Логин:
Пароль:
15.02.2018

 В Костроме прошли мероприятия, посвящённые Дню памяти о россиянах, исполнявших воинский долг за пределами Отечества. Память героев почтили на мемориальном комплексе «Аллея памяти» и на городском кладбище на улице Костромской у мемориалов воинам, погибшим в Афганистане и на Северном Кавказе.

14.02.2018

Картинки по запросу В КОСТРОМЕ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА САМАРИНА. 12 февраля 2018 года в Костроме состоялись мероприятия, посвящённые 150-летию со дня рождения выдающегося российского государственного деятеля московского губернского предводителя дворянства, обер-прокурора Святейшего Синода, члена Императорского Государственного Совета Александра Дмитриевича Самарина (1868 -1932), похороненного в Костроме.

14.02.2018

Дорогие друзья! До 30 декабря 2018 года идёт голосование на сайте "ГОРОД РОССИИ. Национальный выбор".

Приглашаем всех принять участие в голосовании и отдать свой голос за нашу любимую КОСТРОМУ. Сейчас мы на ВОСЬМОМ месте. Голосуем каждый день!!! ПОДКЛЮЧАЕМ ВСЕХ ДРУЗЕЙ И ДЕТЕЙ!!!

13.02.2018

 В Костроме продолжаются работы по созданию культурно-выставочного комплекса в центральной части города «Музейное подворье». 

13.02.2018

 В Галичском районе эти выходные провели по-сказочному. Фестиваль «По щучьему велению» собрал гостей из всех сёл и деревень Галичского района. Их встречали хлебом-солью, песнями, а также горячей казачьей похлёбкой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ...

 

 

 


  

  

 

 



Информеры - курсы валют

* Л. Поросятковская. Бывшая синодальная типография.

Главная / * КРАЕВЕДЕНИЕ / * Л. Поросятковская. Бывшая синодальная типография. 

 

Любовь Поросятковская,

 

главный архивист ГАКО

 

БЫВШАЯ СИНОДАЛЬНАЯ ТИПОГРАФИЯ

 

 Ровно «нацать» лет тому назад я закончила учебу в Московском государственном историко-архивном институте. Помнится, студенты нашей альма-матер весьма гордились своим заведе-нием: и его историческими, полными тайн и загадок зданиями, и историческими знаниями, кото-рыми «начиняли» будущих архивистов. Новичков-первокурсников поражали толстые стены, сводчатые окна, лестничные переходы. По солнечным часам, устроенным на наружной стене по улице тогда 25 Октября, ныне Никольской, все учились узнавать точное московское время.

 «Вот главный фасад здания, поистине красивейшего не только на Никольской улице, но и по всей Москве…Готический вкус зодчества, смешанный со вкусом арабским и с новейшим, итальянским, представляет зрителю нечто превосходное. Дабы иметь точное понятие о красоте сего здания, надлежит его видеть. Какое величие и благородство во всех частях фасада! Посмотрите на одни ворота. Над оными в линии бельэтажа находятся вернейшие солнечные часы, коих двое и кои помещены по сторонам в симметрии…», – так отзывался современник началу Х1Х века о только что воздвигнутом здании Московской синодальной типографии.

 Во все времена всеобщее внимание привлекали изысканные изображения льва и единорога на стене фасада. Типография св. Синода использовала эту старинную эмблему со львом и единорогом, символом могущества и чистоты, как преемница традиций царского Печатного двора. Позже, работая уже в архиве, я встречала точно такие же, только «водяные» (в виде водяных знаков) на листах церковных метрических книг. Синодальная типография получала немалый доход, имея монополию на печатание и тиражирование метрических бланков, на которых причт делал «чистую» – для консистории, и «черную» – для церковного архива, записи о рождении, браке или смерти своих прихожан.

