Жалованные грамоты и вклады царя Михаила Федоровича


Бывшую обитель Богоявления Господня, истребленную пожаром 1847 года, Царь Михаил Феодорович посещал дважды; в первый раз, на пути к преподобному Макарию, приложил к образу Богоявления Господня «золотой угорской», а родительница Мapфa Иоанновна – ведро краснаго вина. На возвратном пути вторично посетил и приложил второй угорской, а родительница Его – золотый панагийный крест. 1621 года, Царь Михаил Феодорович грамотою, за подписью дьяка Андрея Степанова, отдал в монастырь Богоявления Господня слободу пищальную, близь монастыря находящуюся, между Троицкою и Богоявленскою улицами, в которой по межевой книге и плану города Костромы, 1773 года, показано земли 48 десятин, 276 сажен, а по 3-й народной ревизии 72 души монастырскаго ведомства.

Железноборовская обитель преподобнаго Иакова, современника Великаго Князя Василья Васильевича Темнаго, прославилась чудесами преподобнаго, во время пребывания Царя Михаила Феодоровича в обители Ипатиевской. Сей Государь снабдил обитель преподобнаго Иакова книгами и иконами, которыя до ныне сохраняются. Два Евангелия, напечатанныя при первом патриархе Иове, напрестольный крест с 70 мощами, икона Всемилостиваго Спаса, окованная позолоченпым серобром, с венцамн, украшенными драгоценными камнями – приношением баронов Строгановых, икона преподобнаго Иакова, по преданию, написанная во время Его жизни, благочестивым усердием Царя Михаила Феодоровича, украшенная богатым окладом и серебряным оплечьем, позолоченным, с толстым венцом, скованным без всякой вырези, украшенным 6 драгоценными камнями, напоминают о благочестивом усердии Царя Михаила Феодоровича к обители преподобнаго Иакова.

При обозрении архива Галичскаго уезднаго суда, 3 июля 1856 года, я нашел целую коллекцию царских грамот на имя Железноборовских настоятелей, между коими находятся три грамоты Царя Михаила Феодоровича.
1) На имя игумена Иосифа о возобновлении прежних жалованных грамот, уничтоженных Литовскими людми в 1613 году.
2) От 1623 года, о возобновлении привиллегий монастыря.
3) От того же года, о годовых покупках, царем назначенных, на церковныя потребности и на содержание братии.

Двенадцать жалованных грамот Царя Михаила Феодоровича, данных в течении 1616–1644 год на имя настоятелей обители преподобнаго Maкария и заключающих в себе царские вклады отчин, угодий и рыбных ловель, ясно свидетельствуют, что сердце Царя лежало к той обители, которую Он двукратно посещал.
В 1616 году пожалованы, на имя игумена Зосимы с братиею, починки в Унженской осаде, Тимошино, Карково и Окатиха со всеми угодьи и в безоброчное владение. В 1620 году, – на имя игумена Зосимы, Галичскаго уезда, Унженской осады Спасская пустыня на р. Унже со всеми ея угодьями. В 1621 году, на имя игумена Зосимы к прежде пожалованным починкам Тимошину, Каркову и Окатихе присоединено на все четыре стороны по пяти верст лесных, пахотных и сенокосных угодий. В 1623 году, на имя игумена Зосимы из Коряковскаго оброчнаго бортнаго леса, пашенной земли на двести четвертей. В 1625 году, на имя Сыстников Галичскаго уезда Феодора Протасьева, да Феодора Бохина, чтобы оброчнаго меду восемь пуд и восемь гривенок с Корякоскаго лесу и с бортнаго угожья с черных деревень Андреевской и Иваньковской на царский обиход впредь не править, а отдать оный к Живоначальной Троице, и к преподобному чудотворцу Макарию на канун, и на воск, и на ладон и на вино церковное. В 1626 году, на имя города Юрьевца Повольскаго стряпчаго дружины Пустобогрова, чтобы игумену Макарию, да келарю старцу Иосифу, при отправлении их к Москве с образами и святыми водами, ежегодно давать подводы зимним и летним путем без прогонов. В 1627 году, на имя игумена Maкария, чтобы во время проездов братии к Москве, со святыми водами по рекам за перевозы, и по городам таможенных проезжей головщины, и с покупнаго товару пошлин с них, и с служек их не брать, и монастырских людей и крестьян наместникам и их тиунам не судить. В 1628 году, на имя игумена Maкария да келаря старца Иосифа, чтобы во время ярмарки на Макарьевской конской площадке бываемой, сбирать с площадныя продажи пошлинныя деньги в монастырскую казну на церковное вино и ладон. В 1632 году, на имя Юрьевецкаго губнаго старосты Михаила Самсонова, Коряковской Волости, на речке Вотгати, в безоброчное владение половина мельницы. В 1635 году, на имя Галичских писцов Никиты Ивановича Беклемишева да подьячаго Ивана Елисеева, Устнейской волости, деревня Андреевское в вотчину. В 1610 году, на имя Юрьевецкаго путнаго ключника Порфирия Гаврилова, чтобы во время ярмарок, бываемых при Макарьевском монастыре на Унже оберегать монастырское хлебопашество, и сенные покосы от потравия и подавать монастырю от обид защиту. В 1644 году, на имя начальков разных городов, чтобы с покупаемых товаров игуменом и братиею Макарьевскаго Унженскаго монастыря пошлин не брать.

