Логин:
Пароль:
14.01.2025

Советуем посетить экспозицию «Донбасский уголь» в Центре русского искусства (площадь Мира, 2), состоящую из серии портретов современных героев России - участников специальной военной операции, которые, рискуя жизнью, рассказывают правду о военных действиях. Все они написаны углем на бумаге, что символично перекликается с темой Донбасса - крупнейшего месторождения угля. Новая экспозиция  открывает цикл областных мероприятий «Кострома. Время героев», посвящённый участникам специальной военной операции и предстоящему 80-летию Победы. Вглядываясь в лица изображенных людей, можно увидеть все оттенки эмоционального состояния и разные человеческие чувства. Автор работ— руководитель документального вещания телеканала RT Екатерина Яковлева, начала писать портреты под обстрелами ВСУ.

14.01.2025

Старый Новый год отмечают в ночь с 13 на 14 января. В 2025 году праздник выпадает на вторник. Появление этого праздника связано со сменой летоисчисления, которая произошла в 1918 году. По старому стилю, который использовался до этого, Новый год отмечался 1 января, но после реформы он сместился на 14 января. С тех пор 14 января в России стали отмечать Новый год по старому стилю — или же старый Новый год. Вскоре этот праздник прочно вошел в народный календарь. И хотя официально он не является выходным днем, россияне с удовольствием устраивают еще одно новогоднее застолье в кругу семьи. Также старый Новый год отмечают те, кто не смог встретить Новый год из-за работы или по другим причинам. После праздника череда новогодних гуляний подходит к концу, с елок снимают украшения и выносят из дома, а искусственные деревья убирают на антресоли до следующего года. Самой же традиции устраивать пышные торжества по случаю Нового года мы обязаны Петру I. Своим указом царь перенес праздник с 1 сентября на 1 января. Тогда же появилась традиция украшать дома еловыми или сосновыми ветвями и устраивать новогодние маскарады.

09.01.2025

В Костромской области Святки и колядки отмечают, начиная с Рождественского Сочельника и до Крещения Господня, то есть с 6 по 19 января.

Одна из традиций в период Святок — колядование. Ряженые ходят по домам, исполняют колядки, танцуют или же разбрасывают зерно, поздравляют с праздником хозяев дома. Колядующих нужно встретить угощением и небольшими подарками (например, мелкой монетой).

Кроме того, 13 января в Костроме отмечают проводы старого года: в этот день рекомендуют выбрасывать старые вещи и прощать давние обиды, чтобы войти в Новый год только с хорошими эмоциями. 14 января у предков было принято обходить дом с тремя свечами: считалось, что это помогает прогнать из дома все беды.

Считалось, что во время Святок главная традиция — проводить время с семьёй, не ссориться и радовать друг друга даже по мелочам.

18 января отмечают Крещенский сочельник, а 19 января — Крещение Господне. В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост.

07.01.2025

Поздравляем с Рождеством Христовым! В этот светлый праздник желаем мира и добра, любви и счастья, благополучия, успеха и крепкого здоровья. Пусть ангел-хранитель оберегает всех вас от бед, а в душе воцарятся вера, покой и благодать!

31.12.2024

С Новым годом, дорогие друзья! Пусть новый год принесёт много новых достижений, крепкого здоровья и любви, пусть все задуманное сбудется. Пусть счастьем и добротой будет наполнен каждый дом. Пусть вдохновение и любовь сделают жизнь светлее и ярче. Пусть год идущий будет светлым, приносящим много положительных эмоций, здоровья, достатка и улыбок на лицах родных и близких людей.

КС

ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...

Заказать экскурсию в 

музей "Губернский город Кострома"

можно по телефону:

+7-960-744-18-33

 (Ольга)

Музей "Губернский город Кострома"  

расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.

 

 


  

  

 

 

* Латыши на Мантуровской земле: страницы истории

Главная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / * Латыши на Мантуровской земле: страницы истории 

Клейн Э.Г.

Латыши на Мантуровской земле: страницы истории

IMGP0025
Река Янга в районе
бывшей мельницы купца Усова.
Фото Э. Г. Клейна, 2009 г.

  Путешествуя по Мантуровскому району, мне неоднократно приходилось бывать на старинном латышском кладбище, расположенном в глухом лесу под сенью вековых исполинских деревьев в среднем течении живописной реки Янги. Говоря про эту извилистую и очень чистую речку,  исследователь  Н. П. Кучин отмечает: «Небольшая речка Янга на территории города Мантурово впадает в реку Унжу. Длина 23 километра. А подпитывает ее водой другая Янга – Спасская. Длина 13 километров.

Топооснова финно-угорского происхождения»[1].

   Российский статистик и краевед Е. Ф. Дюбюк, в сентябре – октябре 1916 г. путешествовавший по Костромской губернии, записал в своем дневнике: «Река Янга: раньше тысяч 40 гнали лесу по ней, теперь на лесопилки возят гужом»[2].  

На латышском кладбище уже около 30 лет не делают новых захоронений, а деревянные безымянные кресты на большинстве сохранившихся могил сгнили и упали. Тем не менее, судьба похороненных здесь людей тесно связана с историей Мантуровской земли XX столетия.

Image0420 Image0392
Крест на латышском кладбище.
Фото Э. Клейна, 1994 г.
Участники Первой мировой войны:
 стоит в центре Брейц Карл Густавович 
(один из мантуровских латышей).

