Логин:
Пароль:
26.06.2017

   С 24 по 27 июня в Костроме в четвёртый раз проходит престижный фестиваль «Моя провинция». Участников фестиваля на набережной Волги в Костроме встретили широкой ярмаркой. Снегурочка, Ипатий, костромские богатыри и символический танец Волги за несколько минут представили гостям историю Костромской области. Также участниками фестиваля «Моя провинция» готовится творческий подарок для костромичей.

26.06.2017

Дорогие друзья! До 30 декабря 2017 года идёт голосование на сайте "ГОРОД РОССИИ. Национальный выбор".

Приглашаем всех принять участие в голосовании и отдать свой голос за нашу любимую КОСТРОМУ. Сейчас мы на СЕДЬМОМ месте. Голосуем каждый день!!! ЗА РОДНОЙ ГОРОД ОБИДНО! ПОДКЛЮЧАЕМ ВСЕХ ДРУЗЕЙ И ДЕТЕЙ!!!

22.06.2017

В День памяти и скорби в Костроме прошли мероприятия у мемориала «Вечный огонь».  Почтить память погибших на полях сражений Великой Отечественной войны и скончавшихся от ран, замученных в концлагерях и умерших от голода в оккупации собрались сотни костромичей.

22.06.2017

  Красносёлы попали в число победителей конкурса короткометражных документальных фильмов о регионе. Работы по теме "Малая родина глазами детей" оценил Государственный архив Костромской области.

16.06.2017

С 15 июня по 15 июля костромские археологи продолжат исследования уникального археологического памятника – городища Унорож, которое расположено в Галичском районе. Как жи­ли на кос­тромской зем­ле на­ши пред­ки бо­лее ты­сячи лет на­зад? Это и пред­сто­ит вы­яс­нить кос­тромским ар­хе­оло­гам.  

ЭТО ИНТЕРЕСНО ...

 

 

 


  

  

 

 



Информеры - курсы валют

АНОХИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Историк фотографического дела в Костромском крае.

Главная / * ИЗВЕСТНЫЕ КОСТРОМИЧИ / АНОХИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Историк фотографического дела в Костромском крае. 

 

Сизинцева Л.И. 

Кое-что об авторе этой книги...

 

Предисловие к книге Андрея Анохина "Кострома в будни и праздники"

 
anohin.jpg

  Времена меняются, и Кострома меняется вместе с ними… При этом в каждое мгновение многовековой истории с ней неуловимо связаны её жители, которые ложились спать и просыпались утром в этих домах, спешили по делам или на службу, шагая по улицам этого города, праздновали на его площадях, вздыхали на Муравьёвке, целовались «в четырнадцатом “К” на Фестивальной»... Эти мгновения запутывались в памяти, всплывали в разговорах с внуками, превращались в стихотворные строчки. Город во все времена был окутан надеждами и воспоминаниями.

 Однако было время, всего несколько десятилетий, когда люди воспоминаниями боялись делиться. В ту пору, когда за принадлежность к «чуждому» классу можно было оказаться очень далеко от Костромы, а то и вовсе расстаться с жизнью, уничтожались семейные архивы и альбомы, старики прикусывали языки, чтобы не проговориться при детях... Так выросло несколько поколений, убеждённых в том, что всё хорошее началось в СССР, а всё плохое осталось в «проклятом прошлом» – в России...

 К одному из таких поколений принадлежал и мальчик, которого фотограф в мае 1955 года запечатлел на постаменте памятника между Лениным и Сталиным на Советской площади Костромы. Лицо серьёзно и исполнено важности момента. Мальчику четыре года, его зовут Андрюша Анохин, и он ещё не знает, что когда-то не станет памятника, а он будет писать о старой, ушедшей Костроме.

Андрей Анохин 4 года май 1955

 Андрей Александрович Анохин родился в Костроме 9 марта 1951 года, когда ХХ век едва вступил в свою вторую половину. Дед, тоже Андрей, крестьянин-отходник из-под Парфеньева, был репрессирован в 1937-м. Когда за ним пришли, отец, инженер-механик на обувной фабрике, думал, что это за ним, но с Александром Андреевичем обошлось, – так он и проработал до пенсии заместителем главного механика на «Х Октябре», там же работала и мама, Анна Андреевна. Их сын рос – как все, обычным советским человеком. Школа, технологический институт, армия, работа на инженерных должностях…

 Но в 1972 году состоялась встреча со старым фотографом Л.И. Андреевым – она подробно описана в последнем очерке этой книги. С тех пор молодой человек что-то проектировал, служа в проектно-сметном бюро, но в свободное от службы время открывал для себя старую Кострому – как Атлантиду.

