+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
** СМОДОР М.М. - ТВОРЧЕСТВО (Часть 1.)Главная / * КОСТРОМСКИЕ ФОТОГРАФЫ / ** КОСТРОМСКИЕ ФОТОГРАФЫ - СТАТЬИ / ** СМОДОР М.М. - ТВОРЧЕСТВО (Часть 1.)
Н. Сотников Часть I Портретная фотография М.М. Смодора
Творчество М.М. Смодора было многосторонним. Мы знаем его как фотолетописца истории Галича, благодаря которому мы сегодня можем видеть каким был город в начале ХХ века. Смодор запечатлел в фотографиях многие бытовые и жанровые сцены из жизни галичан и близь лежащих окрестностей. Но Смодор был и замечательным фотохудожником, тому способствовало и многолетнее обучение фотографическому делу в Варшаве. Михаил Маркович прибегал к таким способам съёмки и печатанья, чтобы получить снимок, обладающий мягкостью, меньшей резкостью контуров. Он смягчал ту самую «протокольную» резкость в портретах, которая вызывала больше всего нападок на светопись. Допустимой тогда выдержки при съемке было недостаточно для проработки в снимках деталей изображения. Если выдержку делали слишком большую, прорабатывались некоторые подробности в тенях, зато лицо выходило без полутонов. При небольшой выдержке хорошо прорабатывались света, зато пропадали детали, полутона в тенях. Для устранения недостатков фотографы применяли ретушь. Фотографы-ремесленники ретушировали плохо, поэтому маститые фотографы приглашали для этой работы профессиональных художников. Ретушёрами были Крамской, Зичи, Куинджи. Вплоть до начала ХХ века за исключением опытов применения магния и электричества фотографировали в павильонах при дневном свете. Павильоны имели стеклянную крышу и боковую застекленную стену. Сочетали преимущественно верхний и боковой свет. Нижний, передний, задний свет редко допускался в портретной съемке. Портретист имел дело с рассеянным и направленным сбоку светом. Применялись ширмы, обтянутые белой тканью, то есть экраны для подсветки с теневой стороны. Павильон был единственным местом для производства портретной съемки. Здесь решались творческие задачи. В портретной фотографии прошлого века избегали контраста; старались смягчить переходы от света к тени; тональную шкалу предпочитали мягкую, длинную, обычно отказываясь от короткой и жесткой. В этом отношении фотографы продолжали опыт дагеротипистов, еще больше стремились к передаче тончайших нюансов тона. Большое значение фотопортретисты придавали фону. В зависимости, например, от цвета платья фотографируемого выбирался и фон, который давал разнообразие тонов в снимке, пластично выделял лицо и фигуру. Одним из коренных творческих вопросов в среде фотографов-художников был вопрос о внешнем сходстве и передаче характера фотографируемого человека. Всеми этими нюансами в фотографическом деле владел М.М. Смодор, что мы и видим в его работах.
Автопортреты М.М. Смодора
На одном из фотографических автопортретов М. Смодор запечатлел себя молодым и энергичным человеком, видимо только что приехавшим в Галич. Он полон идей. У него много планов на будущее. На втором автопортрете М. Смодор предстаёт уже зрелым мастером, который пользуется большим авторитетом в Галиче.
В это время сделан фотопортрет Михаила Марковича по всей вероятности со своим братом.
Шло время. В стране произошёл Октябрьский переворот, который М. Смодор вначале принял, а потом горько разочаровался. К этому периоду относится его следующий фотоавтопортрет. На этом фотопортрете Смодор заснял себя, видимо, после возвращения из ГУЛАГа. Это уже поседевший, с залысинами человек с умным, но уже потухшим взглядом.
Женский портрет в творчестве М.М. Смодора
В портретной светописи М.М. Смодор как фотохудожник раскрылся в полную силу. Особенно это проявилось в женских портретах. Мягкие светотени, необычная подсветка моделей, композиционное построение снимка, позволяют увидеть внутренний мир фотографируемого человека. К сожалению Смодор не оставил ни каких записей или материалов о способах своей работы. У него никогда не было помощников. Он всегда работал в одиночку. Остались только его работы, по которым мы можем судить о его мастерстве. Вот одна из них.
При фотографировании Михаил Маркович всегда стремился выстроить интересную композицию, чтобы снимок впоследствии как можно больше мог рассказать о внутреннем мире фотографируемого человека. К таким портретам можно отнести снимки Александры Ивановны Басовой и Елены Дмитриевны Моргуновой. Обе жительницы Рыбной слободы. Александра Ивановна Басова много сделала по защите и спасению от закрытия зимней церкви св. Василия Великого после Октябрьского переворота, будучи старостой этой церкви. Елена Дмитриевна Моргунова была дочерью Галичского предпринимателя Д.Ушакова, в советское время стала заслуженной учительницей, кавалером Ордена Ленина. Этот портрет, как семейная реликвия, передаётся по наследству и до сих пор хранится у потомков Елены Дмитриевны.
Вот ещё два женских портрета. Один сделан до революции, другой во времена НЕПа.
И ещё один фотопортрет М. Смодора, сделанный с некоторым юмором и возможностями мастера.
Очень выразителен портрет старой женщины в платке и молодой девушки.
Художественно выразительным является следующий портрет женщины.
По женским портретам М. Смодора, сделанным до революции 1917 года можно изучать женскую моду в Галиче. Это можно увидеть на двух следующих фотопортретах.
В своём творчестве М.Смодор с помощью фотографии сохранил для галичан праздничный наряд девушки Рыбной слободы (на фото Мария Михайловна Сотникова, жительница Рыбной слободы), национальный костюм еврейской диаспоры в Галиче и нарядный костюм галичанки.
Когда началась первая Мировая война М. Смодор безусловно откликнулся на это событие в стране. Он делает ряд фотопортретов с участников этой войны. Среди женских портретов следует отметить портреты с Софии Дмитриевны Лубениной, последний из которых вошёл под названием «Война».
|