+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
21.11.2024
Краеведческие музеи города Костромы и Костромской области отражают историческое, природное и культурное развитие определённого населённого пункта или географического региона, являются центрами культурной жизни. В их фондах имеются археологические находки, произведения искусства или ремёсел, документы и изобразительные материалы, предметы быта и другие экспонаты. Они проводят научно-исследовательскую работу, которая направлена на изучение коллекций, включает многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, экспедициями и археологическими раскопками. На базе краеведческих музеев проводятся научные чтения и конференции, материалы которых публикуются в трудах музеев, они способствуют популяризации научных знаний. Познакомим с некоторыми из них. 18.11.2024
10 ноября 2024 года исполнилось 80 лет со дня образования Костромского областного радиокомитета. Этому событию была посвящена историко-документальная выставка «Говорит Кострома» в архиве новейшей истории Костромской области. Как выглядела первая радиостудия, в каких условиях работали радийщики, какие шли передачи в разные годы – об этом и многом другом могли узнать посетители выставки. 14.11.2024
14 ноября 2024 года вышел очередной номер историко-краеведческого журнала "Губернский Дом", посвящённый 150-летию художника, поэта и мыслителя Ефима Васильевича Честнякова. 13.11.2024
10 фигурок мазайских зайцев, установленных в центральной части города Костромы, где расположены главные достопримечательности, привлекают туристов в наш город, а также собирают все чаще экскурсионные группы вокруг себя. Подробнее о каждой фигуре в нашей статье. 12.11.2024
В 1971 году открыт туристический маршрут «Золотое кольцо России», в который включена Кострома. Старинный русский город, почти равный по возрасту Москве, с удивительной архитектурой, где есть памятники древней истории и архитектуры. Как изменился город Кострома с 90-х годов до современности расскажут фотографии.
ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...
Заказать экскурсию в музей "Губернский город Кострома" можно по телефону: +7-960-744-18-33 (Ольга) Музей "Губернский город Кострома" расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.
|
АНОХИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Историк фотографического дела в Костромском крае.Главная / * ИЗВЕСТНЫЕ КОСТРОМИЧИ / АНОХИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Историк фотографического дела в Костромском крае.
Сизинцева Л.И. Кое-что об авторе этой книги...
Предисловие к книге Андрея Анохина "Кострома в будни и праздники" Времена меняются, и Кострома меняется вместе с ними… При этом в каждое мгновение многовековой истории с ней неуловимо связаны её жители, которые ложились спать и просыпались утром в этих домах, спешили по делам или на службу, шагая по улицам этого города, праздновали на его площадях, вздыхали на Муравьёвке, целовались «в четырнадцатом “К” на Фестивальной»... Эти мгновения запутывались в памяти, всплывали в разговорах с внуками, превращались в стихотворные строчки. Город во все времена был окутан надеждами и воспоминаниями. Однако было время, всего несколько десятилетий, когда люди воспоминаниями боялись делиться. В ту пору, когда за принадлежность к «чуждому» классу можно было оказаться очень далеко от Костромы, а то и вовсе расстаться с жизнью, уничтожались семейные архивы и альбомы, старики прикусывали языки, чтобы не проговориться при детях... Так выросло несколько поколений, убеждённых в том, что всё хорошее началось в СССР, а всё плохое осталось в «проклятом прошлом» – в России... К одному из таких поколений принадлежал и мальчик, которого фотограф в мае 1955 года запечатлел на постаменте памятника между Лениным и Сталиным на Советской площади Костромы. Лицо серьёзно и исполнено важности момента. Мальчику четыре года, его зовут Андрюша Анохин, и он ещё не знает, что когда-то не станет памятника, а он будет писать о старой, ушедшей Костроме. Андрей Александрович Анохин родился в Костроме 9 марта 1951 года, когда ХХ век едва вступил в свою вторую половину. Дед, тоже Андрей, крестьянин-отходник из-под Парфеньева, был репрессирован в 1937-м. Когда за ним пришли, отец, инженер-механик на обувной фабрике, думал, что это за ним, но с Александром Андреевичем обошлось, – так он и проработал до пенсии заместителем главного механика на «Х Октябре», там же работала и мама, Анна Андреевна. Их сын рос – как все, обычным советским человеком. Школа, технологический институт, армия, работа на инженерных должностях… Но в 1972 году состоялась встреча со старым фотографом Л.И. Андреевым – она подробно описана в последнем очерке этой книги. С тех пор молодой человек что-то проектировал, служа в проектно-сметном бюро, но в свободное от службы время открывал для себя старую Кострому – как Атлантиду. Новый знакомый своими открыточными дарами не только положил начало коллекции Андрея Анохина, но и направил его по нужному пути – к старикам. Они не только помогли пополнить собрание, но рассказами своими оживили изображённый на картоне мир, совсем не похожий на Россию школьных учебников. Встречи с генеалогом А.А. Григоровым, книжником Н.И. Лапиным, историком В.Н. Бочковым повлияли на молодого собирателя, по его собственному признанию, поставили его «коллекционирование на исследовательский путь». О последнем А. Анохин писал: «Книги, статьи, радиоочерки, созданные Виктором Николаевичем, поселили во многих его читателях и слушателях интерес и любовь к истории, к краю, заставили о многом задуматься, помогли по-другому взглянуть на устройство существующего общества». В начале 1980-х огромное влияние на молодого коллекционера оказал В.Я. Игнатьев, о котором А. Анохин пишет как о «выдающемся человеке, талантливом искусствоведе, гениальном чиновнике», мэтре «художественной жизни костромского края». Он подсказал собирателю ещё одно направление поиска – история фотографического дела в крае. Знания в этой области пригодились в 1986 году, когда сотрудники Костромского музея-заповедника, доверившись первому тёплому ветру перемен, начали работу над выставкой «Старая Кострома в фотографиях».
