+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
![]() 14.01.2025
Советуем посетить экспозицию «Донбасский уголь» в Центре русского искусства (площадь Мира, 2), состоящую из серии портретов современных героев России - участников специальной военной операции, которые, рискуя жизнью, рассказывают правду о военных действиях. Все они написаны углем на бумаге, что символично перекликается с темой Донбасса - крупнейшего месторождения угля. Новая экспозиция открывает цикл областных мероприятий «Кострома. Время героев», посвящённый участникам специальной военной операции и предстоящему 80-летию Победы. Вглядываясь в лица изображенных людей, можно увидеть все оттенки эмоционального состояния и разные человеческие чувства. Автор работ— руководитель документального вещания телеканала RT Екатерина Яковлева, начала писать портреты под обстрелами ВСУ. 14.01.2025
Старый Новый год отмечают в ночь с 13 на 14 января. В 2025 году праздник выпадает на вторник. Появление этого праздника связано со сменой летоисчисления, которая произошла в 1918 году. По старому стилю, который использовался до этого, Новый год отмечался 1 января, но после реформы он сместился на 14 января. С тех пор 14 января в России стали отмечать Новый год по старому стилю — или же старый Новый год. Вскоре этот праздник прочно вошел в народный календарь. И хотя официально он не является выходным днем, россияне с удовольствием устраивают еще одно новогоднее застолье в кругу семьи. Также старый Новый год отмечают те, кто не смог встретить Новый год из-за работы или по другим причинам. После праздника череда новогодних гуляний подходит к концу, с елок снимают украшения и выносят из дома, а искусственные деревья убирают на антресоли до следующего года. Самой же традиции устраивать пышные торжества по случаю Нового года мы обязаны Петру I. Своим указом царь перенес праздник с 1 сентября на 1 января. Тогда же появилась традиция украшать дома еловыми или сосновыми ветвями и устраивать новогодние маскарады. 09.01.2025
В Костромской области Святки и колядки отмечают, начиная с Рождественского Сочельника и до Крещения Господня, то есть с 6 по 19 января. Одна из традиций в период Святок — колядование. Ряженые ходят по домам, исполняют колядки, танцуют или же разбрасывают зерно, поздравляют с праздником хозяев дома. Колядующих нужно встретить угощением и небольшими подарками (например, мелкой монетой). Кроме того, 13 января в Костроме отмечают проводы старого года: в этот день рекомендуют выбрасывать старые вещи и прощать давние обиды, чтобы войти в Новый год только с хорошими эмоциями. 14 января у предков было принято обходить дом с тремя свечами: считалось, что это помогает прогнать из дома все беды. Считалось, что во время Святок главная традиция — проводить время с семьёй, не ссориться и радовать друг друга даже по мелочам. 18 января отмечают Крещенский сочельник, а 19 января — Крещение Господне. В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост. 07.01.2025
Поздравляем с Рождеством Христовым! В этот светлый праздник желаем мира и добра, любви и счастья, благополучия, успеха и крепкого здоровья. Пусть ангел-хранитель оберегает всех вас от бед, а в душе воцарятся вера, покой и благодать! 31.12.2024
С Новым годом, дорогие друзья! Пусть новый год принесёт много новых достижений, крепкого здоровья и любви, пусть все задуманное сбудется. Пусть счастьем и добротой будет наполнен каждый дом. Пусть вдохновение и любовь сделают жизнь светлее и ярче. Пусть год идущий будет светлым, приносящим много положительных эмоций, здоровья, достатка и улыбок на лицах родных и близких людей. ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...
