Сказание Авраамия Палицына об избрании на царство Михаила Федоровича
|
Авраамий (Палицын).
Рисунок. XVII в. (ГИМ).
|
Сказание Авраамия Палицына.
/Под ред. Л. В. Черепнина. Подготовка текста и комментарии О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. – М - Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - С. 230-236.
101
ИСТОРИЯ В ПАМЯТЬ ПРЕДИДУЩИМ РОДОМ, ДА НЕ ЗАБВЕННА БУДУТ БЛАГОДЕЯНИА, ЕЖЕ ПОКАЗА НАМ МАТИ СЛОВА БОЖИА, ВСЕГДА§ ОТ ВСЕА ТВАРИ БЛАГОСЛОВЕННАА ПРИСНОДЕВАА МАРИА, И КАКО СОВЕРШИ ОБЕЩАНИЕ СВОЕĶ К ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮĶ, ЕЖЕ РЕЧЕ, ЯКО НЕОТСТУПНА БУДУ ОТ ОБИТЕЛИ ТВОЕЯ. СПИСАНО БЫСТЬ ТОЯ ЖЕ ВЕЛИКИА ОБИТЕЛИ ЖИВОНАЧАЛЬНЫЯ ТРОИЦА СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ КЕЛАРЕМ ИНОКОМ§ АВРААМИЕМ ПАЛИЦИНЫМĶ ||
|
л. 8
|
И ныне всяк возраст да разумеет и всяк да приложит ухо слышати, како грех ради наших попусти господь бог наш праведное свое наказание от конец до конец всеа Росиа и како весь словеньский язык возмутися и вся места по России огнем и мечем поядены быша. Сему же сказанию начало сицево.
|
л.8 об.
|
230
Глава 71[88]
О ИЗБРАНИИ БЛАГОВЕРНАГО И БЛАГОРОДНАГО ВЕЛИКОГО[89] ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА ВСЕА РУСИИ САМОДЕРЖЦА[90] НА МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРЬСТВО[91] И НАД ПРОЧИМИ ГОСУДАРЬСТВЫ РОСИЙСИА ДЕРЖАВЫ[92] И О ПОСТЕ И О МОЛИТВЕ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН
Егда господь сокруши главы[93] прегордых змиев поляков и латин и христоненавистных русских изменников, в царствующем и превелицем граде Москве власть же тогда придержаху всея Росийскиа державы бояре и воеводы и прочии,
|
л. 208
|
иже от царского синклита суще и, богу || спомогающу, поелику возможно им, воеводствоваху, судящее и обладающее, яко же лепо бе, поновляюще же и строяще в царском дому и во всем царствующем граде вся опроверженаа и разсеченааа. Храмы же святыя, оскверненыя от окаанных лютор, повелеша паки украшати комуждо по силе своей и освящати святым священием[94] и всяко безленостно и тщательно строящее во всей Росии. Лжи же ласкатели, иже и прежде от врага научившиися, и злу начинатели, тии и тогда мятуще в воиньстве и свар велик творящее, шепчущее неправедна во ушеса державствующих. И сего ради не бысть совета блага между
231
Воевод, но вражда и мятежь. Казацкого же чина воиньство
|
л.208 об.
|
многочисленно тогда бысть и в прелесть || велику горше прежняго впадошя, вдавшееся блуду, питию и зерни, и пропившее и проигравшее вся своя имениа,[95] насилующее многим в[96] воиньстве паче же православному христианству. И исходящее из царствующаго града во вся грады и села и деревни, и на путех грабящее и мучащее немилостивно сугубейши перваго десяторицею. И кто может изглаголати тоя беды, тогда сотворшиася от них? Ни един бо от неверных сотвори толика зла, еже они творяху православным христианом, различно мучащее.
И бысть во всей Росии мятежь велик и нестроение злейши перваго; бояре же и воеводы, не ведуще[97] что сотворити, зане множество их зело и в самовластии[98] блудяху, но положившее все свое упование на содержащаго всяческаа все ||
|
л. 209
|
силнаго[99] в торицы славимого бога и собраша вся митрополиты и архиепископы и епископы, архимариты и игумены и весь освященный собор, и все народное множество православных христиан; и заповедавшее первее в царствующем граде Москве, посеем послашя во вся грады Росийскиа державы от всегоосвященнаго собора, да постятся три дни вси православнии христиане и да молят прещедраго[100] и многомилостиваго владыку и бога и пречистую его матерь о устроении всея Рускиа земли, и дал бы господь бог царя и государя всея Руси и над прочими государьствы Росийскиа державы и устроил бы полезна всему православному христианству.
