+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
26.09.2024
26 СЕНТЯБРЯ 2024 года в Костроме стартовал новый проект АНО "Дед Мазай". Поздравляем Андрея Зленко и команду проекта. Успешной реализации и новых открытий! 16.09.2024
Х Фестиваль льна «Костромская Льняница» состоится 20 сентября!
В юбилейном фестивале примут участие как индивидуальные мастера, так и целые коллективы. 11.09.2024
В Костроме 11 сентября прошел практический семинар «Возможности участия и победы в конкурсах Фонда президентских грантов». Встреча состоялась в МЦ "Пале". Участники смогли подготовиться к подаче заявки на ближайший конкурс Фонда президентских грантов и получили актуальные ответы на вопросы. 15.04.2024
На этом гербе изображен один из древнейших символов человечества. А город, для которого разрабатывалась эмблема – находился в другом месте. О гербе Кологрива – новый выпуск программы «Загадки костромской геральдики».
13.04.2024
Новый выпуск программы «Загадки костромской геральдики» посвящен древнему Галичу. Старейший герб Костромской области, признан одним из красивейших эмблем России, не смотря на то, что его современная версия лишилась большинства исторических цветов. Выражаем огромную благодарность за поддержку проекта Сергею Полякову и Татьяне Венковой.
ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...
Заказать экскурсию в музей "Губернский город Кострома" можно по телефону: +7-960-744-18-33 (Ольга) Музей "Губернский город Кострома" расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.
|
АНОХИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Историк фотографического дела в Костромском крае.Главная / * ИЗВЕСТНЫЕ КОСТРОМИЧИ / АНОХИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Историк фотографического дела в Костромском крае.
Сизинцева Л.И. Кое-что об авторе этой книги...
Предисловие к книге Андрея Анохина "Кострома в будни и праздники" Времена меняются, и Кострома меняется вместе с ними… При этом в каждое мгновение многовековой истории с ней неуловимо связаны её жители, которые ложились спать и просыпались утром в этих домах, спешили по делам или на службу, шагая по улицам этого города, праздновали на его площадях, вздыхали на Муравьёвке, целовались «в четырнадцатом “К” на Фестивальной»... Эти мгновения запутывались в памяти, всплывали в разговорах с внуками, превращались в стихотворные строчки. Город во все времена был окутан надеждами и воспоминаниями. Однако было время, всего несколько десятилетий, когда люди воспоминаниями боялись делиться. В ту пору, когда за принадлежность к «чуждому» классу можно было оказаться очень далеко от Костромы, а то и вовсе расстаться с жизнью, уничтожались семейные архивы и альбомы, старики прикусывали языки, чтобы не проговориться при детях... Так выросло несколько поколений, убеждённых в том, что всё хорошее началось в СССР, а всё плохое осталось в «проклятом прошлом» – в России... К одному из таких поколений принадлежал и мальчик, которого фотограф в мае 1955 года запечатлел на постаменте памятника между Лениным и Сталиным на Советской площади Костромы. Лицо серьёзно и исполнено важности момента. Мальчику четыре года, его зовут Андрюша Анохин, и он ещё не знает, что когда-то не станет памятника, а он будет писать о старой, ушедшей Костроме. Андрей Александрович Анохин родился в Костроме 9 марта 1951 года, когда ХХ век едва вступил в свою вторую половину. Дед, тоже Андрей, крестьянин-отходник из-под Парфеньева, был репрессирован в 1937-м. Когда за ним пришли, отец, инженер-механик на обувной фабрике, думал, что это за ним, но с Александром Андреевичем обошлось, – так он и проработал до пенсии заместителем главного механика на «Х Октябре», там же работала и мама, Анна Андреевна. Их сын рос – как все, обычным советским человеком. Школа, технологический институт, армия, работа на инженерных должностях… Но в 1972 году состоялась встреча со старым фотографом Л.И. Андреевым – она подробно описана в последнем очерке этой книги. С тех пор молодой человек что-то проектировал, служа в проектно-сметном бюро, но в свободное от службы время открывал для себя старую Кострому – как Атлантиду. Новый знакомый своими открыточными дарами не только положил начало коллекции Андрея Анохина, но и направил его по нужному пути – к старикам. Они не только помогли пополнить собрание, но рассказами своими оживили изображённый на картоне мир, совсем не похожий на Россию школьных учебников. Встречи с генеалогом А.А. Григоровым, книжником Н.И. Лапиным, историком В.Н. Бочковым повлияли на молодого собирателя, по его собственному признанию, поставили его «коллекционирование на исследовательский путь». О последнем А. Анохин писал: «Книги, статьи, радиоочерки, созданные Виктором Николаевичем, поселили во многих его читателях и слушателях интерес и любовь к истории, к краю, заставили о многом задуматься, помогли по-другому взглянуть на устройство существующего общества». В начале 1980-х огромное влияние на молодого коллекционера оказал В.Я. Игнатьев, о котором А. Анохин пишет как о «выдающемся человеке, талантливом искусствоведе, гениальном чиновнике», мэтре «художественной жизни костромского края». Он подсказал собирателю ещё одно направление поиска – история фотографического дела в крае. Знания в этой области пригодились в 1986 году, когда сотрудники Костромского музея-заповедника, доверившись первому тёплому ветру перемен, начали работу над выставкой «Старая Кострома в фотографиях».