 История Государева печатного двора транслировалась всеми закоулками нашего института, занимавшего всю его бывшую территорию. С выпуска первой книги, «Псалтири», в 1614 году началась его хроника: царь Михаил Федорович, едва покинув Кострому, «повеле мастеру Никите… составити штанбу…не щадя царския казны». Для «штанбы», «друкарни», на современном языке типографии, построили в 1679 году каменные двухэтажные палаты (в них мы, студенты, практиковались в одной из любимых источниковедческих дисциплин, «кинофонофотодо-кументах»: через «черный» выход пересечь двор). За столетие до их постройки здесь же, как свидетельствуют исторические источники, дьяк церкви Николы Гостунского (в Москве) Иван Федоров и Петр Мстиславец, известные как первопечатники, выпустили 1 марта 1564 года первую датированную печатную русскую книгу «Апостол».

 Традиция печатного дела поддерживалась на этом «заколдованном» месте на Никольской улице почти пять веков, включая и период соседства книжной торговли известного издателя с костромскими корнями Ивана Дмитриевича Сытина, и советский этап деятельности государственной типографии «Госзнак».

 

СЛЫШАТЬ ГОЛОСА ПРОШЛОГО

 

 «На смену придут другие…». Слова этой песни напоминают о том, что в культурнодуховном пространстве Костромского края должны появляться и, слава Богу, появляются молодые творческие личности, которые интересуются архивными документами, собирают старые вещи и фотографии, записывают воспоминания старожилов. Они слышат живые голоса прошлого и готовы оберегать нашу историческую память, понимая, что это нужно для будущего.

 В начале декабря были подведены итоги областного открытого фестиваля-конкурса «Вифлеемская звезда» в номинации «Литература, история, краеведение». В направлении «Научное историко-краеведческое исследование по истории Костромской епархии» победителями в средней возрастной группе (11-14 лет) признаны Алена Голубева из Судиславской средней общеобразовательной школы и Екатерина Шалина из Клеванцовской средней об-щеобразовательной школы Островского района. В старшей возрастной группе (15-17 лет) лучшими стали учащиеся Максим Смирнов (средняя общеобразовательная школа №4 им. Ф.Н.Красовского, г. Галич) и Светлана Филатьева (профессиональное училище №1 им. Героя Советского Союза Ю.В.Смирнова, г. Макарьев). В молодежной возрастной группе (18-25 лет) отмечены Даниил Голенда из Галичского индустриального колледжа и Татьяна Голубева, специалист по работе с молодежью МЦ «Истоки» (с.Орехово Галичского района). Предлагаем вниманию читателей работу Даниила Голенды, будем считать, что она посвящена 100-летию Костромского церковно-исторического общества.

ВЕЧНЫЕ ХРАМЫ РОССИИ

 В древнерусские времена уходит история села Михайловского Галичского района. Село в 1533¬1537 гг. – центр поместья Чередовых. Соседствовало с горой Подшибель, на которую претендовали Чередовы, деревней Шокшей и поместьем Василия Ивановича Кузьмина.

 В XVIII веке владельцем села Михайловское был князь Фёдор Алексеевич Голицын, брат воспитателя Петра 1 Бориса Алексеевича. В Российском Государственном архиве древних актов (РГАРДА) сохранилась челобитная, датированная мартом 1716 года, которую Фёдор Алексеевич подал в Патриарший приказ. В ней он писал, что в его вотчине в Галичском уезде в селе Михайловском церковь Архангела Михаила обветшала, но без указа и без благословения Преосвященного Стефана Митрополита он не смеет разобрать и срубить ветхие брёвна. Построить на прежнем церковном месте новый храм в своей вотчине взамен обвет-шавшего он также не имеет права без благословения Преосвященного Митрополита. В своей челобитной Фёдор Алексеевич Голицын просил Преосвященного Стефана «... построить и к освящению изготовить и сотворить той церкви освящение и о том дать указ». На грамоте подписано: «1719 г. в 11 день марта дать благословенная грамота» и здесь же отмечено: «Дано».

