+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
02.10.2024
2 октября 2024 г. в читальном зале архива прошла презентация книги П.С. Казанского «Историческое описание Костромского Богоявленского монастыря». Обнаружение рукописи, известной ранее только по упоминаниям в работах И.В. Баженова, а затем ее публикация стали событием для костромского краеведения. Издание осуществлено Костромской епархией Русской Православной Церкви по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта и при поддержке Издательского совета Русской Православной Церкви. 26.09.2024
26 СЕНТЯБРЯ 2024 года в Костроме стартовал новый проект АНО "Дед Мазай". Поздравляем Андрея Зленко и команду проекта. Успешной реализации и новых открытий! 16.09.2024
Х Фестиваль льна «Костромская Льняница» состоится 20 сентября!
В юбилейном фестивале примут участие как индивидуальные мастера, так и целые коллективы. 11.09.2024
В Костроме 11 сентября прошел практический семинар «Возможности участия и победы в конкурсах Фонда президентских грантов». Встреча состоялась в МЦ "Пале". Участники смогли подготовиться к подаче заявки на ближайший конкурс Фонда президентских грантов и получили актуальные ответы на вопросы. 15.04.2024
На этом гербе изображен один из древнейших символов человечества. А город, для которого разрабатывалась эмблема – находился в другом месте. О гербе Кологрива – новый выпуск программы «Загадки костромской геральдики».
ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...
Заказать экскурсию в музей "Губернский город Кострома" можно по телефону: +7-960-744-18-33 (Ольга) Музей "Губернский город Кострома" расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.
|
КОМЛЕВ ГЕРМАН АЛЕКСЕЕВИЧ - Мастер почтовой миниатюры.Главная / * ИЗВЕСТНЫЕ КОСТРОМИЧИ / КОМЛЕВ ГЕРМАН АЛЕКСЕЕВИЧ - Мастер почтовой миниатюры.
Воробьев М.
(1933 – 2000) Художник почтовой миниатюры
Родился Г.А. Комлев 11.10.1933 г. в селе Судиславль (до 1918 г. – город) в 50 км. к северо-востоку от Костромы. Рос в многодетной семье. С детства любил рисовать. В 1947 г., окончив 7 классов Судиславской школы, поступил в Костромское художественное училище, основателем и директором которого был Николай Павлович Шлеин.
Именно под руководством Шлеина раскрылся талант молодого художника – хотя учебу после второго курса пришлось оставить. Профессиональное образование среднего и высшего уровня тогда было платным, а семья Комлевых сильно нуждалась, и денег на учебу не было. Кроме училища в 1948-1949 гг. Герман дополнительно занимался в изостудии при Костромском Дворце пионеров у Алексея Ивановича Рябикова. В конце 1952 г. Германа призвали служить на Балтийский флот. Это был новый подарок судьбы и новая ступень в его образовании, поскольку служил он в Студии военных моряков при Клубе моряков в Ленинграде. Помимо оформительской работы Герман участвовал во всех мероприятиях ансамбля Балтийской военно-морской базы, занимался сценографией. В увольнении посещал музеи, театры. Много ему, деревенскому, по сути, парню, дало общение с талантливыми в своих областях искусства сослуживцами. Как вспоминал его друг Аркадий Кац (ныне – известный театральный режиссер): «В увольнение мы часто ходили вместе. Но если в театре я был для него, несомненно, полезен, то в музеях мы менялись ролями. Но чаще всего мы просто бродили по Питеру. Его дворцы, каналы, ансамбли становились частью и твоей судьбы. Кто умел этим распорядиться, получал запас прочности на всю жизнь. Комлев принадлежал к их числу. К чему бы ни прикасались его руки, будь то живопись, рисунок, портрет, карикатура, прикладное искусство, даже плакаты, украшавшие стены экипажа, были замечательно выполнены».
Незадолго до демобилизации, весной 1956 года, Комлев женился на своей землячке Нине Сергеевой, жившей тогда у своей тети в Москве. Со службы к молодой жене он вернулся с «приданым» - полным чемоданом книг. Жить Комлевы поначалу стали в московской коммуналке – но часто навещали родину, Судиславль. У них родилось два сына – в 1957 г. и в 1964 г. Сначала Герман работал художником-оформителем в клубе, подрабатывал в газетах. В 1959 году он дополнительно начал сотрудничать с Росторгрекламой, Внешторгрекламой и Московским комбинатом торговой рекламы. Создавал плакаты, каталоги, проспекты, этикетки и другую продукцию.