В приходной монастырской 1625 года книге, под 21 числом месяца июня написано «привез старец Андроник, что пожаловал Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Pycии в свое царское Богомолье в дом Живоначальныя Троицы и преподобнаго чудотворца Макария по Государыне Царице Великой Княгине Марье Владимировне тридцать рублев денег».

Родитель Его Царскаго Величества Святейший Патриарх Филарет Никитич, благоговейно почитая память преподобнаго Макария, Унженскаго чудотворца, и его святым молитвам восписуя избавление себя от плена Польскаго, всегда являл попечение об обители его, и снабдевал ее от себя разными вкладами. В монастырской приходной книге 1626 года о вкладах его пишется так: «1626 года, генваря 15 дня, приехал игумен Макарий в монастырь да келарь старец Иосиф и привезли Великаго Государя Святейшаго Филарета Никитича Патриapxa Московскаго и всея Руси вкладу в дом чудотворца Макария животворящий крест древомасличный, а на нем рез дванадесять праздников цена пятнадцать рублей, да сорок рублев денег из своей келейные патриарховы казны, а на кресте дванадесять праздников, Благовещение Пречистыя Богородицы, Рожество Христово, Богоявление Господне, Стретение Господне, боголепно Преображение, Лазарево Bocкресение, а на другой стороне Вознесениe Господне, Pacпятиe Христово, Успение Пресвятыя Богородицы, Воскресение Христово, cшествие Святаго Духа, вход во Иеросалим».

Доселе хранятся в Макариевской обители два экипажа, из коих летний – таратайка о двух колесах, покрытая зеленою краскою с позолотою, на задних деревянных ресорах, окованных железом, утвержденных на двух золоченных львах, а другой – сани, кругом вызолоченныя.

По народному преданию, Царь Михаил Феодорович изволил ездить, для обозрения стараго города Унжи, где преподобный отец Макарий окончил земную свою жизнь, в первый раз, на зимнем, а ко второй – на летнем экипаже.

Обитель преподобнаго Ипатия составляет живую летопись главнейших событий в жизни Царя Михаила Феодоровича. Внутренность храма Живоначальныя Троицы, в коем происходило наречение юнаго Михаила, украшена резным царским местом, приосеняемым остроконечным верхом в виде древней царской короны и искусно вырезанными гербами, присланными, июля 1 дня, 1613 года, в память Его воцарения.

Михаил Феодорович, на память заключения мира с Шведами, приложил к местному образу Живоначальныя Троицы своеручно три золотыя монеты с клеймом короля Карла IX.

Им же пожертвована в придельный храм Его Ангела Михаила Малеина храмовая икона и икона Божией Матери, которая была сначала запрестольною. Здесь изображены все Ангелы фамилии Романовых: Феодор и Ксения (мирския имена родителей Царя), и Его собственный Ангел, Михаил Малеин.

