Старинный губернский городок

Леонид Колгушкин

КОСТРОМА НАЧАЛА XX ВЕКА


СТАРИННЫЙ ГУБЕРНСКИЙ ГОРОДОК

046_Russia_000_Кострома.jpg

 Cтаринный губернский городок Кострома в западной своей части отличался тихой, строго размеренной жизнью мещан, ремесленников, рабочих, а также купечества. Основным населением здесь были рабочие текстильных фабрик, фанерного и лесопильного заводов, а также мелких предприятий различного профиля: мастерских, парикмахерских, часовых, питейных заведений.

Общий вид слияния р.Костромы с р.Волгой

 Общий вид слияния р.Костромы с р.Волгой. Фото нач. XX в.

 Крупные магазины размещались в Торговых рядах и в первом квартале улицы Русиной. В восточной и юго-восточной части города, за исключением окраин, жили более привилегированные слои костромского общества: промышленники, богатые купцы, государственные чиновники и зажиточные мещане. 

046_Russia_002_Кострома_Улица Русина.jpg

 Кострома. Русина ул. (вид от Воскресенской площади). Фото начала XX в.

Картинки по запросу старая кострома фото

Торговые Красные и Табачные ряды. Фото нач. XX в.

 К началу XX века население Костромы было не более 42 ООО человек, не считая состава воинских частей и заключённых. В Костроме в это время мы видим много зелени: тенистые липовые, берёзовые и дубовые сады, почти у каждого домовладения три-четыре развесистых дерева.

Кострома. Вид с колокольни собора. Фото Прокудин-Горский 1910 г.

 Панорама города с Волги, а особенно с противоположного берега от села Городища, была очень привлекательна и живописна. Заволжье всегда напоминало большую деревню, хотя там и находился железнодорожный вокзал.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9757/308040732.12/0_121659_f4490a4e_orig

Кострома. Железнодорожный вокзал за Волгой, открыт 17 декабря 1887 года. 

 Никаких крупных производств в Заволжье не было. Население его состояло из ломовых и легковых извозчиков, мелких кустарей, торговцев и железнодорожных рабочих и служащих из соседнего села Селища. Кроме извоза, занимались здесь сапожным промыслом, продукция эта высоко ценилась крестьянами за прочность и относительную доступность по цене.

Картинки по запросу старая кострома извозщики

Извозчики у причалов на Верхней набережной. Фото М.Ф.Риттер 1901-1916 гг.

 Городской берег Волги был очень оживлённым. У самого маленького бульварчика находилась дачная пристань пароходства Набатова, за ней купальня.

 Пристани на берегу Волги. Фото начала XX в.

 Дачные пароходики «Муравей», «Пчёлка» и другие беспрерывно курсировали вниз по Волге, приставая к каждой даче.

Похожее изображение

Последние дачники. Пригородный пароход. Нач. ХХ в.

 Много перевозилось товаров по Волге, и, должно быть, между пароходствами шла жесточайшая конкуренция. Одни общества вытесняли другие. Первыми же прекратили своё существование общества «Зевеке», «Зарубины», «Каменские». Прочнее держались пароходства «Кавказ и Меркурий», «Кашины», «Русь», «Общества по Волге» и «Самолёт». Последние два пароходства имели наилучшие, быстроходные пароходы, предпочитаемые более обеспеченными пассажирами.

Картинки по запросу старая кострома фото

Набережная р. Волги и пристани. Фото нач. ХХ в.

 Общество «Русь» приобрело от «Зевеке» пароходы особой конструкции, называемые американскими. Они имели по две рядом стоящие передние части корпуса и высокие чёрные трубы, а за кормой - огромное колесо. Названия их были также американские: «Алабама», «Миссури», «Миссисипи», «Амазонка»...

https://img-fotki.yandex.ru/get/94372/308040732.64/0_151200_6244ac04_orig

Пароходы "Флорида" (дальний) и "Конструктор Тюрин"

  На более тихоходных пароходах вся нижняя палуба приспосабливалась для перевозки скота и тяжёлых грузов. Такса за провоз пассажиров на них была самая низкая, доступная для беднейших людей.