Построенная в условиях безденежья, эта выставка поражала не оборудованием или дизайном, а прорывом в запретный прежде мир старого губернского города. Она пользовалась огромным успехом у костромичей и приезжих, книга отзывов пополнялась автографами – сам Д.С. Лихачёв вписал туда добрые слова... Воспоминания – впервые за семь десятилетий! – получили право на публичное существование.
Жизнь становилась всё трудней, а краеведение – всё более востребованным. Закрывались предприятия, сгорали сбережения, а краеведческие статьи печатались в воссозданных «Костромских ведомостях», «Костромской старине», и в совсем новых изданиях – «Костромской земле», «Губернском доме». Даже московский альманах «Памятники Отечества» в 1991 г. подготовил выпуск, полностью посвящённый Костромской области. Коллекция Андрея Анохина шла нарасхват. Открытками и фотографиями из неё иллюстрировалось всё. Но после смерти последнего из старых краеведов, В.Н. Бочкова, ушедшего в марте 1991 года, стало очевидно, что надо начинать писать уже самому. Он стал работать в архивах и библиотеках Костромы и Петербурга, любимым историческим источником его исследований была старая периодика. И вот на страницах современных газет и журналов стали появляться статьи нового автора, который пристально вглядывался в лица, изображённые на снимках, пытался раскрыть особенности ситуации, в которой действовал светописец. Летом того же года увидел свет альбом «Губернский город глазами костромских фотографов». Московское издательство, открыв для себя краеведа и коллекционера, заказало ему книгу об истории костромской фотографии, но, видимо, превратности времени не позволили осуществить этот замысел. Рукопись сохранилась, она опубликована в этой книге («Провинциальная светопись»). Однако наряду с историей фотографов вдруг на первый план стал выходить ещё один герой – костромской обыватель. Когда-то слово это было ругательным, ведь со второй половины XIX века в цене были герои, деятели, творцы... Но на фоне всеобщей разрухи «лихих девяностых» ХХ столетия вдруг обнаружилась непреходящая ценность обычной жизни обычных людей, которые в поте лица добывают свой хлеб, не думая о том, чтобы разрушить всё «до основанья» в заботе о всеобщем благе... Тем более, что в это время уже видно было, что бывает «а затем»... Статьи, напечатанные в различных изданиях, бережно собраны друзьями в этой книге. Но было ещё несколько обстоятельств в жизни автора, о которых надо сказать. В конце 1990 года он повредил на работе правую руку, и работать по специальности уже не мог. Кроме того прогрессировал недуг, сгубивший в России многие талантливые головы. Андрей стал искать другую службу, долго нигде не задерживался, и писание статей в периодические издания постепенно стало одним из способов заработать на жизнь. В трудовой книжке замелькали записи: «корреспондент», «ст.н.сотрудник по издательской деятельности», «технический редактор», однако все они неизменно перемежались записью: «уволен по собственному желанию». Тем не менее, во многом именно его стараниями подготовлены к печати и проиллюстрированы книги ушедших краеведов – «Старая Кострома» В.Н. Бочкова (1997), «Деревни, сёла и города Костромского края» Д.Ф. Белорукова (2000). Те, кто работал с ним, вспоминали о том, как трепетно он относился к качеству вёрстки, к деталям оформления... Можно только представлять себе, как бережно и с каким знанием дела он издал бы тогда эту книгу, если бы такая возможность ему представилась... Он умер в рождественский сочельник, 6 января 2007 года . А издание книги состоится только сейчас... ***************************************************************************** А.А. Анохин. "Из собрания старого фотографа". Часть 1.
|