 Новый знакомый своими открыточными дарами не только положил начало коллекции Андрея Анохина, но и направил его по нужному пути – к старикам. Они не только помогли пополнить собрание, но рассказами своими оживили изображённый на картоне мир, совсем не похожий на Россию школьных учебников. Встречи с генеалогом А.А. Григоровым, книжником Н.И. Лапиным, историком В.Н. Бочковым повлияли на молодого собирателя, по его собственному признанию, поставили его «коллекционирование на исследовательский путь». О последнем А. Анохин писал: «Книги, статьи, радиоочерки, созданные Виктором Николаевичем, поселили во многих его читателях и слушателях интерес и любовь к истории, к краю, заставили о многом задуматься, помогли по-другому взглянуть на устройство существующего общества».

anohin-2.jpg   

 В начале 1980-х огромное влияние на молодого коллекционера оказал В.Я. Игнатьев, о котором А. Анохин пишет как о «выдающемся человеке, талантливом искусствоведе, гениальном чиновнике», мэтре «художественной жизни костромского края». Он подсказал собирателю ещё одно направление поиска – история фотографического дела в крае.

 Знания в этой области пригодились в 1986 году, когда сотрудники Костромского музея-заповедника, доверившись первому тёплому ветру перемен, начали работу над выставкой «Старая Кострома в фотографиях».

выставка Старая Кострома в фотографиях 1986.

 Построенная в условиях безденежья, эта выставка поражала не оборудованием или дизайном, а прорывом в запретный прежде мир старого губернского города. Она пользовалась огромным успехом у костромичей и приезжих, книга отзывов пополнялась автографами – сам Д.С. Лихачёв вписал туда добрые слова... Воспоминания – впервые за семь десятилетий! – получили право на публичное существование.

Андрей Анохин на вытавке Старая Кострома в фотографиях1986 г. выставка Старая Кострома в фотографиях 1986.1

 

 Жизнь становилась всё трудней, а краеведение – всё более востребованным. Закрывались предприятия, сгорали сбережения, а краеведческие статьи печатались в воссозданных «Костромских ведомостях», «Костромской старине», и в совсем новых изданиях – «Костромской земле», «Губернском доме». Даже московский альманах «Памятники Отечества» в 1991 г. подготовил выпуск, полностью посвящённый Костромской области.

 Коллекция Андрея Анохина шла нарасхват. Открытками и фотографиями из неё иллюстрировалось всё. Но после смерти последнего из старых краеведов, В.Н. Бочкова, ушедшего в марте 1991 года, стало очевидно, что надо начинать писать уже самому. Он стал работать в архивах и библиотеках Костромы и Петербурга, любимым историческим источником его исследований была старая периодика.

 И вот на страницах современных газет и журналов стали появляться статьи нового автора, который пристально вглядывался в лица, изображённые на снимках, пытался раскрыть особенности ситуации, в которой действовал светописец. Летом того же года увидел свет альбом «Губернский город глазами костромских фотографов». Московское издательство, открыв для себя краеведа и коллекционера, заказало ему книгу об истории костромской фотографии, но, видимо, превратности времени не позволили осуществить этот замысел. Рукопись сохранилась, она опубликована в этой книге («Провинциальная светопись»).

anohin-3.jpg   Однако наряду с историей фотографов вдруг на первый план стал выходить ещё один герой – костромской обыватель. Когда-то слово это было ругательным, ведь со второй половины XIX века в цене были герои, деятели, творцы... Но на фоне всеобщей разрухи «лихих девяностых» ХХ столетия вдруг обнаружилась непреходящая ценность обычной жизни обычных людей, которые в поте лица добывают свой хлеб, не думая о том, чтобы разрушить всё «до основанья» в заботе о всеобщем благе... Тем более, что в это время уже видно было, что бывает «а затем»... Статьи, напечатанные в различных изданиях, бережно собраны друзьями в этой книге.

 Но было ещё несколько обстоятельств в жизни автора, о которых надо сказать. В конце 1990 года он повредил на работе правую руку, и работать по специальности уже не мог. Кроме того прогрессировал недуг, сгубивший в России многие талантливые головы. Андрей стал искать другую службу, долго нигде не задерживался, и писание статей в периодические издания постепенно стало одним из способов заработать на жизнь. В трудовой книжке замелькали записи: «корреспондент», «ст.н.сотрудник по издательской деятельности», «технический редактор», однако все они неизменно перемежались записью: «уволен по собственному желанию».