По всей же России вси православнии христиане молухяся богу о сем прилежно, постящееся три дни, не ядуще ни ||
|
л. 209 об.
|
пиюще,[101] с женами и з детми и ссущими млеко младенцы. О колика[102] благость господня и колико суть к нам милосердие его и неизреченна милость! Егда в скорбех наших от всея душя возопихом к нему, тогда [103]господь бог[104] умилосердися над Московским государьством и призре милостию на весь христианский род Росийскиа державы, иже и всегда близ есть всем, призывающим его истинною. И услыша молитву и воздыхание убогих раб своих и, яко некое дарование духовно, в совет подаст рабом своим. И сперва убо начашя помышляти о благоверном и богохранимом сем государе, и глаголющее койждо к ближнему своему, яко достойно во истину быти царем и государем всея Руси братаничю
232
[105]блаженнаго и [106] великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всея Русии, сыну || Феодора Никитича
|
л. 210
|
Романова, благочестивому и благородному великому государю Михаилу.K Господь же той совет их благий и в дело произведе. И прежде убо написавше о избрании царском великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси самодержца койждо своего чину писание, таже приходят в Богоявленской монастырь на подворье святыя живоначальныя Троица Сергиева монастыряK х келарю старцу Авраамию Палицыну многие дворяне и дети боярские и гости многих розных городов, и атаманы, и казаки, и открывают ему совет свой и благое изволение. Принесошя же и писаниа своя избрании царском и молят его, да шед[107] возвестит о сем державствующим тогда бояром и воеводам. Старец[108] же ||
|
л. 210 об.
|
о сем возрадовался и много похвалив благий совет их и от радости многих слез исполнився и вскоре шед, возвещает всему освященному собору, и бояром и воеводам, и всему царскому синьклиту. Они же, слышавше, благодариша бога о преславном начинании.[109]
Заутра же снидошяся митрополиты и архиепископы и епископы, и весь освященный собор, и бояре, и воеводы, и весь царский синьклит и, советовавше, избрашя царем государем на все Московское государьство благовернаго и благороднаго великого государя Михайла Федоровича и о избрании его царском [110] тако же [111] написаша.[112] Потом же посылают на Лобное место рязанского архиепископа Феодорита, да троицкого келаря старца Аврамиа,[113]да Новово Спасского
|
л. 211
|
монастыря архимарита Иосифа, || да боярина Василья Петровича Морозова. И послаша их на Лобное место к вопрошению всего воиньства и [114]всего народа,[115] K о избрании царском. Собрану же тогда к Лобному месту всему сонму Московского государьства бесчисленно множество народа всех чинов, дивно же тогда сотворися. Неведующим бо народом, чесо ради собрани, и еще прежде вопрошениа во всем народе, яко от единех уст вси возопишя: «Михаил Федоровичь да будет царь и государь Московскому государьству и всеа Рускиа державы». Божиим изволением и умолением всего освященного собору и от всего царского синьклиту и всего воиньства, и от всенародного множества всех чинов и всех православных христиан избран бысть на Московское государьство царем и государем благоверный и благородный, богом избранный и
|
л. 211 об.
|
233
богом || помазанный великий государь Михаил Федорович, братаничь[116] блаженнаго великого царя государя[117] Федора Ивановича всея Русии в лето 7120-го[118] (1612 г.)
Но и сие всем известно бысть, яко неот человек, но воистину от бога избран великий сей царь и государь. Егда убо писаньми о избрании его царском утвержающеся, и, койждо чин себе написавшее, снесоша же общее свидетельство, и не обретеся ни в едином словеси разньствиа, но, яко во едино собравшееся написашя. От Колуги же и от северских градов о избрании царя государя Михаила Федоровича всеа Руси принесен о бысть писание к Москве в то же время колуским гостем Смирным СудовщиковымK с товарыщи, и тако же не
|
л. 212
|
разньствоваху[119] ни в едином словеси. Сие же бысть по || смотрению единого всесилнаго бога.