Его качественная работа отмечалась почетными грамотами от указанных предприятий. Работа в рекламных агентствах продолжалась до 1975 года. Но наиболее значимой для Комлева стала работа в жанре почтовой миниатюры, начавшаяся в середине 1960-х гг. и прекратившаяся только со смертью художника. Вот как он сам рассказывал об этом: «В 1966 году меня пригласили в Дирекцию по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты. Делал я сначала открытки и конверты. Приглядывался к тому, как работают именитые художники-марочники, учитывал собственные ошибки, да и товарищи советами помогали. Создал уже много марок, но скажу честно – каждая дается трудно. Замысел должен «созреть» только после тщательного изучения материала. Вот почему наши художники редко ошибаются в отображении темы – любую фальшь или домысел филателисты сразу же обнаружат, промахов нам они не прощают. Чем интереснее тема, тем увлекательнее над ней работать. Работая над новым сюжетом, обогащаешь в первую очередь самого себя. Казалось бы, сколько всего известно уже о живописцах Эпохи Возрождения. Однако, во время подготовки цикла «Сокровища Эрмитажа» часто ловил себя на мысли, что вступаю в неизведанную область.
Работая над марками по истории отечественной почты, я почти два года потратил на изучение материалов: побывал в музее связи им.Попова, в Историческом музее в Москве. Много часов провел в архивах и библиотеках. И когда мои эскизы включили в план выпуска, а позднее утвердили в Академии наук СССР, испытал большое удовлетворение.
Или другой пример. Творческий контакт с Владимиром Джанибековым, с которым мы нарисовали не одну марку, помог мне лучше познакомиться с трудовыми буднями героев космоса, их настроением, психологией и нюансами быта.
Манера изображения у каждого художника своя, личная. Это почерки, стили, даже инструменты – фломастер и перо, игла и резец.
Поэтому качество выпущенной марки во многом зависит от гравера. Среди современных художников-миниатюристов, за редким исключением, «чистых» граверов вы не встретите. Поэтому создание оригиналов в технике гравюры оборачивает ся нередко несоответствием, а порой – искажением первоначального замысла. Например, почтовую марку, посвященную 50-летию Ю.А.Гагарина, я задумал как гравюру, но она не получилась, во многом потеряв при печати художественность. К сожалению, в стране нет пока специальных школ, где учили бы гравировать марки, стремясь сохранить при этом особенность авторского письма. Люблю живопись, полную красок, в графике ценю сдержанность. Когда нужно показать реальное событие или конкретный предмет, изображаю их, как есть, без всяких домыслов. Именно так я делал «Шедевры древнерусской культуры». Есть темы, требующие иного решения. Работая над выпуском к девятому всемирному конгрессу кардиологов в Москве, я столкнулся с проблемой, как изобразительно представить науку о сердце. Решил, что без символики здесь не обойтись. Она мне и продиктовала нужную манеру в рисунке конверта – четко обозначенную электрокардиограмму на фоне человеческого сердца.
Художнику часто приходится делать марки на самые неожиданные сюжеты. В этом трудность и привлекательность нашей работы. Но есть темы, которые «не даются». Особенно там, где требуется монументальная плакатная манера решения. В будущем хотелось бы работать над сюжетами, которые, прежде всего, соответствовали бы моим представлениям о мире, в котором мы живем. И они обязательно должны быть носителями гуманной идеи. Думаю, что в будущем свое главное предназначение почтовая марка сохранит – быть, прежде всего, знаком почтовой оплаты. Возможно, для ее производства будут найдены новые материалы и способы печати, которые без потерь могут передать целостность графического оригинала». Его работы в жанре почтовой миниатюры были отмечены различными наградами и призами. Журнал «Филателия СССР» ежегодно проводил конкурс «Лучшая марка года». Начиная с 1970 года, почтовые миниатюры Г.А.Комлева занимали в нем призовые места: 1970 год - серия «Зарубежная живопись в музеях СССР» - 1 место в третьем разделе конкурса; 1973 год - серия «Зарубежная живопись в музеях СССР» - 3 место во втором разделе конкурса; 1974 год - серия «Зарубежная живопись в музеях СССР» - 3 место во втором разделе конкурса; 1975 год - серия «500-летие со дня рождения Микеланджело» - 3 место во втором разделе конкурса; - серия «Шедевры древнерусской культуры» - 1 место во втором разделе конкурса; - серия «Игры XXII Олимпиады. Москва-80» - 2 место во втором разделе конкурса; 1978 год – серия «96 суток в космосе на борту «Салюта-6» - 1 место во втором разделе конкурса; 1979 год – почтовый блок «25-летие подвига покорителей целины» - 2 место в первом разделе конкурса; - серия «Исследования на орбитальном комплексе «Союз-32 – Салют-6 – Союз-34» - 1 место во втором разделе конкурса; 1981 год – почтовый блок «Открытие линии тропосферной связи СССР-Индия» и серия «185 суток в космосе» - 3 место в первом разделе конкурса; - серия «20-летие первого полета человека в космос» - 1 место во втором разделе конкурса; 1984 год – почтовая марка «Завершение строительства главного пути БАМа» - 4 место в первом разделе конкурса; - серия «Оружие победы» - 1 место во втором разделе конкурса; - почтовая марка «50-летие со дня рождения Ю.А. Гагарина» - 2 место во втором разделе конкурса; 1986 год – почтовая марка «27-й съезд КПСС» - 1 место в первом разделе конкурса; - блок «Международное сотрудничество по изучению кометы Галлея» - 1 место во втором разделе конкурса. За серию почтовых марок «Портреты национальных героев», выполненную в 1976 году для Демократической Республики Мадагаскар, был награжден Грамотой от Президента этой республики. За работы, выполненные для американской фирмы «Юникавер», в 1984 году был награжден памятным призом этой фирмы – плакеткой «Золотая марка». За пропаганду достижений отечественной космонавтики на почтовых марках награждался: - грамотами и подарками Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина; - юбилейными медалями ЦПК: «20 лет ЦПК», «30 лет ЦПК», «50 лет Ю.А. Гагарину»; - Дипломом и медалью «Интеркосмос» Академии наук СССР; - медалью С.П.Королева РКК «Энергия»; - золотой медалью К.Э.Циолковского Федерации космонавтики СССР; - грамотой Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. За долголетнюю безупречную работу и успешное выполнение заданий по подготовке оригиналов маркированной продукции награждался: - медалью «100-летие со дня рождения В.И. Ленина»; - Дипломами Министерства Связи СССР; - грамотами ДИЭЗПО. Всего за время работы в области почтовой миниатюры по эскизам художника Комлева было выпущено для СССР, РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья:
более 100 специальных почтовых штемпелей.
