+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
21.11.2024
Краеведческие музеи города Костромы и Костромской области отражают историческое, природное и культурное развитие определённого населённого пункта или географического региона, являются центрами культурной жизни. В их фондах имеются археологические находки, произведения искусства или ремёсел, документы и изобразительные материалы, предметы быта и другие экспонаты. Они проводят научно-исследовательскую работу, которая направлена на изучение коллекций, включает многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, экспедициями и археологическими раскопками. На базе краеведческих музеев проводятся научные чтения и конференции, материалы которых публикуются в трудах музеев, они способствуют популяризации научных знаний. Познакомим с некоторыми из них. 18.11.2024
10 ноября 2024 года исполнилось 80 лет со дня образования Костромского областного радиокомитета. Этому событию была посвящена историко-документальная выставка «Говорит Кострома» в архиве новейшей истории Костромской области. Как выглядела первая радиостудия, в каких условиях работали радийщики, какие шли передачи в разные годы – об этом и многом другом могли узнать посетители выставки. 14.11.2024
14 ноября 2024 года вышел очередной номер историко-краеведческого журнала "Губернский Дом", посвящённый 150-летию художника, поэта и мыслителя Ефима Васильевича Честнякова. 13.11.2024
10 фигурок мазайских зайцев, установленных в центральной части города Костромы, где расположены главные достопримечательности, привлекают туристов в наш город, а также собирают все чаще экскурсионные группы вокруг себя. Подробнее о каждой фигуре в нашей статье. 12.11.2024
В 1971 году открыт туристический маршрут «Золотое кольцо России», в который включена Кострома. Старинный русский город, почти равный по возрасту Москве, с удивительной архитектурой, где есть памятники древней истории и архитектуры. Как изменился город Кострома с 90-х годов до современности расскажут фотографии.
ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...
Заказать экскурсию в музей "Губернский город Кострома" можно по телефону: +7-960-744-18-33 (Ольга) Музей "Губернский город Кострома" расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.
|
* Латыши на Мантуровской земле: страницы историиГлавная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / * Латыши на Мантуровской земле: страницы истории
Латыши на Мантуровской земле: страницы истории
Путешествуя по Мантуровскому району, мне неоднократно приходилось бывать на старинном латышском кладбище, расположенном в глухом лесу под сенью вековых исполинских деревьев в среднем течении живописной реки Янги. Говоря про эту извилистую и очень чистую речку, исследователь Н. П. Кучин отмечает: «Небольшая речка Янга на территории города Мантурово впадает в реку Унжу. Длина 23 километра. А подпитывает ее водой другая Янга – Спасская. Длина 13 километров. Топооснова финно-угорского происхождения»[1]. Российский статистик и краевед Е. Ф. Дюбюк, в сентябре – октябре 1916 г. путешествовавший по Костромской губернии, записал в своем дневнике: «Река Янга: раньше тысяч 40 гнали лесу по ней, теперь на лесопилки возят гужом»[2]. На латышском кладбище уже около 30 лет не делают новых захоронений, а деревянные безымянные кресты на большинстве сохранившихся могил сгнили и упали. Тем не менее, судьба похороненных здесь людей тесно связана с историей Мантуровской земли XX столетия.
Вероятнее всего, выходцы из Латвии появились здесь в начале XX века. По мнению краеведа С. Н. Торопова, первые семьи латышей прибыли в Мантурово в 1904 году среди других вербованных рабочих на строительство участка железной дороги Вологда – Вятка[3]. В годы Первой мировой войны сюда приехали еще несколько семей беженцев-латышей. Среди них были Конрад Звайгзн, Янис Цекулин, бывший фельдфебель царской армии Петр Юруш и другие.
В начале прошлого столетия ряд латышских семей стали строить хутора на необжитых землях в пойме реки Янги ниже впадения в нее Спасской Янги. Следует отметить, что в прибалтийских губерниях было много малоземельных крестьян, у которых в годы Столыпинской реформы появилась возможность получить надел в Сибири, а также неосвоенные участки земли в Центральной России. Владельцем одного из первых латышских хуторов являлся Петр Петрович Упит, построивший свой дом на ручье, впадающем в реку Янгу чуть ниже кладбища близ деревни Шашки.
