Логин:
Пароль:
15.04.2024
   На этом гербе изображен один из древнейших символов человечества. А город, для которого разрабатывалась эмблема – находился в другом месте. О гербе Кологрива – новый выпуск программы «Загадки костромской геральдики».
13.04.2024
  Новый выпуск программы «Загадки костромской геральдики» посвящен древнему Галичу. Старейший герб Костромской области, признан одним из красивейших эмблем России, не смотря на то, что его современная версия лишилась большинства исторических цветов. Выражаем огромную благодарность за поддержку проекта Сергею Полякову и Татьяне Венковой.
02.02.2024
2 февраля 2024 года в Государственном архиве Костромской области с огромным успехом прошло представление первого в России «Словаря иппонимов русского языка». Автор-составитель Романец П.В.
24.01.2023

Сегодня состоялась презентация и первое заседание клуба краеведов города Костромы "Краеведческие посиделки". Проект реализуется при поддержке фонда "Память поколений" и АВЦ. Презентация прошла с большим интересом со стороны представителей "серебряного" возраста в музее "Губернский город Кострома". 

 

17.04.2020
      16 марта 2020 года вышел из печати очередной номер краеведческого журнала "Губернский Дом". Номер журнала "Губернский Дом" подготовлен к выпуску при поддержке Регионального отделения Российского военно-исторического общества в Костромской области и костромскими краеведами . №1 за 20220 год (№118 с момента образования журнала) посвящен 75-летию Великой Победы и достойному вкладу костромичей в общую победу над фашизмом.
Впервые электронная версия доступна для всех одновременно с выходом журнала из типографии.
http://smi44.ru/…/svezhiy-nomer-zhurnala-gubernskiy-dom-po…/
С электронной версией можно ознакомиться на сайте СМИ44 (Новости Костромской области) - http://smi44.ru/…/Губернский%20дом%20к%2075%20летию%20Побед… .
ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...

Заказать экскурсию в 

музей "Губернский город Кострома"

можно по телефону:

+7-960-744-18-33

 (Ольга)

Музей "Губернский город Кострома"  

расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.

 

 


  

  

 

 

«КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФА ОРЛОВА»

Главная / * НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ / «КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФА ОРЛОВА» 

 

А.В. ТРАЩИЛОВА 

  

КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФА ОРЛОВА

 

Фотограф Сергей Александрович Орлов 

Фотограф Сергей Александрович Орлов.
Фото из семейного архива.

 В Костромской губернии, в Нероновской волости Солигаличского уезда, была деревня Сондоба, во второй половине 19 века состояла из 23 дворов; просуществовала до 70-х годов 20 века, теперь, не став исключением, урочище. Местность на высоком холме, откуда, как рассказывают, открывался необычайный вид на окрестности, и просматривалось Чухломское озеро. В сентябре 1867 года в Сондобе родился Сергей Александров, сын крестьянина Александра Иванова, мой прадед (фамилия Орлов появилась только в 90-х годах).

 Волость традиционно отправлялись «в отход» в Санкт-Петербург на заработки, сондобовские специализировались на малярных и штукатурных работах  и, как мастера высокой квалификации, выполняли росписи. Орловы  тоже были «питерщиками». Ремесло отчасти предполагало и развивало художественные навыки, думаю, что и увлечение фотографией для Сергея Александровича оказалось неслучайным. Смелая идея о собственном деле реализовалась в 1902 году, когда Сергей Александрович открыл свою фотомастерскую. Это первое упоминание, которое удалось найти. В Костромском адрес-календаре на 1903 год значится: «фотография С.А. Орлова в Солигаличе», но, полагаю, имелся в виду уезд, а мастерская располагалась в большом торговом селе Корцово или его окрестностях, в одной из ближайших деревень, возможно Галкине.

 К этому времени Сергей Александрович был главой семейства. Супруга Любовь Васильевна, дети - Анастасия, Варвара, Анна, Николай (позже появятся еще Антонина и Анастасия-младшая) - запечатлены на первых снимках. В семейном архиве сохранились эти карточки:

             2  

Любовь Васильевна Орлова

           Сестры1   Сестры2                                  

Сестры3

Сестры.