[Глава ] 72[120]
О ПОСЛАНИИ К ГОСУДАРЮ Х КОСТРОМЕ С МОЛЕНИЕМ
И О НАРЕЧЕНИИ ЦАРСКОМ
По исторгнутии из уст змиевых [121] у поляков [122] и латин [123] царствующаго града Москвы благоверному и благородному государю Михаилу Федоровичу пребывающу на Костроме, с ним же мати его, благовернаа государыня инока Марфа Ивановна,K в царствующем же граде Москве сотворишя собор и от освященного собору избравшее пресвященнаго архиепископа Рязаньского Феодорита, да Чюдова монастыря архимарита Аврамиа, да Троицкого Сергиева монастыря келаря старца архимарита Иосифа, от царьского же синьклита
|
л. 212 об.
|
избравше боярина Федора ивановича Шереме||тева, а с ним околничие и столники, дворяне и дети боярские, и атаманы и казаки и всех чинов множество людей и отпустиша их х КостромеK со образом преблагословенныя владычица нашея богородица и приснодевы Мариа, юже написал Петр митрополитK и со образом великих чюдотворцев Петра и Алексея и Ионы бити челом благоверной государыне иноке[124] Марфе Ивановне и сыну ея, благоверному и благородному государю Михаилу Феодоровичю, чтобы благовернаа великаа государыня инока Марфа Ивановна благословила сына своего благороднаго
233
Государя Михаила Феодоровича царем государем на Московское государство. И тако шествию пути емлются и достизают преименитаго града Костромы. И не дошедше града за едино
|
л. 213
|
поприще, селище[125] Новоселки имену||емо, из града же приидошя к ним[126] градодержатели со множествомнарода.
Заутра же архиепископ Феодорит со всем освещенным пришедшии с ним, учредившее чины по достоянию и вземше честный крест и вышепомянутый чюдотворный образ [127]пресвятыя богородица[128] и прочаа святыя иконы, поидошя ко обители святыя[129] живоначалныя Троица в Ыпацкой монастырь.K И егда приедоша на устье реки Костромы весь же церковный чин града того[130] облекошяся во священныя ризы и вземше честныя кресты и чюдотворныя иконы, изыдошя из града со множеством народа, с женами и з детми, и поидошя вкупе в той же Ипатцкой монастырь. ||
|
л. 213 об.
|
Благоверный же и благородный государь Михаил Федоровичь, богом избранный царь и государь, и мати его благовернаа государыня инока Марфа ивановна изыдоша во сретение за святые ворота; и вземше благословение от архиерея и знаменавшеся к честным иконам, и тако поидоша [131] соархиеписком и со освященным собором и с царским синклитом[132] в церковь святыя живоначальныя Троица. Вшедшим же в церковь, архиепископ же Феодорит принесе пред государыню и пред государя многомолебное писание от всего освящаннаго собору и от боляр и от всего воиньства и от христоименитаго народа Росийскиа державы, чтобы государыня пожаловала, благословила сына своего благороднаго государя Михаила Федоровича царем и государем на Московское государьство и над
|
л. 214
|
прочими государьствы Росийскиа || державы; тако же бы и благоверный великий государь михаил Федоровичь милость показал, прошениа их пожаловал, не презрел. Благовернаа же государыня инока Марфа Ивановна ни слышати того не восхоте. Архиепископ же Феодорит со освященным собором и боярин Федор иванович и весь царский синклит со многими слезами молящее государыню на многи часы. Государыне же на милость не положила. От очию же ея источницы слез изливахуся.
Видев же архиепископ и иже с ним, яко не успеша ничто же и толик труд подъяшя, желаемаго же не получишя, и взем на руце свою чюдотворную икону образ пресвятыя [133] бого –
235
родица юже написал Петр митрополит, а троицкой келарь
|
л. 214 об.
|
Старец Аврамей взем образ великих чюдотво||рцов Петра и Алексея и Ионы, и принесошя пред государыню. И рече архиепископ и келарь Аврамей: «Виждь, благовернаа велика государыня Марфа ивановна и [134] благоверный и [135] благородный великий государь Михаил Феодоровичь, виждь, что ради шествова с нами толик путь пречестнаа и чюдотворная сиа икона богоматере[136] и велицыи святителие! И аще на милость не положили есте,[137] но сего радичудотворнаго образа всех царицы богоматере и великих ради святителей не мозите преслушати, но сотворите повеленное вам [138] от бога:[139] во истину бо от бога избрания есте; и не прогневайте всех владыку и бога».