До Янги от хутора было менее 1 километра. Примерно в одном километре от Петра Упита, выше по течению реки и в 150 – 200 метров от берега, обосновывается Петр Егорович Фрейберг (1859 – 1931). Сохранились свидетельства, что в этих-же местах находились хутора Саулескалн (Солнечный холм) и Ю. П. Робенса, а на лесной дороге из деревни Абабково в деревню Пахтусово стоял хутор Витола. С именами латышей также была связана водяная мельница, построенная близ кладбища на Янге в начале XX столетия купцом Владимиром Александровичем Усовым.
В 1930 году по приглашению родственников и знакомых в Мантурово переезжает группа латышей из Сибири. Среди них выделялся Цекулин Юрий Борисович, бывший Красный латышский стрелок, приехавший из деревни Малый Мангут Омской области. В 1933 – 1934 гг. Ю. Б. Цекулин занимал должность председателя Мантуровского поселкового Совета, а проживал на улице Садовой. Ниже приведем неполный список латышей, проживавших в 1931 г. в поселке Мантурово: 1. Балодис Николай 2. Брейц Карл Густавович 3. Вильцинь Берта Ивановна 4. Гайлитис Ян 5. Гарбуз Илья 6. Гравитис 7. Гринберг 8. Звайгзн Конрад Михайлович 9. Казак Эмма Борисовна 10. Кимбен Карл Егорович 11. Кимбен Ян Егорович 12. Клейн Кришьян Симонович 13. Клейн Ян Симонович 14. Лацис Ян 15. Робенс 16. Рубен 17. Тинтес Эрнест 18. Упит Карл 19. Упит Петр Петрович 20. Цекулин Рейнис 21. Цекулин Юрий Борисович 22. Цекулин Ян 23. Швитинь Яков Яковлевич 24. Юриш Петр Егорович В 1937 – 1938 гг. большой группе латышей было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности. Жертвами этой кампании органов НКВД стали В. П. Упит, К. П. Витол, П. И. Юруш, Н. Е. Баллод, Я. Лацис, К. Е. Кимбен Я. Е. Кимбен и некоторые другие[4]. В обвинительном заключении одного из обвиняемых говорится: «(…) Имел переписку с Латвией, использовал ее для провокационных клеветнических измышлений о Советском Союзе. Вращался в кругу латышей-националистов. (…) Выражал националистические настроения, восхвалял жизнь в белой Латвии, имел письменную связь с Латвией, вел переписку с латышской газетой “Коммунару Циня” в Москве»[5]. Впоследствии осужденные были реабилитированы. Вплоть до начала 1960-х годов семьи латышей поддерживали крепкие дружеские связи, совместно отмечали национальные праздники, собира- ясь на бывшей мельнице купца В. А. Усова, которая в послереволюцион- ное время стала колхозной. В настоящее время потомков Латышей в Мантуровском районе почти не осталось. Об их именах напоминают лишь еще недавно существовав- шая железнодорожная «Будка Упита», в которой проживал работавший на железной дороге дядя П. П. Упита, топоним «Рубина гора» да некошеные поляны на месте бывших хуторов, не успевшие зарасти лесом. Еще сохранились избы в нежилой деревне Шашки, остатки водяной мельницы и тяжелый жернов, лежащий в зарослях кустарника на берегу реки Янги.
[1]. Кучин Н.П. Костромской край: города и веси. – Кострома, 1999. – С. 333. [2] Дюбюк Е. Ф. Дневник. // Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского филиала Российского фонда культуры. – Вып. 4. – Кострома, 1999. – С. 399. [3]. Торопов С. Н. Мантурово. Страницы истории. – Мантурово, 1998. - С. 43. [4]. Там же. – С. 97. [5]. ГАНИКО. – Ф. 3656. – Оп. 2. – Д. 272. – Л. 30 об.
|