6_118.jpg

На пасхальной неделе в дер. Бараново, ок. 1903 г.

 Большая часть фотографий сделана на улице, в качестве задника – простое белое полотно. Фотографии не датированы, на обороте одной своеобразная надпись: «вторник, утро, овес посажен в субботу 26 дня». Только по возрасту детей - известны даты их рождения - и можно определить время съемки с точностью до года-двух. Что касается записи, то получается по «вечному» календарю, что тот самый овес посажен в субботу 26 апреля (раньше апреля вряд ли сеяли), а день съемки – 29 апреля (вторник) 1903 года.

 Тогда еще не думал Сергей Александрович, что позже состоится «Коллекция фотографа Орлова». Так он сам ее назвал и уже подробно подписывал обороты снимков.  Коллекция включит архитектуру и интерьеры храмов, виды часовен, изб, хозпостроек, снимки крестьян, их быта. Не скоро, не ранее 1914 г., появится штамп «ФОТОГРАФЪ С.А. ОРЛОВЪ». 

 Оборот фотографии. «Коллекция фотографа Орлова», подпись автора.

Оборот фотографии. «Коллекция фотографа Орлова», подпись автора.

8 

Штамп «ФОТОГРАФЪ С.А. ОРЛОВЪ».

 Самая обширная тема коллекции – церковная архитектура – развивалась уже в сотрудничестве с Императорской Археологической комиссией (ИАК), одной из задач которой являлся сбор сведений об исторических памятниках России, в том числе в виде фотофиксации. Каким образом начала складываться историко-архитектурная тема, сейчас можно только предполагать. В начале своей деятельности снимал крестьянский фотограф односельчан, родственников, ближайшие церкви, которые посещали, где венчались и крестили детей.

  Мясник, с. Корцово, ок. 1903 г.

 Мясник, с. Корцово, ок. 1903 г.
Фото из кн. «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева», Т.1: Костромская и Тверская губернии. СПб., 2004.


10

Богоявленская церковь с. Раменья. Солигаличский уезд, 1904 г.
www.old-churches.
ru (из архива ИИМК РАН)

 В библиотеке Солигалича в подборке краеведческих газетных публикаций встретилась статья Л.М. Белоруссова, где он вспоминал о приезде в Солигалич летом 1907 года Б.И. Дунаева. Историк литературы и архитектуры, искусствовед, действительный член Московского археологического общества, фотограф, Борис Иванович Дунаев прибыл в уезд для изучения старинных деревянных построек. Может быть, именно тогда состоялась встреча и у местного фотографа Орлова определилась идея отснять все церкви уезда. Это только предположение, но его подтверждением является факт: дата съемки Преображенской деревянной церкви в Коровнове Солигаличского уезда известна точно – именно 1907 год.

Преображенская церковь с. Коровнова. Солигаличский уезд, 1907 г.

Преображенская церковь с. Коровнова. Солигаличский уезд, 1907 г.
www.old-churches.ru (из архива ИИМК РАН)

 Эта фотография Сергея Александровича, как и многие другие, вошла позже в книгу Дунаева «Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии», изданную в 1915 г. Авторство снимков в книге не указано, но основная их часть принадлежит Орлову, что легко доказать, используя атрибутированные фото в фондах музеев.

 География съемки расширялась, материал должен был каким-то образом систематизироваться. Практически все фотографии имеют характерную особенность - белые цифры в правом нижнем углу (просто цифра, значок «№» и цифра, заглавная буква «О» с точкой и цифра).

              знак1      знак2        знак3

 Наверное, Сергей Александрович имел что-то вроде описей, куда заносил сведения об отснятых кадрах в соответствии с их номерами. Сейчас трудно восстановить систему нумерации; жаль, используя её можно было бы  отследить передвижения, уточнить детали биографии. Эта система четко  прослеживается на суздальской серии снимков, как наиболее поздней и уже сложившейся.