Построенная в условиях безденежья, эта выставка поражала не оборудованием или дизайном, а прорывом в запретный прежде мир старого губернского города. Она пользовалась огромным успехом у костромичей и приезжих, книга отзывов пополнялась автографами – сам Д.С. Лихачёв вписал туда добрые слова... Воспоминания – впервые за семь десятилетий! – получили право на публичное существование.
Жизнь становилась всё трудней, а краеведение – всё более востребованным. Закрывались предприятия, сгорали сбережения, а краеведческие статьи печатались в воссозданных «Костромских ведомостях», «Костромской старине», и в совсем новых изданиях – «Костромской земле», «Губернском доме». Даже московский альманах «Памятники Отечества» в 1991 г. подготовил выпуск, полностью посвящённый Костромской области. Коллекция Андрея Анохина шла нарасхват. Открытками и фотографиями из неё иллюстрировалось всё. Но после смерти последнего из старых краеведов, В.Н. Бочкова, ушедшего в марте 1991 года, стало очевидно, что надо начинать писать уже самому. Он стал работать в архивах и библиотеках Костромы и Петербурга, любимым историческим источником его исследований была старая периодика. И вот на страницах современных газет и журналов стали появляться статьи нового автора, который пристально вглядывался в лица, изображённые на снимках, пытался раскрыть особенности ситуации, в которой действовал светописец. Летом того же года увидел свет альбом «Губернский город глазами костромских фотографов». Московское издательство, открыв для себя краеведа и коллекционера, заказало ему книгу об истории костромской фотографии, но, видимо, превратности времени не позволили осуществить этот замысел. Рукопись сохранилась, она опубликована в этой книге («Провинциальная светопись»). Однако наряду с историей фотографов вдруг на первый план стал выходить ещё один герой – костромской обыватель. Когда-то слово это было ругательным, ведь со второй половины XIX века в цене были герои, деятели, творцы... Но на фоне всеобщей разрухи «лихих девяностых» ХХ столетия вдруг обнаружилась непреходящая ценность обычной жизни обычных людей, которые в поте лица добывают свой хлеб, не думая о том, чтобы разрушить всё «до основанья» в заботе о всеобщем благе... Тем более, что в это время уже видно было, что бывает «а затем»... Статьи, напечатанные в различных изданиях, бережно собраны друзьями в этой книге. Но было ещё несколько обстоятельств в жизни автора, о которых надо сказать. В конце 1990 года он повредил на работе правую руку, и работать по специальности уже не мог. Кроме того прогрессировал недуг, сгубивший в России многие талантливые головы. Андрей стал искать другую службу, долго нигде не задерживался, и писание статей в периодические издания постепенно стало одним из способов заработать на жизнь. В трудовой книжке замелькали записи: «корреспондент», «ст.н.сотрудник по издательской деятельности», «технический редактор», однако все они неизменно перемежались записью: «уволен по собственному желанию». Тем не менее, во многом именно его стараниями подготовлены к печати и проиллюстрированы книги ушедших краеведов – «Старая Кострома» В.Н. Бочкова (1997), «Деревни, сёла и города Костромского края» Д.Ф. Белорукова (2000). Те, кто работал с ним, вспоминали о том, как трепетно он относился к качеству вёрстки, к деталям оформления... Можно только представлять себе, как бережно и с каким знанием дела он издал бы тогда эту книгу, если бы такая возможность ему представилась... Он умер в рождественский сочельник, 6 января 2007 года . А издание книги состоится только сейчас... ***************************************************************************** А.А. Анохин. "Из собрания старого фотографа". Часть 1.
|