Заказать экскурсию в музей "Губернский город Кострома" можно по телефону: +7-960-744-18-33 (Ольга) Музей "Губернский город Кострома" расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.
|
ЦЕРКОВЬ ИЗ СЕЛА СПАС-ВЕЖИГлавная / * ИСЧЕЗНУВШИЕ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ / ЦЕРКОВЬ ИЗ СЕЛА СПАС-ВЕЖИ
ЦЕРКОВЬ ИЗ СЕЛА СПАС-ВЕЖИ
************************************************** Церковь Спаса Преображения, нач. ХVIII в. Церковь, рубленная из сосновых бревен, является замечательным образцом клетского храма с уникальной свайной конструкцией основания. Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. Храм подвергался неоднократным ремонтам. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. В 1876 г. церковь была обшита тесом с фасадов, а внутри оштукатурена, устроен новый иконостас. В 1899 и 1904 гг. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Одновременная церкви и связанная с ней переходами шатровая колокольня на шести дубовых сваях погибла в 1926 г. В 1908 г. рядом с ней была выстроена сохранившаяся до настоящего времени кирпичная колокольня.
************************************************** Пискунов Л.П. (Кострома), "ИЗ ИСТОРИИ МОЕЙ РОДИНЫ"
![]() История строительста её неизвестна (кем построена, в каком году), но существует легенда о месте её строительства. Первоначально её хотели строить в д. Вёжи; рассказывалось, что навозят лесу-брёвен к месту строительства, а через неделю-две этот лес исчезает в одну ночь. И не оставалось никаких следов от его исчезновения, говорили: как по воздуху улетал. И оказывался в Спасе — на месте, где позднее стояла церковь; лес увозили снова в Вёжи. Привозили из леса ещё нового, и опять через неделю-две всё исчезало и опять оказывалось на том месте, где была потом построена церковь. Так было раза три, и вежане отступились, сказали: «Это Божье веленье, пусть будет так», но когда церковь построили, просили, чтоб её называли «церковь Преображения в Спас-Вёжах». Вот откуда идёт неясность в названии. «Куда поехали?» — «В Спас-Вёжи». «Где купили сено?» — «В Спас-Вёжах». ![]() И даже экскурсовод, подведя группу туристов в Ипатьевском монастыре, где стоит сейчас церковь, объясняет: «Эта церковь срублена топором без единого гвоздя, перевезена из мест затопления Костромским водохранилищем — из села Спас-Вёжи». Но административно во всех, даже старых документах значится: село — Спас, а Вёжи — это деревня. Так, например, записано в метрике моего отца: «Место рождения — деревня Вёжи, 1895 год, Мисковской волости, Костромской губернии». Церковь в с. Спасе была построена метрах в 100-150 от поселения, внизу. По чему можно судить, что она построена намного позднее, чем само село Спас, так как последнее стояло на возвышенном месте, — отчасти, как и Вёжи, на привозном, прирощенном грунте. Первоначально церковь стояла на дубовых столбах. Рядом стояла деревянная колокольня-звонница. В начале XX века под церковь были подведены кирпичные столбы-тупики, а в 1910-11 годах деревянную колокольню сломали, так как она подгнила, дала крен и представляла опасность. В 1910–14 годах рядом с ней построили кирпичную массивную колокольню, которая стоит до настоящего времени". ************************************************** Маковецкий И.В. Памятники народного зодчества Верхнего Поволжья. - М: Издание Академии Наук СССР, 1952.