 Для Императорской Археологической комиссии Орлов оформлял так называемые фотоотчеты - уменьшенные изображения храмов на отдельных листах, каждый лист соответствовал одному благочинническому округу.

13_45.jpg

Буйский уезд. Отчет «Храмы 3-го благочиннического округа».
Фото из частной коллекции.

 В результате в Костромской губернии были отсняты все храмы и значительное количество часовен Солигаличского уезда и частично соседних уездов: Галичского, Буйского и Чухломского.

14_32.jpg

География съёмки С.А. Орлова в Костромской губернии.  

Использована карта-схема губернии с сайта www.old-churches.ru

Так сложилась энциклопедия церковной архитектуры северо-западной части губернии, включая самые отдаленные уголки, куда не так просто было добраться столичным фотографам.

 Можно представить, каких усилий требовала работа при постоянных разъездах по губернии, съемке суздальских храмов в 1916 г., частых отъездах в Москву и Санкт-Петербург, где Орлов временами находился по многу месяцев. Сохранились почтовые карточки – переписка с семьей: 1912 – 1913 гг. - Москва и Санкт-Петербург, 1914 – 1915 гг. - Санкт-Петербург, 1915 – 1916 гг. – Москва. Документально подтверждено (справочник «Вся Москва» за 1912 г.), что в 1912 году прадед открывал в Москве, в доме № 15 по 1-му Самотечному переулку, собственную фотографию, но в том же году она была закрыта. Возможно, фотомастерская понадобилась временно для выполнения какого-то определенного объема работ, а, может быть, была попытка иметь собственное заведение в Москве, но помешала конкуренция - начало 20 века с бурным развитием фотографии.

 В семье, начиная с поколения внучек Сергея Александровича, о «Коллекции» не было известно, его дочери (моя бабушка и ее сестра, вот уж у кого можно было выяснить все подробности! можно было бы) - о коллекции ни слова; правда, на слуху были Сондоба, Галич, Солигалич и старые фотокарточки в коробке. Первые фотографии, о существовании которых я даже не догадывалась, увидела в интернете. Поиск «фотограф С.А. Орлов» вывел на сайт «Православные храмы Костромской губернии», где на страницах храмов одна за другой стали открываться снимки столетней давности с подписью «фото С.А. Орлова нач. ХХ в.». Снимки Орлова на сайте, в основном, представлены из архива Института истории материальной культуры (ИИМК РАН). Потрясение!... чтобы такая серия и «из фотоархива ИИМК»… Были сомнения, а наш ли С.А. Орлов – фамилия не из редких. Написала владельцу сайта А. Мителеву, он поддержал и очень помог советами. Примерно в это же время получила известие от галичского краеведа Н.В. Сотникова о презентации альбома «Галичская земля в старых фотографиях», а чуть позже и сам альбом, содержащий большей частью фото Орлова. Эти два события стали отправной точкой для понимания масштабов и значимости труда прадеда. Его снимки сохранили картину уездной жизни и то, что зачастую утеряно уже безвозвратно – разрушено, забыто. Безусловно, захотелось разыскать и собрать воедино всю коллекцию.

Солигалич, р. Кострома. Фото из семейного архива

Солигалич, р. Кострома. Фото из семейного архива.

Галич. Вид с Цареконстантиновской колокольни

Галич. Вид с Цареконстантиновской колокольни.
Фото из коллекции К. Бенедиктова.

Солигаличский уезд, ок. 1911 г. Фото из семейного архива

Солигаличский уезд, ок. 1911 г. Фото из семейного архива.

Солигаличский уезд. Сплав. Фото из семейного архива

Солигаличский уезд. Сплав. Фото из семейного архива.