Каждый раз, приезжая в родные места, Герман Комлев встречался с руководством района, посещал встречи с коллективами колхозов и предприятий, проводил занятия в Судиславской детской художественной школе. Он также печатал свои рассказы и статьи в местной газете, поддерживал дружеские отношения с местным батюшкой. За большой вклад в дело возрождения культуры российского села, оздоровление духовного мира человека в 1997 году Г.А. Комлеву было присвоено звание «почетный гражданин пос. Судиславль». Такая насыщенная заботами жизнь не могла не сказаться на здоровье художника. В конце 1999 года самочувствие Германа Алексеевича резко ухудшилось. Несколько лет до этого он страдал язвой двенадцатиперстной кишки, и недомогание списали на данную болезнь. Однако очередной курс лечения не помог – пациенту становилось все хуже, хотя он проводил довольно много времени в стационаре.
В конце мая 2000 года, находясь в деревне Митюшино Судиславского района, Комлев почувствовал очередной приступ болезни. Он был срочно госпитализирован в Костромскую областную больницу, где у него обнаружили необратимые изменения в почках. Эта болезнь протекала скрыто, без выраженных симптомов – и врачи оказались уже не в состоянии чем-либо помочь. Германа Алексеевича, по его просьбе, выписали из больницы, и сын отвез его в Митюшино – дорогу домой в Москву больной мог не выдержать.
24 июня 2000 года Герман Алексеевич Комлев скончался и был похоронен на кладбище пос. Судиславль. Впоследствии на его могиле был установлен памятник, на котором художник изображен за работой над очередной серией почтовых марок. С тех пор каждый год вдова и дети Германа Комлева посещают эту могилу в день его рождения - 11 октября. Память об известном земляке хранят также сотрудницы Судиславского краеведческого музея, где хранится архив художника – некоторые его работы, как в жанре плаката, так и почтовой миниатюры, статьи о нем и написанные им, документы, фотографии. Будучи человеком широкой души, художник еще при жизни передал в музей часть личных архивов, где периодически устраиваются экспозиции его работ.
Творческое наследие художника было столь обширно, что сам он ещё при жизни начал систематизировать информацию о выполненных им «филателистических» заказах. Появилась идея создания каталога почтовых марок авторства Комлева. Ее озвучил в середине 1990-х гг. костромской филателист Вениамин Андреевич Бекишев, лично знакомый с художником. Последнему идея понравилась. К сожалению, работе над каталогом мешали различные обстоятельства - в 2000-м году не стало Германа Комлева, а через 2,5 года скончался и его костромской знакомый. Тем не менее, эта идея увлекла других костромских филателистов. В период 2003-2005 гг. была собрана информация, достаточная для выпуска книги – не просто каталога марок, а творческой биографии художника редкого жанра.
Из-за дороговизны издания полноцветной книги авторы ограничились пробным тиражом в 20 экземпляров, один из которых имеется в читальном зале областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской. Но работа не была закончена – продолжались поиски оригиналов или хотя бы изображений «комлевских» почтовых марок и конвертов. В век цифровых технологий проще бумажного оказалось сделать электронный вариант книги – и весной 2010 года был выпущен тираж компакт-диска «Мастер почтовой миниатюры Герман Комлев». На диске представлены не только изображения практически всех почтовых миниатюр, созданных художником, но и приведены его биография, тексты публикаций в судиславской районной газете «Сельская жизнь», воспоминания коллег и друзей.
|