![]() До сих пор, несмотря на частые упоминания в общей и специальной литературе, почти совершенно в стороне от исследователей оставалось замечательное произведение русского зодчества начала XVII в. и единственное сохранившееся в нашей стране культовое сооружение на сваях — церковь Преображения в дер. Спас-Вежи, которое, естественно, привлекло и наше особое внимание. Церковь Преображения принадлежит к типу «клетских» храмов, в своей основе имеющих центральный четырехгранный сруб — клеть, перекрытый двускатной крышей; с востока к нему примыкает пятигранная алтарная часть, а с запада — трапезная. Красивая галерея на далеко выступающих повалах с «забиркой» досками в косяк охватывает церковь с трех сторон. С юга галерея соединяется с землей трехмаршевой лестницей, с запада — связана переходами с восьмигранной шатровой колокольней, ныне не существующей. Церковь Преображения в Спас-Вежах вошла в историю русского искусства, как памятник, завершающий развитие клетских храмов в национальном деревянном зодчестве. В известном труде «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря проф. Суслов пишет: «Окончательное развитие клетских храмов заключается в придании их кровлям той формы, которая установила за ними название «клинчатых церквей», т. е. имеющих крышу в форме клина. Такова кровля упомянутой выше церкви Елганской пустыни и особенно в с. Спас-Вежи близ Костромы». Однако не менее важной конструктивной особенностью церкви, которой до сих пор не придавалось значения, является подъем всего сооружения на высокие дубовые сваи. До настоящего времени некоторые из них сохранились во всю высоту и поддерживают сруб церкви, другие же были заменены кирпичными столбами. Церковь Преображения в Спас-Вежах расположена на северной окраине села в зоне весенних разливов и поэтому, как и рядом стоящие постройки, сооружена на сваях. «Храм Преображения господня в с. Спас, — пишет летописец церкви,— деревянный, из соснового леса на дубовых тупиках, видом четырехугольный, продолговатый, наподобие корабля». Стройный корпус церкви, находящийся высоко над землей, на фоне голубого неба и плывущих облаков, действительно, кажется легендарным воздушным кораблем. Этот образ приобретает эпическую силу в период стояния большой воды, когда волны весеннего паводка разбиваются о стены храма.«Сообщение с соседями и с церковью — на челноках и лодках, как в Венеции,— писал В. Соколов, — и даже местный причт, живущий невдалеке от церкви, ездит в нее „кораблецом", а самая церковь кажется повешенною на водах». Трехметровое расстояние, отделяющее церковь от земли, совершенно свободно просматривается насквозь еще задолго до подхода к зданию, и в рамке подпирающих церковь стволов деревьев и кирпичных столбов открывается вид на хлебное поле, на избы деревни, на зеркало озера с силуэтами свайных бань. Отсутствие обшивки на сваях вызывалось необходимостью просушки под зданием находящейся всегда в тени почвы, особенно после весенних разливов. В акте осмотра деревянной колокольни в 1904 г. специально указывалось: «Ввиду того, что в половодье вода подходит под колокольню и церковь, отверстие между тупиками не заделывать, оставить для доступа воздуха». Обнаруженные нами в архиве церкви более 250 рукописных документов, обмеры и исследования памятника в натуре, а также устные предания о церкви, собранные у местного населения, дают возможность с некоторыми подробностями осветить теперь историю этого оригинального сооружения. В наиболее ранней из сохранившихся описей церковного строения значится: «Построена оная церковь издревле и значится в писцовых книгах 137 года и 138 года, а в котором году именно и кем за далью временности отыскать не можно». Все последующие описи повторяют ссылку на писцовые книги за 1628 год, в которых церковь Преображения в с. Спас-Вежи значится уже существующей. «В 1770 году перестраивана была и в том же году октября 31 освящена». В 1824 г. «подрублена новыми сосновыми бревнами и покрыта со скалою новым тесом». 18 июня 1876 г. произошел пожар в Преображенской церкви. В описи сгоревшего имущества значится 195 предметов. Кроме четырех икон из предалтарного иконостаса, перечисляется главным образом утварь, облачение, служебные книги, хранившиеся в ризнице и алтаре. После пожара в том же году был произведен капитальный ремонт и утепление церкви. «Стены храма внутри, а в некоторых местах и снаружи пробиты смоляною паклею, оштукатурены на решетку и отбелены, также и потолок. Прежний деревянный пол обращен в черный и на него, по залитии известью, постлан другой деревянный пол и окрашен желтою масляной краскою. На середине храма сделаны две изразцовые печи, между ними устроена полуциркульная арка». Кроме этого, снята