 В ИИМКе, как у правопреемника, сохранен архив Императорской Археологической комиссии. Вторая обширная коллекция работ Орлова обнаружилась в музее архитектуры им. Щусева. Сотрудники музея встретили вопросом: «Вы каким из трех Орловых интересуетесь: московским, южным или суздальским?». Оказалось, что нашего Сергея Александровича в музее знают, только считали суздальским фотографом, не костромским. В фототеке музея хранятся работы Орлова и по Костромской губернии и по Суздалю.

 Часть фотографий и несколько стеклянных негативов находятся в Российском этнографическом музее (РЭМ) - «в 1914 - 1915 годах были закуплены у автора» - многие из них опубликованы в издании музея «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева», глава о Костромской губернии полностью проиллюстрирована фотографиями Сергея Александровича.

 Специфика заведения определяет и тему основных фондов. В музее архитектуры из фото Орлова виды храмов, часовен, крестьянских изб, в РЭМе, соответственно, этнографическая тематика, например, серия снимков крестьян Великовской волости Солигаличского уезда, изображения портного, мясника, коновала.

       Коновал. Солигаличский уезд     Портной. Солигаличский уезд

                     Коновал. Солигаличский уезд.                                       Портной. Солигаличский уезд.

Фото из кн. «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева», Т.1: Костромская и Тверская губернии. СПб., 2004 (из фондов РЭМ).

 Крестьяне Великовской волости. Солигаличский уезд

 Крестьяне Великовской волости. Солигаличский уезд. 

Фото из кн. «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева», Т.1: Костромская и Тверская губернии. СПб., 2004 (из фондов РЭМ).

 Поиск выявил проблему, состоящую в том, что часть снимков в музеях неатрибутирована. Искусство фотографии предполагает наличие нескольких экземпляров отпечатков, это и помогает установить авторство, сопоставляя снимки из разных источников. Так в музее Щусева: по первоначальной описи в фондах значилось порядка 80 работ Орлова, а по завершению исследования – более 250.

 Логично было обратиться в местные музеи Костромской области и Суздаля. Костромской музей-заповедник, его филиалы – краеведческие музеи Солигалича и Галича, Владимиро-Суздальский музей-заповедник имеют в своих фондах фотографии С.А. Орлова.

 Совершенно непостижимым и случайным образом снимки суздальских храмов оказались в самом Суздале. Учащиеся СПТУ из Уреня в середине 70-х годов проходили практику в Галиче и на чердаке одного из домов обнаружили дореволюционные снимки с видами городов Костромской губернии и Суздаля – так значилось на оборотной стороне. Зная, что заканчивать практику им предстоит как раз в Суздале у преподавателя, увлеченного краеведением, ребята часть фотографий увезли с собой, некоторые из них были сданы во Владимиро-Суздальский музей, другие попали в частные руки. Это был чердак дома сына Сергея Александровича, Николая Сергеевича Орлова, в те годы находившегося уже в преклонном возрасте (скончался в 1977 г.). Николай Сергеевич, продолжая начатое отцом дело, работал фотографом в Галиче. Известны его снимки 20-х годов «М.И. Калинин на галичском вокзале», «Деревня Шокша. Пожарная команда». Один из моментов, который не могу понять и объяснить: почему Николай Сергеевич, сам фотограф, не мог не понимать значения «Коллекции», хранил её, но не передал в музей? 

Фото Покровского монастыря в г. Суздале

Фото Покровского монастыря в г. Суздале.
Опубликовано в иллюстрированном приложении к газете "Новое время", ноябрь 1916 г.

 На сегодняшний день «Коллекция фотографа Орлова» - все, что удалось собрать в виде копий, сканов или хотя бы как описание - включает более семисот единиц.

 Судьба коллекции иногда совершенно непредсказуема. Пополняются фонды музеев, куда передаются частные архивы, старые фотографии переходят из рук в руки коллекционеров, но тем интереснее поиск и радостнее результат. Нашлись снимки в двух частных коллекциях москвичей. Как-то в Солигаличе услышала, что московский художник, выполняющий заказ для местного музея, рассказывал о случайном знакомстве с обладателем старых фотографий, упоминалась фамилия Орлова. В результате телефонные переговоры, интернет, опять телефон и заветное: «Конечно, приезжайте, я все покажу». У К. Бенедиктова совершенно потрясающая серия фотографий Сергея Александровича с изображениями деревянных скульптур из храмов Солигаличского и Галичского уездов: «резное изображение Спасителя в темнице» и «резное изображение Главы Иоанна Крестителя». Часть снимков оказалась неизвестна ранее.

