+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
![]() 14.01.2025
Советуем посетить экспозицию «Донбасский уголь» в Центре русского искусства (площадь Мира, 2), состоящую из серии портретов современных героев России - участников специальной военной операции, которые, рискуя жизнью, рассказывают правду о военных действиях. Все они написаны углем на бумаге, что символично перекликается с темой Донбасса - крупнейшего месторождения угля. Новая экспозиция открывает цикл областных мероприятий «Кострома. Время героев», посвящённый участникам специальной военной операции и предстоящему 80-летию Победы. Вглядываясь в лица изображенных людей, можно увидеть все оттенки эмоционального состояния и разные человеческие чувства. Автор работ— руководитель документального вещания телеканала RT Екатерина Яковлева, начала писать портреты под обстрелами ВСУ. 14.01.2025
Старый Новый год отмечают в ночь с 13 на 14 января. В 2025 году праздник выпадает на вторник. Появление этого праздника связано со сменой летоисчисления, которая произошла в 1918 году. По старому стилю, который использовался до этого, Новый год отмечался 1 января, но после реформы он сместился на 14 января. С тех пор 14 января в России стали отмечать Новый год по старому стилю — или же старый Новый год. Вскоре этот праздник прочно вошел в народный календарь. И хотя официально он не является выходным днем, россияне с удовольствием устраивают еще одно новогоднее застолье в кругу семьи. Также старый Новый год отмечают те, кто не смог встретить Новый год из-за работы или по другим причинам. После праздника череда новогодних гуляний подходит к концу, с елок снимают украшения и выносят из дома, а искусственные деревья убирают на антресоли до следующего года. Самой же традиции устраивать пышные торжества по случаю Нового года мы обязаны Петру I. Своим указом царь перенес праздник с 1 сентября на 1 января. Тогда же появилась традиция украшать дома еловыми или сосновыми ветвями и устраивать новогодние маскарады. 09.01.2025
В Костромской области Святки и колядки отмечают, начиная с Рождественского Сочельника и до Крещения Господня, то есть с 6 по 19 января. Одна из традиций в период Святок — колядование. Ряженые ходят по домам, исполняют колядки, танцуют или же разбрасывают зерно, поздравляют с праздником хозяев дома. Колядующих нужно встретить угощением и небольшими подарками (например, мелкой монетой). Кроме того, 13 января в Костроме отмечают проводы старого года: в этот день рекомендуют выбрасывать старые вещи и прощать давние обиды, чтобы войти в Новый год только с хорошими эмоциями. 14 января у предков было принято обходить дом с тремя свечами: считалось, что это помогает прогнать из дома все беды. Считалось, что во время Святок главная традиция — проводить время с семьёй, не ссориться и радовать друг друга даже по мелочам. 18 января отмечают Крещенский сочельник, а 19 января — Крещение Господне. В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост. 07.01.2025
Поздравляем с Рождеством Христовым! В этот светлый праздник желаем мира и добра, любви и счастья, благополучия, успеха и крепкого здоровья. Пусть ангел-хранитель оберегает всех вас от бед, а в душе воцарятся вера, покой и благодать! 31.12.2024
С Новым годом, дорогие друзья! Пусть новый год принесёт много новых достижений, крепкого здоровья и любви, пусть все задуманное сбудется. Пусть счастьем и добротой будет наполнен каждый дом. Пусть вдохновение и любовь сделают жизнь светлее и ярче. Пусть год идущий будет светлым, приносящим много положительных эмоций, здоровья, достатка и улыбок на лицах родных и близких людей. ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...
Заказать экскурсию в музей "Губернский город Кострома" можно по телефону: +7-960-744-18-33 (Ольга) Музей "Губернский город Кострома" расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.
|
Краткое описание Галичского музея местного края. 1929 г.Главная / * ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / Краткое описание Галичского музея местного края. 1929 г.
Краткое описание Галичского музея местного края. -
Галич, 1929. - 12 с.
