Логин:
Пароль:
15.04.2024
   На этом гербе изображен один из древнейших символов человечества. А город, для которого разрабатывалась эмблема – находился в другом месте. О гербе Кологрива – новый выпуск программы «Загадки костромской геральдики».
13.04.2024
  Новый выпуск программы «Загадки костромской геральдики» посвящен древнему Галичу. Старейший герб Костромской области, признан одним из красивейших эмблем России, не смотря на то, что его современная версия лишилась большинства исторических цветов. Выражаем огромную благодарность за поддержку проекта Сергею Полякову и Татьяне Венковой.
02.02.2024
2 февраля 2024 года в Государственном архиве Костромской области с огромным успехом прошло представление первого в России «Словаря иппонимов русского языка». Автор-составитель Романец П.В.
24.01.2023

Сегодня состоялась презентация и первое заседание клуба краеведов города Костромы "Краеведческие посиделки". Проект реализуется при поддержке фонда "Память поколений" и АВЦ. Презентация прошла с большим интересом со стороны представителей "серебряного" возраста в музее "Губернский город Кострома". 

 

17.04.2020
      16 марта 2020 года вышел из печати очередной номер краеведческого журнала "Губернский Дом". Номер журнала "Губернский Дом" подготовлен к выпуску при поддержке Регионального отделения Российского военно-исторического общества в Костромской области и костромскими краеведами . №1 за 20220 год (№118 с момента образования журнала) посвящен 75-летию Великой Победы и достойному вкладу костромичей в общую победу над фашизмом.
Впервые электронная версия доступна для всех одновременно с выходом журнала из типографии.
http://smi44.ru/…/svezhiy-nomer-zhurnala-gubernskiy-dom-po…/
С электронной версией можно ознакомиться на сайте СМИ44 (Новости Костромской области) - http://smi44.ru/…/Губернский%20дом%20к%2075%20летию%20Побед… .
ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...

Заказать экскурсию в 

музей "Губернский город Кострома"

можно по телефону:

+7-960-744-18-33

 (Ольга)

Музей "Губернский город Кострома"  

расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.

 

 


  

  

 

 

Костромской театр в периодике

Главная / * ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / Костромской театр в периодике 

 

КОСТРОМСКОЙ ТЕАТР В ПЕРИОДИКЕ

 

 

 

Журнал Пантеон. № 3. МартК. Гринберг. Театр в Костроме. // Пантеон. Журнал литературно-художественный. – 1853 г. – № 3. Март. Санкт-Петербург. - С. 20-24. 

Провинцияльные театры в России.

Театр в Костроме

 

В последнее время Кострома несказанно богата удовольствиями: театр, благородный спектакль, балы в доме Собрания и в частных домах, маскарады, гулянья, концерты, московские цыгане – все! Желать нельзя более! Взглянув на этот перечень наслаждений – всякий может думать, что скука в Костроме вещь необыкновенная. Но кто так думает, тот ошибется, и ошибется жестоко. Скука здесь дело обыденное и на частных вечеринках, и на больших пирах. У нас от скуки играют, от скуки зевают, от скуки бегают и непременно попадают на нее. Если же Кострома теперь веселится, так это дело случая, стечение разных непредвиденных, и следовательно, не входящих в обыкновенный, вседневный разсчет обстоятельств.

Новости театральныя и хороши, и дурны… К числу первых отнесем приезд новаго актера: г. Гумилевскаго с женою и актера Чернышева. Последний человек с большим дарованием, и именно такой, в каком нуждалась труппа: амплуа его никем не было занято, за неимением кандидатов, и по этой причине многия прекрасныя пьесы оставались нетронутыми и неизвлеченными из пыли театральнаго архива. Г. Чернышев комик, вполне удовлетворяющий своему назначению. Мы даже смело назовем этого актера художником, какой нужен в так называемых классических пьесах, в которых тонко и с глубоким знанием человеческаго сердца очерченные характеры требуют художественной отделки, понимания этих характеров и изучения самой природы человеческой. Он играл Гарпагона в Мольеровой пьесе «Скупой», и надо отдать ему справедливость, что одна эта роль доставляет ему заслуженную похвалу и благодарность со стороны публики. Здесь не помогает рутина, здесь фарсы и пошлые куплеты, сказанные на распев, с особенным ударением, не являются на выручку бездарному актеру. Гарпагон тип, тип многосторонний и требующий основательнаго и долгаго изучения. Ухватки, увертки, гримасы, дрожание мускулов и судорога их не дадут нам вернаго понятия о характере Гарпагона; один только талант сильный, находчивый, одаренный пониманием и восприятием человеческой страсти, может передать его. За эту роль может взяться или смелость, или истинный талант. Приятно сознаться, что г. Чернышев выполнил эту трудную задачу с честью, и заставил публику, так легко скучающую в классических пьесах, с удовольствием и лестным для актера вниманием следит за ходом мольеровскаго «Скупаго». В особенности г. Чернышев хорош был в последней сцене третьяго действия. Надеемся, со временем, если он останется в Костроме, сообщить об нем подробнее. К неприятным вестям принадлежит отъезд г. Садовскаго, Беляева и четы Докучаевых, которые, по разным недоразумениям с антрепренером, оставили наш город. Скажем им спасибо за доставленное нам удовольствие и пожелаем им счастливаго пути!

В остальном составе труппы замечается, как и прежде, все тот же недостаток в женских персонажах на роли любовниц и вообще молодых девиц. Вообще хороших актрис здесь слишком мало в сравнении с составом труппы; оттого многия пьесы идут дурно, а другия остаются совершенно неисполненными. Пренебрежение этой частью дает нам право вывести заключение, что г. Соловьев, антрепренер труппы, худо понимает свою собственную выгоду и вообще немного смыслит в театральном деле.

Г. Платонов, молодой человек прекрасной наружности (это, впрочем, нелишнее условие для актера в ролях первых любовников), недавно поступивший на сцену, подает пока только надежды на будущее. Если он оставит некоторую манерность, которая сильно проявляется в его пении куплетов, станет тверже выучивать свои роли, и будет подражать более природе, то, быть-может, со временем приобретет имя полезнаго актера.