            Спаситель в темнице. Часовня близ церкви Флора и Лавра. Галичский уезд, 1914 г      Спаситель в темнице. Богородицкая церковь пог. Храмки. Галичский уезд, 1914 г.

              Спаситель в темнице.  Галичский уезд, 1914 г.           Спаситель в темнице. Галичский уезд, 1914 г.                                            Часовня близ церкви Флора и Лавра.                        Богородицкая церковь пог. Храмки.                                                                                 Фото из коллекции К. Бенедиктова.

            Спаситель в темнице. Богородицкая церковь с. Холм. Галичский уезд, 1914 г.       Глава Иоанна Крестителя Рождественская церковь в Ликурге. Буйский уезд                       Спаситель в темнице. Богородицкая церковь                           Глава Иоанна Крестителя                            с. Холм. Галичский уезд, 1914 г.                   Рождественская церковь в Ликурге. Буйский уезд.
      Фото из коллекции К. Бенедиктова.

 Почти случайное стечение обстоятельств (или уже не случайное?) позволило познакомиться с коллекционером-филокартистом, собирателем исторических фотографий, книг о Галиче А.В. Кирилиным. Так объявилась еще одна частная коллекция с фотографиями прадеда.

 В огромном архиве известного в Костроме краеведа, публициста А.А. Анохина  были собраны факты биографии Орлова (многие даты подтверждаются сохранившимися в нашей семье документами), значительный объем снимков, также была написана и опубликована им статья под названием «Из собрания старого фотографа». В 1995 году в газете "Солигаличские вести" выходит статья Т.Солдовской, директора краеведческого музея им. Г.П. Невельского "Провинциальный фотограф (г.Солигалич)". 

 Неизвестна судьба стеклянных негативов. Помимо нескольких, что находятся в фондах этнографического музея, не удалось найти других. Сохранились ли вообще?

 Большие надежды в поиске возлагала на Галичский краеведческий музей и даже принимала непосредственное участие в оцифровке их фондов. Где же еще должны были оказаться «стекла», как не в Галиче? Здесь семья Орловых жила в 1919, когда умер Сергей Александрович, здесь же прожил всю жизнь Николай Сергеевич Орлов, который и хранил «Коллекцию», но… несколько сотен стеклянных негативов, которые были отсканированы, принадлежат галичскому фотографу М.М. Смодору и только два, возможно, Орлову. В итоге наследие Смодора обрело новую жизнь, а я получила массу удовольствия от прошедших перед глазами кадров.

 В 1916 году С.А. Орлов был занят съемкой в Суздале, в октябре этого же года умерла Любовь Васильевна, супруга Сергея Александровича. Младшим дочерям в ту осень было 13 и 10 лет, малы еще, чтобы жить самостоятельно; старшие дети – Николай с 1915 года находился на службе в армии, Варвара работала в фельдшерско-акушерском пункте в с. Николо-Березовец тогдашнего Солигаличского уезда, Анна училась в старших классах Солигаличской гимназии. Не знаю, продолжил ли в такой ситуации Сергей Александрович снимать для ИАК, ведь для этого требовались постоянные и длительные отъезды из дома, к тому же последующие годы принесли события, перевернувшие привычный уклад жизни, смешавшие судьбы, планы. Можно предположить, что и работы по съемке памятников архитектуры, тем более церковных, были сокращены, если не приостановлены.

 Во всяком случае, фотографий из архитектурной серии с датой позже 1916 года не встречалось. В домашнем архиве есть студийные снимки периода 1917 – 1919 годов, это уже галичский период.