 Ноябрь 2006 Фото Л. СизинцевойТем не менее, во многом именно его стараниями подготовлены к печати и проиллюстрированы книги ушедших краеведов – «Старая Кострома» В.Н. Бочкова (1997), «Деревни, сёла и города Костромского края» Д.Ф. Белорукова (2000). Те, кто работал с ним, вспоминали о том, как трепетно он относился к качеству вёрстки, к деталям оформления... Можно только представлять себе, как бережно и с каким знанием дела он издал бы тогда эту книгу, если бы такая возможность ему представилась...

   Он умер в рождественский сочельник, 6 января 2007 года . А издание книги состоится только сейчас...

*****************************************************************************

А.А. Анохин. "Из собрания старого фотографа". Часть 1. 
А.А. Анохин. "Из собрания старого фотографа". Часть 2. Сергей Александрович Орлов.
А.А. Анохин. "Из собрания старого фотографа". Часть 3. Александр Александрович Макаревский.
А.А. Анохин.  "Светописец ЕФИМ ЧЕСТНЯКОВ". 
А.А. Анохин. "Юбилейный городок".
А.А. Анохин. "Провинциальная светопись".
А.А. Анохин. "Фотографический вернисаж". 

А.А. Анохин. "Летописец Волги. М. П. Дмитриев". 
А.А. Анохин. "Светопись А. Шмидта".
А.А. Анохин. "Хроника провинциального фотографа. Д. И. Пряничников".
А.А. Анохин. "Подарок краеведа. Г. И. Лебедев".
А.А. Анохин. "Фотограф из "электрички". А. П. Любимцев".
А.А. Анохин. "Из собрания старого фотографа. Л. И. Андреев".
А.А. Анохин. "Свидетели прошлого".
А.А. Анохин. Пасхальная панорама старого города.
А.А. Анохин. Весна в Костроме.  
А.А. Анохин. Мартовская гастроль 1912 года.  
А.А. Анохин. Лодочные сюжеты городского лета. 
А.А. Анохин. Лето - время купальное.  
А.А. Анохин. Как мороженое в Костроме начиналось. 
А.А. Анохин. Господа дачники. 
А.А. Анохин. В ясные осенние вечера.
А.А. Анохин. Осень в старой Костроме.
А А. Анохин. Как уходила Волга зимовать.  
А.А. Анохин. Зимняя Волга. 
А.А. Анохин. Тепло для народа и морозные знаки. 
А.А  Анохин. Городские катки. 
А.А. Анохин. Кострома рождественская. 
А.А. Анохин. Госпожа В. первая красавица Костромы.
А.А. Анохин. Святочный чай.
А.А. Анохин. Масленичный город.
А.А. Анохин. Весенний торг.  
А.А. Анохин. Звоны над городом.  
А.А. Анохин. Бессловесный сотрудник почтового ведомства.
А.А. Анохин. Cлуховой телефон держать плотно приложенным к уху... 
А.А. Анохин. Легковой извоз – дело давнее. 
А.А. Анохин. Костромские трубочисты. 
А.А. Анохин. Откуда дровишки. 
А.А. Анохин. Полоскательные предприятия. 
А.А. Анохин. Торговая баня: «в нумер» или в отделение? 
А.А. Анохин. Распивочно и на вынос...  
А.А. Анохин. Кострома пила шкаликами, мерзавчиками и даже вёдрами. 
А.А. Анохин.  Цервелат, салами, варёная с чесноком.
А.А. Анохин. Сюрпризы наших кондитеров.
А.А. Анохин. Рекламная тропа. 
А.А. Анохин.  Костромской парфюм.
А.А. Анохин. Из жизни «артистичных» механизмов,  или поющие и говорящие машины.
А.А. Анохин.  Этот безумный  XIX век, или циклисты в городе.
А.А. Анохин. Гонщик «Чёрная смерть». 
А.А. Анохин. Дело о собаках. 
А.А. Анохин. Ретирады.
А.А. Анохин. Жизнь и нравы «золотой роты».
А.А. Анохин. Часовые обывательского покоя.
А.А. Анохин. История «сковородки» как народного сквера.
А.А. Анохин. Судьба памятника.
А.А. Анохин. Город с часами  без времени.
А.А. Анохин.  Из жизни беседки.
А.А. Анохин. Торговые пространства Костромы.
А.А. Анохин. Городская дума – друг торговцев.
А.А. Анохин.  Геннадий Ботников и его сквер.
А.А. Анохин. Старый «Старый двор»
А.А. Анохин. Площадь в Кузнецах.
А.А. Анохин. Дом на Муравьёвке.
А.А. Анохин. Преображение Костромы (1903–1913).
А.А. Анохин. Домашний музей И.Л. Лапина.
А.А. Анохин. Парковый проект 1915 года.
А.А. Анохин. В годы всероссийского бедствия.