За отсутствием средств и постоянного музейного работника, музейное дело шло, однако, с перебоями. Музей несколько раз закрывали, переводили в разные помещения, что тормозило сколько-нибудь серьезную и углубленную в нем работу. 1 октября 1922 г. музей получил две комнаты деревянного здания во дворе школы II ст., где и был сосредоточен, мало пополняясь, до 1927 г. С октября месяца 1926 г. музей стал финансироваться Галичским УИК’ом, благодаря чему работа его оживилась и вошла в нужную колею действительно музейной работы. Отпущенные на экспонаты, инвентарь и хозяйственные нужды средства так же явились крупнейшим подспорьем в деле благоустройства и роста музея. 11 апреля 1927 г. Городской Совет предоставил музею часть большого каменного здания в центре города; в августе месяце того же года, в виду расширения работы, музей получил дополнительно новые комнаты. В помещении Горсовет произвел небольшой ремонт. 1 ноября 1927 г. музей открылся в новом здании на ул. Свободы, 18. В настоящее время музей насчитывает в своих собраниях свыше 1000 отдельных экспонатов, не считая коллекций. Экспонаты поступили: из б. усадеб, церквей, учреждений, частных лиц и с выставки «10 лет Октября в Галичском уезде», организованной при музее к октябрьским торжествам. В последнее время, кроме того, пополнение идет путем экспедиций сотрудников музея по району. Музей имеет следующие отделы: города, художественный, историко-бытовой, этнографический, древне-русского искусства, естественно-исторический, доисторический. историко-революционный и промышленно-экономический. В таком порядке временного размещения собраний по комнатам пойдет и наше описание. Помимо этого, в музее собирается книгохранилище (около 10000 т.), рукописный и фото-архивы. Отдел города. Поднявшись на первую площадку лестницы, посетитель останавливается перед огромными картами и планами занявшими все стены вестибюля. Это – старинные планы города Галича, Галичского озера (1820, 1838 и др. л.) и карта Костромской губернии. Над ними – несколько этюдов Галича, работы художника С. Власова. В следующей небольшой комнате – этюды того же художника: «Галич с озера», «Рыбная слобода» и др.; превосходный рисунок углем Г. Макарова «Старинный дом в Галиче», копия П. Щулепникова с гравюры П. П. Свиньина (из книги «Картины России» 1839 г.). «Вид на город Галич с южной стороны в начале XIX столетия»; и в настенной витрине – собрание (12) фотографий Шевякова «Галич в 1882 году». Исключительный интерес представляет акварель местного купца Боковина (1848 г.), изображающая базарную площадь в Галиче с северной стороны. Это отлично сделанный документ для истории Галича и его быта сороковых годов прошлого столетия. В витрине можно видеть должностные знаки галичского городского головы, члена городской управы и мещанского старосты. Рядом – чугунное ядро, может быть, времен княжения последнего галичского князя Дмитрия Шемяки (15 век; найдено недалеко от места известного в Галиче под названием «Столбище», «Балчуг» или «Холм Шемяки», где, по преданиям, был дворец князя). Художественный отдел является в значительной степени продолжением отдела города. Здесь представлено, далеко, впрочем не полно, творчество художников – местных уроженцев, большая часть работ которых – этюды, написанные масляными красками с разных уголков Галича и его окрестностей. В этом направлении особенно много сделано С. Власовым (родился в дер. Пеньки близ Галича); отметим наиболее интересные из работ: «Галичский базар» (4 этюда), «Галич» (6), «Комсубботник в Галиче», «Сети» и проч. Молодой талантливый художник Г. Макаров представлен тремя ещё ученическими работами: «С Балчуга», «Сыро» и «Октябрь». художник И. Каликин (родился в дер. Шокше близ Галича) с 8 старыми картинами (1903 – 6 – 7 и 16 г.г.) стоит несколько особняком от других художников. Условия краткого очерка не позволяют остановиться сколько-нибудь подробно на своеобразном творчестве даровитого художника, картины которого, особенно «Рыбачихи», всегда задерживают внимание вдумчивого посетителя. Наконец из местных художников. представлен пока еще одной работой («Уголок Галича») художник-самоучка П. Щулепников. Другая половина комнаты занята картинами, вывезенными в свое время из б. усадеб Галичского края и полученными из фондов разных музеев. Это – «Весна» В. Переплетчикова (1896 г.), пейзажи: И. Шишкина (1892 г.), Шильдера (1895 г.) и Крыжицкого (1905 г.); «У свежей могилы» М. Келата (1887), «Девушка» А. Павлова, «Римские девушки» Н. Александрова (1895) и несколько старинных дворянских портретов.
