Спасская церковь за Волгой

 СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА ВОЛГОЙ

Спасопреображенская церковь за Волгой  

 Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. – 407 с.  - С. 18-19:

 

Спасская Спасской слободы (Спасская за Волгою) каменная, с такою же в связи с церковию колокольнею, построена в 1688 г. на средства прихожан. При церкви – ограда каменная, внутри ея приходское кладбище, без особой церкви. Престолов 2: в настоящей холодной в честь Преображения Господня; в придельной теплой - в честь св. безсребренников и чудотв. Космы и Дамиана (1 ноября). Достопримечательности церковныя суть: старинный стиль устройства церкви и колокольни, обычный XVII в., старинная фресковая живопись в настоящем холодном храме, напрестольный крест 1704 г. с мощами, между прочим, св. княгини Анны Кашинской; местныя иконы: Преображение Господне, Св. Троица, смоленская икона Пресвятой Богородицы, Воскресенье Христово, безсребренников Космы и Дамиана, Николая чудотворца, иконы в иконостасе настоящаго храма и другие подвижныя иконы, церковные богослужебные сосуды, кадило серебряное, купель красной меди, два Евангелия и весь круг богослужебных книг. Особенно чтимых, местных святынь нет. Постоянныя средства церкви – капитал 3000 руб. от Костромы церковь находится в одной версте.

Ближайшие церкви: Николаевская за Волгою, в 200 саженях, с Городищ, в полуверсте и с. Селищ, в одной версте.

Причт: священник и псаломщик; жалованья казен. не получает, но от прихожан, по приговору их получает 100 руб. в год. Общий причтовой капитал 3100 руб. Кроме того, причт получает 400 руб. аренды от отдачи земли под постройку домов частных лиц. Кружечнаго дохода получается на долю священника 450 руб., а на долю псаломщика 250 руб. священник живет в доме церковном, а псаломщик в собственном, квартирных денег не получает. Церковн. земли в пользовании причта 8 дес. 240 кв. саж.; земля выгонная, для посевов неудобная. До 6 дес. Отдается в аренду под постройки, остальная земля, усадебная, находится во владении причта, под церковью и кладбищем. План и меж. книга на землю есть.

Прихожан: муж. п. 672 и жен. 764 = 1436; в том числе раскольников – поповцев и австрицев и безпоповцев федосеевцев, муж. п. 16 и жен. 35. По характеру занятий в общем приходе – сельскохозяйственный. Всех приходских селений, со включением пригородной Спасской слободы 8; в том числе: одна деревня Говядиново находится от церкви на разстоянии одной версты, остальныя 6 деревень – на разстоянии от 5-ти до 10-ти вер. Препятствий к сообщению с церковью особых нет.

 **************************************************

Памятники архитектуры Костромской области:

 

Церковь Преображения за р. Волгой, посл. четв. XVII в.

Волгарей, ул, д. 4

Яркий пример посадского культового строительства, характеризующий стиль костромской архитектурной школы XVII в. Небольшой кирпичный храм прекрасно сохранил нарядный фасадный декор и первоначальную роспись стен и сводов. Живописный по силуэту, стоящий на высоком месте в окружении малоэтажной жилой застройки бывшей Спасской слободы, он играет важную роль в формировании панорамы правобережной части города.

Храм возведен в 1685-1688 гг., о чем свидетельствовала каменная закладная плита на фасаде северной апсиды. В начале XVIII в. было пристроено крыльцо перед северным входом в церковь. На колокольне храма висело 6 колоколов, один из которых был отлит в 1761 г. на ярославском заводе Ивана Мартынова мастером Иваном Корниловым, другой — на костромском заводе И.Д. Поляковой. В первой четверти XIX в., по-видимому, во время одного из очередных ремонтов, полы на солее храма, а возможно, и во всем храме были выложены чугунными плитами, датированными 1821 г. (ныне ими замощена дорожка перед колокольней. В 1887 г. фасады церкви, первоначально покрытые известковой обмазкой с небольшими живописными вставками в тимпанах кокошников, были расписаны “в шашечку” артелью костромских художников во главе с Василием Кузьминым. В 1937 г. церковь была приспособлена под жилой дом, в связи с чем было уничтожено пятиглавое венчание храма и шатер колокольни, а внутреннее пространство разделено на два этажа. Первоначальные формы памятнику возвращены реставрационными работами, проведенными в 1968-1978 гг. КСНРПМ по проекту архитектора Л. С. Васильева.