 Несколько позднее пароходство приобрело более совершённые пароходы, с одной трубой, но с таким же задним колесом, названия их соответствовали драгоценным камням: «Алмаз», «Изумруд», «Топаз», «Бирюза» и другие. Они также были окрашены в белый цвет и имели деревянный корпус. Эти пароходы казались чище и быстроходнее.

 Пристани и пароходы имели свою отличительную окраску. «Самолетские» - розовые, «Общества по Волге» - белые. Другие были голубые, фисташковые и т. п. Последней по течению реки являлась «казённая» пристань с белоснежными небольшими пароходами «Свияга», «Межень» и «Стрежень». Они принадлежали речной полиции, выполняющей на реке инспекторские функции. Весь берег у пристани был завален штабелями ящиков, мешков, корзин и бочек с различными товарами. Эти штабеля прикрывались громадным брезентом. Шум, грохот, звон цепей и якорей, разноголосые гудки пароходов, крики и площадная брань грузчиков, снующих с огромными тюками взад и вперёд по трапам, - всё сливалось в единое целое, создавая картину напряжённой работы Волжского порта...

http://cs9956.userapi.com/u112904441/155166292/z_75cd1de4.jpg

Пристани на берегу Волги.

 От всех приволжских городов Кострома отличалась большим количеством церквей, окрашенных в белый, розовый, голубой и жёлтый цвета, с золочёнными или посеребрёнными голубыми и зелёными главами и золотыми крестами. Всё это необыкновенно украшало ансамбль купеческо-мещанского города. Кроме православных храмов были устроены домовые старообрядческие церкви, немецкая кирка, польский костёл, еврейская синагога и татарская мечеть.

Вид западной части Костромы с пожарной каланчи. Фото нач. ХХ в. (на заднем плане Богоявленский монастырь, на переднем плане застройка ул. Костромской, слева церковь Рождества Христова на Суле (не сохр.) 

 Кострома в начале XX века была очень красивым зелёным городом. Если бы мы в те годы жарким летом взошли на высокий городищенский холм, то перед нами раскрылась бы вся величественная зелёная панорама города, протяжённостью свыше четырёх километров.

Вид Сусанинской и Воскресенской площадей с пожарной каланчи.
Фото нач. ХХ в. (на заднем плане - панорама восточной части города)

 Влево от нас, на стрелке, образованной Волгой и рекой Костромой, за белыми каменными стенами мы бы увидели твердыню православия - Ипатьевский монастырь с его златоглавым собором, а за ним - зелёную пойму заливных лугов. Правее далеко простираются каменные громады корпусов Кашинской фабрики. Ближе к берегу -фанерные и лесопильные заводы Кузнецова, Страшнова, Шиллинга с огромными штабелями брёвен, пиломатериалов и дров.

Картинки по запросу старая кострома ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь. Фото конец XIX века

 Несколько выше - корпуса «арестантских рот», Григоровская женская гимназия, духовная семинария, пекарни, ночлежный дом, военные склады, базар и маленький бульварчик. На набережной мы увидели бы пристанские дебаркадеры. А несколько выше пристаней нам бросились бы в глаза доходные каменные здания, бани Зимина, богадельня, мукомольная мельница Аристова, а далее - винокуренный завод Третьякова и маслобойный завод Толстопятова. А там, за Чёрной речкой, на изгибе Волги, мы увидели бы Татарскую слободу с невысоким минаретом мечети, стоящей на самом берегу Волги.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5014/308040732.13/0_12255b_6216665_orig 
Ярусом выше представилась бы нам панорама почти всего города с небольшим числом каменных особняков буржуазии, купцов и помещиков.

Похожее изображение

 Вид с пожарного депо. Фото 1913 г.

 Городскими воротами Костромы с давних пор являлись два высоких белых обелиска, украшенных золочёными двуглавыми орлами, - это главная городская застава, называемая Московской.

 Если подняться от неё по Молочной горе, то налево от нас будет каменное здание, принадлежащее когда-то пекарне Кореновкиной, и казённая винная лавка, около которой всегда была толпа постоянных посетителей. Здесь, направо, где раньше находилась пекарня Таганцева, а выше по обеим сторонам стояли лавчонки, торгующие различной неприхотливой снедью, пивные и чайные, с продажей крепких напитков.