К ужасу всех меломанов, на нашей сцене кочует цыганский табор. Примадонны, весьма старыя, любопытныя только для антиквария, заглушают всех своим диким, неистовым ревом. Репертуар у них очень беден, но грудь, к несчастию, очень здорова. Удивляемся, и, простите нашему профанизму, не понимаем, кому этот крик и гам могут нравиться. Животное, находясь под пыткой истязания, не может кричать неистовее, пронзительнее этих дикарей. Как бы они хорошо сделали, еслибы оставили нашу маленькую сцену, сказав себе: «Мне душно здесь – я в лес хочу!» Туда им и дорога!

Как-будто в насмешку, судьба прислала нам концертиста, играющаго на гитаре. Кажется, контраст не может быть разительнее!

Г. Соколовский артист в полном смысле этого слова, на таком бедном и неблагодарном инструменте, как гитара, удовлетворил всех вполне; публика была в восхищении от его игры «Рондо» из оперы «Пуритане», с акомпаниментом фортепьяно, выполнено было с большим эффектом «Carnaval de Venise» забавлял нас, как подражание, как фокус-покус, но отнюдь не как музыкальная пьеса. Carnaval неподражаемая, кокетливая, восхитительная пьеса на скрипке, но на гитаре – это тыква в-сравнении с ананасом!

Приятным долгом считаем известить о двух благородных спектаклях, заслуживающих похвалу, как по выполнению их и наслаждению, ими доставленному, так и по своей благодетельной, благородной цели. Первый был дан в пользу костромскаго детскаго приюта, второй в пользу детскаго приюта и бедных жителей города Костромы. Благодарны мы должны быть, как г. Начальнику губернии, принимавшему такое деятельное участие в составлении их, и всем участвующим, за их прекрасную игру, так и нашей публике, с такою готовностию и усердием поддержавшей это истинно благородное предприятие. Задолго до дня спектакля не было возможности добиться билета: все ложи и кресла были заняты, несмотря на высокую цену.

Выбор пьес во втором спектакле (о первом не говорим, потому что нам не удалось быть в нем) был самый удачный: «Женитьба Гоголя» «Богатый холостяк и двое женатых» «Путешественник и Путешественница» и разнородный, прекрасный «Дивертисман».

Роль Подколесина была выполнена известным нашим писателем А.Ф. Писемским, в высшей степени превосходно; мне кажется, нельзя и опытному артисту вернее и лучше олицетворить этого нерешительнаго флегматика Подколесина, каким представил его г. Писемский. Это был тип, срисованный верною рукою художника с натуры; вы позабыли бы, что действие происходит на сцене – вам непременно показалось бы, что пред вами сам нерешительный Подколесин, со всем своим тревожным спокойствием. Г. Писемский не играл Подколесина, а весь переродился в него. Превосходна была особливо сцена молчания с невестой (в третьем действии), которая была передана с неподражаемым юмором. Хлопотун Кочкарев (граф А.Д. Толстой) был преуморителен, и с таким искусством смешили публику он и моряк Жевакин (А.А. Потехин) в первом действии, что вся публика разразилась единодушным, гомерическим хохотом. Редко удавалось мне слышать на сцене такой, в высшей степени натуральный, хохот, каким владеет г. Потехин; нет возможности удержаться, по неволе расхохочешься, сам не зная чему.

М.И. Готовцева, в роли Феклы Ивановны была прелестна; не постигаю, где ей удалось перенять ухватки и увертки настоящих свах.

Г. Колюпанов (экзекутор Яичница), г. Н.В. Калычев (гостинодворец Стариков), выполнили свои роли прекрасно и с большою ловкостью.

Сцена молчания (во втором действии), где все женихи на лицо, уселись и не знают, с чего начать разговор с предметом общаго обожания, Агафьею Тихоновной (супруга г. Писемскаго), была истинно художественная сцена, возбудившая общий восторг. Вообще пьеса шла, как нельзя лучше, и была принята отлично.

Г. П.А. Сальков (в роли Морошки в Богатом Холостяке) и г. Н.П. Лопатин (Чухломский в той же пьесе) были до того хороши каждый в своем роде, что право не знаю, которому из них отдать преимущество. Роли свои они знали прекрасно, рисовались под их с редким искусством, и выдержали до конца характер. Игра их развязна и доказывает большой навык и прекрасный талант. Роль слуги Алексея была выполнена г. А.М. Зузиным мастерски. –

Г-жи Н.В. Голоушева (Цветкова в «Богатом Холостяке» и «Путешественница»). К.И. Матюнина (Прибирохина), Е.П. Писемская (Агафья Тихоновна в «Женитьбе»), Ф.А. Владимирова (Арина Пантелеймоновна в «Женитьбе»), девица В.Ф. Жолова (служанка в «Богатом Холостяке», Дуняша в «Женитьбе», трактирщица в «Путешественнике»), заслуживают полную благодарность за свою прекрасную, развязную, ловкую игру.

А.А. Потехин, потешивший нас до нельзя, как моряк Жевакин в «Женитьбе», привел всех в восхищение в девертисмане, декламируя разсказ охотника из водевиля: «Век живи, век учись, или женихи». Он неподражаемо и с таким одушевлением передал эту сцену, что никто не мог устоять против могущества его таланта. Не знаю, может ли кто-нибудь после него взяться за эту роль – он не знает в ней соперников!

Вот краткий очерк этого прекраснаго в эстетическом отношении вечера. Общество в театре было самое изысканное; дамы все в прелестных нарядах, с истинным удовольствием просидели до перваго часа по полуночи.

 

К. Гринберг.

 

 


 «Артист».

Театральный, музыкальный и художественный журнал.

Журнал Артист. Книга 3. 1889 года.«Артист». Выпуск 3. - C. 170-171.

Кострома. Труппа под управлним гг. Андронова и Кузнецова и режиссерством г. Мартынова хорошо принята местною публикой. В труппу входят: г-жи Левина, Катина и Добрынина и гг. Эльский, Мартынов, Понормов-Сокольский, Львов и Вестер. Сезон открылся 28 сентября пьесой И.Л. Щеглова «В горах Кавказа».

 

 

 

 

 

 

 


 

Журнал Артист. № 12. 1891 год.

«Артист». Выпуск 12. - С. 233-234.

Кострома (от нашего корреспондента). Дела нашего театра идут очень плохо; убытки уже достигли рублей до 500 и артисты находятся в самом печальном положении. Нередко сбор бывает рублей в 12-20, а расход 70 руб., и, несмотря на это спектакль не отменяется и артисты играют вполне добросовестно.

