+7(960) 744-18-33 (заказ экскурсий)
+7(953) 650-00-04 (общие вопросы)
21.11.2024
Краеведческие музеи города Костромы и Костромской области отражают историческое, природное и культурное развитие определённого населённого пункта или географического региона, являются центрами культурной жизни. В их фондах имеются археологические находки, произведения искусства или ремёсел, документы и изобразительные материалы, предметы быта и другие экспонаты. Они проводят научно-исследовательскую работу, которая направлена на изучение коллекций, включает многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, экспедициями и археологическими раскопками. На базе краеведческих музеев проводятся научные чтения и конференции, материалы которых публикуются в трудах музеев, они способствуют популяризации научных знаний. Познакомим с некоторыми из них. 18.11.2024
10 ноября 2024 года исполнилось 80 лет со дня образования Костромского областного радиокомитета. Этому событию была посвящена историко-документальная выставка «Говорит Кострома» в архиве новейшей истории Костромской области. Как выглядела первая радиостудия, в каких условиях работали радийщики, какие шли передачи в разные годы – об этом и многом другом могли узнать посетители выставки. 14.11.2024
14 ноября 2024 года вышел очередной номер историко-краеведческого журнала "Губернский Дом", посвящённый 150-летию художника, поэта и мыслителя Ефима Васильевича Честнякова. 13.11.2024
10 фигурок мазайских зайцев, установленных в центральной части города Костромы, где расположены главные достопримечательности, привлекают туристов в наш город, а также собирают все чаще экскурсионные группы вокруг себя. Подробнее о каждой фигуре в нашей статье. 12.11.2024
В 1971 году открыт туристический маршрут «Золотое кольцо России», в который включена Кострома. Старинный русский город, почти равный по возрасту Москве, с удивительной архитектурой, где есть памятники древней истории и архитектуры. Как изменился город Кострома с 90-х годов до современности расскажут фотографии.
ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В КОСТРОМЕ ...
Заказать экскурсию в музей "Губернский город Кострома" можно по телефону: +7-960-744-18-33 (Ольга) Музей "Губернский город Кострома" расположен в самом центре Костромы, внутри Гостиного двора - в одном из корпусов Мелочных рядов, рядом с Церковью во имя Спаса Всемилостивого. Здесь посетители узнают настоящую купеческую Кострому и ощутят непередаваемую атмосферу российского провинциального города XIX столетия.
|
* МИХАИЛОВСКОЕ. ЧУДЕСА, ТАЙНЫ И ЛЕГЕНДЫ.Главная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / * МИХАИЛОВСКОЕ. ЧУДЕСА, ТАЙНЫ И ЛЕГЕНДЫ.
КОРОТКОВА Г.А.
МИХАЙЛОВСКОЕ. ЧУДЕСА, ТАЙНЫ И ЛЕГЕНДЫ.
Михайловское… Как часто мы связываем село с таким названием с именем А.С.Пушкина. Но посмотрите на карту. Как много таких сёл! Названы они в честь стоящего там храма Михаила Архангела. Такое село есть и рядом с нами, всего в 18 км от Волгореченска (по трассе – 35 км).