       Вероятнее всего, выходцы из Латвии появились здесь в начале XX века. По мнению краеведа С. Н. Торопова, первые семьи латышей прибыли в Мантурово в 1904 году среди других вербованных рабочих на строительство участка железной дороги Вологда – Вятка[3].

В годы Первой мировой войны сюда приехали еще несколько семей беженцев-латышей. Среди них были Конрад Звайгзн, Янис Цекулин, бывший фельдфебель царской армии Петр Юруш и другие.

.IMGP0023
Деревня Шашки Мантуровского района.
Фото Э.Г. Клейна. 2009 г.

В начале прошлого столетия ряд латышских семей стали строить хутора на необжитых землях в пойме реки Янги ниже впадения в нее Спасской Янги. Следует отметить, что в прибалтийских губерниях было много малоземельных крестьян, у которых в годы Столыпинской реформы появилась возможность получить надел в Сибири, а также неосвоенные участки земли в Центральной России. Владельцем одного из первых латышских хуторов являлся Петр Петрович Упит, построивший свой дом на ручье, впадающем в реку Янгу чуть ниже кладбища близ деревни Шашки.

Image0421
Остатки мельницы купца Усова на реке Янге.
Фото Г. Клейна, 1994 г.

До Янги от хутора было менее 1 километра. Примерно в одном километре от Петра Упита, выше по течению реки и в 150 – 200 метров от берега, обосновывается Петр Егорович Фрейберг (1859 – 1931). Сохранились свидетельства, что в этих-же местах находились хутора Саулескалн (Солнечный холм) и Ю. П. Робенса, а на лесной дороге из деревни Абабково в деревню Пахтусово стоял хутор Витола. С именами латышей также была связана водяная мельница, построенная близ кладбища на Янге в начале XX столетия купцом Владимиром Александровичем Усовым.

Image0419
 Цекулин Юрий Борисович.
В 1933-34 гг. – председатель 
Мантуровского поселкового Совета,
бывший Красный стрелок.
Фото 1970 г.

В 1930 году по приглашению родственников и знакомых в Мантурово переезжает группа латышей из Сибири. Среди них выделялся Цекулин Юрий Борисович, бывший Красный латышский стрелок, приехавший из деревни Малый Мангут Омской области. В 1933 – 1934 гг. Ю. Б. Цекулин занимал должность председателя Мантуровского поселкового Совета, а проживал на улице Садовой.

     Ниже приведем неполный список латышей, проживавших в 1931 г. в поселке Мантурово:

        1. Балодис Николай

        2. Брейц Карл Густавович

        3. Вильцинь Берта Ивановна

        4. Гайлитис Ян

        5. Гарбуз Илья

        6. Гравитис

        7. Гринберг

        8. Звайгзн Конрад Михайлович

        9. Казак Эмма Борисовна

      10. Кимбен Карл Егорович

      11. Кимбен Ян Егорович

      12. Клейн Кришьян Симонович

      13. Клейн Ян Симонович

      14. Лацис Ян

      15. Робенс

      16. Рубен

      17. Тинтес Эрнест

      18. Упит Карл

      19. Упит Петр Петрович

      20. Цекулин Рейнис

      21. Цекулин Юрий Борисович

      22. Цекулин Ян

      23. Швитинь Яков Яковлевич

      24. Юриш Петр Егорович

      В 1937 – 1938 гг. большой группе латышей было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности. Жертвами этой кампании органов НКВД стали В. П. Упит, К. П. Витол, П. И. Юруш, Н. Е. Баллод, Я. Лацис, К. Е. Кимбен Я. Е. Кимбен и некоторые другие[4]. В обвинительном заключении одного из обвиняемых говорится: «(…) Имел переписку с Латвией, использовал ее для провокационных клеветнических измышлений о Советском Союзе. Вращался в кругу латышей-националистов. (…) Выражал националистические настроения, восхвалял жизнь в белой Латвии, имел письменную связь с Латвией, вел переписку с латышской газетой “Коммунару Циня” в Москве»[5]. Впоследствии осужденные были реабилитированы.

    Вплоть до начала 1960-х годов семьи латышей поддерживали крепкие дружеские связи, совместно отмечали национальные праздники, собира- ясь на бывшей мельнице купца В. А. Усова, которая в послереволюцион- ное время стала колхозной.

     В настоящее время потомков Латышей в Мантуровском районе почти не осталось. Об их именах напоминают лишь еще недавно существовав- шая железнодорожная «Будка Упита», в которой проживал работавший на железной дороге дядя П. П. Упита, топоним «Рубина гора» да некошеные поляны на месте бывших хуторов, не успевшие зарасти лесом. Еще сохранились избы в нежилой деревне Шашки, остатки водяной мельницы и тяжелый жернов, лежащий в зарослях кустарника на берегу реки Янги.    

 



[1]. Кучин Н.П. Костромской край: города и веси. – Кострома, 1999. – С. 333.

[2]  Дюбюк Е. Ф. Дневник. // Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского филиала Российского фонда культуры. – Вып. 4. – Кострома, 1999. – С. 399.

[3]. Торопов С. Н. Мантурово. Страницы истории. – Мантурово, 1998. - С. 43.

[4]. Там же. – С. 97.

[5]. ГАНИКО. – Ф. 3656. – Оп. 2. – Д. 272. – Л. 30 об.