Были опыты ставить дневные спектакли по праздничным дням, с понижением входной платы. На первый раз был поставлен «Ревизор»; исполнение хорошее; сбор около 30 руб. На 2-ой раз была поставлена «Женитьба» Гоголя; за малым сбором спектакль не состоялся и дневныя представления отменены.

С конца ноября начались бенефисы, но шли почти все в убыток; удачнее других вышел бенефис любимца костромской публики, г-на Колоссовскаго, давший 250 р. сбору. Была поставлена драма «Ксения и Лжедмитрий» г. Пушкарева, с новой обстановкой и декорациями; роль Бориса исполнил бенефециант. Лучше всех провели свои роли гг. Колновский, Раковский, Кузнецов и г-жа Ленская.

Затем недурно сошел бенефис г-жи Царевишниковой-Вольф («Дочь полка»), давший не особенно завидный сбор. Бенефициантке был поднесен небольшой денежный подарок. Все нумера своей роли (Марии), г-жа Царевишникова исполнила очень мило.

Бенефис распорядителя товарищества г-на Полубинскаго дал 150 р. сбора. Поставлена была комедия «нива», сыгранная очень дружно. Лучше всех был г-н Кузнецов, очень типично передавший роль армянскаго князя.

Спектакль в пользу инвалидов (комедия «Маменькин сынок») дал почти полный сбор (около 400 р.) и сошел гладко.

На днях к нам прибыли два новых артиста: г. Томский – резонер, взамен г. Колосовскаго и г-жа Лонская – ingénue.

Не смотря на дебюты новых артистов, сборы обоих спектаклей дали самый печальный результат.

С приближением праздников началась по обыкновению усиленная деятельность любительских кружков, которые вплоть до половины декабря ничем не заявляли о своем существовании. Ранее, у нас было два кружка любителей – Дворянский и Общественный, устроенные при местных клубах. У обоих имелись очень хорошия сцены с несколькими переменами декораций.

Дело кружков шло недурно, особенно в Общественном – с устройством сцены, которая весьма скоро окупилась, благодаря хорошим сборам, поднялись и фонды и самаго Общественнаго клуба: его стала посещать публика, вечера его, поражавшие прежде своим запустением, заметно оживились. И вдруг, кружок прекращает свое существование, сцена, стоившая порядочных затрат, сдается в архив, и дело клуба пошло опять хуже.

Дела Дворянскаго кружка шли вяло, благодаря довольно бедному составу любителей, кроме самых исполнителей, почти никто не посещал спектакли, так что прекращение их едва ли кого огорчило.

14-го декабря соединенный кружок любителей поставил спектакль в пользу костромской народной читальни. Шли пиесы «Золотая рыбка», ком. И.А. Салова и «Простушка и воспитанная». Лучше всех провели свои роли: г-жа Чалеева, гг. Смуров, Змеев и Степанов. Остальные не портили ансамбля. Сбор дал около 300 руб., следовательно цель спектакля была достигнута.

Концертов за все время с самаго открытия сезона, у нас был только один, а именно, 13-го декабря состоялся концерт любителей в пользу Костромскаго попечительнаго о бедных комитета. Исполнение в общем вышло довольно заурядное. Выручено – 207 рублей и за вычетом израсходованных на устройство концерта – 42 рублей, осталось чистаго доходу – 165 рублей.


 

 Журнал Артист. № 13. 1891 год.«Артист». Выпуск 13. - С. 209.

Кострома (от нашего корреспондента). С наступлением праздников дела нашего театра пошли, по обыкновению, несколько лучше, - хоть и не настолько оживленно, как это было в прежние годы.

Мужской персонал нашей труппы составлен хорошо и мало оставляет желать лучшаго, есть даже по два актера на некоторыя амплуа, - как например, гг. томский и Колосовский оба на роли резонеров. Игра г. Томскаго отличается хорошей обработкой деталей и верностью тона: видно, что этот артист опытный и трудящийся. В ролях с оттенком драматизма и бытовых хорош г. Колосовский.

Одинаковым расположением пользуется и г. Раковский еще очень молодой артист, обдуманно проводящий свои роли. Низший класс несравненно усерднее посещает театр, чем наша «интеллигенция», которая отдает предпочтение клубным вечерам, так что в те дни, когда бывают танцовальныя вечера в одном из трех клубов, партер почти всегда остается пустым.

Репертуар на праздниках был следующий: шли драмы: «Жидовка», «Две сиротки», «Расточитель», комедии: «Перекати поле», «Город упраздняется», «Новое дело», две феерии: «Дети капитана Гранта» и «Лесной бродяга». Наибольший сбор дали две последния пиесы, - обставлены оне были для провинции очень не дурно и видимо пришлись по вкусу публики, несмотря на довольно незамысловатый сюжет.

Из комедий лучше всех сошла ком. «Новое дело». Выделилась игра г. Томскаго, замечательно верно передавшаго роль стараго увлекающаго прожектера. Хорош был также г. Колосовский в роли добряка Колгуева. Г-жа Ленская в роли Людмилы была местами не дурна, - особенно в сцене объяснения с мужем, но игре ея сильно вредили свойственные этой артистке устаревшие мелодраматические приемы.

Проявил свою деятельность на праздниках и любительский кружок. 27-го декабря в зале Дворянскаго собрания состоялся музыкально-литературный вечер в пользу местнаго Мариинскаго приюта для бедных детей. Сбор дал 497 рублей; израсходовано 66 и поступило в пользу сирот приюта 431 рубль.


 

 Журнал Артист. № 14. 1891 год.«Артист». Выпуск 14. - С. 168.

Кострома (от нашего корреспондента). Дела нашего театра окончились весьма печально: еще с самаго начала сезона начались раздоры между артистами, благодаря чему порядки были плохи… Режиссеры менялись очень часто (в течение сезона их переменилось три). Репертуар составлялся безпорядочно – публику угощали нередко устаревшими мелодрамами в роде «Убийство Коверлей», «Велизарий», «Две сиротки» и тому подобное… Впрочем, наша публика предпочитает пьесы с ходульными эффектами и именно оне-то и давали лучший сбор. Благодаря неопытности лиц, взявшихся за ведение дела в составе труппы оказались существенные недостатки: не было драматической ingénue, комической старухи и комика буфф. Кроме того, состав труппы был подобран неумело. Было слишком много ненужных актеров, которые пользу делу не приносили, а марки получали. Хотя между исполнителями были и выдающияся силы, особенно между мужским персоналом, но неудачное начало расхолодило публику. Но более всего вредила делу конкурренция любителей, ставивших спектакли почти на ряду с артистами, - и чрезмерно безучастное отношение к артистам и театральному делу самой публики.