Когда основано оно, неизвестно, но в далёком XIV веке принадлежало Давиду Фёдоровичу, князю Ярославскому. Вотчина была немалая: село Михайловское да деревни Гумница, Петровское, Варварино, Языково, Быково, Некрасовец. Впоследствии усадьба перешла младшей ветви князей Вяземских (возможно, по родству, так как в 12 колене от Рюрика у них общий прародитель – Андрей Владимирович Долгая Рука, родоначальник Вяземских). Раскинулось имение на берегу Шачи, в 3 км от центральной дороги, соединяющей Фурманов с Приволжском. Сверните вправо от центральной дороги в сторону Белино, и вскоре перед вами среди полей, лугов, перелесков откроется чудесная картина. Маленькие, деревенские домики, соединённые дощатыми заборами, будто крепко держатся друг за друга. В XIX веке в селении было две улицы, которые делились оврагом: Богатая (ныне Мирная), что шла к храму и где жили зажиточные крестьяне, и Завражье, где ютились небогатые домишки, а жители их работали в Середе (ныне Фурманов) на фабриках купцов-фабрикантов Г.К.Горбунова, И.И.Скворцова, А.А.Клементьева. Работали здесь кузница да мельницы: две водяных и две ветряных. В советское время в Михайловском был организован колхоз «Новый путь», где были конюшня на 40 лошадей, коровник на 49 голов, овчарник на 120, кузница, магазин. В северо-западной части села находится церковь Михаила Архангела. В 1565г. здесь иноками Ипатьевского монастыря была построена деревянная церковь. Обветшала ли она, сгорела ли, неизвестно, но в 1701г. поставили новый деревянный храм. А в начале XIX века монахи Троицкого собора Ипатьевского монастыря (храм относился к Костромской епархии, а село с деревнями входило в Костромскую губернию) принесли в село Феодорскую икону. Жили в землянках, молились в старой, ветхой церкви и мечтали поставить храм из камня. Получив разрешение на постройку, прихожане стали собирать деньги. Монахи выбрали место для будущего храма, расчистили его и, принеся икону, молились, прося благословения у Всевышнего. Но на утро икона оказалась совсем в другом месте. И так случалось трижды. Что ж делать? Икона (а скорее сама Феодоровская Божия Матерь) выбрала место нового белокаменного храма. Построенный в 1819 г., он и по сей день стоит здесь. В архитектуре его проработаны мотивы древнерусского зодчества и позднего барокко. Главный пятиярусный иконостас – характерное для середины XIX века классическое произведение. Храм имеет два придела: холодный в честь Архангела Михаила и тёплый во имя святого Тихона Амафунтского. Его колокольня, устремленная к небу, далеко видна всем, кто спешит приклонить колени перед старинными иконами, перед ликами святых. А икон здесь немало: и Николая Угодника, и Архангела Михаила, и Икона Феодоровской Божией Матери и многие-многие другие. Все они старинного письма, более строгие, не такие красочные, как современные. Есть и вовсе удивительная редкая икона – Кипрская. Она не привычна для нас (по крайней мере, такого списка не видела нигде: ни в одном храме, ни в интернете). Она чем-то похожа на картины художников эпохи Возрождения, писавших мать с ребёнком… Этот храм никогда не закрывал двери для своих прихожан. Даже однажды произошло невероятное. В конце войны он остался без священника, и тогда три прихожанки отправились на поклон в Москву к Сталину. Он принял их, выслушал и … ничего не сказал, но священника прислал… В храме – полумрак и тишина такая, что слышно, как потрескивают свечи. Под его высокими сводами необыкновенно легко дышится.
Село и храм – место служения канонизированного 14 августа 2000 года православной церковью святого Леонтия Михайловского. Его мирское имя – Лев Фомич Стасевич (1884–1972). В 1912 г. он постригся в монахи под именем Леонтия в честь святителя Ростовского. Настоятелем храма в Михайловском отец Леонтий стал в 1955 г., после третьего ареста по обвинению его в антисоветской деятельности. Ни аресты, ни преследования, ни издевательства (даже окунание в выгребную яму) – ничто не могло заставить его отказаться от веры. Он очень многих исповедовал. Исповедь эта, как вспоминает владыка Амвросий, архиепископ Ивановский и Кинешемский, «была всегда удивительно плодотворной, очень духовной и смиренной, …он никогда не обличал человека в его недостатках, а старался говорить так, чтобы человек не обиделся». «Говорил просто и жизненно, жил скромно, помогал многим», – так отзываются о нём прихожане. Отец Леонтий многое предвидел в жизни. В проповедях он неоднократно говорил об открытии мощей преподобного Серафима Саровского и о том, что с этого момента начнется «новый мир». Действительно, после открытия в 1991 г. в Санкт-Петербурге мощей Серафима и перенесения их в Дивеево в Москве