 Надо сказать, что и для ремонта, и для строительства новой церкви требовалось разрешение Патриархата. А пришедшие в негодность брёвна, из которых была построена старая церковь, использовать в дальнейшем на какие-либо хозяйственные нужды было нельзя. Их необходимо было вывезти в поле и там сжечь. (…)

 Ныне существующий каменный храм в селе Михайловском был возведён уже при потомках Ф.А.Голицына на средства прихожан. У Фёдора Алексеевича было две дочери: Прасковья и Мария, которых он выдал замуж за князей П.Н. Щербатова и П.А. Толстого. Село Михайловское с деревнями, которые «к нему тягли» (близлежащие деревни этого прихода), в качестве придан-ного перешло к ним. Князья владели этой своей вотчиной до 1860 года. Вот что говорится в «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии, составленном на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом костромского губернского ста-тистического комитета, кафедрального Успенского Собора протоиереем Иоанном Беляевым» в 1863 году:

 «В Галичском уезде Церкви, причты коих получают вспомогательные из казны оклады, по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному штатному положению, соответственно 7 классам.

А). Церкви, состоящие в 4 классе.

 Св. Архистратига Михаила и бесплотных Сил села Михайловского Каменная, с каменною ко-локольнею и оградою, построена в 1789 году. Престолы: во славу Богоявления Господня, и в честь: святого Архистратига Михаила и бесплотных Сил, и святых апостолов Петра и Павла. Причта по штату положено: священник, диакон, дьячек и пономарь; и сверх штата состоят в клире: свя-щенников два, дьякон, дьячек и пономарей два.

 Жалованье штатному причту отпускается каждогодно из казны 258 рублей, процент с капитала 400 рублей поступает в пользу причта. Из жалованья штатный священник получает 144 рубля, дьякон 54 рубля, дьячек 36 рублей, пономарь 24 рубля.

 Земли 33 десятины. План на землю и межевая книга есть при церкви. Прихожан мужского пола 1120, женского 1633, в том числе раскольников 9 и раскольниц 48, поморской секты. Дворов 367. Приходские люди имеют жительство в 12 селениях, на пространстве 4 верст от церкви. Препятствий сообщению прихожан с церковью нет.»1

 «У Толстых в 1860 году было 244 крепостных душ и 1421 дес. земли. В 1863 году в приходе церкви Михайловского в округе четырёх вёрст числилось 12 селений, в которых было 367 дворов, а жителей в них, т.е. прихожан в церкви, – 1120 мужского пола и 1633 женского пола.

 Церковь оказывала большое влияние на жизнь села. Без священника не начиналось и не за-канчивалось строительство нового дома. Вся трудовая жизнь и все праздники были связаны с церковью, да и сама жизнь человека со дня его рождения и до самой смерти сопровождалась священником.

 Церковь Михаила Архангела является ярким примером сочетания барочных архитектурных форм с характерной для архитектуры’ ХII века объёмно-пространственной композицией. Монументальная кирпичная церковь с обширной трапезной и шатровой колокольней построена в 1789 г. месте предшествующего ей деревянного храма. В конце XIX– начале XX века рядом с церковью была выстроена небольшая кирпичная сторожка. В 1901 г. стены храма снаружи были оштукатурены, заменены полы и печи. В интерьере храма сохранились фрагменты масляной живописи. Окружавшая территорию кирпичная ограда утрачена.

 «До войны церковь была в отличном состоянии, обнесена капитальной кирпичной оградой. Купола и кресты позолочены. В церкви было два алтаря, ризница с позолотой, очень богатое убранство, росписи, иконы, утварь. Как входишь в церковь – смотрел Иисус огромными глазами. Меценатами церкви были богачи Строгановы, Громовы, Каликины, их имения были в Шокше, а жили они в Питере. В церкви был центральный вход, парадные ворота, куда входили прихожане, входили свадьбы и траурные процессии. Есть у А.К.Саврасова картина «Грачи прилетели», там изображена похожая церковь. По такому типу построено ещё много церквей в России. Около храма хоронили тех людей, которые много сделали для церкви, для села и его жителей.. Впоследствии, примерно в 70-х годах, когда в селе копали водопровод, многие эти могилы были раскопаны. Недалеко от церкви находилось, находится и сейчас, сельское кладбище. Раньше оно было обнесено оградой, были входные ворота, широкая центральная аллея При церкви был церковный хор, причем, из одних михайловских жителей. Вот их фамилии: Хаханова, Малофеева, Новинская, Налимовы, Тихомировы. Все певчие имели оперные голоса».