В витринах, на деревянных подставках и столиках, собран разнообразный материал касающийся дворянского, купеческого и крепостного быта: жалованные грамоты царей – Алексея Михайловича, Ивана и Петра Алексеевичей, гербы, хозяйственные, «оброшные» и продажи крепостных книги, родословная князей Вяземских, изразцыXVIII века, бронзовые и стеклянные подсвечники, вазы, дорожная шкатулка и т. д.
Еще дальше по стене – орудия деревенского труда, в недалеком будущем подлинные музейные редкости: косуля, соха, деревянная борон и т. д., ткацкий стан, льномялка и др. изделия из целоможного дерева. Прямо, на стене, небольшое собрание народной резьбы по дереву: карнизы, наличник, расписные дуги и несколько прях; в трех настенных витринах – образцы льняной ткани из с. Кабанова, Галичского района, концов тканых полотенец и скатертей. В застекленном шкафу – старинные Галичские штофные шугаи, полушугаи и сарафаны; в витрине – кокошники и шелковые платки – головные уборы галичанок, давно уже вышедшие из употребления. И наконец – коллекция из нескольких светцов, две долбленых пивных братины, деревянный замок и безмен, залавок, пряничная доска и многие другие предметы обихода. В числе других отделов – это один из самых полных и посещаемых.
Когда-то страшилища и предметы религиозного поклонения, ныне статуи перенесены в музей. Почти все они грубой, но оригинальной работы неведомого резчика. Наиболее интересными являются: «Распятие Христа с предстоящими» (из с. Палкина), «Христос в темнице», (2-из Фролов и Синцова) и Параскева Пятница (из. с. Туровского); хороши также разные царские врата 18 века. Из древней живописи особого внимания заслуживают иконы спасителя и архангелов Михаила и Гаврила. Огромая икона, изображающая «Страшный суд божий», затейливо предлагает посетителю известную церковную басню о райском блаженстве и адских мучениях человека за гробом. В витринах и настенных щитах – рукописные книги («Страсти господни» и др.), вериги из б. Никольского женского монастыря, старинная оловянная посуда, медные складни и пр. О церковной архитектуре края и ряде памятников древне-русского искусства (живописи и скульптуры), хранящихся в церквах, дают известное представления фотографии С. А. Орлова и М. М. Смодор. Естественно-исторический отдел начинает другую половину здания, куда нужно пройти или вернувшись обратно через все описанные отделы, или прямо с площадки вестибюля в противоположную отделу города дверь. Отдел, сравнительно с другими, бедный пока экспонатами, дает посетителю довольно полное представление о ряде естественно-исторических процессов, совершавшихся в крае на протяжении многих тысячелетий. Необходимо отметить: геологическую коллекцию, разбитую на породы: горные, осадочные и ископаемые; около нее в застекленных небольших ящиках – полезные ископаемые края (охра, известковый туф и др.); коллекцию остатков млекопитающих из Россоловского ж. д. карьера и др. мест края *всего 60 экз.) тут: мамонт, шерстистый носорог, овцебык, бизон и др. животные – обитатели края в послеледниковый период. Диаграммы, показывающие количество осадков, толщину снежного покрова и т. д., знакомят с главнейшими метеорологическими элементами края. Живая природа представлена образцами преобладающих пород местных деревьев, гербарием, энтомологической коллекцией и чучелами. Особый уголок отведен здесь Галичскому озеру, где выставлены карта и коллекция рыб озера.
