+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
02.10.2024
2 октября 2024 г. в читальном зале архива прошла презентация книги П.С. Казанского «Историческое описание Костромского Богоявленского монастыря». Обнаружение рукописи, известной ранее только по упоминаниям в работах И.В. Баженова, а затем ее публикация стали событием для костромского краеведения. Издание осуществлено Костромской епархией Русской Православной Церкви по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта и при поддержке Издательского совета Русской Православной Церкви. 26.09.2024
26 СЕНТЯБРЯ 2024 года в Костроме стартовал новый проект АНО "Дед Мазай". Поздравляем Андрея Зленко и команду проекта. Успешной реализации и новых открытий! 16.09.2024
Х Фестиваль льна «Костромская Льняница» состоится 20 сентября!
В юбилейном фестивале примут участие как индивидуальные мастера, так и целые коллективы. 11.09.2024
В Костроме 11 сентября прошел практический семинар «Возможности участия и победы в конкурсах Фонда президентских грантов». Встреча состоялась в МЦ "Пале". Участники смогли подготовиться к подаче заявки на ближайший конкурс Фонда президентских грантов и получили актуальные ответы на вопросы. 15.04.2024
На этом гербе изображен один из древнейших символов человечества. А город, для которого разрабатывалась эмблема – находился в другом месте. О гербе Кологрива – новый выпуск программы «Загадки костромской геральдики».
ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...
Заказать экскурсию в музей "Губернский город Кострома" можно по телефону: +7-960-744-18-33 (Ольга) Музей "Губернский город Кострома" расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.
|
ЦЕРКОВЬ ИЗ СЕЛА СПАС-ВЕЖИГлавная / * ИСЧЕЗНУВШИЕ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ / ЦЕРКОВЬ ИЗ СЕЛА СПАС-ВЕЖИ
ЦЕРКОВЬ ИЗ СЕЛА СПАС-ВЕЖИ
Деревянная рубленная церковь была перевезена на территорию Ипатьевского монастыря в 1956 году из села Спас-Вежи. ************************************************** Церковь Спаса Преображения, нач. ХVIII в. Церковь, рубленная из сосновых бревен, является замечательным образцом клетского храма с уникальной свайной конструкцией основания. Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. Храм подвергался неоднократным ремонтам. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. В 1876 г. церковь была обшита тесом с фасадов, а внутри оштукатурена, устроен новый иконостас. В 1899 и 1904 гг. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Одновременная церкви и связанная с ней переходами шатровая колокольня на шести дубовых сваях погибла в 1926 г. В 1908 г. рядом с ней была выстроена сохранившаяся до настоящего времени кирпичная колокольня.
************************************************** Пискунов Л.П. (Кострома), "ИЗ ИСТОРИИ МОЕЙ РОДИНЫ"
"Наша церковь называлась Спас-Преображения. Престольный праздник в наших трёх деревнях был 19-го августа — Преображеньев день.
История строительста её неизвестна (кем построена, в каком году), но существует легенда о месте её строительства. Первоначально её хотели строить в д. Вёжи; рассказывалось, что навозят лесу-брёвен к месту строительства, а через неделю-две этот лес исчезает в одну ночь. И не оставалось никаких следов от его исчезновения, говорили: как по воздуху улетал. И оказывался в Спасе — на месте, где позднее стояла церковь; лес увозили снова в Вёжи. Привозили из леса ещё нового, и опять через неделю-две всё исчезало и опять оказывалось на том месте, где была потом построена церковь. Так было раза три, и вежане отступились, сказали: «Это Божье веленье, пусть будет так», но когда церковь построили, просили, чтоб её называли «церковь Преображения в Спас-Вёжах». Вот откуда идёт неясность в названии. «Куда поехали?» — «В Спас-Вёжи». «Где купили сено?» — «В Спас-Вёжах». И даже экскурсовод, подведя группу туристов в Ипатьевском монастыре, где стоит сейчас церковь, объясняет: «Эта церковь срублена топором без единого гвоздя, перевезена из мест затопления Костромским водохранилищем — из села Спас-Вёжи». Но административно во всех, даже старых документах значится: село — Спас, а Вёжи — это деревня. Так, например, записано в метрике моего отца: «Место рождения — деревня Вёжи, 1895 год, Мисковской волости, Костромской губернии». Церковь в с. Спасе была построена метрах в 100-150 от поселения, внизу. По чему можно судить, что она построена намного позднее, чем само село Спас, так как последнее стояло на возвышенном месте, — отчасти, как и Вёжи, на привозном, прирощенном грунте. Первоначально церковь стояла на дубовых столбах. Рядом стояла деревянная колокольня-звонница. В начале XX века под церковь были подведены кирпичные столбы-тупики, а в 1910-11 годах деревянную колокольню сломали, так как она подгнила, дала крен и представляла опасность. В 1910–14 годах рядом с ней построили кирпичную массивную колокольню, которая стоит до настоящего времени". ************************************************** Маковецкий И.В. Памятники народного зодчества Верхнего Поволжья. - М: Издание Академии Наук СССР, 1952.