 Вид с реки Волги на обелиск Московской заставы и Молочную гору Фото 1901-1911 гг.

 Если мы поднимемся дальше, то справа увидим знаменитую в Костроме начала XX века чайную «Колпаки» (позднее здесь находилась типография им. М. Горького). Эта чайная была резиденцией правления костромского отделения знаменитого «Союза русского народа» - «чёрной сотни». Тут же нашло себе место Костромское общество трезвости. «Колпаками» эту чайную прозвали в народе за то, что официантки в ней носили белые колпаки, официально же она называлась «Чайная-столовая Общества трезвости». Здесь было самое оживлённое место в городе. Говор, грохот колёс, ржание лошадей, площадная брань, драки подпивших людей - всё сливалось в сплошной гул бойкого торгового места.

https://img-fotki.yandex.ru/get/117896/308040732.64/0_151202_86b1d195_orig

 Чайная «Колпаки». Фото нач. ХХ в.

https://img-fotki.yandex.ru/get/196010/308040732.64/0_151201_37540e11_orig

«Чайная-столовая Общества трезвости».  

 Поднявшись в гору, мы оказались бы около большой розовой часовни, стоящей как раз против Молочной горы. Эта часовня была построена в конце 1880-х годов в память «убиения» царя Александра II. (В 1920-е годы она была разрушена.) За часовней находилась прямоугольная площадь, гладко утрамбованная и огороженная небольшими полосатыми чёрно-белыми столбиками. Её называли «плацпарадом», так как здесь проводились строевые занятия солдат местного гарнизона и полицейских соединений.

 Впереди - до сего дня сохранившееся здание гауптвахты. Когда-то на площадке около полосатой будки стояли часовые, на металлическом флагштоке подвешен был ярко блестящий колокол для вызова караула в «ружьё».

http://static.panoramio.com/photos/large/98334844.jpg

Гауптвахта с часами в виде двуглавого орла 1989 года.

 А теперь пройдём через длинный сквер против Присутственных мест, который называли Ботниковским, мимо гостиницы «Кострома» и подходим к небольшой, розового цвета, церкви Воскресения на площадке. Она была огорожена металлической резной оградой и занимала довольно большую территорию в самом начале Русиной улицы (церковь снесли в конце 1920-х годов). Площадь между церковью, Гостиным двором и зданием городской думы называлась Воскресенской. Она была вымощена булыжным камнем, и на самой её середине стояла высокая, трёх этажей, водокачка, где в базарные дни останавливались сотни крестьянских подвод с различными сельскохозяйственными продуктами.

Здание присутственных мест. Фото начала XX века 

 К зданию городской думы в сторону Русиной улицы примыкали Масляные ряды, а в сторону базара - Табачные.

 Вид центральной части Костромы с пожарной каланчи. Фото нач. ХХ в. (на заднем плане соборный ансамбль, гостиный двор с церковью Спаса в Рядах, на переднем плане памятник И. Сусанину на Сусанинской площади)

 От церкви Воскресения, если пересечь улицу по направлению к гостинице «Старый двор», выйдем на Ильинскую улицу и через главные ворота войдём на городской бульвар. Перед нами вид на широкую, тенистую липовую аллею, по обеим сторонам которой расставлены серые деревянные скамьи со спинками. Поперёк аллеи подвешены большие круглые фонари с керосиновыми лампами внутри. Своим видом они очень напоминали турецкие барабаны.

Аллея шла овалом, но повороты её и противоположная часть в сторону базара и Соборной площади почти всегда пустовали, а посетители бульвара гуляли и отдыхали главным образом на центральной её части, где была эстрада для духового оркестра. В овале за резным палисадником находился летний ресторан. По сторонам главной аллеи были узкие аллеи с простыми, скамейками. Во время гуляний по главной аллее взад и вперёд ходили учащиеся, офицеры, чиновники, а по боковым - рабочая молодёжь, горничные, солдаты и другая «простая» публика.

Картинки по запросу старая кострома городской бульвар.

 Городской сад (Главный бульвар). Фотограф В.Н. Кларк. 1908 г.