Двумя грамотами от 21 марта, 1614 года, и 26 июня, 1623 года, Царя Михаила Феодоровича на имя настоятелей Ипатиевской обители дарованы права и преимущества не только над монастырями Костромской провинции, но и обителями других провинций и утверждены царские вклады Его Царственных предков Василия Васильевича, Иоанна Васильевича, Феодора Иоанновича.

Божиею милостию, Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Mихайло Федорович всея Русии Самодержец, пожаловали есмя Живоначальныя Троицы Ипатского монастыря архимарита Кирила да келаря старца Анисифора с братьею, или хто по них в том монастыре иный архимарит и келарь и братья будут, что били они нам челом, а сказали, как де в междъусобную брань дворяне и дети боярские Костромичи и Галичане сидели в осаде в Ипатском монастыре, и рнясь де тому те дворяне и дети боярские, и их люди и крестьяне, и Костромичи ж посадские люди бьют челом на их Ипатского монастыря служек и емлют наши судимые и зазывные грамоты и перед воеводы нашими ищут на них поклепов напрасно, и воеводы де наши и приказные люди в тех поклепных искех велят крест целовати троицким служкам самим. И нам бы им пожаловати служкам их самим в исцовых искех, креста целовати не велети, а велети в их место крест целовати людем их, так же как и Живоначальныя Троицы Сергиева и Спасково монастыря что в Ярославле слуги креста в исцовых искех сами не целуют. И Мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Pycии Самодержец, для милости пресвятыя и пребезначальныя непостижимыя Троицы Tpиипостаснаго Божества во единстве неразделяемаго, честные ея обители Ипатского монастыря, в ней же в Троицы славимый Бог изволи нас избрати и нарещи на скифетро-державное Российское царство и на великое княженье быти царем и Великим Князем всея Pycии, пожаловали архимарита Кирила, да келаря старца Анисифора с братьею, или хто по них втом монастыре иный архимарит, и келарь и братья будут, так же как и у Живоначальныя Троицы в Сергиеве, и в Ярославле в Спаском монастыре, слугам их в исцовых искех самим креста целовати не велел. И кому будет лучится Живоначальные Троицы Ипатского монастыря на слугах какого дела по жалобнице искать, или на ком учнут искати троицкие Ипатского монастыря слуги, а по суду доидет до крестново целованья, и по сей нашей жаловалной грамоте бояре наши и окольничие и дворецкой и диоки и всякие приказные люди и земские судьи перед кем суд лучится Живоначальные Троицы Ипатсково монастыря слугам самим креста целовати и ставити невелят, а целовати и ставити крест в их место людем их, а хто их в том учнет теснить чрез сию нашу жалованную грамоту; и тому от Нас Великого Государя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Pycии быти в опале и в казни.

Дана ся Наша Царская жаловалная грамота в нашем Царствующем граде Москве, лета 7122 (1614), марта в 1 день».
У подлинной жаловалной грамоты, Великаго Государя восковая красная вислая печать.
Позадь подлинной грамоты подписано тако:
Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всеа Pycии Самодержец.
Внизу тояж грамоты, подписал Государев, Царев и Великого Князя Михаила Феодоровича всеа Pycии диок Иван Болотников.