Не мешало бы городу придти на помощь театру и назначить субсидию, как это делается в некоторых городах. У нас же в конце сезона артисты оказываются без гроша, - а многим даже выбраться не с чем из города. Положение по истине самое безвыходное.

В начале весенняго сезона открыл свою деятельность местный любительский музыкальный кружок.


 

 Журнал Артист. № 16. 1891 год.«Артист». Выпуск 16. - С. 146.

Кострома (от нашаго корреспондента). В этом году наступающий сезон обещает быть очень бедным: городской театр не снят антрепривой и там вселяется любительский кружок с очень и очень слабыми силами. Обывателям Костромы придется зимою или скучать по своим углам, или же дремать в театре, глядя на любителей. Если театральные дела за прошлые 2-3 года шли у нас не совсем успешно, то в этом виновата совсем не публика, а во 1-х, наша городская дума, взимавшая слишком большую плату с антрепренеров, во-2-х неопытность лиц, ведших дело; так, например, в прошлый сезон было много исполнителей на одно и то же амплуа, другие же амплуа замещались артистами совсем неподходящими; особенно страдал в этом отношении женский персонал. Третьей и немаловажной причиной можно назвать тех же любителей, которые ставили на театральной сцене свои спектакли в перемежку с артистами, нередко за день, за два до бенефиса, и несомненно отбивали этим публику у актеров, так как в провинции многие идут на любительские спектакли по знакомству, другие, как меценаты, чтобы поддержать благотворительную цель, которая ставится приманкой подобных спектаклей. Разумеется, Кострома город не настолько богатый, чтобы поддержать и тех и других; вышло раздвоение, борьба партий: в товариществе артистов появились недочеты, нужда, многие уехали до конца сезона, а иным и выбраться было не с чем, хоть обращайся к общественной благотворительности.


 

 Журнал Артист. № 18. 1891 год.«Артист». Выпуск 18. - С. 166-167.

Кострома. (От нашего корреспондента). С тех пор как соединенныя Общества Любителей Драматическаго и Музыкальнаго Кружков, снявшия антрепризу нашего театра, решили понизить плату за помещение спектаклей, - дела заметно улучшились. Сборы, упавшие до 60-ти, 40 рублей, сразу поднялись до 100-150-ти, несмотря на то, что вообще для провинции время теперь глухое; на праздниках и вообще со второй половины сезона дела должны пойти лучше.

Вообще теперь есть полная надежда, что дело пройдет без краха, - доказательство, что разумное и безкорыстное отношение к делу всегда встретит поддержку в публике. Нужно отдать справедливость, что деятельность Кружка устроена на очень разумных началах. Члены Кружка делятся на участников: 1) действительных, которые принимают личное участие в членских драматических и музыкальных вечерах. Они вносят 3 р. за сезон, причем пользуются правом дарового входа на музыкальныя вечера и половинной платой за вход в театр.

2-ой разряд, - члены посетители, - платят 8 руб. в год; они посещают безплатно музыкальные вечера (заканчивающиеся обыкновенно танцами) и пользуются также известной скидкой при посещении спектаклей.

Число желающих записаться в члены Кружка постепенно возрастает, а с понижением платы за места в театре, беднейшие классы публики получили доступ к этому благородному развлечению. Вообще Кружок оплачивает общество и дает ему средства к удовлетворению высших потребностей, - между тем как в прошлые сезоны преобладали в наших клубах одни карточные вечера.

Репертуар за последний месяц состоял, главным образом, из драм, шли следующия пьесы: «Лиходейка-мачиха», «Блуждающие огни», «В неравной борьбе», «Василек», «Тяжелые дни», «Дармоедка», «Без вины виноватые», «Как поживешь, так и прослывешь», «Преступница». Затем режиссер г-н Мартынов в свой бенефис, поставил две пьесы: «Клуб холостяков» и святочную комедию про какого-то Терентия Ивановича, взятую из репертуара театра «Скоморох» и заключающую целый набор романсов, песен, плясок и т.п. Первая пьеска бенефиса, хотя пустенькая по сюжету, была недурно принята публикой, так как сошла довольно живо, вторую же у немногих хватило терпения досмотреть, - настолько балагана она. Кроме того, благодаря тому, что многие из артистов взялись за пение, не имея ни голоса, ни умения, - впечатление получилось очень незавидное.

Сбор бенефиса дал 300 р.; кроме того, бенефицианту был поднесен подарок.

Заметим к слову, что режиссер, г. Мартынов, иногда грешит неправильным распределением ролей между артистами, так, напр., г-же Горшенковой, (водев. ingénue) даются чуть н драматическия роли, а г-же Васильевой – роли ingénue (как напр., в комедии «Василек» и даже в водевилях с пением, несмотря на то, что это амплуа к ней не подходит6 ей идут более бытовыя роли.

Г-жа Вронская-Бориславская положительно сделалась любимицей костромской публики, - во всех переименованных нами драмах она исполняла главныя роли, и все роли передала удачно. Игра ея отличается обдуманностью и глубиной чувства, которое артистка вкладывает в исполнение; кроме того, она не грешит недостатком большинства провинциальных артисток – незнанием ролей. Вообще она относится к делу очень добросовестно.

Очень недурна в комедиях и г-жа Грузинская; в водевилях она нередко шаржирует.

Вообще, кроме указанных недостатков, труппа скомбинирована хорошо, и дела идут недурно.

По поводу корреспонденции из Костромы, напечатанной в № 16 нашего журнала, мы получили от Правления Костромского Общества Любителей Музыкальнаго и Драматическаго Искусств, следующее сообщение:

1. Городской театр в г. Костроме на настоящий год снят Обществом Любителей Музыкальнаго и Драматическаго Искусств, которое, следуя своему уставу, пожелало содействовать успеху театральнаго дела в Костроме.