Тогда благовернаа государыня инока Марфа ивановна многи слезы пред образом пречистые излиа и вземлет[140] благо -
|
л. 215
|
роднаго сына своего благовернаго и благо||честиваго великого государя Михаила Федоровича, пред всеми со слезами рече: «Се тебе, о богомати, пресвятаа[141] богородице, и в твои пречистеи руце, владычице, чадо свое предаю и, яко же хощеши, устроиши ему полезна, и всему православному христианьству». Многа же и ина пред образом со многими слезами государыня изрече и тако дарова царем и государем на Московское государьство благовернаго и благороднаго сына своего великого государя Михаила Федоровича. Вси же ту сущии возрадовашяся радостию великою зело; такоже и множество народа з женами и з детми от великиа радости многи слезы испущаху. И в той час возложишя на государя пречестный и животворящий крест, и жезл царский приим в руку свою и седее на
|
л. 215 об.
|
стуле царском || и наречен бысть богом избранный[142] благородный и благоверный великий князь Михаил Федоровичь, всея Русии самодержец, в церкви пресвятыя живоначалныя Троица в Ыпацком монастыре в лето 7121 (1613 г.), марта в 14. И совершивше святую литоргию и молебны о царском его многолетном здравии, исходит же от церкви святыя живоначалныя троица богом дарованный государь и самодержец, нося в руку своею царский жезл, почитаем от всего царьского синклита и от всего воиньства и от множества народ всех чинов.
И пребыв на Костроме[143] немноги дьни, и поиде благоверный[144] великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всея Русии и с матерью своею, благоверною
|
л. 216
|
236
государынею, великою старицею Марфою Ивановной || и со всем его царским синьклитом и с воиньствы к царствующему граду. [145]
Во граде же Ярославле тогда съехашяся на поклонение государю от всех градов многое множество дворян и детей боярских и гостей, и торговых всяких людей, сретающе государя со кресты и с честными иконами. Исхождаху [146] же во сретение[147] з женами и з детми своими, радостно поклоняхуся государю. В Ярославле же пребысть неколико дней, а в Ростове и в Переславле Залеском немного пребысть, обходящее честныя монастыри, знаменающеся[148] к чюдотворным иконам и ко многоцелебным мощем святых.
И прииде в великую лавру преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа чюдотворца. Архимарит же Деонисей и
|
л. 216 об.
|
cвященницы облекошяся во вся свяще||нныя ризы и келарь старец Аврамей со всею братею стретили государыню и государя с честным крестом за Святыми вороты, и вшедше в церковь святыя живоначальныя Троица и совершившее молебное пение о царсокм его многолетном здравии. [149] Благоверный же великий государь царь и великий князь Михаил Федоровичь всея Русии и благовернаа велика государыня инока Марфа Ивановна, [150] знаменавшеся ко образу святыя живоначалныя троица и у цельбоносных мощей великих чюдотворцев Сергиа и Никона и седьмицу дней во обители препочивше и братию доволно учреди, поиде изо обители со множеством воиньства на царский свой престол
И егда бысть за 30 поприщь от царствующего града
|
л. 217
|
в селе в БратошинеK, [151] от Мо||сковского же государьства,[152]от всего освященного собору и от боляр стретили государя с здоровьем пресвященный митрополит ростовский Кирил да боярин князь Иван Михайлович Воротынской,K а с ним околничие и столники и дворяне, и всех чинов многие люди и атаманы и казаки. Оттоле даже и до царствующаго града непрестанно вси людие от всех чинов с челобитьем и с хлебы с радостию сретающе государя. Егда же достигшу[153] близ царствующаго града Москвы, пресвященный же архиепископ Суздальский ГерасимK да пресвященный архиепископ галасунской Арсений со [154] освященным собором, и вси князи, и бояре, и воеводы со всеми чинми и с воиньствы, и вси народи Московского государьства изыдошя во сретение госу-
|
л. 217 об.
|
дарю во мнозе радости и в веселии со кресты и с че||стными иконами честно и похвалы достойно и умилениа исполнено сретение творящее. Множество же бесчисленно народа з женами и з детми радостныя слезы от очию, яко реки, испущаху, и руце горе воздеюще, хвалу и благодарение господеви воздааху. Вшедшу же государю в царствующий град в бесчисленном множестве народа, и вшед в великую соборную церковь пресвятыя влвдычица нашея богородица и приснодевы Мариа, [155] честнаго и славнаго ея успениа,[156] и знаменавшуся к честным иконам и к цельбоносным мощем великих святителей[157] Петра[158] и Ионы и по молебнем пении исходит в церковь святаго архистратига Михаила,K идеже лежат сродницы его, прежепочившия государи цари и великие князи владимирскиа
|
л. 218
|
И московскиа и всея Русии. Потом же поиде || в пречестный храм пресвятыя владычица нашея богородица, честнаго и славного ея благовещаниа,K и молебная пениа совершивше, и возведен бысть в царский дом в лето 7121 (1613 г.).