Пошлин взято 7 рубл. 16 алтын 4 деньги. В другой грамоте, им же Царем Михаилом Феодоровичем в 1623 году данной, на имя архимандрита Пафнутия, по подробном исчислении всех отчин, угодий и рыбных ловлей, жалованных и утвержденных грамотами Великаго Князя Василия Васильевича, Царей и Великих Князей Иoaнна Васильевича, Феодора Иоанновича, Бориса Феодоровича, Bacилия Иоанновича, между прочим, пишется: – «и Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Mиxaйло Феодорович всеа Pycии и отец наш государев, Великий Государь, святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Pycии Ипацково монастыря архимарита Пафнотия з братьею, или хто в том монастыре иный архимарит и братья будут, пожаловали велети те прежние жаловалные грамоты переписати вновь на наше Государское имя по новому уложенью, и тою монастырскою вотчиною и пожнями и рыбными ловлями и бортными угожии и дворами и лавками и всякими угодьи велели им владети по прежним и по всей нашей Государской жаловалной грамоте и по сотным списцовых книг и по старым даным и по купчим и по иным по крепостям, а по нашему Государьскому Указу хто у них в тех селех и вдеревнех и в пустошах учнут жити их монастырских людей и крестьян и тем монастырским людем и крестяном нашим никаких податей и полоняничных и преметеных денег и посошное службы и всяких денежных поборов, и казачьих хлебных запасов и кормов со сошными людми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго и острожного дела, а ямские им денги и стрелецкие хлебные запасы давати и городовое и острожное дело делати, по писцовым и подозерным книгам з живущаго со сошными людми в месте.