2. Чтобы достигнуть этой цели, Общество сообразно с имеющимися средствами пригласило драматическую труппу из 14-ти человек, с которыми и открыло спектакли под режиссерством известнаго артиста А.К. Мартынова 27 сентября. В составе труппы вошли следующия лица: г-жи Вронская-Бориславская, Грузинская, Щеголева, Васильева, Вольф и Горшенкова; гг. Мартынов, Бориславский, Бредов, Павленков, Тренин, Демидов, Васильев и Александров. Суфлер – г. Полубинский. Оркестр набран из 16-ти человек и состоит под управлением действительнаго члена Общества Н.П. Егорова, капельмейстера 140-го пехотнаго Зарайскаго полка.

3. Желая сделать театральное удовольствие наиболее удовлетворяющим своему назначению, администрация Общества строго (?) следит за тем, чтобы репертуар был подбираем лучше и чтобы пьесы исполнялись добросовестно.

4. Для общедоступности театра Общество в последнем своем заседании постановило значительно сбавить цены на места в партере и ложи 2-го яруса, открыло абонемент с большой скидкой на ложи бенуара и бельэтажа, а чтобы посещение театра сделать боле доступным, назначило за вход на галлерею цену вместо 30-ти – 20 коп.

5. Зная, какое воспитательное влияние имеет театр на учащихся, Общество постановило время от времени давать для них безплатные утренние спектакли, выбирая для этого пьесы, наиболее подходящия к достижению вышеозначнной цели.

6. Что-же касается участия в спектаклях самих любителей, то оно ограничивается лишь исключительно участием в членских драматических вечерах, которых в течение сезона назначено не более пяти.


 

 Журнал Артист. № 24. 1892 год.«Артист». Выпуск 24. - С. 198.

Мы получили из Костромы программу одного из спектаклей Товарищества драматических артистов местнаго театра. Афиша обращает на себя внимание тем, что один спектакль шел тринадцать актов. Очень жаль, что распорядитель Т-ва г. Дмитриев-Волынский позволяет себе искажать произведения наших драматургов, так как, разумеется, пьесы могут идти, при таких спектаклях, только в сильном сокращении.

По афише на 27 сентября в этот спектакль шли:

1) один акт из трагедии гр. Толстого «Царь Борис»; (Коронование царя Бориса);

2) «Лев Франции и смерть гения» или «Слава за гробом» драма в 5 действиях, соч. Брахфочелла (?). картины: 1-я – Изгнанник, 2-я – Между жизнью и смертью, 3-я – бедный изобретатель и кардинал Решилье, 4-я – Страдалец в доме сумасшедших, 5-я – Страшная минута помешательства, 6-я – Западня или смерть за друга, 7-я – Смерть праведника и ланри за могилой и 8-я – Сраженный боец.

3) «В старые годы», драма в 5 действиях И. Шпажинскаго. Д. 1-е – Украденная невеста; Д. 2-е – Подстреленная птичка; Д. 3-е – Между смертию и брачным алтарем и примирение врагов; Д. 4-е – Отравительница и Д. 5-е – Преступница и добрый гений.

4) Антракт, в котором г-жа Светловская исполнила арию Антониды: «Не о том скорблю подруженьки» из оперы «Жизнь за царя». Антонида – г-жа Светловская, Дуняша – г-жа Дубровина, Наташа – г-жа Алина, Любаша – г-жа Рощина, Анюта – г-жа Левина, Варя – г-жа Ширяева, Даша – г-жа Карпакова, Настя – г-жа Крылова, - (девушки села Домнина). Откуда узнал г. Дмитриев-Волынский имена подруг Антониды?

В заключение «Дивертисмент». Г. Погонин пропоет куплеты своего сочинения: «Необходимо» и «Всякому свое»; г. Татаринов пропоет куплеты: «На земле такие черти» и «Нейтралитет».

В афише напечатано примечание: «прошу покорнейше публику после «Царя Бориса» не выходить, так как сечас же начнется «Антракт», точно также после последняго действия «В старые годы» - сейчас же последует дивертисмент».

В этом спектакле, судя по афише, участвовало 30 человек одних артистов, но мы слышали, что вся труппа состоит из 46 (!) человек.


 

Журнал Артист. № 26. 1893 год. «Артист». Выпуск 26. - С. 190.

Кострома (от нашаго корреспондента). Чтобы несколько поднять сборы, упавшие за последнее время, распорядитель Товарищества, г. Дмитриев-Волынский, пригласил малороссийскую труппу под управлением г. Дворниченко, которая, начиная с 2-го декабря, и подвизается в нашем театре, чередуясь с драматической труппой Товарищества. Вопреки ожиданиям, дела малороссов незавидны, и спектакли до сих пор идут в убыток. Сыграно ими четыре пьесы: «Наталка-полтавка», «Сватания», «Цыганка Аза» и «Запорожец за дунаем», которыя прошли довольно гладко, хотя среди малороссийской труппы нет выдающихся артистов и явно чувствуется недостаток женскаго персонала. 4 числа состоялся общедоступный спектакль, по уменьшенным ценам, с участием артиста Императорских театров И.А. Бородина – тенора и виолончелиста как значилось на афише. Шла шиллеровская трагедия – «Мария Стюарт», в которой роль Марии недурно сыграла г-жа Холмская; остальные исполнители мало чем отличались, натянуто держались на сцене и грешили знанием своих ролей. Кроме того, пьеса шла в искаженном виде, с значительными сокращениями. Пение и игра на виолончели г. Бородина не увлекли костромичей, и почтенный артист с утерянным голосом потерпел полное фиаско. В заключение, также без успеха шел 3-й акт «Аскольдовой могилы», с г. Бородиным в роли Торопки. С 6-го декабря начались гастроли Е.Н. Горевой, которой у нас не повезло. Г-жа Горева выступила только в двух ролях: Медеи и Маргариты Готье в «Даме с Камелиями»; объявленный же 3-й спектакль, 10 числа, для котораго должна была идти пьеса – «Сумасшествие от любви», совсем не состоялся, по незначительности сбора (90 р.), и собравшейся в театр публике обратно возвратили еньги. В результате, за два спектакля получилось сбору всего 330 руб. («Медея» - 250 р. и «Дама с Камелиями» - 80 р.), третья часть котораго, по условию, следовала г-же Горевой.


 

Журнал Артист. № 27. 1893 год.«Артист». Выпуск 27. - С. 167-168.