Мати же его, благовернаа велика государыня инока Марфа Ивановна изволи пребывати в велицей лавре Вознесениа господа бога и спаса нашего Иисуса Христа в Девиче монастыре.K Бысть же тогда в царьствующем граде Москве радость велика,[159] яко от велика скорби утешение приашя.
|
л. 218 об.
|
-
|
Авраамий на Памятнике
"1000-летие России"
в Великом Новгороде
|
§ Нет У.
Ķ Комментарий к л. 8: «КАКО СОВЕРШИ ОБЕЩАНИЕ СВОЕ». События описываемые автором, рассматриваются им в плане его общего церковного мировоззрения. Имеется ввиду выполнение обещания, данного матерью Христа Сергию Радонежскому, согласно легенде в житии последнего.
Ķ Комментарий к л. 8: «ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ» Сергий, прозванный Радонежским (умер 25 сентября 1392 г.), - видный политический и церковный деятель XIV в., поддерживавший в интересах укрепления позиций церкви московских князей в их политике объединения Русского государства и в борьбе за независимость против монголо-татарского ига.
Ķ Комментарий к л. 8: «АВРААМИЕМ ПАЛИЦЫНЫМ». В первоначальной редакции первых шести глав «Сказания» (стр. 250) в заглавии нет упоминания об авторе произведения – Авраамии Палицыне. Нельзя ли из этого заключить, что он не был автором первых шести глав, а лишь использовал их, обработав и отредактировав при составлении своего труда чужое сочинение? (см. об этом подробнее стр. 32 – 37).
[88] (III, 88 – т.е. ссылка 388) 73 Е.
[100] Доб. и благого и долготепеливаго У.
[101] (IV, 1 – т.е. ссылка 401) Доб. Со кресты и с образы по церквам ходящее, молебная творящее со слезы и Е.
K Комментарий к лл. 210 – 210 об.: «быти царем и государем всея Руси...благородному великому государю Михаилу». Михаил Федорович Романов, тогда 16-летний юноша, был сыном Филарета Никитича Романова (см. прим. «в» к л. 9). Романовы не принадлежали к княжеской знати, в то же время они были связаны родством с прежней династией, хорошо известны и дворянам и казакам, между прочим и тем, которые находились в Тушинском лагере, где Филарет жил в качестве «нареченного патриарха. Таким образом, кандидатура Михаила Романова оказалась наиболее приемлемой для ряда социальных слоев, участвовавших в Земском соборе 1613 г.
K Комментарий к лл. 210 – 210 об.: «Богоявленский монастырь на подворье святыя живоначальныя Троица Сергиева монастыря». Палицын и в данном случае стремится подчеркнуть свою роль в событиях: он выдвигает себя на первое место в таком важном деле, как избрание царя (О Богоявленском монастыре см. прим. «б» к л. 52.)
[114] всенародного множества Е.
[115] всенародного множества Е.
K Комментарий к л. 211: «посылают на лобное место...к вопрошению всего воиньства и всего народа». Автор стремится показать, что Михаил Романов был избран на царство всенародно, причем объясняет это божественной волей и божественным внушением.
[116] племянник сии речь брату чадо Е.
[117] Доб. великаго князя Е.
[118] Доб. сие первое избрание государю бысть ЕУ.
K Комментарий к л. 212: «колуским гостем Смирным Судовщиковым». Выборный человек Смирной Судовщиков был послан Земским собором в числе других лиц, отправленных по городам, в Калугу – узнать «во всяких людех мысли их про государское обиранье». После того, как вернулись посланные и все вызванные бояре приехали в Москву, 21 февраля Михаил Романов был официально провозглашен царем. (С. Ф. Платонов. Очерки истории Смуты, стр. 533).
K Комментарий к л. 212 об.: «благоверная государыня инока Марфа Ивановна» - жена Филарета Никитича Романова, мать михаила Федоровича, урожд. Ксения Ивановна Шестова, в монашестве Марфа. Была пострижена одновременно с мужем при Борисе Годунове (в июне 1601 года) и сослана в один из заонежских погостов. Когда при Лжедмитрии I Филарет был сделан митрополитом ростовским, Марфу вернули из ссылки, и она вместе с сыном Михаилом жила в Ипатьевском монастыре близ Костромы (см. прим. «а» к л. 213 об.).