Интерес представляют выставленные в шкафу, вместе с перечисленным материалом, случайные археологические находки: 5 каменных топоров и молотков различной формы (доставлены крестьянами – краеведами и школьниками) и железные топоры литовского типа относящиеся, по определению археологов, к 3-му столетию нашей эпохи (найдены в осыпи городского вала в г. Галиче). Историко-революционный отдел. В двух центральных комнатах музея, по сторонам которых размещены описанные события, находятся самые молодые из всех отделы: историко-революционный и промышленно-экономический. Первый составляет собрание рукописных, печатных и фотографических материалов, начиная с подпольной работы Шоковского социал-демократического кружка в 1905-06 г.г., вплоть до 10 годовщины Октябрьской революции. При осмотре посетитель должен обратить внимание на фото-снимки заседания кружка, конспиративную квартиру подпольщиков, тюрьмы, где сидели руководители кружка и т. д.; страницы местных газет – «Галичанин», издававшихся с 1-го июня 1917 г. эсерами, «Знамени Труда», выходившей после «Галичанина», чрезвычайно интересной по своему содержанию (в № 235 от 5 мая 1918 г. между прочим напечатано крупным шрифтом поздравление галичан от лево-эсэровского Испокома с «высокоторжественным днем светлого Христова воскресения»); «Известий Галичского УИК’а и наконец – «Плуга и Молота». В одной из витрин, наряду с документами, рисующими жизнь и борьбу местной партийной организации в 1918 – 1919 г.г., выделяется кусок красного полотнища, на котором в 1917 г. на Марсовом поле в Ленинграде опускали в могил жертвы февральской революции (доставлен галичанином, присутствующим на похоронах). Исключительный по своему значению, как памятник революционного движения в крае, альбом фотографий М. М. Смодор «за 10 лет Октября». Знакомит посетителя с местными революционными событиями и деятелями революции в Галиче. тут и «Присяга Временному Правительству» (1917 г.), и «Проводы коммунистов на фронт» (1919 г.), демонстрации, съезды УИК’а, профсоюзов и т. д. Фот. Березовского передают редкий момент комсубботника в селе (Кострома). В диаграммах показан рост и работа партийной, комсомольской и профсоюзной организаций; диаграммами же и фотографиями представлено местное советское строительство – работа УИН”а, Горсовета, волостных советов, их социальный состав, количество выборных лиц, участие населения в избирательных кампаниях и т. д., и те достижения, какие были сделаны местной властью за все время революции в области народного образования. здравоохранения и проч. В дополнение всего – стойка с знаменами демонстрирует перед посетителем лозунги местных революционных вступлений. Промышленно-экономический отдел довольно полно отображает работу Шоковского кожзавода «Революция» и хромового «Юный Ленинец». В пробирках и стеклянных банках показано движение процессов кожевенного производства, иллюстрированное фотографиями отделений завода. На щитах и стенах – образцы готовой продукции и диаграммы, из которых можно узнать о количестве рабочей силы на заводах, заработной плате, трудовой дисциплине, производительности труда, основном и оборотном капиталах. Щит Галичской профтехнической школы знакомит посетителя с успехами школы за 10 лет революции, чертежами и изделиями учащихся. На двух щитах посередине комнаты – диаграммы и фото-снимки местного Промкомбината – его типографии, электростанции, кирпичного и лесопильного заводов. Как и в диаграммах кожзаводов, столбики, кружочки и рисунки диаграмм Промкомбината с соответствующими цифрами, рассказывают о количестве занятых на этих предприятиях рабочих, их заработной плате, выполнении производственной программы и т. д.; фотографии дают представление о том, как идет на предприятиях работа. На другой стороне щитов, в превосходных диаграммах, можно познакомиться с работой потребительских обществ, их капиталами, ростом членов и т. п. Почти исчерпывающие сведения даны Землеуправлением о состоянии животноводческого и землеустроительного дела в края, о работе мелиоративных товариществ, количестве земли и о владении ею до и после революции, лесных, пахотных и прочих угодиях, снабжении Госсельскладом местного населения с.-х. орудиями и т. д. Скамейка в этом уголке занята образцами гончарного и бондарного промыслов.
|