Рубрика «Провинциальные корреспонденции»

Кострома. (от нашаго корреспондента). Если где-нибудь театр в провинции обходится без режиссера, то это именно в Костроме за настоящий сезон. Распорядитель Товарищества г. Дмитриев-Волынский прежде подписывался на афишах «режиссер-распорядитель», хотя в действительности таковым никогда не состоял, потом счел для себя удобным, наконец, сложить режиссерския обязанности, ограничившись только одной распорядительной частью в управлении театральным хозяйством. Влияние такого хозяйства главным образом отразилось на сборах, упавших вследствие неудовлетворительной постановки пьес. Неудачный опыт гастролей г-жи Горевой лучше всего доказывает на сколько доверие к Товариществу дискредитировано среди публики. Лучшей иллюстрацией этого отношения могут служить бенефисные спектакли самого распорядителя Товарищества, которые прошли при плохих сборах. Одновременно действующая труппа малороссов, под управлением г. Дворниченко, заканчивающая свои спектакли 19-го января, гораздо лучше делает дела, хотя играет почти ежедневно. 15-го декабря состоялся бенефис премьера нашаго Товарищества молодого, но талантливаго артиста Н.Н. Борецкаго. Давали «Забубенную головушку» и «Сорванец». Обе пьесы, особенно последняя, были разыграны с выдающимся ансамблем. Очень хорош был бенефициант в роли Петра, тепло передавший свою роль. В ком. «Сорванец» особенный успех выпал на долю г-жи Лодиной в роли Любочки. Сбор был средний. – 28-го состоялся бенефис С.Я. Волгина, возобновившаго пьесу Сухонина – «Русская свадьба в исходе XVI столетия» и кроме того поставившаго два акта оперетки «Птички певчия». Если не в средствах Товарищества ставить, как следует, такия обстановочныя пьесы, как «Русская свадьба», тогда лучше совсем обойтись без них, чем давать их при той обстановке, какую нам привелось видеть в этот вечер. Костюмы были самые ординарные и не отличались ни свежестью, ни богатством. Декорации представляли из себя одну только ветошь, а режиссерская часть блеснула безвкусием и сильно хромала, особенно в картине свадебнаго пира. Пьеса прошла вяло и успеха никакого не имела. Недурен был только в роли дружка г. Татаринов. Вокальные нумера, исполненные им и г-жей Святловской, были бисированы. Выступивший в роли шута Еремки г. Терлецкий (из труппы малороссов) слишком пересаливал. Оперетка прошла лучше драмы. В роли Периколы появилась г-жа Борисова и, не смотря на свои небольшия голосовыя средства, справилась с ролью дольно легко. Любимец костромской публики г.Татаринов был неподражаемо хорош в роли губернатора. Только один Николло, г. Бородин, был неудовлетворителен. Не смотря на праздники, театр пустовал и дал сбору только 120 руб. 1-го января состоялся бенефис артиста П.В. Колосовскаго. Артист избрал для своего бенефиса роль Уриеля Акосты. Постановка хорошей, серьезной пьесы на нашей сцене делает честь такому даровитому артисту, каким заявил себя перед костромской публикой г. Колосовский, пользующийся постоянными симпатиями костромичей, собенно среди учащейся молодежи. В роли Уриеля Акосты г. Колосовский имел несомненный успех. Г-жа Холмская роль Юдиеи провела с чувством и силой, столь присущими этой артистке. Остальные исполнители не портили своих ролей, и в общем спектакль прошел хорошо. Сбору было слишком двести руб. Совершенно противуположным вышел бенефис распорядителя Товарищества г. Дмитриева-Волынскаго, состоявшийся 30-го декабря. Представитель Товарищества второй раз жестоко ошибается в своих разсчетах и вот уже вторично справляет свои бенефисы совершенно при пустом театре. Не смотря на заманчивость афиши, на которой значилась историческая драма «Правительница Софья» или «Казнь Федьки Шакловитаго» и в заключение обещано было даже нечто сверхъестественное, что-то вроде «Киевской ведьмы или свадьбы Ивана Царевича в шапке невидимке», бенефис сбору не дал, не смотря на праздничное время, и едва достиг 80 руб. исполнение, постановка, костюмы и декорации все было ординарно, хотя сам бенефициант и старался смешить немногочисленную публику. Исполняя роль домового, то проявляясь, то снова исчезая на сцене.

Со второй половины января, когда уехала от нас труппа малороссов, началась целая серия бенефисов. 17 числа состоялся бенефис комика г. Лаврова, поставившаго новую пьесу г. Корша «Сваха», 3-й акт «Каширской старины» и драматическия картины «Ночи безумныя» г. Деденева. Несмотря на такой сборный спектакль, публики было немного и исполнение отличалось ровностью, за исключением одной лишь «Свахи», которую Товарищество провалило. Г. Борецкий в свой бенефис, пришедшийся 20 числа, поставил комедию г. Гнедича «Старая сказка», в которой играл роль редактора Рахманова, а г-жа Лодина Нину Алексеевну. По обыкновению, игра их отличалась тщательной отделкой малейших деталей. Остальные исполнители были вполне приличны. К сожалению, сбор был очень мал. Бенефис г. Корнельева, поставившаго 22 числа на сцене «Снегурочку» Островскаго, нельзя отнести к разряду неудачных. Конечно, постановка «Снегурочки», требуящая больших средств, не отличалась особенным богатством, но в общем обставлена пьеса была очень прилично. Драма г. Федотова «В Шильонском замке», шедшая в бенефис г. Маркова, сбору дала только 50 руб., несмотря на воскресный день. 26 января состоялся бенефис симпатичной и талантливой артистки г-жи Холмской, поставившей «Таланты и поклонники». Тщательная срепетовка, знание ролей, добросовестное исполнение произвели приятное впечатление. Роль Негиной г-жа Холмская провела вполне жизненно и правдиво. Г. Колосовский, исполнивший роль Мартына Норокова, был положительно безподобен, до такой степени удалась ему эта роль. Очень хорош был в роли Мелузова г. Борецкий, выдержавший до конца намеченный автором тип, та последний монолог был артистом проведен горячо и с чувством. Недурен г. Татаринов в роли Великатова. Очень типично провел роль антрепренера Мигаева молодой артист г. Апушкин. В заключение очень весело прошел фарс г. Грессера «По кровавым следам», дружно исполненный труппой. Бенефис г-жи Лодиной, поставившей довольно безцветную драму г-жи Назарьевой «Чужая», прошел достаточно гладко, и публика горячо принимала бенефициантку. Бенефис г. Татаринова, состоявшийся 31 января, в материальном отношении удался вполне; сбор был совершенно полный, достигший, несмотря на понижение цен на некоторыя места, слишком 430 руб. В программу этого спектакля вошли две пьесы: «Семейные разсчеты» драма Куликовых и «Сыщик» И.И. Мясницкаго. О последней пьесе бенефециант не поскупился на рекламу и выставил на афише, что «Сыщик» - давно ожидаемая, новая и лучшая пьеса нынешняго сезона, полная жизни, веселья и остроумия, имеет громадный успех в Москве и возбуждает безпрерывный хохот в театре». Бенефисная рекалама сделала свое дело отлично и дала бенефицианту полный сбор.