До сих пор, несмотря на частые упоминания в общей и специальной литературе, почти совершенно в стороне от исследователей оставалось замечательное произведение русского зодчества начала XVII в. и единственное сохранившееся в нашей стране культовое сооружение на сваях — церковь Преображения в дер. Спас-Вежи, которое, естественно, привлекло и наше особое внимание. Церковь Преображения принадлежит к типу «клетских» храмов, в своей основе имеющих центральный четырехгранный сруб — клеть, перекрытый двускатной крышей; с востока к нему примыкает пятигранная алтарная часть, а с запада — трапезная. Красивая галерея на далеко выступающих повалах с «забиркой» досками в косяк охватывает церковь с трех сторон. С юга галерея соединяется с землей трехмаршевой лестницей, с запада — связана переходами с восьмигранной шатровой колокольней, ныне не существующей. Церковь Преображения в Спас-Вежах вошла в историю русского искусства, как памятник, завершающий развитие клетских храмов в национальном деревянном зодчестве. В известном труде «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря проф. Суслов пишет: «Окончательное развитие клетских храмов заключается в придании их кровлям той формы, которая установила за ними название «клинчатых церквей», т. е. имеющих крышу в форме клина. Такова кровля упомянутой выше церкви Елганской пустыни и особенно в с. Спас-Вежи близ Костромы». Однако не менее важной конструктивной особенностью церкви, которой до сих пор не придавалось значения, является подъем всего сооружения на высокие дубовые сваи. До настоящего времени некоторые из них сохранились во всю высоту и поддерживают сруб церкви, другие же были заменены кирпичными столбами. Церковь Преображения в Спас-Вежах расположена на северной окраине села в зоне весенних разливов и поэтому, как и рядом стоящие постройки, сооружена на сваях. «Храм Преображения господня в с. Спас, — пишет летописец церкви,— деревянный, из соснового леса на дубовых тупиках, видом четырехугольный, продолговатый, наподобие корабля». Стройный корпус церкви, находящийся высоко над землей, на фоне голубого неба и плывущих облаков, действительно, кажется легендарным воздушным кораблем. Этот образ приобретает эпическую силу в период стояния большой воды, когда волны весеннего паводка разбиваются о стены храма.«Сообщение с соседями и с церковью — на челноках и лодках, как в Венеции,— писал В. Соколов, — и даже местный причт, живущий невдалеке от церкви, ездит в нее „кораблецом", а самая церковь кажется повешенною на водах». Трехметровое расстояние, отделяющее церковь от земли, совершенно свободно просматривается насквозь еще задолго до подхода к зданию, и в рамке подпирающих церковь стволов деревьев и кирпичных столбов открывается вид на хлебное поле, на избы деревни, на зеркало озера с силуэтами свайных бань. Отсутствие обшивки на сваях вызывалось необходимостью просушки под зданием находящейся всегда в тени почвы, особенно после весенних разливов. В акте осмотра деревянной колокольни в 1904 г. специально указывалось: «Ввиду того, что в половодье вода подходит под колокольню и церковь, отверстие между тупиками не заделывать, оставить для доступа воздуха». Обнаруженные нами в архиве церкви более 250 рукописных документов, обмеры и исследования памятника в натуре, а также устные предания о церкви, собранные у местного населения, дают возможность с некоторыми подробностями осветить теперь историю этого оригинального сооружения. В наиболее ранней из сохранившихся описей церковного строения значится: «Построена оная церковь издревле и значится в писцовых книгах 137 года и 138 года, а в котором году именно и кем за далью временности отыскать не можно». Все последующие описи повторяют ссылку на писцовые книги за 1628 год, в которых церковь Преображения в с. Спас-Вежи значится уже существующей. «В 1770 году перестраивана была и в том же году октября 31 освящена». В 1824 г. «подрублена новыми сосновыми бревнами и покрыта со скалою новым тесом». 18 июня 1876 г. произошел пожар в Преображенской церкви. В описи сгоревшего имущества значится 195 предметов. Кроме четырех икон из предалтарного иконостаса, перечисляется главным образом утварь, облачение, служебные книги, хранившиеся в ризнице и алтаре. После пожара в том же году был произведен капитальный ремонт и утепление церкви. «Стены храма внутри, а в некоторых местах и снаружи пробиты смоляною паклею, оштукатурены на решетку и отбелены, также и потолок. Прежний деревянный пол обращен в черный и на него, по залитии известью, постлан другой деревянный пол и окрашен желтою масляной краскою. На середине храма сделаны две изразцовые печи, между ними устроена полуциркульная арка». Кроме этого, снята была узкая дверь в трапезную с западной стороны, «обложенная полосами железа с внутренним замком» (который хранился с тех пор у старосты церкви и привезен нами в Москву — И. М.), прорублено с северной стороны одно окно и вставлены во все окна решетки. Церковь «была украшена новым иконостасом столярной работы с резьбою, на сумму прихожан». Видимо, в это же время «глава и крест над церковью обложены листовым железом, у главы шея окрашена медянкой на масле. Наружные стороны обшиты тесом