ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОРОДОК

Андрей АНОХИН.

 

    Юбилейный городок.

 В 1912 году, летом, участок городской местности, бывший между улицами Нижне-Набережной и Дебринской, невдалеке от Воскресенской, что на Дебре, церкви, обнесли деревянной изгородью. Значительных размеров площадка мало-помалу стала заполняться разного рода строительными материалами и вскоре приобрела вид прибрежного склада лесных материалов. Старательные извозчики-ломовики сопровождали тяжеловесные повозки, нагруженные бревнами, брусами, досками и всяким другим материалом, потребным в строительстве. Началось возведение юбилейной, в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых, выставки, устроителем коей состояло костромское губернское земство.

     Впервые мысль об устройстве «общегубернской по району действия» выставки, посвященной выдающейся дате истории, прозвучала в сессии губернского земского собрания 1911 года. Тогда же избрали подготовительную комиссию, которая, рассмотрев предмет и сделав некоторые общие подсчеты, представила следующему заседанию губернских гласных доклад-заключение. Доклад был принят, и гласные постановили, что «... в предвидении Высочайшего посещения гор. Костромы и безотносительно к тому, состоится ли таковое посещение, губернскому земству безусловно следует летом 1913 года организовать чисто местную выставку Костромского края». В части устройства ее гласные выставили одно непременное условие: выставка должна «...представить нечастную картину одной какой либо отрасли народнохозяйственной жизни, а полную картину этой жизни в главных ее проявлениях».

     С этого времени и без того беспокойная жизнь земского руководства закипела вокруг выставочной идеи. Начались хлопоты об ассигнованиях, привлечении средств других ведомств, велась подробнейшая «разработка устроительных документов — положений, правил, программ, искали годную для дела землю, непременно в порядочном месте. Удобный участок нашёся вблизи Волги: между улицей Воскресенской и Никольским переулком. Одну часть его заарендовали на выставочный срок, другую приобрели в земскую собственность. После определения места выставки встал вопрос о проекте. Земцы поступили по старому, заветному, мудрому обычаю: не вручать заказа по составлению проекта какому-либо случайному архитектору, а принять к производству грамотное, соответствующее идее архитектурное сочинение. В марте 1912 года в столичном журнале практической архитектуры «Зодчий» губернская земская управа объявила конкурс для составления проекта костромской юбилейной выставки. Спустя три месяца авторитетная комиссия присудила первую премию проекту художника-архитектора Л. Р. Сологуба. В ходе строительства выставки автору пришлось дорабатывать, точнее говоря, прибавить в существующий план несколько сооружений, ибо отдельные лица-экспоненты, по примеру более состоятельных собратьев-предпринимателей, пожелали иметь собственные выставочные павильоны.

1913 Кострома макет Земской выставки

     В июле 1912 года артели плотников подрядчика М. С. Трофимова, взявшего заказ по строительству выставки, начали возводить первые терема-павильоны деревянного приволжского городка, замысленного автором в древнерусском стиле XVII века. Городское общество проявило к месту стройки неподдельный интерес. Теперь всякий день жители разной численности и обыватели-одиночки навещали местность или обозревали действо с верхней террасы Муравьевки, отмечая всякий раз перемены в затеянном предприятии. Величайшие неудобства испытывали мастера плотники от нашествия городской детворы. Она, несмотря на заборы и строжайшие запреты, просачивалась сквозь ограждения, через толково устроенные лазы и щели, обращая отдельные конструкции в игровые снаряды. Справиться с ними не было никаких сил, и работным людям оставалось лишь мириться с действиями игривой, любознательной публики, Сторожевая служба также, не найдя способа отвадить энергичную ребятню от места, вынуждена была благосклонно принимать детское общество, имея от него заверение — не курить, огня не разводить!

      Положения и правила для экспонентов выставочный комитет распространил по всем городским и уездным управам губернии и распубликовал в газетах. Торговцы и производители увидели в сем событии удобный случай разрекламировать собственные дела, продукцию, услуги.    Весьма скоро в губернскую управу начали поступать предложения от учреждений и частных лиц, заявлявших о желании участвовать в выставке. Согласно выставочным правилам экспонентом выставки мог стать любой житель губернии, независимо от звания, сословия, имущественного положения, оплативший экспозиционную площадь (место), с любым числом экспонатов, прошедших отбор. К участию в выставке допускались представители фирм из других губерний при условии, если их экспонаты имели «...непосредственное отношение к задачам выставки и интересам местного хозяйства». В отдельных случаях, по заключению губернской управы, экспоненты от платы освобождались.

