Логин:
Пароль:
18.08.2017

Исследовательская группа Музея природы Костромской области и регионального отделения РГО завершила обследование ещё четырёх природных заказников, расположенных на левом берегу Унжи. 

14.08.2017

Дорогие друзья! До 30 декабря 2017 года идёт голосование на сайте "ГОРОД РОССИИ. Национальный выбор".

Приглашаем всех принять участие в голосовании и отдать свой голос за нашу любимую КОСТРОМУ. Сейчас мы на ВОСЬМОМ месте. Голосуем каждый день!!! ЗА РОДНОЙ ГОРОД ОБИДНО! ПОДКЛЮЧАЕМ ВСЕХ ДРУЗЕЙ И ДЕТЕЙ!!!

10.08.2017

В дни празднования 865-летия основания Костромы и 73-й годовщины образования Костромской области жители и гости города смогут стать участниками экскурсий по историческим местам Костромы. Экскурсии будут организованы бесплатно 12 и 13 августа.

09.08.2017

Для пополнения передвижного выставочного проекта «Губернаторская библиотека» губернатор Сергей Ситников передал областной универсальной научной библиотеке около 50 книг. 

08.08.2017

В дни празднования своего дня рождения гостеприимная Костромская область принимает гостей Международного фестиваля народного творчества «Наши древние столицы»! Фестиваль пройдёт в Костромской области 12-13 августа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ...

 

 

 


  

  

 

 



Информеры - курсы валют

* МИХАИЛОВСКОЕ. ЧУДЕСА, ТАЙНЫ И ЛЕГЕНДЫ.

Главная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / * МИХАИЛОВСКОЕ. ЧУДЕСА, ТАЙНЫ И ЛЕГЕНДЫ. 

 

КОРОТКОВА Г.А.

 

МИХАЙЛОВСКОЕ.  ЧУДЕСА, ТАЙНЫ И ЛЕГЕНДЫ.

 

Михайловское… Как часто мы связываем село с таким названием с именем А.С.Пушкина. Но посмотрите на карту. Как много таких сёл! Названы они в честь стоящего там храма Михаила Архангела. Такое село есть и рядом с нами, всего в 18 км от Волгореченска (по трассе – 35 км).

Михаиловское Кострома Волгореченск храм 4

 Когда основано оно, неизвестно, но в далёком XIV веке принадлежало Давиду Фёдоровичу, князю Ярославскому. Вотчина была немалая: село Михайловское да деревни Гумница, Петровское, Варварино, Языково, Быково, Некрасовец. Впоследствии усадьба перешла младшей ветви князей Вяземских (возможно, по родству, так как в 12 колене от Рюрика у них общий прародитель – Андрей Владимирович Долгая Рука, родоначальник Вяземских).  Раскинулось имение  на берегу Шачи, в 3 км от центральной дороги, соединяющей Фурманов с Приволжском. Сверните вправо от центральной дороги в сторону Белино, и вскоре перед вами среди полей, лугов, перелесков откроется чудесная картина. Маленькие, деревенские домики, соединённые дощатыми заборами, будто крепко держатся друг за друга. В XIX веке в селении было две улицы, которые делились оврагом: Богатая (ныне Мирная), что шла к храму и где жили зажиточные крестьяне, и Завражье, где ютились небогатые домишки, а жители их работали в Середе (ныне Фурманов) на фабриках купцов-фабрикантов Г.К.Горбунова, И.И.Скворцова, А.А.Клементьева. Работали здесь кузница да мельницы: две водяных и две ветряных.

В советское время в Михайловском был организован колхоз «Новый путь», где были конюшня на 40 лошадей, коровник на 49 голов, овчарник на 120, кузница, магазин.

В северо-западной части села находится церковь Михаила Архангела. В 1565г. здесь иноками Ипатьевского монастыря была построена деревянная церковь.  Обветшала ли она, сгорела ли, неизвестно, но в 1701г. поставили новый деревянный храм. А в начале XIX века монахи Троицкого собора Ипатьевского монастыря (храм относился к Костромской епархии, а село с деревнями входило в Костромскую губернию) принесли в село  Феодорскую икону. Жили в землянках, молились в старой, ветхой церкви и мечтали поставить храм из камня. Получив разрешение на постройку, прихожане стали собирать деньги. Монахи выбрали место для будущего храма, расчистили его и, принеся икону, молились, прося благословения у Всевышнего. Но на утро икона оказалась совсем в другом месте. И так случалось трижды. Что ж делать? Икона (а скорее сама Феодоровская Божия Матерь) выбрала место нового белокаменного храма.