 Безусловно, проводниками духовных начал, проводниками культуры были настоятели храма, которые служили здесь в разное время.

 Их дом находился напротив церкви. «Дом был старинный, с чуланками, кладовыми. В жаркое лето рассыхался и поскрипывал каждой.дощечкой, а в осенние дожди чернел и облезал. Когда-то в нём было богато и шумно». Старожилы очень тепло отзываются о батюшке Алексее. Это был вы-сококультурный человек, показывающий своим примером высокое служение не только Богу, но и местным жителям. У него была большая библиотека, в которой были собраны не только духовные книги, но также много было книг по истории, философии. Честный, умный, благородный – таким он остался в памяти старожилов села.

 У отца Алексея и матушки Таисии был один сын, который принял Октябрьскую революцию, стал красным комиссаром, участвовал в гражданской войне. Получил не малый пост в Костроме. Его жизнь оборвалась трагически. Сиротами остались малолетние внук и внучка отца Алексея и матушки Таисии. В доме дедушки и бабушки выросли Александр и Нина людьми высокой нрав-ственности. Когда началась война, они были уже взрослыми.

 Вот что рассказала Леванина Римма Павловна: «Моего отца должны были забрать на фронт. Дома, на руках мамы, оставались мы, пятеро детей, старшему из которых исполнилось десять лет, а младшему десять месяцев. Саша пошёл в военкомат и попросил, чтобы его послали на войну вместо нашего отца. Этот его поступок мы помним всегда. На войну ушли оба. И оба сложили там головы…»

 30-е годы были страшными. В стране начались политические репрессии. Одного за другим арестовывали священнослужителей. В 1937 году батюшку Алексея посадили ни за что, попал под общую волну. Увезли его на повозке вооруженные люди, заставив нести тяжелый мешок конфи-скованных книг. Отсидел 10 лет. Пришёл старый, больной, слепой и вскоре умер. Реабилитирован 19 мая 1989 года. Похоронены батюшка Алексей и матушка Таисия на Михайловском сельском кладбище.

 С 1938 года началось разрушение церкви. Были вывезены все иконы, церковная утварь, позолоту смывали кислотой, увозили в город. Был сброшен и колокол. Вот что вспоминает очевидец этих событий Леванина Римма Павловна. «Перед началом войны было принято распоряжение, что нужен металл для оружия. Собрался весь народ. Все плакали, крестились, просили не трогать колокол. Но его всё равно сбросили. Колокол был огромный, даже распался на несколько частей. Я считаю, что только поэтому не вернулись с войны почти все мужчины нашего села»,– говорит Римма Павловна.

 Разграбленную церковь купила в колхоз председатель П.А. Волгина за 60 тысяч рублей. Храм превратили в склад для хранения зерна, картофеля, потом гараж для техники. Только поэтому церковь не разломали совсем, она осталась в таком виде до начала XXI века.

 В сентябре 1999 года в газете «Галичские известия» был опубликован очерк советского поэта Олега Николаевича Шестинского «Помяни, Господи!»

 Я приведу отрывок этого очерка. «…Однажды меня по дороге в Михайловское нагнал громыхающий, вздымающий клубы пыли трактор. Он резко затормозил, брякнула скрипучая железная дверца. Рыжий и приветливо курносый молодой мужик окатил баском:

 – Саживай. Чай, к нам топчешь пыль?

 – А куда вы?»

 – К Господу Богу! – хохотнул тракторист и протянул мне задубевшую ладонь:– Геннадий!

Я забрался в кабину. Поинтересовался:

 – Что значит к «Господу Богу»?

 – Ах ты, – развеселился Геннадий, – щас тебе и покажу!»

 Мы рванули в желто-песчаной мути, вскарабкались на взгорок, переполошили кур на деревенском лужку и, круто свернув, вломились в церковный двор. А там, не задерживаясь, сквозь снесенную стену – внутрь, под купол, лязгая по каменному, еще не раскрошенному полу.