            Страстная суббота, 6 апреля 1919 г.              Сергей Александрович и Николай Сергеевич Орловы, ок. 1918 г.

             Страстная суббота, 6 апреля 1919 г.                     Сергей Александрович и Николай Сергеевич Орловы,                                                                                                                                                        около 1918 г.

Сергей Александрович с детьми, ок. 1918 г. Фото из семейного архива

Сергей Александрович с детьми, ок. 1918 г.

Фото из семейного архива.

 Наступил 1919 год, принесший  в семью Орловых печальные и неординарные события. Из публикаций галичского краеведа Л.И. Белова известно, в мае Галич посетил нарком просвещения А.В. Луначарский. Далее процитирую: «С.А.Орлов сфотографировал его в группе ребятишек – членов галичского детского клуба. Беседуя с Луначарским, С.А.Орлов сказал ему, что сделал массу снимков  с местных памятников, которые сейчас на глазах разрушаются и исчезают, и что он хотел бы передать эту коллекцию фотоснимков на хранение в какой-либо центральный архив или музей. Нарком побывал на квартире С.А. Орлова, смотрел его коллекцию снимков, сказал о ее большом значении и одобрил его намерение передать ее на хранение в Москву».

30_2.jpg

 А.В. Луначарский в Галиче, 22 мая 1919 г.  Фото из семейного архива.

 Разговор состоялся 22 мая 1919 года, в тот же день было оформлено удостоверение под № 173 от лица уполномоченного ВЦИК народного комиссара по просвещению, которое гласило:

 «Настоящим удостоверяю, что тов. С.А. Орлов, фотограф-археолог, вызывается срочно в Москву по делам фото и кино–Отдела... Прошу все революционные и железнодорожные власти оказывать всяческое содействие тов. Орлову при проезде его из Галича в Москву, приобретении железнодорожного билета, предоставлении места в вагоне и т.д.».

 Но планам не суждено было осуществиться, 2 июня Сергей Александрович скончался от сыпного тифа – в Галиче в это время была серьезная вспышка заболевания.

 Видимо, от отчаяния Анна, дочь Сергея Александровича, послала телеграмму на имя Ленина и, получив ответ, отправилась в Москву. В семье сохранились документы, по которым можно воспроизвести дальнейший ход событий, но только до определенного момента, дальше – неизвестность. Удостоверения, выданные в Москве фотокинематографическим отделом Наркомпроса на имя А.С. Орловой – «прошу все революционные и железнодорожные власти оказывать всяческое содействие…» и справка Галичского уездного Совнархоза – «для производства фотографических работ А.С. Орловой требуется 7 дюжин пластинок, семьсот открыток, 20 гр. метола, сто грамм соды» (предстоял немалый объем работ) свидетельствуют о том, что Анна предпринимала все возможное, чтобы сохранить «Коллекцию». Это все. Какие «фотографические работы» она должна была выполнить (печатать снимки с негативов отца?), неизвестно. Что случилось потом, было ли сделано хотя бы частично начатое? Неясно, известно только, что 1 августа Анна вышла на работу в 1 Госаптеку Галича, предварительно сдав экзамен на звание аптекарской ученицы. И это второй момент, который не дает покоя и остается без ответа; запросы в архив не дали результата.

 Сохранилось несколько снимков того лета - спокойных, даже с претензией на художественность (размытый фон, цветы, птица), предположу, что это были фотографические опыты Николая Сергеевича, только грустная надпись рукой Анны на обороте фото: «1919. Лето. Папочка умер».

Бабушка Анна Орлова. Лето 1919 г. Фото из семейного архива

Бабушка Анна Орлова. Лето 1919 г. Фото из семейного архива.

 А снимки из «Коллекции фотографа Орлова», начиная с 1909 года, когда вышел в свет 31 выпуск Известий Императорской Археологической комиссии, и по сей день востребованы и активно используются в печатных изданиях, музейных экспозициях, интернет-публикациях. 

с www.old-churches.ru (из фондов ИИМК)