Михаиловское Кострома Волгореченск храм 1

Построенный в 1819 г., он и по сей день стоит здесь. В архитектуре его проработаны мотивы древнерусского зодчества и позднего барокко. Главный пятиярусный иконостас – характерное для середины XIX века классическое произведение. Храм имеет два придела: холодный в честь Архангела Михаила и тёплый во имя святого Тихона Амафунтского. Его колокольня, устремленная к небу, далеко видна всем, кто спешит приклонить колени перед старинными иконами,  перед ликами святых. А икон здесь немало: и Николая Угодника, и Архангела Михаила, и Икона Феодоровской Божией Матери и многие-многие другие. Все они старинного письма, более строгие, не такие красочные, как современные. Есть и вовсе удивительная редкая икона – Кипрская.  Она не привычна для нас (по крайней мере, такого списка не видела нигде: ни в одном храме, ни в интернете). Она чем-то похожа на картины художников эпохи Возрождения, писавших мать с ребёнком…

Этот храм никогда не закрывал двери для своих прихожан.  Даже однажды произошло невероятное. В конце войны он остался без священника, и тогда три прихожанки отправились на поклон в Москву к Сталину. Он принял их, выслушал и … ничего не сказал, но священника прислал… В храме – полумрак и тишина  такая, что слышно, как потрескивают  свечи. Под  его высокими сводами необыкновенно легко дышится.

Михаиловское Св. Леонтий

Село и храм – место служения канонизированного 14 августа 2000 года православной церковью святого Леонтия Михайловского. Его мирское имя – Лев Фомич Стасевич (1884–1972). В 1912 г. он постригся в монахи под именем Леонтия в честь святителя Ростовского. Настоятелем храма в Михайловском отец Леонтий стал в 1955 г., после третьего ареста по обвинению его в антисоветской деятельности. Ни аресты, ни преследования, ни издевательства (даже окунание в выгребную яму) – ничто не могло заставить его отказаться от веры. Он очень многих исповедовал. Исповедь эта, как вспоминает владыка Амвросий, архиепископ Ивановский и Кинешемский, «была всегда удивительно плодотворной, очень духовной и смиренной, …он никогда не обличал человека в его недостатках, а старался говорить так, чтобы человек не обиделся». «Говорил просто и жизненно, жил скромно, помогал многим», – так отзываются о нём прихожане.

Отец Леонтий многое предвидел в жизни. В проповедях он неоднократно говорил об открытии мощей преподобного Серафима Саровского и о том, что с этого момента начнется «новый мир». Действительно, после открытия в 1991 г. в Санкт-Петербурге мощей Серафима и перенесения их в Дивеево в Москве совершились события, изменившие жизнь России. Однажды о. Леонтий сказал, что в Михайловском будут снимать кино. Так и произошло. Летом 1985г. Николай Губенко снимал фильм о последствиях смерча, обрушившегося на Ивановскую и Костромскую земли. А в другой раз заметил: «Вот умру я, и из меня много воды потечёт». Сбылось предсказание. После его смерти летом 1972 г. была страшная засуха. И вдруг у подножия холма Хохлиха, в нескольких десятках метров от могилы св. Леонтия, забил в жару родник, вода которого оказалась целебной.

В 1992 г. в Михайловский храм прибыл о. Андрей (в миру Сергей Воронин). В Нижнем Новгороде он когда-то закончил консерваторию, позднее учился в духовной семинарии Петербурга. Отец Андрей и матушка Анна немало сделали для процветания храма. В руках музыканта по-новому зазвучали колокола. Их малиновый звон далеко разливается сегодня по всей округе.