Так же есми архимарита збратьею пожаловали к сотцким ни к пятидесяцким ни к десяцким с черными людми они не тянут ни в какие проторы ни врозъметы и на яму с подводами нестоят и ямских дворов не делают, так же есми их пожаловали наместницы наши Московскиe и Костромские и волостели и их тиуны архимарита збратьею и их слуг и крестьян не судят ни вчем и приставов своих на них не дают и не въсылают к ним ни почто опричь душегубства и разбоя и татбы споличным, а ведает и судит тех своих монастырских людей и крестьян архимарит збратьею или кому прикажет, а случится суд сместной тем их монастырским людем и крестьянам з гороцкими или сволостными и становыми людми, и наместницы наши и волостели и их тиуны их судят архимарит збратьею или их приказщиков с ними же судить, а правли будет или виноват монастырской человек, или их крестьянин и он в правде и в вине архимариту з братьею и их приказщику, а наместницы наши и волостели и их тиуны в монастырского человека и в крестьянина не вступаютца ни вправого ни ввиноватого, а кому будет чево искати на архимарите збратьею и на их попех и на дьяконех и на приказщикех и на слугах и на крестьянех, и по нашему Государьскому Указу судят их в приказе большого дворца боярин наш и дияки или аз кому прикажу, в году на три сроки на Рожество Христово на Троицын день на Семен день летопроводца, а опричь тех наших Указныx трех сроков их не судят ни вчем, а хто на них накинет срок не потем нашим указным сроком или хто на них и безсудную или правую грамоту возмет не потем нашим указным сроком и та безсудная и правая грамота не в правую а пристав езду лишен а в духовном деле архимарита Пафнотия з братьею и их попов и дьяконов и весь причет церковной судят по приказу отца нашего Государева Великаго Государя святейшаго патpиapxa Филарета Никитича Московского и всеа Pycии на его Государеве патриарше дворе кому Он Великий Государь повелит их судити; а учинитца у них в тех монастырских селех и в деревнях душегубство или хто убитою головою подкинет и наместником веры два рубли, а учинится у них душегубство, ково гром убьет, или хто с дерева убетца, или кого в лесе деревом убет или зверь съест, или згорит или утонет, или возом сотрет, или утопленник водою припловет или какою иною смертию умрет бесхитрости, и наместником и волостелем на монастырских людех и на крестьянах в том продажи нет, a тиуну одна гривна явленая. Так же к их монастырским попом и крестьяном боярские и княженецкие и дворянские и детей боярских и всякие люди на пир и на братчины пить незваны не ездят; а хто к ним приедет пити незван и оне ево вышлют вон и стово пиру безпенно; а хто учнет пить у них сильно, а учинитца у них в том пиру какая гибель при том незваном и ему та гибель платити в двое безсуда и безправды, так же есми пожаловали наши князи и бояре и ратные люди и всякие ездоки в их селех и в деревнях ни у ково силно не ставятца и кормов и проводников у них не емлют, а кому у них лучится стати и оне корм свой и конской у них купят по цепе так им продадут. Так же есми их пожаловали как тово монастыря старцы и слуги и крестьяне поедут в которые городы зиме на санех а лете на телегах, или в судех рекою Волгою купити каких запасов на монастырской на церковной годовой обиход и по Нашему Государьскому Указу купити им по их росписи воску на свечи пятнадцать пуд да ладану пять пуд вина церковнаго пять ведр; да про монастырской обиход купити рыбы пять сот осетров и белуг, пять десять пуд семги, пять десять пуд икры черные; да бочечные всякие рыбы пятьдесят бочек да соли двадцать рогож, да меду преснаго двесте пуд да хмелю двесте чети да свежие всякие рыбы десять возов, да про монастырской же обиход купити железа; укладу и рогож, и мехов рогозных и саней и телег и судов потребных да на двесте рублев, да хлеба ржи и овса и ечмени и пшеницы и гороху купити пять сот четвертей, да про монастырской же обиход купити лошадей и всякие животны на сто рублев, и по городом воеводам нашим и наместником и таможенным головам и целовальником и по мытом мытчиком и по перевозом перевозщиком и всяким пошлинником стово монастырсково спокупного запасу свозов и с судов и слюдей пошлин наших никаких, и слюдей головщипы неимати, а что сверх того нашего указу в монастырь каких годовых запасов купят или что продадут и стого покупного и спродажново всякие наши пошлины у них имати по уставным грамотам, как и сторговых людей, а в котором городе наколько рублев каких запасов купят или чего против нашего Указу недокупят и монастырским людем купчинам в городех бояром и воеводам нашим и всяким приказным людем и пошлинником давати отписи за своими руками, а у бояр и у воевод Наших и у приказных людей и у пошлинников имати по городом отписки, чтоб им но Нашему Государьскому Указу во всех городех всяких монастырских запасов купити на год по Нашему Государьскому Указу а не вдвое, так же есми архимарита Пафнотия з братьею пожаловали по прежней пожаловалной грамоте, блаженныя памяти дяди Нашего Великаго Государя Царя Великаго князя Феодора Иоанновича веса Русии как их монастырское судно пойдет на низ в Казань и в Тетюши стоваром, а вверх срыбою, и наши бояре и воеводы и дияки и всякие приказные люди и таможенные головы и целовальники и всякие пошлинники которые будут в Казани и в Тетюшах и в Нижнем Нове городе и в Юрьевце Повольском и на Кинешме и на Балахне и на Плесе и на Костроме и на Москве на рыбном дворе и вважне и оне в тех городех стого судна посаженново и стоваров и срыбы таможенных всяких пошлин и слюдей головщины не емлют и пропущают то судно мимо тех городов беззадержания по прежней и по сей Нашей Государьской жаловалной грамоте, а емлют стово их монастырсково судна за всякие пошлины в Нашу казну на Москве в четверти вноугородской по сту рублев денег на год, так же есми архимарита з братьею пожаловали на реке Костроме выше и ниже их монастырского перевозу перевозетца Костромичи городские и проезжие всякие люди, и тем городским и всяким проезжим людем перевозища на том монастырском перевозе, а опричь того монастырскаго перевозу на реке Костроме и новоперевозу подипацким монастырем судов недержати и Костромич и всяких проезжих людей никому неперевозити; так же есмя их пожаловали коли архимарит Пафнотий з братьею пошлет к нам к Москве о чем нам бити челом или на ком чего искати или кому в чьем выску отвечали; или в которой наш город нибуди старцов и сними слуг монастырских или крестьян человек пять или шесть и по нашим городом и по волостям по всем рекам по перевозом перевощики и мостовщики и все пошлинники с их старцов и зслуг их монастырских или со крестьян перевозу и мостовщины сних не емлют, а хто архимарита и братию и их слуг и крестьян чрез сю нашу Государьскую жаловалную грамоту изобидит и тому от нас Великаго Государя Царя в Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа Pycии быти вопале, а сю нашу Государьскую жаловалную грамоту велети есьмя держати в монастыре в казне а по городами для наших Бояр и воевод и всяких приказных людей и пошлинников с тое нашие Государские жаловалные грамоты списав списки слово в слово за дьячьею приписью возити а в котором городе тот список стое нашие жаловалные грамоты явят и оне снего явки недают ничево, дана ся наша Государьская жаловалная грамота в нашем царствующем граде Москве. Лита 7131 (1623) Июня в 26 день. 