     К зиме работы по постройке павильонов несколько замедлились и внешне, казалось, прекратились вовсе. Однако ход их не прекращался всю зиму, работа кипела внутри зданий. С весной звонкие голоса топоров и певучих пил с новой силой зазвучали над территорией городка. К маю «древний» с башенными постройками, окрашенными «под цвет слегка начинающего темнеть дерева, с разнообразной разделкой в русском вкусе» городок предстал костромичам в совершенно законченном виде. На правильных его улицах рабочие-искусники, мастеровые с поспешностью и аккуратностью производили заключительные действия, имея желание довести его физиономию до безукоризненной внешности. Внутри павильонов-теремов царил хаос: служащие, забывшие, об отдыхе, выкладывали плотные ряды экспозиций. Только ко дню приезда Государя они окончат свой труд.          

10 Выставка Площадь
   Сказочный, картинный городок Государь с Августейшим семейством удостоил посещением 20 мая. Его встретили хлебом-солью. В сопровождении губернского, городского и земского начальства царская семья подробно осмотрела выставочные отделы, приняла «угощение чаем». Городок вообще и некоторая часть экспонатов в частности удостоились Высочайшего одобрения. Представители депутаций и частных фирм «имели счастье» поднести Его Императорскому Величеству подарки, которые были Всемилостивейше приняты. Сквозь живой коридор, составленный из воспитанников учебных заведений, под звоны колоколов-экспонатов, «при неумолкаемых криках «ура» Августейшее семейство изволили отбыть на специальную пристань, откуда императорская «Межень», отдав прощальный свисток, отошла в костромскую ставку близ Ипатьевского монастыря. На следующий день выставочный городок открылся для публики.
01 Выставка Главный Вход

     Парадный вход в выставку был обращен лицом к Волге. Его надвратная башня с высоким шпилем венчалась древней ладьей — символом Костромы. В новоустроенный «древний» град посетители входили с Нижне-Набережной улицы. Сразу от входа располагались павильоны-терема, здание ресторана и театра. В последним демонстрировались синематографические ленты, и, в частности, через три дня по отъезду Государя, с успехом весь летний сезон «сверх программы» давали хронику костромских юбилейных торжеств. Тут же устраивались музыкальные представления, дивертисменты, спектакли.

     Взору всякого посетителя, вступившего на территорию городка, тотчас открывался воздушный живописный вид с великолепным образом устроенной просторной площадью. В середине ее действовал главный фонтан.

09 Выставка Вид с башни ресторана


В центре круглого, изрядных размеров бассейна, на массивной возвышенности покоилась приятной работы чаша с невысокой пирамидой, из которой била струя чистой волжской воды высотой до трех-четырех метров. У внутренней стороны бассейного кольца с четырех сторон на подставках устроились сказочные птицы, рассыпающие из клювов прозрачные шипящие веера влаги. Рядом с фонтаном находилась музыкальная беседка. В определенные часы «оркестр музыки» одаривал посетителей порядочной игрой, исполняя любимые и знакомые произведения публики. Фонтан и беседку окружали искусные газоны, созданные умелыми руками, «пестрые и мелкие» цветы которых производили на всякого приятное впечатление.

19 Выставка Богатырь Скульптор А. КозельскийПротив музыкальной беседки в окружении островков-газонов стояла конная статуя «Русского богатыря», олицетворяющего силу и мощь русского народа. Нарядная площадь переходила в улочку, образованную линиями павильонов, в центре которой лежали газонные цветные ковры. В последнем из них также имелся фонтан, более скромный по размерам и устройству. Короткая улочка завершалась звонницей колокололитейного завода С. Н. Забенкина. По просьбе посетителей звонарь, приставленный хозяином, мастерски выводил над городком самые разнообразные звоны. Отдельные колокола-экспонаты на звоннице были украшены портретами царствующих особ. Колокол особой отливки Забенкин преподнес в дар Государю Императору.

     Невдалеке от звонницы, в уединенном зеленом уголке имелся круглый водоем. Центром его была скульптура сидящей девушки-русалки, против которой над водой возвышалась голова лешего. Сказочное место, окруженное деревьями, отбрасывающими в жаркий день спасительную тень, привлекало для отдыха на скамьях экскурсирующую публику.

17 Выставка завода Павильон Э.И Куни и булочной С. ЗаблоцкогоВпрочем, и во всякий день здесь наблюдалось скопление людей — рядом соседствовали два «вкусных» павильона: булочной и кондитерской М. Ю. Заблоцкого и пивоваренного завода «Новая Бавария» Э. И. Куни. Их продукция всегда славилась исключительными вкусовыми свойствами.

     Нижне-Набережная улица разделяла выставку на две части. Вход в прибрежную часть располагался между зданием ресторана-театра и площадкой «торжок», которая представляла собой торговый ряд с почтово-телеграфным отделением и междугородным телефоном. Барышни обеспечивали телефонную связь с Нерехтой, Ярославлем, Москвой. Публика по неширокому деревянному пешеходному мостику, перекинутому через улицу, проходила для осмотра береговых экспозиций. Из капитальных построек здесь имелся только павильон российско-богемского пивоваренного товарищества «Богемия» в Рыбинске. В павильоне с гордостью демонстрировался автоматический буфет с холодными закусками. Остальной участок занимали навесы отдела животноводства, шатры и пчельники пчеловодного отдела. В весеннее половодье местность почти целиком заливалась водой, оттого и обустройство этой части выставки состоялось только после спада вешней воды.