и окрашены вохрою, панель черною краскою, а кровля мумиею на масле». В 1898 г. подгнившие дубовые сваи под церковью заменяются кирпичными столбами — «вместо деревянных складены 14 каменных столбов на цементе прочно». И, наконец, в 1915 г. кровля на храме вновь, в последний раз, перекрывается тесом в три ряда, со скалою, которая сохранилась и до наших дней. К церкви с западной стороны, несколько сдвинутая с оси храма к северу, примыкала «деревянная об одном ярусе колокольня». Колокольня была шатровая «осьмигранная, утверждена на сосновых и дубовых столбах. Высота колокольни от земли до колоколов 10 сажен, в окружности — 3 сажени 1 аршин. Построена неизвестно когда». В связи с тем, что по «ветхости столбов под колокольней» во время звона происходило «качание колокольни», колокола были временно перевешены на небольшую звонницу «о шести столбах», расположенную рядом с церковью. Попытки восстановить деревянную колокольню не увенчались успехом, хотя для этого и требовались, в соответствии с актом осмотра (сохранившимся в архиве церкви), незначительные работы: постановка нескольких новых тупиков и замена двух венцов стены. Прихожане предпочли просить разрешения на постройку повой, кирпичной колокольни, которую и возвели в 1908 г. Деревянная колокольня продолжала также существовать рядом с каменной, однако она настолько наклонилась в сторону дороги, что «угрожала падением на проходящий скот». В 1919 г. жители с. Спас-Вежи пробовали повалить колокольню, однако это им не удалось. В 1926 г. в ветреную ночь после весеннего паводка колокольня свалилась, оставив несколько дубовых свай, существующих до наших дней. В церкви почти полностью сохранились иконы из старого тяблового иконостаса XVII в. (переделанного позднее), много утвари, облачения, церковнослужебных книг. Произведенная нами перепись имущества, находящегося в настоящее время в церкви, содержит более 2000 предметов. О сооружении церкви и ее строителях существует много преданий и легенд. В одном предании о постройке церкви упоминаются строившие ее мастера, братья Мулиевы — два знаменитых в Поволжье плотника, родом из Ярославля. Они сами выбирали лес, сами вели его заготовку, а рубили лес они в шести километрах от с. Спас-Вежи, вверх по реке Костроме. До сих пор в этом заповедном лесу дорога, что идет от дер. Овинцы к реке, называется «тропою Мулиевых». Братья были велики ростом и обладали необыкновенной силой. Они вдвоем поднимали бревно и закатывали его на сруб церкви. В память о работе они вырубили свои фамилии на верхнем венце сруба, под самым коньком церкви. Надпись эту видел плотник Василий Андреевич Новожилов из дер. Ведерки 95 лет от роду, обшивавший церковь после пожара в 1876 г. (кроме него никто не решился подняться на такую высоту). *Прим. Архив церкви. Описи.
************************************************** В 1956 г. храм был перевезен в музей из с. Спас-Вежи Костромского района и реставрирован во второй половине 1950-х гг. в своих первоначальных формах по проекту арх. Б.В. Гнедовского. Основная композиция поставленной на 24 дубовых сваи церкви состояла из четверика, слегка вытянутого в поперечном направлении, и более низких прирубов пятигранной апсиды и почти квадратной в плане трапезной. С трех сторон храм и трапезная были окружены закрытой галереей-гульбищем, опиравшейся на консольные бревна. С запада на нее поднималась длинная одномаршевая лестница с крыльцом на нижней площадке. Храм и трапезная были рублены «в обло», апсида «в лапу». Все три объема завершались высокими и очень крутыми двускатными самцовыми кровлями с охлупнями и курицами. Кровля основного четверика была увенчана квадратным срубом с луковичной главой на цилиндрическом барабане. Стены храма и трапезной имели повалы, которые, однако, почти не были заметны из-за свесов кровли.
Объемно-планировочная композиция церкви имела ряд особенностей: трапезная в плане представляла собой неправильный четырехугольник, четверик и апсида были также “косоугольны”, ширина галереи была неодинакова в различных местах. Однако зрительно эти изменения геометрических форм не воспринимались. Отклонения от прямых линий наблюдались и у кровель храма, например, скаты кровли четверика имели небольшую кривизну. В южной и северной стенах храма были устроены косящатые окна, а в апсиде также и волоковые. Каркасные стены галереи были забраны тесом “в елку” и прорезаны окнами с килевидными завершениями.
Наиболее нарядными элементами церкви являлись резные причелины и полотенца, украшенные городками, солярными знаками и другими мотивами, характерными для народной архитектуры. С галереи в храм с трех сторон вели двери в колодах. Помещения храма и трапезной, сообщающиеся между собой прямоугольным проемом, имели плоские дощатые перекрытия по балкам. Перед восстановленным четырехъярусным тябловым иконостасом была сделана солея со ступенями и двумя клиросами. Вдоль стен трапезной и у западной стены четверика были устроены деревянные лавки. Полы были выполнены из плах.
Однако, простояв почти полвека на территории музея, церковь сгорела во время пожара 4 сентября 2002 г. В настоящее время принято решение о воссоздании этого уникального памятника деревянного зодчества. |