совершились события, изменившие жизнь России. Однажды о. Леонтий сказал, что в Михайловском будут снимать кино. Так и произошло. Летом 1985г. Николай Губенко снимал фильм о последствиях смерча, обрушившегося на Ивановскую и Костромскую земли. А в другой раз заметил: «Вот умру я, и из меня много воды потечёт». Сбылось предсказание. После его смерти летом 1972 г. была страшная засуха. И вдруг у подножия холма Хохлиха, в нескольких десятках метров от могилы св. Леонтия, забил в жару родник, вода которого оказалась целебной. В 1992 г. в Михайловский храм прибыл о. Андрей (в миру Сергей Воронин). В Нижнем Новгороде он когда-то закончил консерваторию, позднее учился в духовной семинарии Петербурга. Отец Андрей и матушка Анна немало сделали для процветания храма. В руках музыканта по-новому зазвучали колокола. Их малиновый звон далеко разливается сегодня по всей округе. Над источником 25 июня 1995 г. поставили крест. В 1996 г. соорудили часовню с купальней. Вода в ней прозрачная, ледяная. Ступить страшно. Но, омывшись, будто заново родишься. Такое умиротворение на душе! Такая сила в теле!.. В 90-ые годы случилось невероятное. Кто-то принес в храм доску, которая долгое время служила мостиком то ли через ручей, то ли через узенькую, мелкую речушку Ульянку. Огромная, толстая, широкая, темная, она чем-то привлекла внимание. Поставили ее в притвор. А вскоре заметили, что она стала проявляться ликами (хорошо, что по ним не шаркали ногами, икона лежала ликами вниз, к воде). Внесли в храм. Сегодня она удивительно чистая, светлая, и лица святых испытующе смотрят на прихожан. Икона эта уникальна: она универсальна, потому что это икона Всех Святых, а значит, молиться перед ней можно любому небесному покровителю. В марте 1998 г. из Козельска в Михайловский храм привезена икона св. Леонтия. 9 февраля 2000 г. мощи преподобного Леонтия были открыты для всеобщего обозрения. И что удивительно: многие хотели сфотографировать обретенные мощи святого, но … плёнка оказалась засвеченной. Не получилось ни одного снимка.
В 2004 г. московский художник Е.А.Корнеев выполнил стеновую роспись трапезной храма… В 2013 г. построена деревянная летняя трапезная, заложен фундамент зимней трапезной и гостиницы для паломников. Сегодня в Михайловский храм и к целебному источнику нескончаемым потоком идут и едут люди. Собираются сюда и туристы: места здесь привольные, да непростые, колдовские. Совсем рядом, километрах в двух, к юго-западу от села, на берегу Шачи, - рукотворный Михайловский курган, где, по легенде, захоронены воины, погибшие в Смутное время начала XVII века. Вообще легенд о нем сложено немало. Издавна местные жители называют его Волотовой горой, а Волот, согласно Владимиру Далю, - это «гигант, великан, могуч, богатырь». Кто-то говорит, что этот Волот похоронен тут, кто-то утверждает, что богатырь зарыл в этой горе клад. Находятся охотники до сокровищ, копают, да только напрасно: не находят ничего, и к тому жизнь почему-то после таких походов идёт под откос (недаром же считают это место гиблым, нечистым, проклятым, не зря же здесь пропадает мобильная связь и «врут» приборы). Фурмановские краеведы считают, что это святилище языческого бога Велеса, познавшего все силы Света и все силы Тьмы. Это - одно из центральных и самое загадочное существо в славянской мифологии. Он ответственен за всех людей и животный мир в целом, а иногда трактуют его как бога мудрости, как бога - покровителя сказателей и поэзии. Лев Ульев полагает, что в древние времена здесь был огромный ритуальный комплекс. Он выделяет не только Волотову гору, но и Лысую гору на левобережье Шачи, на правом берегу – Бабью гору и Мокошь (здесь была когда-то деревня Мокошкино, название которой, очевидно, связано с языческим божеством Мокошей, олицетворявшей женское начало природы, считавшейся берегиней урожая, покровительницей брака), груду курганов Панов вблизи деревни Введенское. Примечательна Бабья гора, обиталище Бабы-яги, изначально считавшейся берегиней, хранительницей рода. Стоит мужчине здесь провести ночь, чтобы обрести небывалую силу, а на закате можно решить все женские проблемы. Недаром же на деревьях столько разноцветных ленточек, завязанных на ветвях то ли в благодарность, то ли с мольбой о помощи. Здесь же течет чудесная, таинственная, сказочная вода. «Живая вода» - в речке Шухомке, впадающей в Шачу, а «мёртвая вода» - в ручье, текущей между Бабьей горой и Мокошей и издающей неприятный, гнилостный, затхлый запах… Вот такие непростые истории преподносит нам родная земля. И что удивительно: никаких археологических изысканий, как оказалось, здесь не проводилось. Михайловская земля ждет своих исследователей.
|