На территории ресторана, в глубине, стоял главный павильон с буфетом и кухней, перед ним на площадке находился красивый фонтан с мальчиком, державшим в руках большую рыбу, изо рта которой били струи воды. В бассейне фонтана всегда плавали живые рыбы, чаще всего стерляди. Рыбы привлекали к фонтану детей и подростков. С боков, по обеим сторонам фонтана, стояли беседки, по желанию клиентов закрывающиеся суровыми шторами. Там посетители могли заказать покушать, попить чаю, кофе, какао. Разгулявшиеся купцы и чиновники любили покутить в узкой компании в этих беседках. На бульваре было несколько павильонов с мороженым, сладостями и лимонадом. С городского бульвара боковыми воротами можно было выйти на Соборную площадь, мощённую мелким булыжником.

Картинки по запросу старая кострома городской бульвар.

Боковая аллея городского сада. Летом здесь звучал духовой оркестр... Нач. ХХ в.

 На этой площади проходили военные парады в табельные и так называемые «царские» дни, а также устраивались крестные ходы на крещенское водосвятие. Над Соборной площадью возвышался кафедральный Успенский собор с его пятиэтажной белой колокольней, раскрашенной синей отделкой, с большим количеством позолоты на главах и крестах.

Вид с пожарного депо 1913 г.

 Вид соборного ансамбля и торговых рядов в центральной части Костромы. 

 Оригинальные часы с золочёными стрелками были вмонтированы в верхней части колокольни на все четыре стороны. Они отбивали мелодичным боем каждый час, полчаса и четверть часа. Собор был окружён большой и высокой белокаменной оградой. Он был виден с пароходов за 10-15 километров от Костромы и весьма украшал общий ансамбль города. Собор был уничтожен в тридцатые годы XX века. С Соборной площади по маленькому бульварчику можно было спуститься к красивой белой беседке, стоящей на самом обрыве к Волге. Этот вал остался от крепостного сооружения, окружавшего в древности город. Из беседки открывался чудесный вид на всё Заволжье. Кругом видны густые берёзовые рощи, в тени их костромские фабриканты Чумаковы, Зотовы и другие имели свои дачи.

Картинки по запросу старая кострома беседка

Крепостной вал и беседка со стороны Верхней Набережной. Фотограф Д.И. Пряничников. Нач. ХХ в.

 Ну, а далее, конечно, стоит погулять на Муравьёвке. Этот уютный уголок всегда был и остаётся до сих пор любимым местом отдыха костромичей, в особенности учащейся молодёжи. Узкая аллея начиналась от Борисоглебской горы, где слева, на пригорке, за железной оградой стояла розовая церковь Бориса и Глеба, а напротив её -губернаторский дом. От проезжей части дороги аллея отделялась простой деревянной изгородью и сплошной зелёной стеной акаций, где были установлены простые деревянные скамейки без спинок.

Муравьевский спуск.

 На выступах, называемых бастионами, стояли чугунные пушки времён XVII века. На углу Гимназического переулка эта часть аллеи прерывалась лестницей, с переулка шёл косой проезжий спуск на Нижнюю Дебрю. Пройдя его и снова поднявшись по лесенке, мы попали бы на маленькую Муравьёвку. Здесь была более широкая аллея и игровая площадка с игротекой, организованной каким-то благотворительным обществом. В определённые часы на этой площадке выдавались различные игрушки детям дошкольного возраста, пришедшим сюда со старшими для игры. Дети получали по выбору скакалки, деревянные кольца, кегли, даже трёхколёсные велосипеды и больших качающихся коней.

                                                                    Муравьёвский спуск в нач. XX в.

 Муравьёвка заканчивалась голубой церковью Всех Святых. Из крупных зданий здесь находились два барских особняка, епархиальное женское училище и классическая мужская гимназия. Электрического освещения в Костроме начала XX века не было, и даже центральные улицы освещались лишь керосиновыми фонарями с двухлинейными лампами; в самом центре были газокалильные фонари, а городские окраины и вовсе утопали в темноте. Весной и осенью, благодаря темноте и грязи всякое движение по этим улицам прекращалось. На некоторых, более оживлённых углах и у Присутственных мест стояли белые с чёрными полосами деревянные будки для постовых городовых.

Муравьёвка в начале XX века. Справа Костромская гимназия, рядом Епархиальное женское училище.