05 Выставка Береговая часть

     В павильонных строениях числом около тридцати, имеющих разный архитектурный вид, в образцах и экспонатах представлялись, пожалуй, все губернские богатства. Тысячи экспонатов в виде фотографий, диаграмм, моделей, образцов природных богатств, продуктов производства, отчетов о состоянии и полных характеристик о всех отраслях и видах деятельности губернского народонаселения — вот, пожалуй, самый короткий перечень павильонных внутренностей выставки. Многие посетители выставочного городка испытали от пребывания в нем истинное наслаждение. Вся тамошняя атмосфера располагала к тому. В восторг и изумление гостей-экскурсантов приводило все: и вид внешний, и внутреннее убранство сказочных теремов, их экспозиции, составленные доходчиво, с исчерпывающей полнотой, и простые, хорошо запоминающиеся объяснения служителей, и возможность наблюдать в действии работу многих машин и механизмов. В особенности долго помнились бесплатные угощения, приготовленные тут же, на глазах восхищенных наблюдателей. Все лето приволжский городок принимал группы учащихся, студентов, путешественников, прибывающих сюда со всей России, нa украшенных площадях городка устраивались праздники, спортивные состязания, детские утра и вечера отдыха. За лето состоялось несколько повременных выставок: по молочному хозяйству и маслоделию, птицеводству, крупного рогатого скота, и т. д. Победителям вручались награды: медали, похвальные листы, свидетельства. В августе на многих экспонатах появились ярлыки с надписью — «продано».

     Первого сентября в торжественной обстановке был спущен флаг выставки. Началась пора распродаж. Состоялись аукционы. Павильоны освобождались от экспонатов. Часть их, по желанию владельцев, переместилась в естественно-исторический музей губернского земства. Мало-помалу территория городка приобрела неустроенный вид: замолчали фонтаны, исчезли скамейки с «чугунными литыми ножками», лепные вазы с цветами, разобрали и изгородь. Извозчики в тяжеловесных повозках развозили теперь бревна от павильонов, «проданных на слом», по обывательским усадьбам. К поздней осени юбилейный городок исчез совершенно. На пустынной площадке теперь целиком властвовала городская детвора, приспосабливая к играм забытую конную статую русского богатыря. Через год исчезла и она.

  

 

УКАЗАТЕЛЬ К ПЛАНУ ВЫСТАВКИ:

I. Павильон крупной промышленности.

II. Павильон ткацко-прядильный.

III. Павильон кустарный.

IV. Павильон земского и городского хозяйства.

V. Павильон лесной.

VI. Павильон сельскохозяйственный.

VII. Навес для сельскохозяйственных машин.

VIII. Торжок.

IX. Главный вход.

X. Ресторан и театр.

XI. Мост.

XII. Павильон животноводства.

1. Павильон товарищества Большой Кинешемской мануфактуры на Томне.

2. Павильон товарищества Большой Костромской льняной мануфактуры в Костроме.

3. Павильон товарищества мануфактур Сосипатра Сидорова.

4. Павильон товарищества мануфактур Анны Красильщиковой с сыновьями в селе Родники.

5. Павильон товарищества мануфактур Ивана Коновалова с сыном (фабрика в селе Бонячки и мест. Каменка).

6. Павильон товарищества бумаго-ткацкой мануфактуры братьев Г. и А. Горбуновых в селе Середа.

7. Звонница колокололитейного завода С. Н. Забенкина в Костроме.

8. Павильон товарищества Вичугских мануфактур братьев Ф. и И. Разореновых.

9. Павильон товарищества мануфактур Герасима Разоренова и Ивана Кокорева в селе Тезино.

10. Павильон булочной и кондитерской М. Ю. Заболоцкого.

11. Павильон пивоваренного завода «Новая Бавария» Э. И. Куни.

12. Павильон Костромского отделения крестьянского поземельного банка.

13. Лесной павильон товарищества Ивана Коновалова с сыном.

14. Павильон товарищества мануфактур, основанных И. И. Скворцовым.

15. Павильон огнестойкого строительства губернского земства.

16. Павильон российско-богемского пивоваренного товарищества «Богемия» в Рыбинске.

17. Образцовая маслодельня.

18. Павильон Костромского добровольного пожарного общества.

19 и 20. Шатры отдела пчеловодства.

21. Гидротехнический отдел.

22. Фонтан.

23. Эстрада для оркестра.

24. «Русский богатырь», скульптура.

25. Водоем.

26. Питомник товарищества Ивана Коновалова с сыном.

27. Питомник Спасо-Красногорской лесной школы.

28. Питомник Костромского отдела Императорского российского общества садоводства. 

         «Костромская старина» 1993. - № 4.