 «Вот мы и у Господа!»– белозубо объяснил Геннадий. Я надавил на дверцу, она щелкнула запором, и я выбрался из кабины и наткнулся впрямую на настенный образ Николы-Чудотворца с замазанным белилами одним оком. Странный святой – словно раненый, с белою повязкой, перетянутой через голову. Я опешил, отступил назад и выбрался из церкви через пролом. Вечером поведал о том Таисии Петровне, и она заплакала с пришептыванием,– мол, за какие грехи сии напасти?».

 При встрече со старожилами мне пришлось неоднократно слышать: «Да разве сегодня дали бы порушить такую красоту!» Село без действующего храма опустело, и многие невзгоды в жизни происходят оттого, что люди перестали верить в Бога и молиться.

 Благочинный галичского округа протоиерей Александр Шастин, общественность села много сделали для того, чтобы включить святыню в Федеральную программу по восстановлению храмов. 21 ноября 2005 года в честь престольного праздника – Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных – в разрушенном храме отец Александр отслужил торжественный молебен. Впервые в этот день за много десятилетий стены храма согрелись теплом свечей и человеческих душ.

 В 2007 году церковь Михаила Архангела включена в Федеральную программу по восстановлению храмов России.

 В 2008 году начались работы по восстановлению храма. Педагоги и студенты индустриального колледжа принимают участие в восстановительных работах. Они проводят субботники по уборке территории храма. Летом 2010 года в колледже был организован строительный отряд, который занимался расчисткой пола четверика церкви.

 Люди живут верой и надеждой на то, что когда-нибудь их храм наполнится прихожанами, а по округе разольётся звон колоколов, как было раньше, очень давно. А пока только в большие престольные праздники в церкви проходят службы. Вот уже третий год приостановлены восстановительные работы.

 Еще помнят старожилы села старинные традиции и обычаи. Летними престольными празд-никами церкви св. Архистратига Михаила были Никола Вешний (22 мая), Петров день (12 июля). Зимним праздником– Михайлов день (21 ноября). Во все престольные праздники батюшка проводил крестный ход. Заходили во все дома и читали молитвы. К праздничной службе в церкви прихожане одевались во всё самое лучшее, детей приводили нарядными, вымытыми, расчёсанными.. Уже с раннего утра в праздничный день под окнами ходили нищие. Им подавали милостыню, чтобы они тоже смогли отметить праздник.

 Перед праздником мыли и убирали дом. Мыли потолки и стены. Всё, что можно было, стирали. Накануне праздника обязательно топили баню. Чистили иконы. Если позолоченные или серебряные– мелом, деревянные– мыли. Накануне праздника зажигали лампады. Каждый старался справить обнову, сшить или купить новый наряд. После окончания службы за праздничным столом собирались гости, в первую очередь близкие родственники: братья, сёстры. Во главе стола сидел хозяин, по правую руку хозяйка. Дети сидели отдельно, никогда вместе со взрослыми не были. На столе обязательно присутствовали пироги, студень, мясо с картошкой, копчёная рыба. Каждая хозяйка приберегала к празднику все самое лучшее, чтобы хорошо угостить гостей. В деревне Богчино была мельница, мололи зерноь на муку, на крупчатку. Горячи-тельных напитков было мало. Рюмочки были небольшие. Пьяных не было. Село было очень трезвое. К празднику варилось домашнее пиво. Как это делалось, рассказала старожил села Иванова Римма Константиновна 1928 года рождения. «Расстилали холст, на него клали зерно 5-7 см., поливали водой и ждали, когда оно прорастёт. Затем сушили в русской печи, получался солод, его мололи. Пиво варили в специальных корчагах, отдельно каждая семья».

 В престольный праздник в отчий дом старались собраться все разъехавшиеся из него члены семьи. Если не было возможности прибыть в гости, присылались поздравления.

 Вечером праздник переносился на улицу. Собирались все в центре села. Танцевали, водили хороводы. С гармошкой и песнями ходили по улицам села. Здесь были все, и молодые, и старые. Собирались и жители окрестных селений, особенно молодёжь. В свою очередь жители с. Михайловское ходили гулять в соседние деревни в их престольные праздники.

