** СМОДОР М.М. - ТВОРЧЕСТВО (Часть 1.)

 Н. Сотников

Часть I

Портретная фотография М.М. Смодора

 

  Творчество М.М. Смодора было многосторонним. Мы знаем его как фотолетописца истории Галича, благодаря которому мы сегодня можем видеть каким был город в начале ХХ века. Смодор запечатлел в фотографиях многие бытовые и жанровые сцены из жизни галичан и близь лежащих окрестностей. Но Смодор был и замечательным фотохудожником, тому способствовало и многолетнее обучение фотографическому делу в Варшаве.

   Михаил Маркович прибегал к таким способам съёмки и печатанья, чтобы получить снимок, обладающий мягкостью, меньшей резкостью контуров. Он смягчал ту самую «протокольную» резкость в портретах, которая вызывала больше всего нападок на светопись.

  Допустимой тогда выдержки при съемке было недостаточно для проработки в снимках деталей изображения. Если выдержку делали слишком большую, прорабатывались некоторые подробности в тенях, зато лицо выходило без полутонов. При небольшой выдержке хорошо прорабатывались света, зато пропадали детали, полутона в тенях.  Для устранения недостатков фотографы применяли ретушь.

   Фотографы-ремесленники ретушировали плохо, поэтому маститые фотографы приглашали для этой работы профессиональных художников. Ретушёрами были Крамской, Зичи, Куинджи.

   Вплоть до начала ХХ века за исключением опытов применения магния и электричества фотографировали в павильонах при дневном свете. Павильоны имели стеклянную крышу и боковую застекленную стену. Сочетали преимущественно верхний и боковой свет. Нижний, передний, задний свет редко допускался в портретной съемке. Портретист имел дело с рассеянным и направленным сбоку светом. Применялись ширмы, обтянутые белой тканью, то есть экраны для подсветки с теневой стороны. Павильон был единственным местом для производства портретной съемки. Здесь решались творческие задачи.

   В портретной фотографии прошлого века избегали контраста; старались смягчить переходы от света к тени; тональную шкалу предпочитали мягкую, длинную, обычно отказываясь от короткой и жесткой. В этом отношении фотографы продолжали опыт дагеротипистов, еще больше стремились к передаче тончайших нюансов тона.

   Большое значение фотопортретисты придавали фону. В зависимости, например, от цвета платья фотографируемого выбирался и фон, который давал разнообразие тонов в снимке, пластично выделял лицо и фигуру.

  Одним из коренных творческих вопросов в среде фотографов-художников был вопрос о внешнем сходстве и передаче характера фотографируемого человека.

Всеми этими нюансами в фотографическом деле владел М.М. Смодор, что мы и видим в его работах.

 

Автопортреты М.М. Смодора

 

   На одном из фотографических автопортретов М. Смодор запечатлел себя молодым и энергичным человеком, видимо только что приехавшим в Галич. Он полон идей. У него много планов на будущее.

   На втором автопортрете М. Смодор предстаёт уже зрелым мастером, который пользуется большим авторитетом в Галиче.

      image004   image002

 

   В это время сделан фотопортрет Михаила Марковича по всей вероятности со своим братом.

    image006

 

   Шло время. В стране произошёл Октябрьский переворот, который М. Смодор вначале принял, а потом горько разочаровался. К этому периоду относится его следующий фотоавтопортрет. На этом фотопортрете Смодор заснял себя, видимо, после возвращения из ГУЛАГа. Это уже поседевший, с залысинами человек с умным, но уже потухшим взглядом.

       image008

 

 

 

Женский портрет в творчестве М.М. Смодора

 

   В портретной светописи М.М. Смодор как фотохудожник раскрылся в полную силу. Особенно это проявилось в женских портретах. Мягкие светотени, необычная подсветка моделей, композиционное построение снимка, позволяют увидеть внутренний мир фотографируемого человека.

   К сожалению Смодор не оставил ни каких записей или материалов о способах своей работы. У него никогда не было помощников. Он всегда работал в одиночку. Остались только его работы, по которым мы можем судить о его мастерстве. Вот одна из них.

 image010

  При фотографировании Михаил Маркович всегда стремился выстроить интересную композицию, чтобы снимок впоследствии как можно больше мог рассказать о внутреннем мире фотографируемого человека. К таким портретам можно отнести  снимки  Александры Ивановны Басовой и Елены Дмитриевны Моргуновой. Обе жительницы Рыбной слободы.

   Александра Ивановна Басова много сделала по защите и спасению от закрытия зимней церкви св. Василия Великого после Октябрьского переворота, будучи старостой этой церкви.

   Елена Дмитриевна Моргунова была дочерью Галичского предпринимателя Д.Ушакова, в советское время стала заслуженной учительницей, кавалером Ордена Ленина. Этот портрет, как семейная реликвия, передаётся по наследству и до сих пор хранится у потомков Елены Дмитриевны.

                                                     image012

 

   image014

 

  Вот ещё два женских портрета. Один сделан до революции, другой во времена НЕПа.

                 image018   image016                                                             

   И ещё один фотопортрет М. Смодора, сделанный с некоторым юмором и возможностями мастера.

       image020

 

   Очень выразителен портрет старой женщины в платке и молодой девушки.

 

         image022   image024

                

   Художественно выразительным является следующий портрет женщины.



       image026

 

    По женским портретам М. Смодора, сделанным до революции 1917 года можно изучать женскую моду в Галиче. Это можно увидеть на двух следующих фотопортретах.

 

              image030image028   

 

        В своём творчестве М.Смодор с помощью фотографии сохранил для галичан праздничный наряд девушки Рыбной слободы (на фото Мария Михайловна Сотникова, жительница Рыбной слободы), национальный костюм еврейской диаспоры в Галиче и нарядный костюм галичанки.

 

           image034  image032

 

 

 

       image036

 

        Когда началась первая Мировая война М. Смодор безусловно откликнулся на это событие в стране. Он делает ряд фотопортретов с участников этой войны.

   Среди женских портретов следует отметить портреты с Софии Дмитриевны Лубениной, последний из которых вошёл под названием «Война».

 

         image040   image038

 

 

 

     image042