У подлинной жаловалной грамоты Великаго Государя восковая красная вислая печать. Позадь тое грамоты подписано тако: Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всеа Pycии Самодержец. А подписал Государев Царев и Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа Pycии, диок Прокофей Пахирев; справил подъячей Ждан Ромоданов.

В писцовой книге города Костромы, 1629 и 1630 годов, об утвари Успенскаго Собора сказано: «и те воздухи, и ризы и епатрахили и стихари и поясы и улари и поручи и пелены и евангелия и крест и кадило и сосуды и паникадило данье Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа Pycии; колокол большой благовестной в двести пуд дан Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа Pycии.
До настоящего времени Успсенский Собор хранит другой памятник благочестиваго усердия и благоговейнаго выражения чувства благодарности царскаго дома к чудотворному лику Феодоровской Божией матери, уцелевший впоследствии после трех страшных пожаров прошедшего столетия. Этот дар составляют рясны, боле полуаршина длиною и в 1 вершок шириною, к явленной чудотворной иконе Феодоровской Божией матери, низанныя в решетку по золотой фольге крупным жемчугом, с золотыми колодками и кольцами, из которых первыя украшены цветными драгоценными камнями – изумрудами и яхонтами и бурмицкими зернами. В колодках рясн надпись, указывающая на царственныя лица приносителей и на время приношения: «Божиею Милостию Великой Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Pycии Самодержец и Великая старица Мерфа Иоанновна приложили cии рясны на Кострому в соборную церковь, к чудотворному образу Пресвятыя Богородицы Феодоровския, в пятое лето государства своего». Икона Феодоровския Богоматери, шестилистовой меры, над южною олтарною дверию, в иконостасе Успенскаго Собора, в серебряном окладе, с такими же венцами, украшенная жемчужною цатою и такими же ряснами, с шестью на концах их лазоревыми не гранеными яхонтами, так же вклад Царя Михаила Феодоровича.

Духовенству Успенскаго Собора, по воле Царя, назначен оклад, равный с жалованьем придворных соборов, а имянно: протопопу 22р. 50к. деньгами, 14 полотей мяса, 10 пуд соли, 30 четвертей ржи, 16 четвертей овса, 10 четвертей солоду ячнаго, 10 четвертей муки пшеничной: попам по 12 рублей, диаконам по 10 р., пономарям по 1 рублю и по соразмерности соль и припасы. Назначено на неугасимую свечу пред чудотворным ликом Феодоровския Божия Матери 7 пудов воску и прочия церковныя потребности, 12 фунтов ладану и ведро краснаго вина.

Во время крестных ходов, повелено духовенству целаго города собираться в собор, а воеводам назначить пушкарей и стрельцов, для почести и охраны; по-дважди в год ездить из Костромскаго собора к царю со святою водою в Москву; посему зимою повелено давать две подводы, а летом – три.

При обозрении, 4 июля, библиотеки Галичскаго Преображенскаго собора, я встретил богослужебныя книги, приложенныя в этот собор Царем Михаилом Феодоровичем с отдельною надписью по листам каждой:

1) Постная триодь. Cию книгу пожаловал Государь, Царь Михаил Феодорович всея Pycии в соборную церьковь Преображения Спасова. Дана из приказу, Большаго Дворца при протопопе Иване с братиею, мая в 1 день, в 1639 году.
2) Цветная триодь. Cию книгу пожаловал Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Pyсии в Галич, в собор Преображения Спасова. Дана из Приказу Большаго Дворца, при протопопе Иване с братиeю, лета 1639, мая в 1 день.