K Комментарий к л. 212 об. - 213: «от освященного собору избравшее... и отпустиша их х Костроме». Посольство в Кострому к новоизбранному царю было составлено из наиболее влиятельных лиц. Среди духовенства палицын называет архиепископа рязанского Феодорита, архимандрита московского Чудова монастыря Авраамия, себя и архимандрита Иосифа из Московского Ново-Спасского монастыря. Из светских лиц упомянут только боярин Федор Иванович Шереметев. Посольство в Кострому выехало из Москвы 2 марта 1613 года.
K Комментарий к л. 213: «со образом преблагословенныя владычица... юже написал Петр митрополит». Митрополит Петр (умер в 1326 году; см. прим. «а» к л. 27) написал несколько икон Богородицы: одна из них изображала «успение» и была написана еще в то время, когда Петр был игуменом Ратского монастыря; другая, по имени художника, называлась петровской, третья – копия с Владимирской иконы, которую привез во Владимир из Вышгорода князь Андрей Боголюбский. Все три иконы хранились в московском Успенском соборе. Палицын, по-видимому, имеет ввиду третью икону – копию Владимирской.
[124] великой старице ЕУ.
[126] Доб. в стретение У.
K Комментарий к л. 213 об.: «поидошя....в Ыпацкой монастырь». Ипатиевский Троицкий монастырь находится вблизи города Костромы, на правом берегу Волги, при впадении в нее реки Костромы. Монастырь основан предками Бориса Годунова и в первый раз упоминается в летописях под 1443 годом. В настоящее время монастырь превращен в музей.
[142] НЕТ ТАКОЙ ССЫЛКИ В КНИГЕ!
[144] Доб. и благородный и У.
K Комментарий к л. 217 об.: «в селе Братошине». – село Братошино, или Братовщино, находилось на половине дороги от Троицкого монастыря к Москве.
K Комментарий к л. 217 об.: «митрополит ростовский Кирил да боярин князь Иван Михайлович Воротынской». Кирилл царем Федором Ивановичем в 1594 г. был вызван из Антониева Новгородского монастыря в Троице-Сергиев монастырь и поставлен здесь в архимандриты монастыря. Имя его имеется в избирательной грамоте царя Бориса Годунова (1 августа 1598 года). В 1605 году Кирилл посвящен был в архиепископы и занял кафедру в Ростове, но в следующем 1606 году должен был уступить ее Филарету Никитичу Романову. Когда последний в 1610 году отправился послом к Сигизмунду III, Кирилл снова занял Ростовскую кафедру и управлял ею до 1616 года.
Князь И. М. Воротынский – представитель старинного княжеского рода, выехавшего на Русь из Литвы. Во время осады Москвы войсками второго ополчения он находился в месте с польским гарнизоном в Кремле и был выпущен оттуда накануне сдачи вместе с другими боярами. При Михаиле он несет придворную службу и выполняет дипломатические поручения.
K Комментарий к л. 217 об.: «архиепископ суздальский Герасим». Герасим с 1596 – 1605 г. был архимандритом Архангельского монастыря в г. Юрьеве – Польском. В 1605 г. переведен в Спасо-Евфимиев Суздальский монастырь, в 1612 г. назначен архиепископом Суздальским, остается на этом посту до 1615 г. (П. Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви).
K Комментарий к л. 218: «в церковь святаго архистратига Михаила» - Архангельский собор в Кремле, где хоронили русских великих князей и царей. Древняя деревянная церковь построена была в 1247 году по инициативе брата великого князя Александра Невского – Михаила Ярославича Храброго. В 1333 г. по приказу великого князя Ивана Даниловича Калиты вместо деревянного был выстроен каменный храм и сделан усыпальницей великих князей. Иван III в 1505 г, незадолго до своей смерти (27 октября 1505 года), вместо построенного Калитой храма приказал выстроить новый, который был закончен в 1508 году и существует до настоящего времени. В настоящее время реставрирован.
K Комментарий к л. 218 об.: «в пречестный храм... благовещениа». Благовещенский собор в Московском Кремле был выстроен по повелению Ивана III псковскими мастерами на месте древнего деревянного храма в 1484 – 1489 годах.
K Комментарий к л. 218 об.: «велицей лавре Вознесениа...в Девиче монастыре». Вознесенский девичий монастырь находился в Кремле возле Спасских ворот. Он был построен в 1369 году княгиней Евдокией, женой великого князя Дмитрия Донского. Был перестроен в 1721 году по повелению Петра I. В настоящее время не сохранился.
[159] Доб. всем православным христианом ЕУ.
|