была узкая дверь в трапезную с западной стороны, «обложенная полосами железа с внутренним замком» (который хранился с тех пор у старосты церкви и привезен нами в Москву — И. М.), прорублено с северной стороны одно окно и вставлены во все окна решетки. Церковь «была украшена новым иконостасом столярной работы с резьбою, на сумму прихожан». Видимо, в это же время «глава и крест над церковью обложены листовым железом, у главы шея окрашена медянкой на масле. Наружные стороны обшиты тесом и окрашены вохрою, панель черною краскою, а кровля мумиею на масле». В 1898 г. подгнившие дубовые сваи под церковью заменяются кирпичными столбами — «вместо деревянных складены 14 каменных столбов на цементе прочно». И, наконец, в 1915 г. кровля на храме вновь, в последний раз, перекрывается тесом в три ряда, со скалою, которая сохранилась и до наших дней. К церкви с западной стороны, несколько сдвинутая с оси храма к северу, примыкала «деревянная об одном ярусе колокольня». Колокольня была шатровая «осьмигранная, утверждена на сосновых и дубовых столбах. Высота колокольни от земли до колоколов 10 сажен, в окружности — 3 сажени 1 аршин. Построена неизвестно когда». В связи с тем, что по «ветхости столбов под колокольней» во время звона происходило «качание колокольни», колокола были временно перевешены на небольшую звонницу «о шести столбах», расположенную рядом с церковью. Попытки восстановить деревянную колокольню не увенчались успехом, хотя для этого и требовались, в соответствии с актом осмотра (сохранившимся в архиве церкви), незначительные работы: постановка нескольких новых тупиков и замена двух венцов стены. Прихожане предпочли просить разрешения на постройку повой, кирпичной колокольни, которую и возвели в 1908 г. В церкви почти полностью сохранились иконы из старого тяблового иконостаса XVII в. (переделанного позднее), много утвари, облачения, церковнослужебных книг. Произведенная нами перепись имущества, находящегося в настоящее время в церкви, содержит более 2000 предметов. О сооружении церкви и ее строителях существует много преданий и легенд. В одном предании о постройке церкви упоминаются строившие ее мастера, братья Мулиевы — два знаменитых в Поволжье плотника, родом из Ярославля. Они сами выбирали лес, сами вели его заготовку, а рубили лес они в шести километрах от с. Спас-Вежи, вверх по реке Костроме. До сих пор в этом заповедном лесу дорога, что идет от дер. Овинцы к реке, называется «тропою Мулиевых». Братья были велики ростом и обладали необыкновенной силой. Они вдвоем поднимали бревно и закатывали его на сруб церкви. В память о работе они вырубили свои фамилии на верхнем венце сруба, под самым коньком церкви. Надпись эту видел плотник Василий Андреевич Новожилов из дер. Ведерки 95 лет от роду, обшивавший церковь после пожара в 1876 г. (кроме него никто не решился подняться на такую высоту). *Прим. Архив церкви. Описи.
************************************************** ![]() В 1956 г. храм был перевезен в музей из с. Спас-Вежи Костромского района и реставрирован во второй половине 1950-х гг. в своих первоначальных формах по проекту арх. Б.В. Гнедовского.
Основная композиция поставленной на 24 дубовых сваи церкви состояла из четверика, слегка вытянутого в поперечном направлении, и более низких прирубов пятигранной апсиды и почти квадратной в плане трапезной. С трех сторон храм и трапезная были окружены закрытой галереей-гульбищем, опиравшейся на консольные бревна. С запада на нее поднималась длинная одномаршевая лестница с крыльцом на нижней площадке. Храм и трапезная были рублены «в обло», апсида «в лапу». Все три объема завершались высокими и очень крутыми двускатными самцовыми кровлями с охлупнями и курицами. Кровля основного четверика была увенчана квадратным срубом с луковичной главой на цилиндрическом барабане. Стены храма и трапезной имели повалы, которые, однако, почти не были заметны из-за свесов кровли.
![]() Наиболее нарядными элементами церкви являлись резные причелины и полотенца, украшенные городками, солярными знаками и другими мотивами, характерными для народной архитектуры. С галереи в храм с трех сторон вели двери в колодах. Помещения храма и трапезной, сообщающиеся между собой прямоугольным проемом, имели плоские дощатые перекрытия по балкам. Перед восстановленным четырехъярусным тябловым иконостасом была сделана солея со ступенями и двумя клиросами. Вдоль стен трапезной и у западной стены четверика были устроены деревянные лавки. Полы были выполнены из плах.
Однако, простояв почти полвека на территории музея, церковь сгорела во время пожара 4 сентября 2002 г. В настоящее время принято решение о воссоздании этого уникального памятника деревянного зодчества. |