3) Общая минея. В собор Преображения Спacoвa дана из приказу Большаго Дворца, при протопопе Иване с братиею, лета 1639, июня в 30 день.
4) Октоих. Михаил Феодорович всея Русии в Галич, в собор Преображения Спасова при протопопе Иване с бpaтиею. Дана из Приказу Большаго Дворца 1639 году, Maя в 1 день.
5) Устав. Cию книгу пожаловал Государь Царь и Велики. Князь Михаил Феодорович всея Pycии в Галич и соборную церковь Преображения Спасова, 1633 года, Июля в 19-й день, а подписал сию книгу Приказу Большаго Дворца подъячей Любим Асманов.
При обозрении мною, 14 Июля, Кинешемскаго Успенскаго собора, я имел счастие встретить и здесь как сердобольную заботливость Царя Михаила Феодоровича о содержании причта соборнаго, пострадавшего от нападения Литовцев и Поляков в начале XVII века, так равно и благочестивую ревность к устроению храмов Божиих; потерпевших крайнее раззорение и опустошение во время тех же набегов на Кинешму.
Близ Солдоги, потерпевшей более всех селений приволжскаго прибрежья, во время движения Лисовскаго на Кинешму, на Волге есть остров Белкаш, который Царем Михаилом Феодоровичем пожертвован на содержание причта Кинешемскаго Собора, ныне дающий доходу около 430 рублей ассигнац.; на нем 30 десятин сенокосной земли и 700 копен сена.

Подлинной грамоты Царя Михаила Феодоровича не сохранилось, а при Соборе хранится жалованная грамота Царей Иoaнна и Петра Алексеевичей, данная причту собора, в 22 день Декабря, 1693 года, в коей подтверждается право на владение островом Белкашем, и исчисляются другия преимущества дарованныя причту Кинешемскаго собора.

В сей жалованной грамоте указывается, что Царем Михаилом Феодоровичем, в 1628 году, в уважение потребления соборной церкви Литовскими людьми и при ней домов Священноцерковнослужителей, велено давать Государева жалованья ругу из таможенных и кабацких денег протопопу по 6 рублей и 10 алтына, хлеба по 20 четвертей, овса по 20 четвертей; попу денег 4 рубля, да хлеба 15 четвертей ржи, овса столько же; Диакону 3 рубля, хлеба 12 четв., ржи, овса столько же; Дьячку 2 рубля, хлеба 9 четв., ржи, овса столько же, пономарю да просвиропеке по 28 алтын, по 4 деньги, хлеба 6 четв., ржи, овса столько же, да на ладон и свечи 6 рублей, на просвиры за 3 четв. пшеницы, 4 четверти с осминой ржи.

В 1620 году, грамотою Царя Михаила Феодоровича дарованы причту собора: пустошь Ивановская с пахотною землею на 98 четвертей, и сенокосною по речке Касоге в 30 копен. Пустошь Юрютинская по реке Касоге с пахотною землею на 50 четвертей и сенокосною на 30 копен.

Евангелие, 1627 года, дар Михаила Феодоровича, что видно из следующей надписи по листам: cию книгу Евангелие пожаловал Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии на Кинешму, в Соборную цековь Преображения Господня, с Москвы, при протопопе Иакове, лета 1631, Июня в 5 день; подписал cию книгу приказа Большего Дворца подъячей Иосиф Сманов. В Благовещенской приходской церкви города Кинешмы доселе хранится икона Михаила Малеина, – благочестивый дар Царя Михаила Феодоровича.

Я не имею возможности исчислить всех памятников любви и благочестивой ревности Царя Михаила Феодоровича к благолепию Святынь на пространстве Костромской губернии, но Его имя и имя незабвенной родственницы Его Анастасии Романовны, супруги Царя Иоанна Васильевича IV, никогда не изгладятся в памяти граждан Костромских. Сусанинская площадь вечно будет напоминать о царственном Родоначальнике ныне благополучно Царствующаго Дома. Женская обитель св. Анастасии будет вечно напоминать об особенной любви царицы Анастасии Романовны к Костромской стороне, по чувству глубокой благодарности к преподобному Геннадию Костромскому, Чудотворцу, предрекшему возвышение Рода Романовых, и, без сомнения, имевшей близь Костромы родовыя отчины. Время истребило памятники благотворений Царицы, кроме женской обители, доселе носящей имя Ангела сей Царицы и отделяемой от Сусанинской площади каменным корпусом, в коем сосредоточена мучная торговля.