Товарищество за весь сезон получило в среднем выводе по 8 коп. на марку.


 Журнал Артист. № 28. 1893 год.«Артист». Выпуск 28. - С. 179-180.

 Обозрение провинциальных театров.

Таким же средним, если можно так выразиться, следует назвать и провинциальный репертуар прошедшаго сезона. Заметно, впрочем, что провинция более или менее зорко следила за новинками столичных сцен, имевшими успех; ставились пьесы Ибсена и Зудермана и некоторых русских драматургов. Особенно чудовищными спектаклями-монстр отличалась Кострома, за что публика достойно отблагодарила труппу: Товарищество заработало по 8 коп. на рубль. Здесь обычным явлением были спектакли, состоявшие из самой жестокой мелодрамы в 5 действиях, двух водевилей, антракта и дивертисмента. Афиши Товарищества, представителем и режиссером котораго был г. Дмитриев-Волынский, отличались такими курьезами и аляповатой рекламой, какие редко встречаются теперь и в провинции. Здесь кстати сказать, что одно печальное явление начинает завоевывать себе место на провинциальных сценах. Это – введение в репертуар многих провинциальных театров так называемаго «коршевскаго» репертуара. Этот репертуар мало того, что вводится на провинциальных сценах, но и выставляется перед публикой посредством громких заявлений в афишах, как нечто образцовое, в чем провинция должна следовать столице. Специфические свойства этого репертуара особенно дурно могут влиять именно в провинции – и на артистов, и на публику. Для первых в этом репертуаре обширное поприще для развития в себе того, несдерживаемаго строгим судом публики и критики, артистическаго провинционализма самаго низкаго пошиба, который превращает театр в балаган; для последней, недостаточно воспитанной в художественном отношении, он гибелен в смысле полнейшаго извращения правильных понятий о задачах и целях театра и драматургии, в смысле низведения театральных представлений на степень совершенно безцельной потехи и тупого зубоскальства, от которых ни в уме, ни в душе зрителя ничего не остается. Как ни плох был репертуар мелодрам, он все же был неизмеримо выше «коршевскаго» репертуара, заставляя публику, хоть моментами, задумываться над судьбою сценических героев, сочувствовать их печали и радоваться торжеству добродетели.


 

Журнал Артист. № 29. 1893 год.«Артист». Выпуск 29. - С. 185-186.

Кострома (от нашего корреспондента). Весенний сезон в нашем городском театре открыло Товарищество Московских артистов Н.А. Рудзевича, в состав которого вошли: г-жи Журавлева, Боуэр, З.А. Малиновская. Ильинская, Панаева, Тамарина, Разсказова, Снежина; гг. Яковлев, Шмидтгоф, Красов, Львов, Уткин, Ренев, Петров, Снегин, Сенюшкин и др. Для открытия 13 апреля шла «Татьяна Репина». Исполнение комедии не оставляло желать ничего лучшаго; театр в этот вечер был полон.

В среду, на Святой, в зале дворянскаго собрания местное Общество любителей музыкальнаго и драматических искусств устроило концерт, привлекший довольно многочисленную публику и представлявший значительный музыкальный интерес, благодаря разнообразной программе и прекрасному исполнению. Из исполнителей особенно выделялись: молодой скрипач г. Чижевский, а также г-жа Збруева и г. Чупрынников (учен. Московской консерватории). 14 и 15 апреля московским Товариществом были даны две пьесы г. Вл. Александрова: драма «В неравной борьбе» и комедия «Уголок Москвы». Обе пьесы были старательно разыграны и заслужили полный успех.


 

 Журнал Артист. № 30. 1893 год.«Артист». Выпуск 30. - С. 209, 210.

Рубрика «Объявления (безплатно) гг. антрепренеров и ищущих ангажемента артистов»

Александров, Николай Александрович, помощник режиссера. Свободен на зимний сезон. Кострома, Смоленская ул., д. Вазилова.

Горбунова, Фелицата Константиновна, на роли комических и драматических старух – свободна на зимний сезон. Кострома, Богословская ул., д. Горбунова.


 

Журнал Артист. № 31. 1893 год. «Артист». Выпуск 31. - С. 182-183. 