К кубообразному двусветному четверику храма, увенчанному пятью маленькими компактно сгруппированными чешуйчатыми главками (центральная световая), примыкают пониженные объемы трехчастного алтаря и трапезной, объединенной с южным приделом, прикрывающим часть фасада основного четверика и отмеченного небольшим шатром. С запада объемную композицию замыкает приземистая колокольня, на четвериковом основании которой покоится восьмерик звона, завершенный шатром со слухами. Декор фасадов типичен для костромского культового зодчества этого времени: здание имеет низкий цоколь, отделенный от стены валиком, углы объемов подчеркнуты огибающими лопатками, над профилированным венчающим карнизом, дополненным полосами консолек-язычков и ширинок с каплевидными углублениями, в своеобразном аттиковом ярусе помещено четыре полуциркульных кокошника в профилированных архивольтах (внешний имеет килевидное подвышение). Небольшие окна с арочными трехцентровыми перемычками, окруженные профилированными прямоугольными рамками, заключены в пышные наличники: опирающиеся на профилированный подоконник полуколонки, наборные на фасадах четверика и гладкие в приделе, поддерживают широкий профилированный карниз, завершенный килевидным фронтоном-кокошником. Входы в храм (южный заложен) украшены перспективными колончатыми порталами с дыньками. Барабаны главок, декорированных аркатурой на полуколонках, перебитых бусинами, опираются на четырехгранные постаменты с килевидными кокошниками, полуциркульные кокошники помещены также и в основании шатра над приделом.

Столь же нарядны и фасады колокольни. Четверик основания разделен карнизом на два яруса. Основным декоративным мотивом в нижнем являются ширинки, помещенные по обе стороны входной арки на западном фасаде и над профилированным цоколем — на боковых. В одной из ширинок на северной грани сохранился рельефный изразец с изображением “Чуда Георгия о змие”. Главным украшением верхнего служат рамочные наличники небольших окон в центре каждой грани, оригинальные по форме — с перехватами по бокам и со ступенчатым завершением. Углы этого яруса закреплены огибающими лопатками, в завершении — карниз с бегунцом. Восьмигранный ярус звона имеет развитую цокольную часть, оформленную горизонтальными тягами и ширинками. Килевидные архивольты, обрамляющие арки звона, опираются на пучки полуколонок с кубоватыми капителями. Ребра шатра подчеркнуты гуртами, над миниатюрными проемами слухов — треугольные фронтончики, поддерживаемые полуколонками.

В пространственной композиции интерьера доминирует основной четверик храма, четырехлотковый свод которого прорезан световым кольцом главы. Тремя арочными проемами он соединен с алтарем, жертвенником и ризницей, перекрытыми коробовыми сводами с конхами. В широкой трапезной два низких коробовых свода с распалубками опираются на четырехгранный столб, смещенный к южной стене и отделяющий пространство придела. Пол в храме и трапезной выстлан чугунными плитами с рисунком в виде розеток, перенесенными из другой церкви. В интерьере сохранилось стенное письмо. Есть предположение, что его исполнила артель костромских изографов под руководством ученика Гурия Никитина Василия Козмина. Сохранившиеся без записи фрагменты росписей на сводах подтверждают высокий профессиональный уровень мастерства знаменщика и его “дружины”. Вместе с росписями церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе это последний памятник стенного письма, напрямую продолжающий традиции искусства костромских изографов. Небольшое пространство четверика как бы приближает росписи к зрителю, что определило уменьшение масштаба ярусов, а многолюдье персонажей в композициях привело к миниатюрности в их трактовке. В программе росписи появились новые темы из “Пролога”, получивший развитие в XVIII в. сюжет “Плоды страданий Христовых” (Процветший крест). Уничтожение центральной главы, устройство междуэтажного перекрытия, многократные покраски и вычинки штукатурки в приспособленном под жилье здании нанесли значительный ущерб живописи.

Иконографическая программа начинается со свода, так как центральная глава воссоздана при реставрации. На своде — “Вертоград заключенный” в видении Иоанна Богослова, к его вратам идут апостолы с Петром впереди (сюжет, обычно венчающий развитую композицию иконы “Воскресение Христово”). Верхний ряд росписей под сводом представляют 16 композиций праздничного цикла: на восточной стене — “Троица ветхозаветная”, “Введение во храм”, “Благовещение”, “Рождество Христово”; на южной — “Собор Богородицы”, “Сретение”, “Крещение”, “Вход в Иерусалим”; на западной — “Преображение”, “Сошествие во ад”, “Вознесение Христово”, “Вознесение Богоматери”; на северной — “Успение Богоматери”, “Покров”, “Всех скорбящих радости”, “Преполовение”. Начиная со второго яруса композиции находятся под набелом. Во втором ярусе — сцены из жизни Христа до Страстей; в третьем ярусе — “Страсти Христовы”; в четвертом — “Деяния апостолов”; в нижнем — сцены из “Пролога” (видение Кузьмы Игумена), “Плоды страданий Христовых” и др. В притворе на северной стене и в распалубке свода — “Страшный суд”. В алтарной части: стенопись забелена, хотя еще возможна ее расчистка.

Иконостас не сохранился. Существующий устроен в процессе освоения храма старообрядческой общиной и включает разные иконы. Стенопись свода и верхнего ряда реставрирована в 1996 году художником Г.Б. Губочкиным.