревянная церковь построена была в 1247 году по инициативе брата великого князя Александра Невского – Михаила Ярославича Храброго. В 1333 г. по приказу великого князя Ивана Даниловича Калиты вместо деревянного был выстроен каменный храм и сделан усыпальницей великих князей. Иван III в 1505 г, незадолго до своей смерти (27 октября 1505 года), вместо построенного Калитой храма приказал выстроить новый, который был закончен в 1508 году и существует до настоящего времени. В настоящее время реставрирован.

K Комментарий к л. 218 об.: «в пречестный храм... благовещениа». Благовещенский собор в Московском Кремле был выстроен по повелению Ивана III псковскими мастерами на месте древнего деревянного храма в 1484 – 1489 годах.

K Комментарий к л. 218 об.: «велицей лавре Вознесениа...в Девиче монастыре». Вознесенский девичий монастырь находился в Кремле возле Спасских ворот. Он был построен в 1369 году княгиней Евдокией, женой великого князя Дмитрия Донского. Был перестроен в 1721 году по повелению Петра I. В настоящее время не сохранился.

[159] Доб. всем православным христианом ЕУ.