 Русский человек умел веселиться! После уборки урожая настаёт время посиделок. Девушки делали между собой складчины деньгами и хлебом, закупали сласти, варили пиво, и веселые вечеринки продолжались до весны, когда вместо душной избы гуляния переносились на природу. В прежние времена девушки приходили на посиделки с прялками, а молодые парни– с рассказами, песнями и гармонью. Кавалеры переходят из одного селения в другое и остаются дальше там, где посиделки больше по количеству девушек, а потому веселее. Песни сменяются танцами и играми. Танцуют кадриль, польку. Многие в это время решают свою судьбу и женятся. Свадьба начиналась с венчания в церкви и длилась обычно два дня. Вспоминает Римма Павловна Леванина:

 «К церкви жених с невестой подъезжали в празднично украшенном экипаже. Цветами были украшены и лошади, и дуги. Собиралось много гостей. Все были в своих лучших нарядах. Вслед за священником жених и’ невеста входили в церковь, за ними шли гости. Невеста была в белом платье, фате. Всё было скромно, красиво, празднично и именно по– церковному. Очень трога-тельные поздравления. Много цветов, прихожан. Поэтому все браки были прочные, без раз-водов. По окончании венчания священник брал молодых за руки и провожал их до экипажа. Впереди несли икону, которой благословляли молодых на новую жизнь, и она хранилась в семье до самой смерти».

 Одним из любимых праздников жителей села было Рождество Христово. На Рождество всегда ставили ёлку. Украшением ёлки занимались дети. С Рождества (7 января) по Крещение (19 января) были Святки. В святки ходили ряжеными по домам колядовать. При входе в дом все дружно пели молитву, потом частушки, плясали. Хозяин подносил взрослым парням чарку с водкой, а детям давали пирога или сладостей. Эта традиция колядовать сохранилась и по сей день.

 На Крещение девушки гадали. Красочный и красивый был праздник проводов зимы - Масленица. Всю масленичную неделю молодёжь собирала дрова на масленку, на костёр, который жгли в Про-щёное воскресенье, последний день Масленицы. И вот наступал вечер. К Масленице собирались все жители. Зажигался костёр, и начиналось веселье: пляска под гармошку, пение частушек.

 За Масленицей наступал долгий великий пост. Пост соблюдался почти во всех семьях в селе. Соблюдают его и сейчас многие старожилы. Пасха всегда была праздником из праздников, и готовились к ней очень тщательно. Праздник чувствовался во всём. Жители села надевали свои лучшие наряды, при встрече обменивались поцелуями– христосовались, обменивались крашеными яйцами. На столах снова были пироги, рыба, молоко, творог. В специальных формах-пасочницах делали из творога сыр, пекли пышные куличи.

 В «Красную горку» шли окликать молодых. Под окнами дома, где жили молодожёны, громко пели:

Молодая молодица
Подавай наши яица!

 И молодая должна была вынести несколько крашеных яиц. И дети, и взрослые играли в игру «Катание яиц». Желающих собиралось всегда много. Смех, шутки, веселье. Праздник! Так спокойно и размеренно текла жизнь в селе. Все люди, все семьи были очень порядочные, хулиганов не было. Детей приучали со всеми здороваться, все дети учились в школе. Это потом всё измельчало. Уклад жизни, который складывался столетиями, перестал существовать, потерялись ценности, ради которых люди жили, работали, воспитывали детей».

 Возродится ли Духовность, Вера, Надежда, Любовь?

Источники

 1 Статистическое описание соборов и церквей костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора протоиереем Иоанном Беляевым. – С-Пб- в типографии Почтового Департамента, 1863.- 109 с.

 Памятники архитектуры Костромской области: каталог. Вып.3. г. Галич, Галичский р-н. – Кострома. 2001. – 400 с.

 Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края: материалы для истории. – Кострома, 2000. – 536 с.

 Белов Л., Касторский В., Соколов Н. Галич. – Кострома, 1959. – 143 с.

 Шестинский О. Помяни, Господи. (Путевые заметки) // Галичские известия. – 1999. – 2 сентября.

* Публикуется в сокращении.