Михаиловское купальня 1

Над источником 25 июня 1995 г. поставили крест. В 1996 г. соорудили часовню с купальней. Вода в ней прозрачная, ледяная. Ступить страшно. Но, омывшись, будто заново родишься. Такое умиротворение на душе! Такая сила в теле!..

В 90-ые годы случилось невероятное. Кто-то принес в храм доску, которая долгое время служила мостиком то ли через ручей, то ли через узенькую, мелкую речушку Ульянку. Огромная, толстая, широкая, темная, она чем-то привлекла внимание. Поставили ее в притвор. А вскоре заметили, что она стала проявляться ликами (хорошо, что по ним  не шаркали ногами, икона лежала ликами вниз, к воде). Внесли в храм.  Сегодня она удивительно чистая, светлая, и лица святых испытующе смотрят на прихожан.  Икона эта уникальна: она универсальна, потому что это икона Всех Святых, а значит, молиться перед ней можно любому небесному покровителю.

В марте 1998 г. из Козельска в Михайловский храм привезена икона св. Леонтия. 9 февраля 2000 г. мощи преподобного Леонтия были открыты для всеобщего обозрения. И что удивительно: многие хотели сфотографировать обретенные мощи святого, но … плёнка оказалась засвеченной. Не получилось ни одного снимка.
Михаиловское могила св. Леонтия1


Сегодня рака с мощами святого Леонтия стоит в храме, а на могиле, где покоилось когда-то его бренное тело,  поставлен  памятник.

В 2004 г. московский художник Е.А.Корнеев выполнил стеновую роспись трапезной храма… В 2013 г. построена деревянная летняя трапезная, заложен фундамент зимней трапезной и гостиницы для паломников. Сегодня в Михайловский храм и к целебному источнику нескончаемым потоком идут и едут люди.

Собираются сюда и туристы: места здесь привольные, да непростые, колдовские.  Совсем рядом, километрах в двух, к юго-западу от села, на берегу Шачи, - рукотворный Михайловский курган, где, по легенде, захоронены воины, погибшие в Смутное время начала XVII века. Вообще легенд о нем сложено немало.  Издавна местные жители называют его Волотовой горой, а Волот, согласно Владимиру Далю,  - это «гигант, великан, могуч, богатырь». Кто-то говорит, что этот Волот похоронен тут, кто-то утверждает, что богатырь зарыл в этой горе клад. Находятся охотники до сокровищ, копают, да только напрасно: не находят ничего, и к тому жизнь почему-то после таких походов идёт под откос (недаром же считают это место гиблым, нечистым,  проклятым, не зря же здесь пропадает мобильная связь и «врут» приборы).  

Фурмановские краеведы считают, что это святилище языческого бога Велеса, познавшего все силы Света и все силы Тьмы. Это - одно из центральных и самое  загадочное существо в славянской мифологии. Он ответственен за всех людей и животный мир в целом, а иногда трактуют его как бога мудрости, как бога  - покровителя сказателей и поэзии. Лев Ульев полагает, что в древние времена здесь был огромный ритуальный комплекс. Он выделяет не только Волотову гору, но и Лысую гору на левобережье Шачи,  на правом берегу – Бабью гору и  Мокошь (здесь была когда-то деревня Мокошкино, название которой, очевидно, связано с языческим божеством Мокошей, олицетворявшей женское начало природы, считавшейся берегиней урожая, покровительницей брака), груду курганов Панов вблизи деревни Введенское. Примечательна Бабья гора, обиталище Бабы-яги, изначально считавшейся берегиней, хранительницей рода. Стоит мужчине здесь провести ночь, чтобы обрести небывалую силу, а на закате можно решить все женские проблемы. Недаром же на деревьях столько разноцветных ленточек, завязанных на ветвях то ли в благодарность, то ли с мольбой о помощи. Здесь же течет чудесная, таинственная, сказочная вода. «Живая вода»  - в речке Шухомке, впадающей в Шачу, а «мёртвая вода» - в ручье, текущей между Бабьей горой и Мокошей и издающей неприятный, гнилостный, затхлый запах…

Вот такие непростые истории преподносит нам родная земля. И что удивительно: никаких археологических изысканий, как оказалось, здесь не проводилось. Михайловская земля ждет своих исследователей.