Кострома (от нашего корреспондента). Как уже известно из сообщений нашего журнала (октябрь, № 30), снявший было костромской городской театр на зимний сезон г. Рудзевич от ведения дела отказался, и мы, костромичи, нетерпеливо ожидали разрешения театральнаго вопроса, как, наконец, совершенно неожиданно в нашем храме Мельпомены основалась антреприза (так значится на афишах) под управлением артиста А.А. Потехина, составившаго драматическую труппу из следующих персонажей. Женский персонал: г-жи А.А. Потехина – grand dame, бытовыя и сильно драмат. роли; П.А. Правдина-Курганова – драмат. ingénue; О.Н. Снежина – ingénue-comique; М.П. Маринская – драмат. и комич. старуха; В.П. Пасхалова – вторая ingénue; С.Л. Львова – grand-coquette; О.А. Шульгина – вторая старуха; М.Н. Ромаскевич и Н.В. Морозова – вторыя роли. Мужской персонал: А.Н. Правдин – драмат. любовник; Н.И. Померанцев – резонер и характерныя роли; В.А. Бонча-Морковский – драмат. резонер; А.А. Потехин (антрепренер) – комик и характерныя роли; В.А. Безсонов – роли фатов; Н.К. Громский – простак и водевильный любовник; А.Н. Морской – второй комик резонер; Н.А. Дымов и С.К. Платонов – на вторыя роли. Режиссер – А.А. Потехин; помощник режиссера – Н.А. Александров; суфлер – А.Н. Полубинский. Декораторы: Н.И. Григорьев и Н.А. Шубин. Концертный оркестр прежний, под управлением г. Смирнова. Репертуар: драма и легкая комедия. Спектакли ставятся 3 раза в неделю. Сезон открылся 3 октября комедией покойнаго Дьяченко «Современная барышня» и одноактной пьесой г. Карнеева – «Откликнулось сердечко». Обе пьесы были старательно разыграны и в общем первый спектакль произвел прекрасное впечатление на собравшуюся в театре многочисленную публику, что представляет добрый знак. Сбору было свыше 200 руб., не смотря на то, что открывать настоящий сезон приходилось при неблагоприятных для новой антрепризы обстоятельствах, так как одновременно с театром действует здесь цирк г. Вагнера и наша публика, удивительная по части зрелищ, предпочитает плоския остроты и ломанье клоунов. Прежде всего следует констатировать тот приятный факт, - отсутствие всякой рекламы на афишах, составляющихся очень обдуманно и скромно, без всяких бьющих на эффект слов; затем видимое улучшение предвидится и в репертуаре, и есть попытка ставить хорошия, серьезныя пьесы известных авторов, которыя совершенно игнорировались прошлогодним Товариществом г. Дмитриева-Волынскаго. Также нельзя не поблагодарить г. Потехина за значительное понижение цен на места, так напр., в партере можно получить билет от 60 коп., включая сюда взимаемый дополнительный сбор, что дает полную возможность посещать театр и небогатым лицам. С открытия спектакли шли последовательно в таком порядке: «Доходное место», «Где любовь, там и напасть» и вод. «Школьная пара», «Ограбленная почта», «На пороге великих событий», «Лебединая песня» драм. Этюд А.П. Чехова, «Победителей не судят» и «Ваал». Названныя пьесы прошли в общем удовлетворительно, особенно же «Ваал» и «На пороге великих событий». В отношении сборов лучший пришелся на воскресный спектакль, в котром давалась мелодрама «Ограбленная почта»(около 300 руб.)


 

 Журнал Артист. № 37. 1894 год.«Артист». Выпуск 37. - С. 233.

Кострома. Состоявшийся 2-го мая последний спектакль общества любителей музыкальнаго и драматическаго искусства следует причислить к числу самых удачных во всем сезоне. Капитальной пьесой в этом спектакле была комедия Островскаго – «В чужом пиру похмелье»; затем шли: 1-е действие водевиля «Лев Гурыч Синичкин» и фарс «И он во всем же виноват». Из отдельных исполнителей в комедии своей игрой выделялись г-жа А.Г. Мичурина, в роли вдовы Аграфены Петровны, г-жа А-ва в роли Ненилы Сидоровны, г. И.И. Курковский в роли старика Брускова и г. Н.В. Гельский, игравший в этот вечер в трех разнородных ролях: в комедии сына Брускова Андрея Титыча, Льва Гурыча Синичкина и в фарсе судебнаго пристава. Весенний сезон в нашем театре закончился спектаклями московскаго товарищества артистов труппы г. Корша, представителем и распорядителем котораго является Дм. Аф. Бельский. В состав товарищества вошли: г-жи Г.И. Мартынова, Б,Э. Кошева, Ю.И. Журавлева, А.Я. Романовская, Е.В. Омутова, С.В. Семенова, М.В. Панаева, Г.Н. Ивановская, г-жа Северская, г-жа Васильева; гг. Л.К. Людвигов (он же и режиссер), Н.В. Светлов, Н.Н. Трубецкой, В.А. Сашин, А.М. Яковлев, Е.Ф. Боур, С.А. Милютин, В.К. Сенюшкин и др. Всего состоялось три спектакля 5, 6 и 8 мая из следующих пьес: 1) «Отчий дом» драма Зудермана и ком. – «Из-за мышонка» и 3) «В царстве скуки» ком. Пальерона и вол. – «Не в попад». Первый спектакль дал совершенно полный сбор (слишком 400 р.), второй спектакль дал тоже очень хороший сбор. В последний спектакль сбор был небольшой.

В театре летний сезон играет товарищество г. Горина-Горяинова.


 

 Журнал Артист. № 42. 1894 год.«Артист». Выпуск 42. - С. 274.

Кострома. Драматическая и опереточная труппа под управлением А.А. Потехина: г-жи Потехина, Лялина, Журина, Глушковская, Попова, Горбунова, Сандрович, Темирова, Нарская, Мельникова, Полина; гг. Потехин, Зубов, Нарский, Покровский, Аверин, Бороздин, Романовский, Соловьев, Залесов, Горский, Тихомиров. Режиссер г. Потехин, помощник режиссера г. Николаев, суфлер г. Глушковский.

 

 

 

 


 

 Журнал Артист. № 43. 1894 год.

«Артист». Выпуск 43. - С. 236.

Рубрика «Факты и слухи»

Кострома. Драматическо-опереточная труппа под управлением г. Потехина открыла спектакли 14 октября комедиею Дьяченко «Семейные пороги». Состав труппы см. «Артист», № 42.

 

 

 

 


 

 Журнал Артист. № 46. 1895 год.«Артист». Выпуск 46. - С. 178.

Кострома (от нашего корреспондента). Юбилей Грибоедова нашел себе крайне симпатичные отголоски и в учебном мире. У нас в Костроме местною антрепризою памяти Грибоедова не было посвящено ни одного спектакля, но зато этот крупный промах профессиональных артистов с лихвою искупили любители – ученики Костромского Реальнаго Училища. По инициативе преподавателя Ф.И. Покровскаго, в Пятницу, 10-го Февраля, в здании училища был устроен юбилейный спектакль, всецело посвященный памяти А.С. Грибоедова. Шло «Горе от ума», при чем все мужския роли исполнялись воспитанниками Училища, женския же – местными любительницами. Успех, выпавший на долю этого спектакля, надо сознаться, превзошел все ожиданья публики. Стройность, прекрасная срепетовка и хорошая игра отдельных исполнителей – вот отличительныя черты этого спектакля.